Конспект статьи а п усовой процесс обучения на занятиях

Обновлено: 06.07.2024

В теории советской дошкольной педагогики и в практике работы детских садов под обучением понималась совместная форма деятельности детей во всех режимных моментах учебно-воспитательной работы детского сада. На обязательных занятиях детям давались задания (рисовать, лепить, рассказывать и т.д.), методика же выполнения заданий предполагала, что ребенок сам найдет пути и способы их решения. Его не обучали способам действия, тому, как он должен выполнять задание.

Под руководством А.П. Усовой сотрудники сектора дошкольного воспитания АПН РСФСР разработали теоретические основы обучения в детском саду и определили программу того, что должно было быть усвоено детьми за время их пребывания в детском саду. Во время обязательных занятий у всех детей, должны быть сформированы элементы учебной деятельности, необходимые будущему школьнику.

Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму - более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребенка.

А.П. Усова обращала внимание на необходимость ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами педагогической работы - организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Занимаясь исследованием игры, А.П. Усова настаивала на том, что играми малышей необходимо руководить и такое руководство может быть эффективным лишь в том случае, если основывается на глубоком понимании природы игры и на знании возможностей, потребностей и склонностей детей, объединившихся для совместной игры. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные, методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания.

Педагогически значимым является сюжет игры, т.е. содержание, события окружающей среды, которые дети изображают в своей игровой деятельности, а также уровень реальных взаимоотношений детей в игре. А.П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности. В игре же дошкольники контактируют между собой по
собственной инициативе, строят свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами друг друга, учатся считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают моральный уровень детского поведения.

Решая проблему сенсорного воспитания, АЛ. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

Исследования А.П. Усовой легли в основу программно-методических документов по дошкольному воспитанию в отечественной и зарубежной практике.

В центре научных исследований Н.П. Сакулиной - формирование обобщенных представлении у дошкольников в процессе изобразительной деятельности, а также задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду. Сакулина разработала периодизацию развития изобразительной деятельности в детском возрасте, на основе которой были созданы программы по художественному воспитанию в дошкольных учреждениях. Решение задач сенсорного и эстетического воспитания стремилась соединить с практикой умственного и нравственного воспитания на основе использования творческой художественной деятельности детей.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже время в сочетании деталей (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно связаны с графическими, являются их составной частью.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П. Сакулина.

В своей работе она выделяла показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивала, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к Е-ОЗМОЖНО большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Педагогические идеи Н.П. Сакулиной используются в практике современного дошкольного воспитания.

Лекция 25. Развитие педагогических идей,
теориивоспитания и образования на современном этапе

Основные лекционные вопросы:

25.1. Создание национальной системы образования Республики Беларусь.

25.2. Развитие образования с начала ХХ1 в. до настоящего времени.

25.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ; - начале ХХ1 в.

Александра Платоновна Усова - педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую деятельность начала в 1921 г.

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.

Решая проблему сенсорного воспитания, А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

А.П. Усова внесла также большой вклад в разработку теории игры, которую рассматривала как форму организации жизни детей дошкольного возраста. А.П. Усова критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

Ряд исследований Усовой посвящён использованию народного творчества в воспитании дошкольников.

Александра Платоновна Усова - педагог, специалист по дошкольному воспитанию, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.), доктор педагогических наук (1959 г.). Педагогическую деятельность начала в 1921 г.

Усова разрабатывала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Исследовала пути оптимизации подготовки их к поступлению в школу; ею заложены основы психолого-педагогической концепции готовности к школьному обучению. Под руководством Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР. Усова разработала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладевать дошкольники. К первому уровню она относила те элементарные знания, которые приобретаются стихийно, в процессе игр, жизненных наблюдений и общения с окружающими; ко второму – более сложные знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. Считала, что овладение теоретическими знаниями на специально организованных занятиях необходимо и играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Усова, однако, предупреждала о необходимости ограниченного применения специальных учебных занятий, сочетания их с другими формами воспитательно-образовательной работы – педагогически организованной игрой и доступной дошкольникам трудовой деятельностью.




Решая проблему сенсорного воспитания, А.П. Усова пришла к выводу, что, для того чтобы ребенок успешно развивался в умственном отношении, надо организовать его чувственный опыт, развить его сенсорные способности. Исследования в области сенсорного воспитания, проходившие под руководством А.П. Усовой, обогатили теорию дошкольной педагогики, важны они и по своей практической значимости.

А.П. Усова внесла также большой вклад в разработку теории игры, которую рассматривала как форму организации жизни детей дошкольного возраста. А.П. Усова критиковала типичные ошибки воспитателей, которые либо предоставляют детям полную самостоятельность и никак не вмешиваются в детскую игру, либо, наоборот, подвергают игру чрезмерной регламентации и контролю. В руководстве игрой, по Усовой, решающее значение приобретают косвенные методы педагогического воздействия, основанные на предварительном изучении интересов, потребностей и склонностей детей. Усовой выявлен и проанализирован специфический пласт процессов и отношений, так называемых отношений по поводу игры, т.е. реальных социальных взаимодействий, которые возникают на фоне собственно игровых отношений, продиктованных избранным сюжетом и ролью. Усова впервые определила психологические особенности таких взаимоотношений и их влияние на формирование личности, становление детского коллектива.

Ряд исследований Усовой посвящён использованию народного творчества в воспитании дошкольников.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

Данный раздел предназначен для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах".

Оставьте свой комментарий

40%

Автор в друзьях: 9

У автора в друзьях: 17


Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В данной книге, являющейся результатом многолетнего изучения проблем дошкольной дидактики, рассматриваются важные вопросы о роли обучения в воспитательном процессе, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Читайте также: