Конспект статьи падший ангел

Обновлено: 17.06.2024

Падший ангел в Библии

Что значит падший ангел в христианстве? Священный источник Библия рассказывает об ангелах как безгрешных и светоносных существах, окружающих Бога. Любой падший ангел, будучи в начале существом высшего порядка обладал свободной волей и был вправе выбирать между добром и злом. Некоторые ангелы были очарованы сатаной, взбунтовались и предали Господа, за что были свергнуты на землю.

Имена падших ангелов

Падший ангел Люцифер был первым среди сонма других, павших вслед за ним. Все эти сущности обладали обладали могущественной властью в небесном царстве, и были высокого ранга, но перешли на сторону мятежного Люцифера:

  • Асмодей – вызывает в людях вожделение, приступы ревности, похоть и ненависть;
  • падший ангел Лилит - суккуб, приходящая во снах к мужчинам и склоняя их к сексуальной связи;
  • Самаэль – ангел Суда Преисподней;
  • Вельзевул – владыка демонов;
  • Сатана – обвинитель человека перед Богом;
  • Левиафан – змей-искуситель.

Почему ангелы становятся падшими?

имена падших ангелов

Как выглядят падшие ангелы?

Падший темный ангел, считается, что может предстать перед человеком в любом обличии: женщиной, мужчиной или ребенком, а также в виде мифических персонажей, например, дракона. Плоть падшего ангела лишена привычной грубой материи, как у людей и соткана из тонкой эфирной субстанции. В описательных религиозных источниках встречаются следующие внешностные характеристики:

  1. Черные или грязно-серые птичьи крылья или жесткие костяные) – признак, отличающий падших от светлых ангелов.
  2. В целом обладают человеческими чертами и лишь некоторые из частей тела выглядят как у животного (рога, копыта, хвост), которое покровительствует падшему ангелу.
  3. Могут являться как в безобразном устрашающем облике, так и прекрасном, соблазняющем.

Способности падших ангелов

Падшие ангелы на земле обладают силами, превосходящими человеческие во много раз, состоят из более тонкой материи, нежели человек, но оказывают мощное влияние на материальную природу. Ум и воля развиты у них в значительной мере, знания о законах мироздания и вселенной помогают им использовать свои навыки в тысячу раз эффективнее людей. Способности ангелов простираются далеко за пределы человеческого разума:

  • телепортация – возможность мгновенно перемещаться в пространстве;
  • способны переносить с одного места в другое материальное вещество и человека;
  • влияют на смену погоды, могут вызывать обрушивающиеся ливни, ураганы, смерчи, засуху;
  • виртуозно владеют различными видами оружия;
  • телепатия - читают мысли людей и могут сами вселять мысли, что человек воспринимает их как свои собственные;
  • способны менять обличье и пол;
  • могут вступать в половую связь с земными женщинами – так рождаются нефилимы падшие ангелы более низкого порядка.

Фильмы про падших ангелов

Особенной популярностью среди любителей жанра фэнтези пользуются фильмы про существ иного порядка и мира. Кино про падших ангелов:

Книги про падших ангелов

Современные фантастические романы изобилуют мифическими персонажами, и падшие ангелы входят в топ популярных персонажей среди любителей мифологии и фантастики. Темные сущности всегда привлекали людей своей загадочностью. Серии книг про падших ангелов:

Дионис – бог виноградников, вина и веселья, один из самых почитаемых божеств у древних греков. Атрибутами его традиционно считаются посох или тирс – фаллический символ, увитый виноградной лозой и плющом. Часто Дионис изображался в образе быка.

Денница - одно из имен падшего ангела, который однажды предал Бога и перешел на сторону зла. Помимо того, так называют в славянской мифологии одного из богов. А еще наши предки говорили, что это имя матери, дочери или же сестры самого Солнца.

Религиозный культ Санта Муэрте подразумевает веру в Святую Смерть. Наибольшее распространение он получил в Мексике и Америке. Есть ряд особенностей, касающихся этого направления, ритуалов и специальных молитв для изменения своей жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

расширить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь понять образ Демона в творчестве поэта, в изобразительном искусстве;

развивать речь учащихся, навыки монологического высказывания, выразительного чтения и анализа лирического текста;

воспитывать эстетические чувства учащихся, их внимание к слову.

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

– В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

4. Работа в группах.

Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

«Прости, – он рек, – тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в мире ненавидел,

Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

6. Работа над образом главного героя.

- он сеял зло без наслажденья

- зло наскучило ему

- и входит он, любить готовый и т.д.

- лукав и коварен

- все благородное бесславил

- все прекрасное хулил и т. д.

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты.

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:…

Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего.

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

7. Образ Тамары (работа по группам).

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.

1 группа – портретная характеристика:

И ни единый царь земной

Не целовал такого ока…

… фонтан…своей жемчужною росою

Не омывал подобный стан.

… рука земная…таких волос не расплела;…

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;

То черной бровью поведет… и др.

2 группа – судьба героини:

Увы! заутра ожидала

Ее, наследницу Гудала,

Свободы резвую дитя,

Судьба печальная рабыни,

Отчизна, чуждая поныне,

И незнакомая семья.

А мне не быть ничьей женой!

Я гибну, сжалься надо мной!

Отдай в священную обитель

Дочь безрассудную свою… и др.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

8. Любовь героев.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь.

Под сводом сумрачного храма

Знакомый образ иногда

Скользил…Манил и звал он…но – куда.

Тоской и трепетом полна,

Тамара часто у окна

Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг;

Душа рвала свои оковы! и др.

– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

… Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,…

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…

И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –

9. Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию):

1) Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Могучий взор смотрел ей в очи!

Увы! злой дух торжествовал!

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

2) Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

III. Подведение итогов урока.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями.

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

IV. Домашнее задание.

2. Подготовиться к самостоятельной работе по вопросам учебника, с. 78, ч.1.

Пошедшие против воли Господа. Теперь именуемые демонами и дьяволами они ассоциируются со злом. Как вышло так, что самые преданные, смелые и умные создания Бога, верно служившие ему, стали неугодны ему и пали от его рук.

Азазель

Первый падший, он был херувимом. Под его руководством находились ангелы, которые совместно с Азазелем спускались на землю, от связей с женщинами у ангелов рождались дети. Азазель повлиял на развитие людей. Мужчины обучились изготавливать оружие, женщины познакомились с драгоценными камнями, которые стали использовать в качестве украшений.

Господь, узнав о проделках ангелов, разгневался. Потомки их были убиты на глазах родителей. Азазеля схватили архангелы, они заковали ему руки и ноги в цепи, опустили живого на острый камень, который располагался на дне отверстия в пустыне. Лицо его накрыли, чтобы не видел он больше свет. Так, Азазель должен был ожидать страшного суда.

Азазеля отождествляют с древним обрядом отпущения козла. Одного козла приносят в жертву, на второго наложив руки отпускают в пустыню. Обряд этот совершали иуде дабы грехи их были отпущены.

Изображается как высокий человек с бородой. На голове у него рога.

Сатанаэль

Путаница возникла из-за схожести имен, Сатаны и Сатанаэля. Однако отождествлять этих персонажей не стоит. Ведь Сатанаэль стал одним из первых падших ангелов. Сатанаэль был архангелом наблюдателем. Некоторые рукописи утверждали, что он совместно с Азазелем спускался на землю. За это и был свергнут.

Пророк Изекииля описывал Сатанаэля своей книге как прекрасного ангела в одеждах, украшенных драгоценными камнями.

Аваддон

Его называют ангелом-смерти или рыцарем Ада. На самом деле, история падения Аваддона подвергается сомнению. Он верен Господу, беспрекословно выполняет его поручения. Правда будучи ангелом-смерти, главным истязателем грешников, Аваддона сложно назвать ангелом, несущим добро. Возможно поэтому дабы не отождествлять его деятельность с Богом, Аваддона постарались причислить к рыцарю Дьявола . Однако в Откровении говорится о том, что по позволению Бога Сатана будет свирепствовать на земле, а Аваддону достанется роль главы демонов.

Описывается как ангел, с острыми когтями и довольно пугающим лицом.

Самаэль

Этого ангела самого часто называли Богом, причем творцом. Его отождествляют с Демиургом –создателем. С ним в свою очередь отождествляют Зевса и Юпитера. Однако есть и темная сторона у этого персонажа, он часто именует как ангел-смерти, и даже сам Сатана.

Самаэлю приписывают соблазнения Евы. Мишна именует его главой стражи Эдема. Мидраши считали, что именно Самаэль спас сына Авраама, когда тот пытался принести его Богу в жертву.

Каббалисткие учения, считают его архангелом, который располагается в пятой сефире Гебура. Данная сефира символизирует сдержанность, власть, наказание. Таким образом вполне естественно то, что этого архангела именуют ангелом смерти. Он как Аваддон выступал исполнителем воли Бога.

Падение Самаэля описано довольно плохо. Некоторые источники указывают на то, что архангел пожелал занять место Бога. Однако эта история часто описывается в качестве причины падения Люцифера .

Каббала предает ему вид ангела с двенадцатью крыльями. А вот гностицизм изображал этого ангела с головой льва и телом змеи.

Лилит

Загадочная демоница из прошлого. Она именуется то ангелом-смерти, то суккубом, она же царица Ада и жена Дьявола .

Жуткие мифы о демоне Лилит берут свое начало еще в Месопотамии. Древние шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирицы верили в демониц которых охотились за мужчинами, вредили беременным женщинам и младенцам. Древние евреи причисляли Лилит не просто к похитительнице жизни младенцев, но и к вампиру, пившему детскую кровь и высасывающему мозг. Однако некоторые исследователи полагают, что речь в писаниях идет о сове, которая пугала своими криками людей по ночам.

В качестве демоницы Лилит становится царицей Ада, женой Дьявола . По некоторым источникам она даже стала матерью. Исследователь Майкл Форд в своей книге предположил, что Лилит родила Каина, а отцом мальчика стал Самаэль .

Ангелы — это крылья, нимбы, божественное сияние и благодать. Падшие ангелы — их тёмная противоположность. По современной христианской версии они упали с небес и стали управлять материальным миром, развращая людей и умножая зло.

Падшие ангелы

Ангел и божественное сияние

У разных религиозных традиций есть свои, очень разные пантеоны падших ангелов. И почти всегда это враги простых смертных. Я предлагаю узнать больше о падших ангелах, их целях и стремлениях, а также выяснить, что послужило причиной грехопадения и какую роль в этом сыграли мы — люди.

Как появились падшие ангелы

Библия говорит, что в начале творения все Ангелы были чистыми и непорочными пока часть из них не восстала против бога, была побеждена и сброшена с небес. Именно их в последствии назовут падшими ангелами или демонами.

  • прославлять Бога;
  • передавать послания Бога смертным;
  • распространять Его волю во все уголки вселенной.

По замыслу Создателя, в мире царила естественная иерархия. Чем выше по лестнице бытия, тем полнее понимание замыслов Бога и ближе к его благодати. Наверху лестницы расположились ангелы — первые живые существа во вселенной, созданные из чистого света, самые чистые и непогрешимые. Своё имя, личность, знания и умения каждый получил от Творца непосредственно при его создании.

Падшие ангелы

Ангел стоит у небесного престола для охраны

Высший из этих ангелов — Люцифер, который после падения превратился в библейского Сатану или Дьявола. Иезекииль описывает его как совершенное создание из чина херувимов — ангелов, самых приближённых к Богу. Они стоят у подножья небесного престола и охраняют Его святость. Люцифер был любимчиком Бога — вознесённым над всеми остальными хранителем ключей от врат Эдема.

В этой вселенной существовала только одна воля — Божья. И всё совершалось по его замыслу. В начале мира все ангелы полностью исполняли волю Бога, служа её проводниками. Но потом случилось то, что все изменило. Поэтическим языком Библия описывает, как один из ангелов восстал против Создателя, склонил на свою сторону часть небесного воинства и после жестокой битвы навсегда был изгнан в подземное царство.

Великая битва

Святое писание даёт общую картину происходящего. Согласно канону, Люцифер возгордился, посчитав себя выше всех ангелов. Равным по силе самому Творцу. Воспользовавшись моментом, когда тот отбыл по своим божественным делам, он занял небесный престол, а часть ангелов присягнула своему новому владыке. Завязалась битва, бунтарей повергли и прогнали из Рая. Самые отличившиеся получили персональные наказания.

Великая битва

Событие великой битвы

Междузаветные источники описывают события более полно. В одной из версий, Люцифер не соблазнял людей (эта роль принадлежит другому ангелу). По одной из версий, будучи хранителем Эдема и создателем нашей телесной оболочки, в которую Бог вдохнул жизнь, Люцифер сильно привязался к людям. Он желал, чтобы Бог ограничил их свободу воли и направил к свету. Чтобы каждый человек получил спасение и вернулся в Рай.

У небесного Отца были иные планы на Искупление. Он оставил людям свой дар — свободу воли. Каждый должен выбрать сам, что ему ближе — следовать заповедям или погрязнуть в грехах. Люцифер видел это и знал — многие люди не смогут сопротивляться злу, а их души не вернутся в Рай. Он убедил ангелов восстать и потребовать равенства для всех.

Парящий ангел

Ангел спускается на Землю

Иные богословы считают, что своими решениями Бог испытывал самих ангелов. Он дал свободу воли и им, чтобы каждый выбрал свой путь — служить или развлекаться в своё удовольствие, пользуясь сверхъестественным могуществом.

Так или иначе, финал у Библии и всех апокрифических текстов один — Люцифер с последователями низвергнут в Ад. Вместо того, чтобы получить желаемое, он всё потерял. Ему напомнили, что он не творец, а всего лишь творение.

Имена сильнейших падших ангелов

Левиафан

В апокрифических текстах Левиафан — это демон зависти и из князей ада. Его пасть —аллегория на адские врата. В древних иудейский мифах Леиафан пожрёт души грешников, проклятых на Страшном суде.

Вельзевул

Азазель

В иудейской мифологии Азазель — это демон пустыни, которому древние израильтяне принесли в жертву козла отпущения в день Йом Киппур. В христианстве — небесный ангел с внешностью ослепительно красивого человека с белоснежными крыльями за спиной. Он стал равным соратником Сатаны, был низвергнут с ним на землю, став одним из падших ангелов.

По преданиям, Азазель не уступал в уме и могуществу Люциферу. Они даже были похожи характером. Когда Бог создал человека, Азазель презрительно отозвался о нём. Безупречный ангел недоумевал, как можно любить грязное и своевольное существо, слепленное из глины, когда есть они — ангелы, созданные из чистого света и воспевающие Его славу днём и ночью.

Его влияние было настолько разрушительным, что Богу пришлось наслать на землю потоп, чтобы истребить всё живое, а затем возродить жизнь вновь.

Асмодей

Асмодей (Эшма, Ашмедай, Хасмодей, Сидонай) — демон похоти, ревности, гнева и мести. Главные цели Асмодея — ссорить супругов, разрушать браки и толкать мужей на прелюбодеяние. Он плетёт заговоры, вызывает одержимость, сеет безумие, лишает красоты девственниц, чтобы те никогда не познали мужчину. До падения относился к серафимам — высшему чину ангелов. В одних еврейских легендах является мужем Лилит после Адама, в других — их потомком. Его лютейший варг по библии — архангел Рафаил.

Сатана

В христианстве понятия Сатана, Дьявол и Люцифер часто тождественны. В Книге Бытия напрямую не упоминается, но в новозаветной традиции именно его называют змеем из Эдемского сада. Этого падшего ангела сбросили с небес в начале времён, и заключил в подземную тюрьму — Ад. В этот негостеприимный огненный мир попадают души грешников после смерти.

Самаэль

Чем отличались Самаэль и Люцифер? Разница между их силой и званиями огромна. Люцифера погубили тщеславие, гордыня и стремление стать выше всех ангелов. Сравниться с самомис Создателем. Самаэль — тёмная ипостась самого Творца. Ангелом, чьи обязанности изначально тёмной природы.

Так Михаил защищает верных Богу, а Самаэль обвиняет и наказывает нечестивых. Но после того, как Самаэль полностью отдался злу и сам возжелал стать новым Богом, чтобы разрушить этот мир и создать свой, он потерял расположение Бога и был низвержен с небес. С тех пор его воля направлена на искоренение веры в Бога из людских сердец. Он развращает и подчинять их, провоцируя на богохульства.

Лилит

В Библии она упоминается только один раз, в книге Исаии. Более подробно её образ раскрывают Свитки Мёртвого моря и поздня раввинистическая литература. По легенде Лилит — первая жена Адама. Бог создал её из и из той же глины, что и Адама полностью равной ему. Но супружеская идиллия погрязла в ссорах. Лилит покинула мужа и скиталась в одиночестве, а позже сошлась с демонами.

В средневековье окончательно сложился образ Лилит как образ демонессы и королевы преисподней. В христианстве Лилит — это воплощение похоти. Она соблазняет мужчин, насылает порчу и душит некрещёных младенцев.

Гадриель

Занимает особое место в дохристианском эпосе. Книга Еноха рассказывает, что именно Гадриль повинен в грехопадении человека и грядущей войне на небесах. Ему, а не Люциферу приписывают соблазнение Евы запретным плодом. После низвержения, он поселился среди людей и посвятил всего себя мести Богу. Чтобы побольнее оскорбить Творца, он разыскивает самых праведных, набожных людей и совращает их на путь греха. В некоторых неканоничных текстах говорится, что Гадриэль подстрекал Каина на убийство и первым (раньше Азазеля) показал людям, как убивать друг друга.

Эта версия произошедшего в Раю саду заметно отличается от каноничной. В Евангелие заслугу соблазнения Евы приписывают Сатане в облике змеи. Но манускрипты Мёртвого моря говорят о том, что изначально змеем был именно Гадрэль. Только спустя столетия эту честь отдали Люциферу.

Какой силой обладают падшие ангелы

Библия прямо не говорит об этом, но предполагается, что падшие ангелы идентичны Божьим ангелам в отношении внешнего вида, силы, способностей, навыков, интеллекта, размера. Например, даже на некоторых средневековых фресках они отличались от последних только цветом одеяния и нимба — синий (цвет проклятых), а не белый или золотой.

Страдающий ангел

Фреска ангела

Апокрифические тексты приписывают ангелам власть над материальным миром — землёй, ветром, огнём, водой. Считается, что падшие ангелы до изгнания были способны контролировать погоду и движение солнца и луны. Но после бунта Бог наказал своих сыновей и бесконечно умалил их власть.

Теперь силы природы им неподвластны. Всё, на что способны падшие ангелы — вступать в ментальный контакт с людьми, отравляя душу и тело изнутри.

Как вызвать падшего ангела

Христианство отрицает возможность призыва падших ангелов, демонов и других нечистых духов. Библия говорит, что они сами являются человеку, овладевая его телом, если он грешит и поддаётся порокам. Чем больше таких грехов человек совершает, тем больше нечистых духов поселяются рядом с ним. Человек не повелитель — он раб этих существ.

Демон

Демон подчиняет себе

Но несмотря на строгие запреты в христианстве и еврейском мистицизме сформировалось целое учение, направленное на призыв и подчинение богов, ангелов и демонов — теургия. Её практики верят, что с помощью специальных ритуалов (начертание магических знаков и произнесения словесных формул) можно вызвать потустороннее существо и заставить его поделиться знанием, дать материальные блага или оказать другую помощь заклинателю.

В современной западной традиции основное руководство к действию — гримуары. Такие труды, как Большой Ключ Царя Соломона, Малый Ключ Соломона (Лемегетон), Книга Абрамелина и некоторые другие, содержат полное руководство к действию — от общих условий вызова до списка нужного реквизита. Инструкции, как себя вести и о чём говорит с демоном прилагаются.

Хотя официальная церковь категорически против, считается, что силу вызвать духа и приказывать ему даёт Бог. Поэтому осилит такую миссию только праведник, сильный духом и чистый помыслами.

Легенды о падших ангелах Об истине О грехопадении

Иудаизм и христианство дают разные понятия об ангелах, демонах и Божьем промысле. Есть много легенд и мифов о падших ангелах. Две из них особенно интересны.

Легенда о падших ангелах

Демон пореться за каждую жизнь

Об истине

Эта иудейская легенда повествует о любви, ревности и ненависти. Будучи самым одарённым умом и наиболее самостоятельным в принятии решений, Люцифер долго размышлял, зачем Бог отделил ангелов от себя и заставил прославлять Его. Денница не понимал, почему ангелы не могут стать частью Абсолюта и слиться с ним в одно целое. Мучась тяжёлыми думами, он обратился к отцу с этим вопросом, но не получил ответа.

О грехопадении

Согласно этой легенде именно Люцифер был демиургом — создателем материального мира и любимцем Бога. Венцом его творения стал человек, созданный из глины, но лишённый души и свободы воли. Взглянув на человека, Господь вдохнул в него жизнь и Адам, обретя сознание, признал его своим создателем и полюбил всем сердцем. Видя это, Люцифер возревновал и затаил страшную обиду.

Чтобы отвернуть Адама от Бога, ангел создал ему подругу — Еву. Но дать женщине настоящую жизнь ему было не под силу и это сделал бог. Ева, как и Адам возлюбила Создателя его всей душой. Гнев и завистью овладели Люцифером. Приняв личину змея, он искусил Еву грехом, а Адам, послушав жену, тоже отступил от Божьего наказа.

Тогда Сатана получил чего хотел — тех, кто благодарил и почитал его. Возжелав большего, он изменил Адама и Еву, чтобы они смогли продолжить свой род и заселить Землю, славя его через потомков. За такое святотатство над человеком, наполненным божественным дыханием и хранящим частицу Его огня, Бог выгнал Сатану из Небесного царства. А вместе с ним и всех сочувствующих тому.

Что говориться об падших ангелах в библии

Когда Сатана восстал, одна треть ангельского воинства присоединилась к нему. Этих ангелов, павших вместе с сатаной, теперь называют демонами. Демоны и падшие ангелы — синонимы в Библии. После изгнания они стали лжеучителями человека и могущественными врагами всех Божьих начинаний.

Время для падших ангелов

Время х для демонов всегда настанет

Могут ли демоны вредить человеку физически? Нет, Библия говорит, что нам никогда не нужно бояться их. Демоны служат целям Бога и удерживаются рукой Господа, который использует их для исполнения своей воли. Сатана и его падшие ангелы скованы и лишены физической силы. Господь контролирует всё, но не может помешать Сатане искушать человека. Ведь он несёт его дар — свободу воли.

Демоны могут искушать, обвинять и обманывать, людей, которые грешат. Они могут даже вызывать болезни и овладевать телами, но им не по силам подчинить человека, находящегося под защитой Господа. В писании также сказано, что падшие ангелы, отрёкшись от Бога потеряли главный дар — бессмертие. После страшного суда они будут уничтожены навсегда, поэтому любой праведный и богобоязненный человек неизмеримо выше даже самого могущественного демона. Зная это злые силы никогда не отдыхают и стремятся заполучить как можно больше душ.

§56 Бесы – падшие ангелы. Причина падения

§57 Иерархия падших ангелов

§58 Место обитания демонов

§59 Действие злых духов в мире

§60 Беснование и одержимость

Нечистые силы направляют свой ум и волю, свою деятельность на то, чтобы разрушать доброе, и особенно – вредить людям. Частным примером деструктивного воздействия бесов на человека является беснование и одержимость. В Св. Писании есть целый ряд примеров, когда говорится о злострадании людей и указывается беснование как причина этих бед (см.: Мф. 9:33; 17:18 ; Мк. 7:29 ; Лк. 4:35; 9:42 ).

Как рассматривать это состояние? Как одержимость злым духом или как психическое заболевание? Нередко предпринимаются попытки объяснить всё с научной позиции, считая, что речь идет просто о психических заболеваниях, которые древние, по незнанию и суеверию, считали одержимостью. Принять такое мнение нельзя, так как в Евангелии нет никаких оснований для подобного понимания. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически и можно предположить, что народ неправильно понимал суть происходящего, то такое невозможно по отношению к близкому кругу – апостолам; а именно они и зафиксировали эти случаи. И уж они точно в случае непонимания чего–либо могли осведомиться у Божественного Учителя о сути происшедшего, как нередко и бывало, когда апостолы после каких–то событий вопрошали Господа. Соответственно, сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такой интерпретации.

Оригинальны рассуждения святителя об этой самой оболочке души, которой (оболочкой) является нервная система человека. И бес как бы вклинивается между духом и телом, вселяясь и контролируя через нервную систему (архиеп. Иннокентий называет ее еще цепью, кольцом, сетью) всего человека. Именно такое состояние и называется беснованием.

§61 Каким знанием обладают ангелы и демоны?

Рассмотрим еще вопрос о том, какие знания доступны бесам. Однако, учитывая, что даже после грехопадения демоны, будучи по природе ангелами, но по воле своей падшей, укоренившись во зле, всё равно обладают силой и способностями, свойственными ангельской природе, нужно сначала выяснить, какими знаниями обладают ангелы. Определенно, как существа тварные, ангелы не могут постигать Божественную сущность, и, таким образом, источником их познания о Боге также является Откровение 371 .

Таким образом, можно констатировать, что, по православному вероучению, ангелы, хотя и являются существами, обладающими совершенствами, всё же познают только то, что им открыто Богом, а кое–что является и желанным предметом познания, но остается для них тайной.

Где в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов говорится о существовании нечистых духов?

Какие именно тексты Священного Писания свидетельствуют, что бесы – это падшие ангелы?

Какие наименования применяются в Писании к нечистым духам?

Какие наименования применяются в Писании к начальнику бесов?

В чём был грех Люцифера и последовавших за ним ангелов? Какие мнения существуют по этому поводу?

Где находятся сейчас падшие ангелы? Какие места Священного Писания говорят об этом?

Почему Люцифер и ангелы решили бунтовать против Бога?

Что изменилось в падших ангелах после их грехопадения?

Почему падшие ангелы не могут покаяться?

Есть ли иерархия у бесов?

Какие действия производят бесы в мире?

Как они могут влиять на людей?

Что такое беснование? Как свт. Иннокентий Херсонский объясняет этот феномен?

Знают ли бесы будущее?

Знали ли бесы, что Иисус Христос Бог? Обоснуйте свой ответ.

Перечислите несколько наименований из списка литературы.

Обязательно к прочтению:

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.

Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.

Рекомендуемая литература:

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006. С. 140–141.

Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. К.: Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. Т. 2. С .149–194.

Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к авве Фалассию. Вопрос XI // Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 52–53.

Василий (Кривошеин), архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с.

Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С .380–388.

Ларше Ж.–К. Безумие соматического происхождения. Безумие бесовского происхождения // Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. С. 53–116.

Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец. К., 2014. № 15. С. 44–49.

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 81– 86.

Флоринский Ф. Рассуждение об участии злых духов в грехопадениях человеческих. М., 1838.

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 82.

Святитель Иннокентий этого мнения не разделяет – а. С.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.

Иннокентий (Борисов), архиеп. О существах, высших человека, или о духах // Сочинения. Т. 2. Святая Успенская Киево–Печерская Лавра, 2000. С. 176.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 4. О диаволе и демонах // Источник знания. СПб., 2006.

Феодорит Кирский, блж. О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 85.

О диаволе и о демонах // Сокращенное изложение Божественных догматов. М., 2014. С. 83–84).

Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. Гл. 6. Ст. 12. М., 2004. С. 595.

Гл. 2. Ст. 2. С. 174).

Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.

Цит. по: Демонология // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 386.

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 8. С. 149.

Подробнее см.: Ларше Ж.–К. Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007. 224 с.

См. подробнее: Иннокентий (Борисов), архиеп. Указ. соч. С. 182–184.

Иоанн Дамаскин, прп. Указ. соч. С. 141.

Несмелов В. И. Указ. соч. С. 316.

Подлеснюк И., свящ. Сокрыл ли Господь от диавола Свое Божество под покровом телесности? // Академический летописец.

К., 2014. № 15. С. 44–49.

Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Читайте также: