Виды предложений по интонации 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Технологическая карта урока "Русский язык", проведённого в 3 классе по требованиям WorldSkills. Материал для урока был взят из интернет-ресурсов. Сам урока был разработан самостоятельно. Занятие соответствует всем критериям по ФГОС НОО 2 поколения.

Оценить 430 0

Тема урока: Виды предложений по интонации

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представления о видах предложений по интонации.

Задачи фрагмента урока:

Формировать умения различать восклицательные и невосклицательные предложения, составлять предложения, различные по интонации.

Развивать аналитико-синтетические умения при открытии новых знаний, коммуникативные навыки при работе в группах, в парах.

Воспитывать, любовь к Родине, бережное отношение к здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные: 1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.

Личностные:1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

Метапредметные:

Познавательные:1) формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы

Регулятивные: 1) определять цель и учебную задачу; 2) выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя.

Коммуникативные: 1) участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.

Межпредметная связь: окружающий мир.

Внутрипредметная связь: Синонимы. Виды предложений по цели высказывания 3 (1) кл.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Метапредметные (П, Р, К)

I.Мотивирование к учебной деятельности

Способствовать мотивации обучающихся к учебной деятельности, создание положительной атомосферы

Словесный метод: беседа

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Каримовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Верно. Смысл данного высказывания состоит в том, что наука - это целая система, включающая в себя знания самых разных областей жизни общества, которые в совокупности дают что-то целостное: правила, законы, теории.
- Посмотрите на экран и разгадайте анаграмму: ЛАРБОАРИЯТО-ЛАБОРАТОРИЯ.

- Какое слово зашифровано? (лаборатория)

- Что такое лаборатория? Для чего она нужна?

- Если мы откроем большой толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то узнаем, что лаборатория-это учреждение, отдел, где проводятся научные опыты, экспериментальные исследования, анализ. (научная информация)

- На уроке нам понадобится внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - улыбнитесь.

Работают с высказыванием.

Подбирают синоним к слову.

Узнают новую научную информацию.

Настраиваются на работу.

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (2 м)

Актуализировать необходимые знания, зафиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии

Практический метод, объяснительно-иллюстративный метод

Работа в парах

- Сейчас я предлагаю поработать в парах с использованием интерактивного оборудования. Катя и Лена работают на интерактивной доске, Соня и Вика – на интерактивной панели, Ирина и Лиза – с раздаточным материалом и документ-камерой. 1 пара подчеркните повествовательное предложение, 2 пара- вопросительное, 3 пара- побудительное. (Внутрипредметная связь: тема «Виды предложений по цели высказывания 3 (1) кл.)

- Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, пользуйтесь стилусом при выполнении задания (Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ))

Разд. матер. и документ-камера

1. Берегите нашу Землю!
2. Будьте внимательны друг к другу.

1. Что за растение-овёс?
2. Не радуйтесь чужой беде.

1. Не кричите!
2. Уважайте своих родителей.

- Поменяйтесь местами работ против часовой стрелки и осуществите взаимопроверку и взаимооценку.
- Сделайте вывод. Какие предложения бывают по цели высказывания?

Вывод: По цели высказывания предложения делятся на: повествовательные, вопросительные и побудительные.

- Если всё правильно – поднимите зелёную карточку. Молодцы!

Работают в парах с интерактивным оборудованием.

Интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера и раздаточный дидактический материал.

Контроль, взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка

1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

III.Выявление места и причины затруднения

Выявить место и причину затруднения обучающихся.

метод проблемного изложения

- В конце повествовательных предложений ставится вопросительный знак? (нет)

- В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак? (да)

- Предложения по интонации бывают восклицательными? (да/нет)

- Почему мнения разделились и вопрос вызвал у вас затруднение? (мы не знаем, какие предложения бывают по интонации)
- Итак, у нас возникла проблема.

- Да, мы не знаем какие предложения бывают по интонации, поэтому возниклапроблема, которую мы и решим сегодня на уроке.

Играют в игру, выполняю физическую разминку

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

Осуществить самостоятельно построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод: беседа.

- На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока.

- Какой будет цель нашего урока? (узнать, какие виды предложений бывают по интонации)

- Поменяйте местами пункты плана в карточке так, чтобы он стал верным.

- Осуществите самопроверку по эталону на экране.

1. Исследовать, какие предложения бывают по интонации.

2. Определить, чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных.

- Осуществите самооценку. Если все верно-поднимите зелёную карточку.

Самостоятельно формулируют тему, цель и план урока. Осуществляют самопроверку и самооценку, заполняют исследовательскую карту.

Презентация, раздаточный материал: карточка исследовательская карта

Самоконтроль, самопроверка, самооценка

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

V.Реализация построенного проекта

Реализовать построенный проект выхода из затруднения через поэтапное открытие новых знаний.

Словесный метод: инструктаж.

Практический метод, словесный метод: беседа, наглядный метод

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Работа по первому пункту плана. Исследование в группах.
- По плану мы начнем работу с исследования в группах. Для этого вам понадобятся карточки с текстом. Самостоятельно прочитав рассказ, подчеркните необходимую информацию и сделайте вывод исследования, ответив на вопрос: Ребята первой группы – Какие предложения называют восклицательными? Ребята второй группы – Какие предложения называют невосклицательными?

Какие предложения называют восклицательными?

Какие предложения называют невосклицательными?

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносят с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Вывод: Восклицательные предложения-это предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения. В конце невосклицательных предложений стоит точка.

Вывод: Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.

- Поменяйтесь карточками, рассмотрите задание и осуществите взаимопроверку. К какому выводу в ходе исследования пришли ребята первой группы? Ребята второй группы?

- Осуществите взаимооценку, если вывод верный – поднимите зелёную карточку.
- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Предложения по интонации бывают восклицательными и невосклицательными. Предложения, включающие в себя большое количество восклицательных знаков, является более живыми и эмоциональными. Такие предложения называют восклицательными. Невосклицательные предложения являются нейтральными с точки зрения эмоциональной окраски. Они не выражают никаких ярких эмоций человека.

- Вы прекрасно провели исследование. Если мы выполнили первый пункт плана, вклейте результаты исследования в нашу исследовательскую карту. Помните об аккуратности.
Работа по второму пункту плана.

- Выполним второй пункт плана. Прочитайте его. Какая работа нам предстоит.

1. Хорошо гулять в весеннем лесу!

2. Как тебя зовут?

3. Пришла дождливая осень.

4. Как же я люблю лето!

- Осуществите самопроверку по карточке под документ-камерой. Самооценку: если всё верно – зелёную сигнальную карточку, а, если были недочёты-красную сигнальную карточку.

- Сделайте вывод. Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных?

Вывод: Восклицательные предложения отличаются от невосклицательных тем, что восклицательные предложения произносятся с сильным чувством, а невосклицательные-спокойно.

- Молодцы. Если вы справились с заданием и довольны своей работой-поднимите зелёную карточку.

- Если мы выполнили второй пункт плана, вклейте карточку в нашу исследовательскую карту. Помните об аккуратности.
Работа со стихотворением.
- Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!
- Какие эмоции вы испытали? Вспомните урок окружающего мира. Что вы знаете о Москве? (межпредметная связь: окружающий мир)
- Да, действительно, Москва является нашей столицей, но у каждого из нас есть своя малая Родина. Как мы должны к ней относится?

- Да, мы должны относится к ней бережно, любить и приумножать ее богатсва.(воспитательный момент)
- Как вы думаете, какие предложения в этом стихотворении? (восклицательные)

- Посмотрите на все выводы в исследовательской карте и скажите, какие бывают предложения по интонации. (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)

-Верно! Поднимите зелёную карточку, если вы считаете также. Молодцы!

Связь предмета с жизнью.

- В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее разрешить. Поработайте индивидуально. Используя систему интерактивного голосования, выберите правильный вариант ответа.

По интонации предложения бывают…

. восклицательные и невосклицательные.

… вопросительные, побудительные, повествовательные.

Восклицательные предложения отличаются от невосклицательные тем, что …

…восклицательные предложения произносятся с сильным чувством, а невосклицательные-спокойно.

…восклицательные предложения произносятся спокойно, а невосклицательные-с сильным чувством.

Зачем в повседневной жизни использовать полученные знания?

Речь должна быть грамотной и логичной, и без знания этих предложений мы не сможем правильно выражать свои мыли.

Чтобы отвечать на вопросы учителя.

- Молодцы, вы достигли отличных результатов и материал усвоили хорошо.

Проводят исследование в группах, осуществляют взаимоконтроль, взаимопроверку, взаимооценку.

Заполняют исследовательскую карту.

Определяют вид предложения, работая с интерактивной доской, называют отличая воскл. и невосл. предложений, подводят микроитог, осуществляют самопроверку и самооценку.

Заполняют исследовательскую карту.

Обобщают новый материал

Самостоятельно разрешают возникшую в начале урока проблему, используя систему интерактивного голосования.

Раздаточный дидактический материал, исследовательская карта

Интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал, исследовательская карта.

Система интерактивного голосования, планшеты

Взаимоконтроль, взаимооценка, самооценка

Контроль, самоконтроль, самопроверка, самооценка

1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.

П:1) формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы

Р:2) выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя;

К:1) участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

VI.Рефлексия учебной деятельности

Разрешить проблему, осуществить рефлексию учебной деятельности

Практический метод, исследовательский метод, словесный метод: инструктаж

Словесный метод: беседа

Красная карточка

Зелёная карточка

Составьте невосклицательное предложение о мерах профилактики коронавируса. Запишите их.

Составьте восклицательное предложение, используя слова для справок.
Слова для справок: маска, перчатки, мыло, антисептик.

- Осуществим проверку. По цепочке прочитайте предложения. Молодцы!
- Вы правы!
Воспитательный момент: Здоровье – великое богатство, которое нужно беречь. Без здоровья человек не сможет полноценно жить. Придерживайтесь перечисленных правил и будьте здоровы!
- Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным творческим заданием. Если вы согласны с этим-поднимите зелёную карточку.
- Вклейте ваши работы в исследовательскую карту. Помните об аккуратности.

- Молодцы. Если мы выполнили намеченный план, то поднимите зелёную карточку.
- Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать, какие виды предложений бывают по интонации)
- Если мы достигли поставленной цели- поднимите зелёную карточку.

Рефлексия. Воспитательный момент урока.

- Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и у каждого осталась исследовательская карта в виде знаний – внизу исследовательской карты поставьте себе оценку.
- Покажите. Я согласна с вашей самооценкой!

- Посмотрите на работы и выводы в исследовательской карте. Что вы сегодня узнали?

Выполняют самостоятельно индивидуальную разноуровневую творческую работу (при выборе карточки осуществляют самооценку.)

Заполняют исследовательскую карту.

Осознают, что нужно учиться. Осуществляют самооценку деятельности в течение всего урока.

Раздаточный материал, синие ручки, двухсторонний скотч.

Контроль, взаимоконтроль, оценка

Самооценка, контроль, оценка

1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.

1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 - 23.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?

Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,

Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.

Прилетайте, скворцы поскорей.

Прилетайте, скворцы, поскорей!

Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

По цели высказывания

Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;

Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;

Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Повторят виды предложений по цели высказывания;

закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

различать предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: критично относиться к своему мнению;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;

понимать точку зрения другого;

участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.

Мультимедийная презентация к уроку.

I.Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок? ( Да!)
Это начался урок? ( Да!)

Хотите учиться? ( Да!)
Значит, можно всем садиться! ( Да!)

Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

II. Актуализация знаний

- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Предложение не может состоять из одного слова.

2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

5. В конце предложения всегда ставится точка.

6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

III. Самоопределение к деятельности

1) Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

На, созрел, урожай, поля;

Как, быстро, пролетело, лето;

Наступила, красавица, осень;

- Почему вы считаете, что это предложения?

Запишите предложения в тетрадь.

2) Самостоятельная работа в парах (Устно)

- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.

Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену) .

- Сколько предложений получилось? ( В тексте пять предложений)

- Почему в конце предложений разные знаки препинания? ( Предложения разные по интонации)

- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

IV. Работа по теме урока

В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде .

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.

Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?

-Какие цели вы поставите перед собой?

Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.

Работа с правилом.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

рассказать расспросить запретить

обменяться опросить защитить (словом)

(впечатлениями) выяснить попросить

информировать разузнать проинструктировать

объяснить выспросить приказать

осведомлять выпытать подействовать

- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? ( повествовательные)

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)

- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V. Закрепление изученного материала.

- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения. Прочитайте предложения.

Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?

VII. Продолжение работы по теме урока

- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

VIII. Закрепление пройденного.

Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные знаки препинания

Интересный мой рассказ .

Захожу я утром в класс .

Вижу- слон сидит за партой .

Лев стоит у стенда с картой .

Орфограмму учит кот .

Ему мыши смотрят в рот .

С умным видом смотрит в книжку .

Не соврал вам ни на грош,

Просто очень сон хорош .

У меня возник вопрос

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз ?

Кто меняет зайцу шубу ?

Вырезает листья дубу ?

Чем питается енот ?

Как одет и где живёт ?

И зачем лисице хвост ?

И какой у волка рост ?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!

Принесите мне напиться !

Ах, подвиньтесь, не мешайте !

А ещё поесть мне дайте !

Ну, скорей кладите спать !

Постелите вмиг кровать !

А потом читайте книжку

вопросительные повествовательные побудительные

Много дорожек прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие знаки ставятся в конце предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

Посмотрите, даны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выберите для себя предложение, которое вам наиболее подходит по окончании урока

Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложения; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания.

Пришлите, пожалуйста, книжки.

Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

(Запись под диктовку.)

Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)

Прочитайте выразительно отрывок из произведения.

Позови-ка ты лучше Ворону!

Из какого произведения эти строки? Кто его автор?

Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения?

Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)

Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.)

Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.)

Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.)

Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.)

У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!

Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа. При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!

Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?

Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

Прочитайте сведения о языке на с. 21.

Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)

Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?

Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?

Какие знаки стоят в конце предложений?

Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные).

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ

- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.

- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

- Запишите число, классная работа.

- Проведем каллиграфическую минутку.

А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие

Соберите слово из буквосочетаний.

Что получилось? (Предложение).

-Придумайте предложение с этим словом.

- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

на, созрел, урожай, полях;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, красавица, весна;

- Что такое предложение?

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.

- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:

-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Мы сегодня должны вспомнить:

- Какими бывают предложения по цели высказывания.

- Какими бывают предложения по интонации.

Мы сегодня должны научиться:

Находить в тексте предложения разных видов.

Самостоятельно составлять такие предложения.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

-Скажите еще раз, что мы называем предложением?

-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?

-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).

- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.

- Черепаха, унеси меня домой!

- А где ты живешь?

- Я живу в муравейнике.

- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.

- Найдите предложение, в котором содержится просьба.

- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.

Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)

-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?

Хочу что-то сообщить

Хочу что-то спросить

Хочу призвать кого-то совершить действие

По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

5.Работа над упр.84

-Давайте прочитаем текст.

-Что это мы прочитали?

--Есть ли в тексте обращение?

-Как мы выделяем обращение в тексте?

-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

- Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?

- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.

- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?

-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.

-Как мы выделим обращение?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..

- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?

Сделайте вывод: правило с.48

- Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Физкультминутка

- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..

Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.

- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..

6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания

-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(они передают наши чувства)

-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

-Найдите повествовательные предложения.

-Найдите вопросительные предложения.

-Найдите побудительные предложения.

-Найдите восклицательные предложения.

Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!

7.Самостоятельная работа

-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель.

Ты был летом на море?

Мойте руки перед едой.

Сколько грибов в лесу!

- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Читайте также: