Конспект столетье безумно и мудро

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: обучающая: дать представление о литературе XVIII века, о классицизме. Познакомить с биографией М. В. Ломоносова;

развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы; логическое мышление, устную и письменную речь;

воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма; уверенность в свои силы; стремление к получению знаний.

  1. Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.
  2. Проверка Д/З с пояснением………………………………………. 23 мин.
  3. Словарная работа……………………………………………………..4 мин.
  4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове…………12 мин.
  5. Подведение итогов урока……………………………………………2 мин.
  6. Информация о Д/З………………………………………………. 2 мин.
  7. Рефлексия……………………………………………………………..1 мин.

1. Вступительное слово учителя

Учитель: добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Хорошо, а теперь откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с краткой биографией Михаила Васильевича Ломоносова, обратим внимание на особенности литературы XVIII века, узнаем о новом литературном направлении.

2. Проверка Д/З с пояснением

Учитель: дома вы выполняли индивидуальную работу со статьями ваших учебников. Ребята, поднимите руки те, кто не выполнил Д/З!?

Ученики: (поднимают//не поднимают руки).

Учитель: мы начинаем изучение литературы нового столетия. А об особенностях этого столетия нам расскажет Воронова Надежда .

Учитель: итак, XVIII столетие осталось в русской истории как время необычайного подъёма государственной мощи России, победоносных войн, достижений науки и искусства и вместе с тем невиданных социальных противоречий. Две величественные царские фигуры – Петра I и Екатерины II – возвышаются над XVIII веком. А о мастерах русского слова того времени нам расскажет Кирсанов Павел.

Учитель: назовите, пожалуйста, основных представителей литературы XVIII века.

Ученик: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин и другие.

Учитель: о внутренней жизни страны и обращении к частной жизни человека того времени нам расскажет Сапрыкина Эльвира.

Учитель: при изучении литературы 18 века вы должны знать о периодизации в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит вам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно выделить 4-е периода (запишем их):
1-й период – литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период (1730-1750) гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Начиная со второго периода мы упоминаем о новом литературном направлении, именуемом классицизмом. Подробнее о нём нам расскажет Захарова Полина.

3. Словарная работа

Учитель: (пока дети записывают) Зародился классицизм и получил своё развитие во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. – Б. Мольер). В конце 17 века пришёл в упадок, но возродился в эпоху Просвещения (Вольтер). В России возник в 18 веке (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов и другие).

Ребята, подведём итог, что же такое классицизм?

Ученик: читает определение.

4. Краткие биографические сведения о М. В. Ломоносове

Учитель: М. В. Ломоносов (8 (19) ноября 1711– 4 (15) апреля 1765) – великий русский учёный и поэт; один из основоположников современного естествознания. Родился в Архангельской губернии, близ Холмогор. С детства, помогая отцу в работе, ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем. Грамоте научился у соседей – крестьян году на десятом. Жадно тянулся к знаниям, самостоятельно штудировал случайно попавшие ему в руки учебные пособия. Псалтырь, переложенная в славянские стихи Симеоном Полоцким, впервые дала юному Ломоносову понятие о поэзии. В декабре 1730 г. девятнадцатилетний Ломоносов ушел учиться в Москву. Преодолев множество препятствий, он попал в Славяно-греко-латинскую академию, потом учился при Академии наук в Петербурге, завершив образование в Германии.

Ребята, а что вы можете добавить?

Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе языка.

Учитель: хорошо. А знаете ли вы, что Ломоносов является и реформатором русского стихосложения?

Ученик: рассказывает о М. В. Ломоносове – реформаторе стиха.

Учитель: Дети, обратите внимание на дату рождения Михаила Васильевича. 8 ноября исполнится сколько лет со дня рождения писателя?

Учитель: ребята, что же вы узнали нового о М. В. Ломоносове?

Ученик: проводит промежуточный итог.

5. Подведение итогов урока

Учитель: каким образом можно охарактеризовать литературу 18 столетия?

- Что такое классицизм?

- Что можете сказать о М. В. Ломоносове?

Ученики: кратко отвечают на поставленные вопросы.

6. Информация о Д/З.

Учитель: 1) ч. I с. 42 – 46; ч. II с. 18 – 29 (читать).

2) выучить определение классицизма

3) стр. 44, ответить на вопросы: 1 – все; 2 (Севрюкова, Горельников, Иванисов, Куприянова, Козлитина, Маслов, Медведев), 3 (Борисов, Дашевская, Кравцов, Наумчик, Сапрыкина, Кирсанов, Гранкина), 4 (Воронова, Захарова, Капустин, Косова, Черняева, Шепелев).

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Учитель: Чему научились?

Учитель: Я довольна вашей работой. Молодцы, ребята! Особо хочу отметить работу на уроке следующих учащихся… Оценки получили… Урок окончен, до встречи на следующем занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе.


конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах.

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы "Классицизм 18 века".


Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени.


Общая характеристика литературы XIX века

Русская литература. всегда была совестью народа.


Открытый урок по литературе на тему: "Жизнь и творчество А.А. Фета"

Подготовила молодой специалист учитель русского языка и литературы Трихаева М.С.


Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"

Урок создан с целью знакомства учащихся с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также.


Теги: Ольга Елисеева , Тайна смерти Петра III

Звучит разумно, звучит безумно…

Безумно… Волшебно…

Столетье пройдено за тридцать лет

Столетье пройдено за тридцать лет Италия кириллицей (ITALIA IN CIRILLICO) / Под общей редакцией Stefania Pavan - Изд.: Ассоциация "Познаём Евразию" (Conoscere Eurasia Edizioni) при участии Итальянского института культуры в Москве, Cierre Grafica (Verona), 2013. – 852 с. – 1000 экз. Большой подарок всем любителям

Александр Золотов “ТО БЫЛО ДОБРОЕ ПРОШЕДШЕЕ СТОЛЕТЬЕ. ”

Александр Золотов “ТО БЫЛО ДОБРОЕ ПРОШЕДШЕЕ СТОЛЕТЬЕ. ” Александр Золотов был человеком – не от мира сего. И поэтом. Может быть оттого и ушёл из жизни так рано. Поэзия его, пропитанная восточным ароматом и русским ХIХ веком, была поэзией души. ДРУГУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка по литературе 18 века в 9 классе. составлена в виде игры. можно проводить как обобщающий урок в 9 классе по литературе 18 века.

Нет, ты не будешь забвенно,

Мы тоже отправимся в символическое путешествие по восемнадцатому столетию. Особенность нашего путешествия состоит в том, что мы будем постоянно соотносить день минувший с днём сегодняшним, притом постараемся делать это весело. Итак, в путь!


Ответы: По горизонтали: 1. Державин. 2. Сумароков. 3. Гораций. 4. Сентиментализм. 5. Фелица. 6. Радищев. 7. Бригадир.8.Ломоносов. 9. Классицизм.

По вертикали: Екатерина.

Каков вопрос – таков ответ.

Чем был знаменит Антиох Кантемир?

Чью судьбу повторил Ломоносов? (Тредиаковского. Так же как и он пришёл пешком учиться в Москву).

Какие два литературных направления мы уже изучили? (Классицизм и сентиментализм).

Алмазов сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьёт вверх буграми…

Что явилось предметом изображения в этом стихотворении Державина? а) звездопад; б) водопад; в) мощный селевой поток.

При изучении древнерусской литературы, а также творчества поэтов и писателей 18 века вы столкнулись с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. И вот сейчас мы проверим, как вы эти слова понимаете.

Пращур – это: а) динозавр; б) название болезни; в) отец прапрадеда или прапрабабки.

Какого цвета бывают ланиты: а) красные; б) зелёные; в) синие.

Где вам могли встретится буки: а) в лесу; б) в книге; в) на карте.

Что такое понт: а) свойство характера; б) море; в) извержение вулкана.

Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки.

Во время брани (битвы) живот можно: а) набить; б) отрастить; в) потерять.

На вые носят: а) шапку; б) шарф; в) очки.

Можно ли из аксамита сшить платье: а) да; б) нет; в) не знаю. (Аксамит – бархат).

Лазутчик – это а) человек, лазающий по деревьям; б) животное; в) разведчик.

Мурза – это: а) грязнуля; б) нищий; в) вельможа.

Очеса – это а) глаза; б) волосы; б) валенки.

Фортеция – это: а) крепость; б) девушка, играющая на фортепьяно; в) везение, фарт.

Все ли могут писать десницей: а) да; б) нет; в) не знаю.(Десница – правая рука).

Сколько у вас рамен: а) 2; б) 20; в) 32. (Рамена - плечи).

Задание команде № 1

Продолжите строки , укажите название басни, из которой они заимствованы.

« Ты всё пела? Это дело:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что… (хвалит он Кукушку).

Задание команде № 2.

Поклажа и для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только … (воз и ныне там).

Потел, потел, но наконец устал,

От Ларчика отстал

И, как открыть его, никак не догадался:

А… (ларчик просто открывался).

Далее я вам предлагаю попробовать себя в коллективном творчестве.

Вот как это сделал писатель – юморист Г. Кузнецов.

По улицам Слона водили –

На нём рекламу разместили.

Ягнёнок в жаркий день пошёл к ручью напиться;

И умер: там была с натрием водица.

А вот что получилось у некоторых учеников.

Мартышка к старости слаба глазами стала:

И днём и ночью на компьютере играла.

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела:

Фонограмму вдруг заело.

5. Persona grata

Я приглашаю по одной представительнице от каждой команды. Девочки должны будут представить себя на месте героини повести и ответить на вопросы ведущей. Правильный ответ приносит команде один балл.

Вопросы представительнице команды № 1.

Итак, какие достопримечательности находились поблизости? (Данилов монастырь, Симонов монастырь, село Коломенское.)

Вопросы представительнице команды №2.

6. Театральный разъезд.

Наше путешествие приближается к своему кульминационному моменту. Нам предстоит оказаться в театре.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

Презентация на тему: " Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин." — Транскрипт:

1 Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин

2 Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… А.С.Пушкин

4 Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачёва, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.

7 Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии. Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.

9 История возникновения классицизма. История возникновения классицизма. Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма.

11 З олотой век Екатерины При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.

12 З олотой век Екатерины Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу.

14 Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.

15 Русский классицизм пережил три периода: е гг. XVIII в.-развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка е гг.- конец XVIII в.- на первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. 3. Конец XVIII в.- начало XIX в. - спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.

Читайте также: