Конспект теории психического развития

Обновлено: 07.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития

Понятие о психическом развитии. Возрастная периодизация и основные теории психического развития
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Общие подходы к проблеме психического развития
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой - дискретен.
Согласно теории непрерывного развития, развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития, развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л. С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему, непосредственно связанному с развитием, признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.


1. Периодизации детского развития по внешнему критерию

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить:


1.1. Периодизация В. Штерна


В. Штерн - один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка В. Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению В. Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст В. Штерн называет возрастом просвещения, и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.


1.2. Периодизация С. Холла


1.3. Периодизация Р. Заззо


В периодизации Р. Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; позже - стадия высшего или университетского образования.
Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, а структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.


1.4. Периодизация А. В. Петровского


В периодизации А. В. Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления. Наиболее значима для ребенка, по сравнению с остальными, референтная группа, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую референтную группу. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой являются фактором формирования личности ребенка.


2. Периодизации детского развития по внутреннему критерию


В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей у П. П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга и т. п.


2.1. Периодизация П. П. Блонского


П. П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смена зубов. Поэтому детство делится на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).


2.2. Периодизация З. Фрейда


2.3. Периодизация Л. Колберга


2.4. Периодизация Ж. Пиаже


3. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев


В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизации Э. Эриксона, Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.


3.1. Периодизация Э. Эриксона


3.2. Периодизация Л. С. Выготского


3.3. Периодизация А. Н. Леонтьева


В основе периодизации А. Н. Леонтьева лежит ведущий вид деятельности, он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношеский с учебно-профессиональной деятельностью.


3.4. Периодизация Д. Б. Эльконина


Периодизация Д. Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Даниил Борисович Эльконин развил представления Л. С. Выготского о детском развитии и предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис. В детском развитии Д. Б. Элькониным были выделены три основных периода. Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения потребностно-мотивационной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической (интеллектуальной) сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.


3.5. Периодизация В. И. Слободчикова

Изучив данный материал, Вы узнаете о содержании основных зарубежных теорий психического развития, а также о сущности деятельностного и культурно-исторического подходов в отечественной психологии. Рассмотрите специфику понятийного аппарата основных психологических теорий и овладеете навыками анализа разных ситуаций со стороны различных психологических теорий.

Эта статья поможет Вам научиться производить самостоятельный анализ психологических подходов, их практической значимости на этапе современного развития психологической практики и науки. Помимо этого Вы сможете рассмотреть современные проблемы в области детской психологии со стороны ключевых теорий психического развития.

Сегодня нет единой теории психического развития, которая смогла бы дать полное представление о развитии психики ребенка. Только при рассмотрении основных идей нескольких теорий, мы может получить в определенной мере полную картину развития ребенка. Речь идет о психоаналитической, когнитивной, бихевиористской и гуманистической теории.

Психоаналитическая теория развития психики ребенка

Биологический фактор, в частности либидо, а также опыт раннего семейного общения играют основную роль в развитии. Фрейд создал периодизацию психического развития. В основе ее лежит удовлетворение инстинктивных влечений ребенка, а также связь сексуальной энергии эрогенных зон. Исходя из этого, Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития человека:

  • оральная стадия, от 0 до 2 лет;
  • анальная стадия, от 2 до 3 лет;
  • фаллическая стадия, от 4 до 5 лет;
  • латентная стадия, от 6 до 12 лет;
  • генитальная стадия, от 12 до 18 лет.

З. Фрейл считал, что при благополучном прохождении оральной, анальной и фаллической стадий, личность будет сформирована психически здоровой. При возникновении трудностей на данных стадиях, возможны различные психологические проблемы во взрослом состоянии.

Идеи Зигмунда Фрейда продолжила Анна Фрейд. Она разработала учения о нормах и патологиях психического развития в детском возрасте. Дж. Боулби исследовал вопросы влияния привязанности ребенка к матери во время младенчества на будущее психическое развитие.

Согласно учению Анны Фрейд о конфликте ребенка и общества, естественные потребности ребенка очень часто не соответствуют нормам и требованиям, которые приняты в социуме. Речь идет о сне, кормлении, воспитании опрятности. Эти несоответствия приводят к конфликтному существованию ребенка и общества, к обязательному введению ребенка в незнакомый ему эмоциональный мир. До момента формирования определенного уровня самостоятельности у ребенка, он нуждается в окружающем мире, для того чтобы удовлетворить все свои потребности. Несогласованность действий родителей с потребностями ребенка во время воспитания, а следование жестким предписаниям, ведет к возникновению различных трудностей и проблем, проявляющихся в нарушении сна, во время кормления, появление процессов элиминации и страха одиночества.

Ребенку легче заснуть в постели матери при тесном соприкосновении с маминым телом, но данная потребность не соответствует гигиеническим требованиям. Поэтому ребенок начинает искать для себя разные средства, для того чтобы сделать легче переход от бодрствования ко сну. Это может быть сосание пальца, одеяла и т.д.

Английский психоаналитик Джон Боулби (1907 – 1990) и канадский психолог Мэри Эйнсворт (1913 – 1999) вывели теорию привязанности. Как и классический психоанализ, данная теория основывается на опыте первых взаимоотношений ребенка и матери. Но эта теория говорит о том, что привязанность к матери не основывается на удовлетворении естественных биологических потребностей, а является защитой и безопасностью. Младенец привязан к матери генетически и эволюционно, но форма привязанности обуславливается материнским поведением. Уровень привязанности и внутренний образ-модель себя и других формируется в конце первого года жизни ребенка и влияет на дальнейшее развитие психики ребенка.

Когнитивная теория развития: понятие и особенности

Когнитивная теория детского развития изучает проблемы развития и становления когнитивных процессов: мышление, усвоение знаний и т.д.

Когнитивная теория развития рассматривает развитие интеллекта как основу психического развития ребенка. От интеллекта зависит развитие памяти, восприятия, чувств и эмоций. Под развитием понимается эволюционирование психических структур или методов обработки информации, являющихся в большинстве своем наследственными и зависящих от степени зрелости ребенка.

Жан Пиаже (1896 – 1980), швейцарский ученый, один из самых известных представителей когнитивной теории. Он разработал концепцию когнитивного развития, в основе которой находится созревание когнитивных компонентов в структуре психики ребенка.

Рассмотрим основные процессы, которые определяют когнитивное созревание:

При познании окружающей действительности происходит адаптация к окружающей среде. Под интеллектуальным развитие ребенка понимается адаптация к окружающей среде, которая осуществляется посредством усовершенствования процессов аккомодации и ассимиляции.

Пиаже первым открыл качественные особенности детского интеллекта и создал оригинальную периодизацию психического развития, в основе которой лежит созревание интеллектуальных операций. Психолог выделил четыре периода процесса умственного развития ребенка:

  • чувственно-двигательный или сенсомоторный период, который происходит от 0 до 2 лет;
  • дооперациональный период, от 2 до 7 лет;
  • период конкретного мышления, который длится от 7 до 11 лет;
  • период абстрактного, формально-логического мышления, который длится от 11 до 18 лет и старше.

Рассмотрим этапы умственного развития ребенка согласно учению Ж. Пиаже далее:

Когнитивная теория развития: понятие и особенности

Рисунок 1. Этапы умственного развития ребенка по Ж. Пиаже

Познавательный эгоцентризм ярко виден в эксперименте с макетом гор. На нем три горы, при взгляде на которых с разных сторон, они выглядят по-разному. Если показать макет ребенку дошкольного возраста, он увидит горный ландшафт с определенной стороны, и если взрослый попросит его выбрать из нескольких фото одно, то ребенок выберет максимально соответствующее его реальной точке зрения фото. Но если взрослый попросит ребенка выбрать фото, на котором изображен вид, который открывается перед куклой, сидящей напротив, ребенок снова выберет фото с рисунком своей точки зрения. Ребенок дошкольного возраста не может представить, что кукла может видеть макет иначе, что у нее другая позиция.

Существуют другие направления детской психологии, которые создавались на основе противопоставления учения Ж. Пиаже. Они имели новую интерпретацию, преодолевали открытые ученым закономерности.

Бихевиористская теория развития психики

Бихевиористская теория развития психики ребенка – это учение, которое основывается на социальном окружении.

Американский психолог Джон Уотсон (1878 – 1958) стал основоположником бихевиористская теория развития психики. Значительный вклад в практическую работу теории внес Беррес Скиннер (1904 – 1992). Формирование определенных навыков и появление тех ил иных реакций происходит на основании стимулов окружающей среды. Данная теория не дает шанса на жизнь периодизации развития, так как утверждает отсутствие общих закономерностей развития детей в определенном возрасте. Психическое развитие воспринимается как научение, то есть любое приобретение знаний, навыков и умений, которое формируется специально и имеет целенаправленный характер, а также протекает неуправляемо и стихийно. Согласно бихевиористской теории развития психики, научение является установлением конкретной связи между поведенческими реакциями и стимулами окружающей среды. Помимо этого научение заключается в укреплении данных связей.

Существуют ключевые законы закрепления и образования связей между реакцией и стимулом:

  • закон эффекта, который заключается в том, что связь между реакцией и стимулом начинает укрепляться при условии положительных подкреплений, которые вызывают состояние удовлетворения, в случае если ребенок совершил правильное действие;
  • закон упражняемости, согласно которому чем чаще происходит повтор временной последовательности стимула и соответствующей ему поведенческой реакции, тем связь между ними становится прочнее;
  • закон готовности, который подразумевает зависимость скорости формирования связи от ее соответствия конкретному состоянию ребенка, иными словами, уровня его подготовленности к совершению данного действия.

Ребенок в три года испытывает кризис. У него появляется потребность в самостоятельности, ему хочется все делать самому, экспериментировать и действовать способом проб и ошибок. Если ребенку запрещается действовать самостоятельно, его прерывают до того как его действие увенчается успехом или ребенку разрешается совершить действия, которые гарантировано у него получатся, то все это приводит к созданию двигательной беспомощности, проявляющейся в лени. Исходя из этого, поисковая активность ребенка подавляется родителями с раннего возраста и приводит к выученной беспомощности.

Особенности гуманистической теории психического развития

Гуманистическая психология является направлением в современной западной (в преимуществе американской) психологии, в которой основой является личность как уникальная целостная система открытой возможности самоактуализации, которая присуща исключительно человеку.

Детский возраст еще не подразумевает автономности, потому что качества характера еще неустойчивы и не сформированы.

Абрахам Маслоу, американский психолог рассматривал вопрос полноценного психического развития ребенка на основе своего учения о базовых потребностях. Согласно этому учению, исключительно предсказуемый мир создает доверие ребенка к нему. Непредсказуемость же мира, его опасность говорят ребенку о том, что доверять этому миру нельзя. Дети, постоянно чувствующие заботу и любовь родителей, дети, у которых есть основное чувство доверия к миру, имеют свойство легко переносить ситуации депривации, наказания, дисциплинирующий режим. Для них это не фундаментальная угроза. Среди факторов, которые вызывают субъективное ощущение угрозы, американский психолог отнес ситуации, угрожающие чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Ребенок ведет себя деструктивно, эгоистично и агрессивно, если у него нет базового чувства доверия и безопасности. За невротическим развитием личности следует ситуация, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок. Он ищет себе защитника и сильную личность, которая смогла бы его защитить, которой он смог бы довериться. Особенность психически здорового и самоактуализированного человека – это доверие себе и миру.

Карл Роджерс, американский психолог вывел категории потребностей в позитивном характере. Они подразумевают перечень ценностей: симпатия, тепло, уважение и принятие. Выражаются они в потребности в привязанности и любви. В ситуациях, когда ребенок получает от родителей исключительно положительную оценку, не зависящую ни от чего, в ситуациях, когда ребенок ощущает свою значимость для родителей, тогда этот ребенок не переживает тенденцию отвержения определенных аспектов своего субъективного опыта. В ситуациях же когда на принятие ребенка и родительскую оценку влияют внешние условия, ребенок будет отрицать свой субъективный опыт, который вступает в противостояние с его Я – концепцией. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если навязывать ребенку условия для признания ценностей, то он будет отрицать субъективный опыт, произойдет разлад между Я и организмом.

При ситуации когда мальчик понимает, что родители его любят исключительно за то, что он сам любящий сын, то ребенок не будет принимать у себя любое чувство ненависти и будет переживать за то, чтобы образ себя как любящего был сохранен. В данной ситуации чувство ненависти не просто не может конкурировать с Я – концепцией, но и есть вероятность потери позитивной оценки.

Роджерс считал, что каждый ребенок имеет потенциал развития. Усложнение, расширение, возрастании автономии, но в то же время и рост социализации, самоактуализация – все это является естественным процессом детского развития. Тут Я – концепция приобретает значение отдельного компонента феноменального поля и превращается в более сложную систему. После того как сформирована Я – Концепция, ребенок испытывает необходимость в позитивной оценке. Ребенок может не пропустить часть переживаний в сознание и остаться в состоянии неконгруэнтности при ситуации, когда потребность взрослого в позитивной оценке становится больше, что желание существовать в связи со своим субъективным опытом. Для того чтобы у Я – концепции было здоровое психическое развитие, оно должно происходить в атмосфере, создающей полноту субъективного опыта. Ребенок должен суметь его принять и быть принятым родителями, даже в ситуациях, когда они не могут одобрить определенные его действия.

В первом случае родители принимают своего ребенка без одобрений каких-либо конкретных действий. Это принципиально другая ситуация, когда родитель или прямо или косвенно может сообщить ребенку, что у него плохое поведение, и что сам ребенок тоже плохой. В такой ситуации ребенок понимает, что признание конкретных чувств никак не соотносится с своим представлением о себе, как о вызывающем симпатию и любимом. И в следствие этого происходит отрицание или искажение чувств.

Важным научным открытием ряда гуманистических теорий детского развития является то, что ученые открыли необходимые условия гуманизации различных межличностных отношений, которые обеспечивают позитивные личностные преобразования ребенка. К ним относятся безоценочное позитивное принятие ребенка, конгруэнтное самовыражение во время взаимодействия с ним, активное эмпатическое слушание. В гуманистической педагогике нет целенаправленных воздействий, которые позволяют манипулировать людьми, что затрудняет их самоактуализацию. Развитие ребенка извне, формирование у него гуманистических убеждений – не является приемлемым. Только изнутри можно сформировать условия, которые приведут ребенка к этим убеждениям, и он сам их выберет. В основе гуманистического воспитания лежит на создании условий, которые стимулируют свободное развитие ребенка, иными словами, развитие, которое происходит согласно их собственных целей и стремлений. Исследования позитивных достижений личностного опыта, описание механизмов творческого саморазвития и развития, самовоспитание взрослых и детей – все это стало возможным благодаря положениям гуманистической психологии. Современная психолого-педагогическая практика, а также практика психоконсультирования используют множество закономерностей, которые были выявлены во время работы над гуманистической психологией. Речь идет о потребностях в любви, в качестве движущей силы психического развития; о безусловном принятии, в качестве основы для оказания психической помощи; о эмпатическом слушании, как о способности принятия позиции партнера в общении; о позитивном внимании к ребенку, в качестве одного из основных условий психологопедагогического взаимодействия.

Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности.

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория развития личности

Одной из первых сложившихся психологических школ стала научная школа, основанная Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Полученные психологические наблюдения позволили З.Фрейду создать целостное направление в психологии, исследующее глубинные чувства и переживания человека. В основе теоретической концепции З.Фрейда лежит ряд сделанных им открытий.
Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.

Открытие сексуального начала психики человека (либидо) позволило обрести первопричину, объясняющую как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний. Сексуальность Фрейд трактовал очень широко, относя к ней все то, что доставляет телесное удовольствие.

Открытие защитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образом происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека и освоения им культуры.

Развитие личности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Учёный полагал, что от младенчества до взрослого возраста сексуальный инстинкт человека проходит в своём развитии ряд стадий, что отражается на развитии психики. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.

Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.

Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.

Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым, в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.

Латентная стадия протекает от пяти до двенадцати лет и характеризуется снижением полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры, а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.

Генитальная стадия после двенадцати и до восемнадцати лет завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности. Последним двум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.

Теории генетической психологии

Теории генетической психологии представлены французской и женевской школами. Французская школа, представленная А. Валлоном и Р. Заззо, ориентировала своих последователей на изучение отдельного индивида в конкретных социальных условиях его жизни, стремясь сочетать психологическое изучение эволюции детского поведения с анализом хода органического созревания ребёнка. Женевская школа генетической психологии, созданная Ж.Пиаже, изучает происхождение интеллекта и стадии его развития, специфику мышления детей и особенности формирования у них понятий об окружающем мире.

Бихевиоризм о развитии психики

В русле бихевиоризма возникло учебно-теоретическое направление воспитания родителей. Школа воспитания родителей нацелена на обучение необходимым навыкам семейной жизни, гармонизирующим взаимоотношения между родителями и детьми. В качестве ведущих теоретических положений этого направления можно назвать следующие – поведение родителей и детей заучено и изменить его можно методом переучивания; поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей; существуют три способа формирования поведения: положительное и отрицательное подкрепление, наказание, отсутствие подкрепления; изменения в окружении ведут к изменению поведения.
Синтез бихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения. Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребёнка в окружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущий теоретик социального научения А.Бандура полагал, что новые модели поведения приобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, но и благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой для теории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоения индивидом определённой системы норм и ценностей данной культуры.

Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.

Гештальтпсихология о развитии психики

Гештальтпсихология возникла в начале двадцатых годов ХХ века в Германии и связана с деятельностью таких ученых, как М. Ветгеймер, В. Келер, К.Левин, К. Кофка. Своё название это психологическое направление получило от немецкого слова gestalt - форма, структура. Традиционно полагая, что предметом психологии является исследование содержания психики, представители гештальтпсихологии развивали идею о том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты, в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Опровергая прежние представления о том, что развитие психики основывается на формировании новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы в представления и понятия, гештальтпсихология доказывала идею о том, что познание связано с процессом преобразования целостных гештальтов. Процесс развития психики рассматривается как рост и дифференциация гештальтов. Восприятие является ведущим психическим процессом, который определяет уровень развития психики ребёнка. Само развитие с точки зрения гештальтпсихологии делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Подчёркивая их независимость, К. Кофка доказывал, что в процессе обучения не происходит ускорения созревания, а процесс созревания не ускоряет обучения.

Гуманистическая психология о развитии личности

Отечественные теории психического развития

Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского

Культурно-историческая теория развития детской психики получила свое основание в работах Л.С.Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В качестве основного принципа рассмотрения развития Л.С.Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а также в контексте того или иного исторического периода. Сущность развития психики состоит в процессе овладения человеком своим поведением и психикой. Исследование психического развития возможно в русле изучения развития человеческого сознания и культурных орудий, присущих человеческому сообществу.

Ключевой идеей концепции Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм в процессе развития психики. Идеальная форма, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре в готовом виде содержатся формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.

Взрослый помогает ребёнку осваивать натуральные психические функции, предъявляя ему в процессе общения существующие в культуре психические орудия (естественный язык, знаковые системы, символ, миф). В отличие от других теорий развития, где основной формой развития выступает приспособление, культурно-историческая теория рассматривает развитие как присвоение. Движущими силами развития, по мнению Л.С.Выготского, являются особым образом организованное общение ребёнка и взрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность).

Л.С.Выготским были выявлены определённые закономерности, которые можно назвать законами гетерохромности, неравномерности и метаморфозы в детском развитии. Детское развитие гетерохромно, оно имеет свой ритм, который меняется в разные годы жизни, не совпадая с ритмом времени. Каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (закон неравномерности). Развитие есть последовательность качественных изменений, ребёнок обладает качественно иной психикой по сравнению с взрослым человеком, не являясь его уменьшенной копией (закон метаморфозы).

Ученики и соратники Л.С. Выготского продолжили развитие его теории. Так, А.Н. Леонтьев подробно разрабатывал условия психического развития в контексте деятельностного подхода. Общий принцип данной идеи в том, что внутренняя психическая деятельность возникает из практической деятельности и имеет то же строение. Следовательно, изучая практическую деятельность, мы постигаем закономерности психического развития; управляя организацией практической деятельности, мы управляем внутренней психической деятельностью. Однако данный подход к построению динамической структуры сознания привел к тому, что автор определил сознание через понятие деятельности. В свое время Л.С. Выготский прогнозировал возможность тупика в формулировании всеобъясняющего принципа, который всю сложность человеческой психики сведёт к элементам (к структуре деятельности). В русле теории деятельности становление личности выглядит только как становление мотивационной сферы человека (более подробное рассмотрение данного вопроса можно найти в работах Л.И. Божович).

А.Н. Леонтьев продолжил разработку идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, внутри которого формируется центральное новообразование возраста и который задает направление развития. Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность определена как понятие и рассматривается в качестве критерия периодизации психического развития, показателя психологического возраста ребенка. Творчески развивая данную мысль, Д.Б. Эльконин предложил периодизацию детства, которая остается одной из основных в отечественной психологии до сегодняшнего дня.

В русле деятельностного подхода к проблеме психического развития П.Я. Гальперин предложил теорию поэтапного формирования умственных действий, в которой изучены специфические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерности процесса интериоризации в онтогенезе.

В отечественной психологии существует еще одна влиятельная точка зрения на процесс развития человека – субъектно-деятельностная теория философа и психолога С.Л. Рубинштейна. Эту позицию разделяют и развивают его ученики и сотрудники Института психологии РАН (например А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

Теоретико-методологической основой разработки проблемы развития для С.Л. Рубинштейна выступил диалектический материализм. Принцип диалектизма в психологии автором трактуется следующим образом: психическое развитие – это не только увеличение изначальных качеств, но и появление новых; непрерывность развития прерывается: в нем выделяются качественно различные, несводимые друг к другу этапы и ступени. Развитие – это сложный, часто зигзагообразный по восходящей спирали процесс, переход от одной качественной ступени к другой. Задача психологии при изучении психического развития заключается в том, чтобы вскрыть и преемственность в развитии высших форм психики на основе низших, и качественное своеобразие этих высших форм.

Основные тенденции психического развития:

внешние причины, влияния не прямо и не непосредственно детерминируют человека и его деятельность, а через его внутренние условия, составляющие основание развития. Внутренние условия – это наследственные, генетические задатки, формирующиеся психические свойства человека, весь его жизненный опыт, вообще вся личность. Поэтому от внутренних условий зависит то, какой результат образуется в процессе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее всегда опосредуется внутренним. Психика не возникает, а формируется в деятельности;
сущность психического развития заключается в развитии новых форм действенного и познавательного отражения действительности. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все больше связывается с ней;

в ходе психического развития возрастает дифференциация сенсорных и моторных функций (это не разрыв, а переход к более сложным связям и взаимозависимостям). Образ рецепции и образ действия взаимодействуют под приматом деятельности.

С.Л. Рубинштейн в качестве предмета психологии провозгласил психическое как живой, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в своих продуктах процесс. Как следствие, закон развития психики звучит так: любая психическая функция проявляется и формируется в деятельности; дети созревают и развиваются, воспитываясь и обучаясь. Решающее значение для психического развития имеет изначально практическая (игровая, учебная, трудовая) деятельность детей и взрослых. Значит, исходным для анализа процесса развития выступает действие, проникающее в объективную действительность и несущее мышление на своем острие. По С.Л. Рубинштейну, субъект сознания и деятельности проявляется, обнаруживается в актах своей творческой самодеятельности; он в ней созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Одну из центральных идей С.Л. Рубинштейна – при каких условиях личность становится субъектом собственной жизни, – развивает в современной психологии К.А. Абульханова-Славская.

Идеи В.В.Зеньковского о развитии

Идеи известного русского философа, богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковского о структуре личности человека, о психическом и духовном его развитии представляют особую ценность в связи с тем, что ученый исследовал процессы развития человека на стыке психологии и богословия.

Итак, развитие личности рассматривается В.В.Зеньковским как иерархический процесс. Источником развития души человека является духовное начало, механизм душевного развития опосредуется развитием сферы чувств, условия развития связаны с соотношением индивидуальных и социальных сил души.

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового. Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития (История эволюционных учений. 1966). Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.

Можно выделить две основные точки зрения:

Теория номогенеза Л. С. Берга — объясняет процесс развития как проявление и развертывание существующих у человека задатков, обусловленных действием врожденной программы.

1. Эволюция — это развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л. С. Берга, автора теории номогенеза (Берг Л. С, 1977). В эволюции факторы чистой случай-

46 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития

ности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н. А. Бернштейн (Бернштейн Н. А., 1965).

Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласовать их между собой. Ведь человек — это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.

Подобное понимание хода эволюции наложило отпечаток и на содержание теорий психического развития. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрировалось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуального, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.




А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций (Асмолов А. Г., 1998, с. 12).

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 47

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового. Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития (История эволюционных учений. 1966). Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.

Можно выделить две основные точки зрения:

Теория номогенеза Л. С. Берга — объясняет процесс развития как проявление и развертывание существующих у человека задатков, обусловленных действием врожденной программы.

1. Эволюция — это развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова точка зрения Л. С. Берга, автора теории номогенеза (Берг Л. С, 1977). В эволюции факторы чистой случай-

46 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития

ности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н. А. Бернштейн (Бернштейн Н. А., 1965).

Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пытаться согласовать их между собой. Ведь человек — это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.

Подобное понимание хода эволюции наложило отпечаток и на содержание теорий психического развития. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрировалось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуального, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психического развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций (Асмолов А. Г., 1998, с. 12).

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 47

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Читайте также: