Конспект урока по музыке моцарт маленькая ночная серенада

Обновлено: 25.06.2024

приоткрыть для детей удивительный мир музыки В. А. Моцарта.

откликаться на произведения музыкального искусства.

учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках.

развивать образное мышление и речь детей.

М. Р. Здравствуйте, ребята. Ребята, вы слышите, какая красивая музыка приглашает нас в наш зал? Проходите, пожалуйста. Занимайте места.

Слушая эту музыку, представляешь себе старинный город Зальцбург – Родину композитора.

Слайд 1. Город Зальцбург.

М. р. Более 200 лет назад в этом городе, расположенном в одном из самых

красивых мест Австрии, родился маленький мальчик. Вот так выглядел старинный город Зальцбург.

Слайд 2. Город Зальцбург.

(дети называют произведение, композитора, в каком исполнении).

М. Р. Ребята, а какой характер у этой музыка?

Дети. Музыка весёлая, лёгкая, живая, звонкая, игривая, воздушная, нежная, сказочная, хрустальная и т. д.

М. Р. Мелодия похожа на перезвон колокольчиков и напоминает звучание клавесина. Это старинный музыкальный инструмент, который был во времена Моцарта.

Слайд 3. Клавесин.

М. Р. А какие музыкальные инструменты подойдут нам для того, чтобы изобразить эту мелодию?

Дети. Колокольчики, бубенчики, металлофон, треугольник.

М. Р. Давайте представим, что мы – музыканты оркестра. Вы возьмёте инструменты и мы вместе исполним это произведение.

М. Р. Вы знаете, ребята, музыкальные способности Моцарта проявились очень рано. В 5 лет он прекрасно играл на клавесине, а в 6 уже вместе с отцом и старшей сестрой выступал во многих странах Европы.

Слайд 4. Моцарт у клавесина.

Эти концерты везде вызывали восторг и восхищение. Напудренный парик с косичкой, камзол со шпагой на боку придавали мальчику серьёзный вид. Он играл один или с сестрой.

Слайд 5. Моцарт с сестрой и отцом. Слайд 6. Моцарт с сестрой.

Иногда такие концерты длились по 4-5 часов и были очень утомительны для детей, но даже в этих условиях малыш вполне справлялся с игрой. В Европе, семья Моцартов побывала с концертами в Голландии, Англии, Чехии, Италии, Германии, Франции. Когда Моцарту было 12 лет, он выступал в Париже перед самим королём. После концерта король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. Горели свечи, дамы блистали в своих роскошных платьях! Как вы думаете, какие танцы исполнялись на том балу?

Дети. Менуэты, вальсы, полонезы.

М. Р. Верно, в те времена танцевали именно такие танцы, и, конечно композиторы сочиняли новые произведения. Хотите послушать один и них?

Слайд 6. На балу.

М. Р. Менуэт – это старинный французский танец. Как он исполняется?

Дети: Медленно, плавно, не торопясь, важно, торжественно, церемонно.

И вот после этого бала Вольфганг решил погулять по городу. Он шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг он увидел на набережной Сены нищего мальчика, который стоял, кутаясь в лохмотья, и протягивал к нему посиневшую от холода руку. Моцарт стал шарить по карманам, но денег у него не было. И тогда он сдёрнул с себя бархатный плащ, отдал мальчугану и бросился бежать. Ему было стыдно, что у него есть всё – дом, родители, успех на сцене, а у этого мальчика ничего. Много позже, вспоминая о Париже и об этом маленьком нищем, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности.

Слайд 7. Колыбельная.

М. Р. Давайте поговорим об этой песне. Какая она?

Дети. Нежная, спокойная, ласковая, светлая.

М. Р. Я хочу предложить вашему вниманию ещё одно произведение Моцарта. Я думаю, вы его узнаете.

М. Р. Какой характер у этой музыки? Как звучит музыка?

Дети. Весело, задорно, радостно, звонко.

Слайд 9. Инструменты симфонического оркестра.

Слайд 10. Барабаны.

Встают, пробуют маршировать под музыку рондо.

М. Р. Дети, а какие марши вы знаете? Назовите их.

М. Р. Молодцы ребята. Вот и заканчивается наша встреча с Моцартом. Вам понравилось? А что вам понравилось? (ответы детей).

На следующих занятиях мы продолжим изучать музыку этого композитора, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём в группу под турецкий марш.

Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…

Евгений Винокуров

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.

И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами - ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы - проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.

Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам - третий
Сидит…

Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований.

Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Вопросы и задания:

4. Приведите примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером.

Форма урока: нетрадиционная, фронтальная.

  • осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота;
  • развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать;
  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, понимания того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: творческий портрет.

Вид урока: урок-экскурсия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, музыкальный материал – CD МР3– фонохрестоматия музыкального материала (6 класс); CD МР3-CLASSIC;музыкальные инструменты (музыкальный центр, фортепиано, синтезатор).

  • Личностно-ориентированная.
  • Технология развивающего обучения.
  • Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
  • Технология ассоциативно-образного мышления.
  • Технология использования УМК.
  • Технология ИКТ.

Вступление

Учебная задача – осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Метод – погружения.
Содержание – эвристическая беседа – факты биографии В.А. Моцарта.

Экспозиция

Разработка

Реприза

Организационный момент Слайд 1.

Цель урока: осознать, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правда и красота; развитие музыкального мышления (знание о музыкальном языке), умение анализировать и обобщать; воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся. Подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость.

Вступление. Продолжительность 2-3 минуты.

Вступительное слово учителя: Прежде чем мы обратимся к нашей теме, давайте вспомним: «В чем заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека? Что заставило Снегурочку покинуть родной дом и уйти к людям?(Людские песни).
– Что привлекало ее в этих песнях? (Красота музыки)
– Даже холодное сердце трогает искусство. Искусство точно передает, копирует то , что в жизни?
– Как можно представить себе правду в музыке? Что должна передать музыка? (Правда музыки – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека.)

Эвристическая беседа. Слайд 2.

Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Экспозиция. Продолжительность 10-12 минут.

– Сегодня на уроке прозвучат отрывки из разных сочинений композитора.
(Слайд 12) В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. (Учебник – Чтение одним учащимся (по выбору учителя) на с. 66, 68). Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Эта ночная музыка называлась серенадой.
Серенада (франц. Serenade, от итал. serenata (sereno – ясная погода, ночная прохлада) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной). (Запись учащимися данного термина в тетради).

Слушание последней части сюиты – Рондо (Аллегро).

Разработка. Продолжительность 5-6 минут.

(Чтение по учебнику одним учащимся по выбору учителя на с. 69-70) (Слайд 18)

Реприза. Продолжительность 5-7 минут.

Вопросы и задания для обсуждения:

Слова выписаны на доске (напечатаны на листе А4): мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, возвышенная, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, торжественно-величавая, светлая.

Учащиеся характеризуют музыку, подбирая точные эмоциональные термины.

Кода. Продолжительность 10-13 минут.

Вопросы и задания для обсуждения:

– Чем отличается музыкальный язык рефрена от эпизодов? Где музыка грациозная, а где звучит в характере военного марша?

Итог урока

Учитель подводит к мысли о том, что музыка отражает не только жизнь, но обогащает и облагораживает людей, наши сердца и мысли, даже если мы сами не всегда это замечаем.

  • Музыка и Жизнь – взаимосвязаны.
  • Музыка обогащает жизнь.
  • Духовно обогащает людей.
  • Музыка меняет их судьбу.

Оценить 681 0

III ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление уважительного и восхищённого отношения к творчеству великих авторов произведений раз­ных видов искусства на примере изучения жизни и произведений В.А. Моцарта.

Личностные:

— укрепление эмоционально-личностного отношения к музыке В.А. Моцарта;

— формирование художественного вкуса и эталонных критериев для оценки произведений искусства.

Предметные:

— формирование навыков рассказа о жизни и творчестве любимого композитора на примере В.А. Моцарта;

— нахождение и определение ведущего мелодического начала в произведениях В.А. Моцарта.

Форма проведения занятия: Урок-исследование жизни, творческого облика, произведений В.А. Моцарта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Дополнительный материал: Портрет композитора В. Моцарта.

Формы педагогического контроля: Контроль личностного заинтересованного отношения к наследию В.А. Моцарта как одного из лучших представителей музыкальной культуры прошлого. Контроль осознания этической и эстетической ценности творчества композитора. Контроль знания краткой биографии Моцарта и умения её рассказать. Проверка качества пения, понимания нотных примеров. Контроль использования в ответах на вопросы и выполнении заданий учебника сети Интернет.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Как называется это музыкальное произведение? Кто автор?

Ответы учащихся.

О каком из важнейших музыкально-выразительных средств мы говорили на прошлом уроке? Разгадайте ребус и назовите это средство музыкальной выразительности.

Ответы учащихся.

Мы продолжим изучение мелодии как важнейшего музыкально-выразительного средства. Сегодня мы рассмотрим особенности мелодии на примере творчества В.А. Моцарта: вы встретитесь с жанрами инструментальной серенады и Реквиема этого гениального композитора – прослушаете два произведения, отражающие разные полюсы его творчества, выявите их характер и контраст. Мы разучим и споём вокальное переложение одного из этих произведений; познакомимся также с краткой биографией композитора, определим его творческий облик, обозначим любимые темы и образы; одновременно рассмотрим живописные произведения великих художников, выразивших в своём творчестве уважение и признательность гению великого Моцарта.

Работа по теме урока

Жизнь и творчество великого композитора

Имя этого великого композитора вам уже известно: в 5 классе вы слушали фрагмент из его Симфонии №40 и находили в прекрасной мелодии мотивы, фразы, предложения, родственные строению и интонациям человеческой речи.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 г. в маленьком австрийском городке Зальцбурге в семье музыканта, композитора и педагога Леопольда Моцарта.

Моцарт с поразительной лёгкостью осваивал разные музыкальные жанры — писал симфонии, оперы, музыку для различных солирующих инструментов.

Но когда Моцарт повзрослел, ему трудно было найти постоянное место работы — он не хотел служить в родном провинциальном Зальцбурге, где не было хороших оркестров и оперного театра. Моцарт стремился в Вену — культурный центр и столицу Австрии.

В Вене Моцарт прожил последние 10 лет своей трагически короткой жизни.

Умер композитор скоропостижно в возрасте 36 лет.

В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад – большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей! Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр – собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.

Бернардо Беллотто. Вид Вены (во времена Моцарта)

Дополнительный материал в виде цитат великих деятелей культуры о В.А. Моцарте см. в Приложении.

В) Работа над нотным примером

Это - оркестровая, инструментальная музыка.

Моцарт в своей венской квартире. Гравюра XIX в.

В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта – та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами: ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или собирает марки; кроме всего этого тон задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы – проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

В.А. Моцарт. Реквием

Реквием был заказан Моцарту анонимно - неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица (его заказчик пожелал остаться неизвестным). Впоследствии выяс­нилось, что им был некий граф, недавно овдовевший и желающий выдать произведение Моцарта за своё собственное.

Известно, что Моцарт долгое время не решался взяться за сочинение из-за охвативших его суеверных предчувствий: ему неотступно казалось, что он пишет заупокойную музыку для себя самого, но всё же принялся за работу. Надо сказать, что работа его увлекла. Между тем болезнь уже подтачивала его силы.

Мне день и ночь покоя не даёт

Мой чёрный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам - третий

В.Дж. Грант. Умирающий Моцарт сочиняет Реквием

Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?

Б) В.А. Моцарт. Лакримоза (из Реквиема) В.А. Моцарта - слушание. Музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

Внотном примере 19 учащиеся отмечают средства, обеспечивающие горестное настроение: медленный темп, стонущие жалобные интонации, тихая динамика (p).

Особенно трогательно и выразительно звучит хор.

5)Вокализ на тему Лакримозы (из Реквиема) В.А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского - пение

Мы разучим и исполним сегодня Вокализ на тему Лакримозы Моцарта.

Исполнение этого вокализа не просто соответствует теме занятия, оно прекрасно дополняет и иллюстрирует материал сегодняшнего урока.

Вокализ – это песня без слов.

(Учителю: Мелодия изложена одноголосно и не представляет сложности для разучивания. Этот пример имеет большое значение для приобщения учеников к лучшим страницам творчества композитора, для более личностного эмоционального восприятия его музыки.)

Мелодии, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота пейзажа и характер персонажа…

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролёт.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба - то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

на остановке конечной

скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей Родины вечной

не сотворить бы кумира себе!

Ах, ничего, что всегда, как известно,

наша судьба - то гульба, то пальба.

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:

и развеются, как на кострах,

красный камзол, башмаки золотые,

белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Булат Окуджава. Моцарт на скрипке играет (Из путевого дневника)

О, Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах!Ф. Шуберт

Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. П.И. Чайковский

Рефлексия. Вопросы и задания

Из книги: Шорникова М. Десять страниц из истории музыки: популярные очерки о выдающихся композиторах разных эпох. Ростов н/Д, 2010. 284 с.

Великие о В.А. Моцарте (с. 28, 29)

Я всегда был одним из самых ревностных почитателей Моцарта и останусь им до последнего вздоха.

…И лучшим композитором считаю Моцарта, ибо он владеет в совершенстве правилами композиции и обладает самым лучшим вкусом.

Про Моцарта нельзя сказать, что он был, прежде всего, музыкант. Он только музыкант.

Моцарт — Рафаэль и Пушкин в музыке.

Когда Моцарт брался за перо, произведение уже было готово в его голове. Есть гении, которые творят даже во сне.

Музыка Моцарта стала светлой радостью всего человечества.

Моцарт — это молодость души, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления.

Д. Шостакович

Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту.

Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, как он (Моцарт). Бетховен заставлял меня тоже трепетать, но скорее от чего-то вроде страха и мучительной тоски.

Читайте также: