Виды предложений по интонации 3 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Технологическая карта урока "Русский язык", проведённого в 3 классе по требованиям WorldSkills. Материал для урока был взят из интернет-ресурсов. Сам урока был разработан самостоятельно. Занятие соответствует всем критериям по ФГОС НОО 2 поколения.
Оценить 430 0
Тема урока: Виды предложений по интонации
Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представления о видах предложений по интонации.
Задачи фрагмента урока:
Формировать умения различать восклицательные и невосклицательные предложения, составлять предложения, различные по интонации.
Развивать аналитико-синтетические умения при открытии новых знаний, коммуникативные навыки при работе в группах, в парах.
Воспитывать, любовь к Родине, бережное отношение к здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.
Личностные:1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
Метапредметные:
Познавательные:1) формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы
Регулятивные: 1) определять цель и учебную задачу; 2) выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя.
Коммуникативные: 1) участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.
Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.
Межпредметная связь: окружающий мир.
Внутрипредметная связь: Синонимы. Виды предложений по цели высказывания 3 (1) кл.
Этап фрагмента урока
Образовательная задача этапа урока
Методы и приёмы работы
Форма организации учебной деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
Метапредметные (П, Р, К)
I.Мотивирование к учебной деятельности
Способствовать мотивации обучающихся к учебной деятельности, создание положительной атомосферы
Словесный метод: беседа
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Каримовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Верно. Смысл данного высказывания состоит в том, что наука - это целая система, включающая в себя знания самых разных областей жизни общества, которые в совокупности дают что-то целостное: правила, законы, теории.
- Посмотрите на экран и разгадайте анаграмму: ЛАРБОАРИЯТО-ЛАБОРАТОРИЯ.
- Какое слово зашифровано? (лаборатория)
- Что такое лаборатория? Для чего она нужна?
- Если мы откроем большой толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то узнаем, что лаборатория-это учреждение, отдел, где проводятся научные опыты, экспериментальные исследования, анализ. (научная информация)
- На уроке нам понадобится внимание, память и отличное настроение. Если всё это есть - улыбнитесь.
Работают с высказыванием.
Подбирают синоним к слову.
Узнают новую научную информацию.
Настраиваются на работу.
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (2 м)
Актуализировать необходимые знания, зафиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии
Практический метод, объяснительно-иллюстративный метод
Работа в парах
- Сейчас я предлагаю поработать в парах с использованием интерактивного оборудования. Катя и Лена работают на интерактивной доске, Соня и Вика – на интерактивной панели, Ирина и Лиза – с раздаточным материалом и документ-камерой. 1 пара подчеркните повествовательное предложение, 2 пара- вопросительное, 3 пара- побудительное. (Внутрипредметная связь: тема «Виды предложений по цели высказывания 3 (1) кл.)
- Помните об аккуратности и технике безопасности при работе с оборудованием: не смотрите на свет из проектора, не касайтесь оборудования влажными руками, пользуйтесь стилусом при выполнении задания (Контроль за соблюдением санитарных норм и правил безопасности (ТБ))
Разд. матер. и документ-камера
1. Берегите нашу Землю!
2. Будьте внимательны друг к другу.
1. Что за растение-овёс?
2. Не радуйтесь чужой беде.
1. Не кричите!
2. Уважайте своих родителей.
- Поменяйтесь местами работ против часовой стрелки и осуществите взаимопроверку и взаимооценку.
- Сделайте вывод. Какие предложения бывают по цели высказывания?
Вывод: По цели высказывания предложения делятся на: повествовательные, вопросительные и побудительные.
- Если всё правильно – поднимите зелёную карточку. Молодцы!
Работают в парах с интерактивным оборудованием.
Интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера и раздаточный дидактический материал.
Контроль, взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка
1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
III.Выявление места и причины затруднения
Выявить место и причину затруднения обучающихся.
метод проблемного изложения
- В конце повествовательных предложений ставится вопросительный знак? (нет)
- В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак? (да)
- Предложения по интонации бывают восклицательными? (да/нет)
- Почему мнения разделились и вопрос вызвал у вас затруднение? (мы не знаем, какие предложения бывают по интонации)
- Итак, у нас возникла проблема.
- Да, мы не знаем какие предложения бывают по интонации, поэтому возниклапроблема, которую мы и решим сегодня на уроке.
Играют в игру, выполняю физическую разминку
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
IV.Построение проекта выхода из затруднения
Осуществить самостоятельно построение проекта выхода из затруднения
Словесный метод: беседа.
- На основе проблемы самостоятельно сформулируйте тему урока.
- Какой будет цель нашего урока? (узнать, какие виды предложений бывают по интонации)
- Поменяйте местами пункты плана в карточке так, чтобы он стал верным.
- Осуществите самопроверку по эталону на экране.
1. Исследовать, какие предложения бывают по интонации.
2. Определить, чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных.
- Осуществите самооценку. Если все верно-поднимите зелёную карточку.
Самостоятельно формулируют тему, цель и план урока. Осуществляют самопроверку и самооценку, заполняют исследовательскую карту.
Презентация, раздаточный материал: карточка исследовательская карта
Самоконтроль, самопроверка, самооценка
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
V.Реализация построенного проекта
Реализовать построенный проект выхода из затруднения через поэтапное открытие новых знаний.
Словесный метод: инструктаж.
Практический метод, словесный метод: беседа, наглядный метод
Словесный метод: беседа
Практический метод: упражнение
Работа по первому пункту плана. Исследование в группах.
- По плану мы начнем работу с исследования в группах. Для этого вам понадобятся карточки с текстом. Самостоятельно прочитав рассказ, подчеркните необходимую информацию и сделайте вывод исследования, ответив на вопрос: Ребята первой группы – Какие предложения называют восклицательными? Ребята второй группы – Какие предложения называют невосклицательными?
Какие предложения называют восклицательными?
Какие предложения называют невосклицательными?
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), - это восклицательные предложения. Восклицательные предложения произносят с восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).
Вывод: Восклицательные предложения-это предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства.
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения. В конце невосклицательных предложений стоит точка.
Вывод: Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, - это невосклицательные предложения.
- Поменяйтесь карточками, рассмотрите задание и осуществите взаимопроверку. К какому выводу в ходе исследования пришли ребята первой группы? Ребята второй группы?
- Осуществите взаимооценку, если вывод верный – поднимите зелёную карточку.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Предложения по интонации бывают восклицательными и невосклицательными. Предложения, включающие в себя большое количество восклицательных знаков, является более живыми и эмоциональными. Такие предложения называют восклицательными. Невосклицательные предложения являются нейтральными с точки зрения эмоциональной окраски. Они не выражают никаких ярких эмоций человека.
- Вы прекрасно провели исследование. Если мы выполнили первый пункт плана, вклейте результаты исследования в нашу исследовательскую карту. Помните об аккуратности.
Работа по второму пункту плана.
- Выполним второй пункт плана. Прочитайте его. Какая работа нам предстоит.
1. Хорошо гулять в весеннем лесу!
2. Как тебя зовут?
3. Пришла дождливая осень.
4. Как же я люблю лето!
- Осуществите самопроверку по карточке под документ-камерой. Самооценку: если всё верно – зелёную сигнальную карточку, а, если были недочёты-красную сигнальную карточку.
- Сделайте вывод. Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных?
Вывод: Восклицательные предложения отличаются от невосклицательных тем, что восклицательные предложения произносятся с сильным чувством, а невосклицательные-спокойно.
- Молодцы. Если вы справились с заданием и довольны своей работой-поднимите зелёную карточку.
- Если мы выполнили второй пункт плана, вклейте карточку в нашу исследовательскую карту. Помните об аккуратности.
Работа со стихотворением.
- Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
- Какие эмоции вы испытали? Вспомните урок окружающего мира. Что вы знаете о Москве? (межпредметная связь: окружающий мир)
- Да, действительно, Москва является нашей столицей, но у каждого из нас есть своя малая Родина. Как мы должны к ней относится?
- Да, мы должны относится к ней бережно, любить и приумножать ее богатсва.(воспитательный момент)
- Как вы думаете, какие предложения в этом стихотворении? (восклицательные)
- Посмотрите на все выводы в исследовательской карте и скажите, какие бывают предложения по интонации. (По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные)
-Верно! Поднимите зелёную карточку, если вы считаете также. Молодцы!
Связь предмета с жизнью.
- В начале урока у нас возникла проблема, теперь нам достаточно знаний, чтобы ее разрешить. Поработайте индивидуально. Используя систему интерактивного голосования, выберите правильный вариант ответа.
По интонации предложения бывают…
. восклицательные и невосклицательные.
… вопросительные, побудительные, повествовательные.
Восклицательные предложения отличаются от невосклицательные тем, что …
…восклицательные предложения произносятся с сильным чувством, а невосклицательные-спокойно.
…восклицательные предложения произносятся спокойно, а невосклицательные-с сильным чувством.
Зачем в повседневной жизни использовать полученные знания?
Речь должна быть грамотной и логичной, и без знания этих предложений мы не сможем правильно выражать свои мыли.
Чтобы отвечать на вопросы учителя.
- Молодцы, вы достигли отличных результатов и материал усвоили хорошо.
Проводят исследование в группах, осуществляют взаимоконтроль, взаимопроверку, взаимооценку.
Заполняют исследовательскую карту.
Определяют вид предложения, работая с интерактивной доской, называют отличая воскл. и невосл. предложений, подводят микроитог, осуществляют самопроверку и самооценку.
Заполняют исследовательскую карту.
Обобщают новый материал
Самостоятельно разрешают возникшую в начале урока проблему, используя систему интерактивного голосования.
Раздаточный дидактический материал, исследовательская карта
Интерактивная доска, документ-камера, раздаточный материал, исследовательская карта.
Система интерактивного голосования, планшеты
Взаимоконтроль, взаимооценка, самооценка
Контроль, самоконтроль, самопроверка, самооценка
1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.
П:1) формирование умения анализировать, обобщать и делать выводы
Р:2) выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя;
К:1) участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
VI.Рефлексия учебной деятельности
Разрешить проблему, осуществить рефлексию учебной деятельности
Практический метод, исследовательский метод, словесный метод: инструктаж
Словесный метод: беседа
Красная карточка
Зелёная карточка
Составьте невосклицательное предложение о мерах профилактики коронавируса. Запишите их.
Составьте восклицательное предложение, используя слова для справок.
Слова для справок: маска, перчатки, мыло, антисептик.
- Осуществим проверку. По цепочке прочитайте предложения. Молодцы!
- Вы правы!
Воспитательный момент: Здоровье – великое богатство, которое нужно беречь. Без здоровья человек не сможет полноценно жить. Придерживайтесь перечисленных правил и будьте здоровы!
- Я рада, что каждый справился с трудным индивидуальным творческим заданием. Если вы согласны с этим-поднимите зелёную карточку.
- Вклейте ваши работы в исследовательскую карту. Помните об аккуратности.
- Молодцы. Если мы выполнили намеченный план, то поднимите зелёную карточку.
- Вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. (узнать, какие виды предложений бывают по интонации)
- Если мы достигли поставленной цели- поднимите зелёную карточку.
Рефлексия. Воспитательный момент урока.
- Итак, если на уроке у вас не было затруднений, вы поняли новую тему и у каждого осталась исследовательская карта в виде знаний – внизу исследовательской карты поставьте себе оценку.
- Покажите. Я согласна с вашей самооценкой!
- Посмотрите на работы и выводы в исследовательской карте. Что вы сегодня узнали?
Выполняют самостоятельно индивидуальную разноуровневую творческую работу (при выборе карточки осуществляют самооценку.)
Заполняют исследовательскую карту.
Осознают, что нужно учиться. Осуществляют самооценку деятельности в течение всего урока.
Раздаточный материал, синие ручки, двухсторонний скотч.
Контроль, взаимоконтроль, оценка
Самооценка, контроль, оценка
1) определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения.
1) осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению.
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 - 23.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.
Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.
Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.
Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.
В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!
Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.
В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.
Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?
Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,
Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.
Прилетайте, скворцы поскорей.
Прилетайте, скворцы, поскорей!
Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.
Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1. базовый уровень сложности.
Тип – сортировка элементов по категориям.
По цели высказывания
Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;
Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;
Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Повторят виды предложений по цели высказывания;
закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
различать предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: критично относиться к своему мнению;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом;
предвидеть последствия коллективных решений.
Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебник В.П. Канакиной, рабочая тетрадь на печатной основе.
Мультимедийная презентация к уроку.
I.Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок? ( Да!)
Это начался урок? ( Да!)
Хотите учиться? ( Да!)
Значит, можно всем садиться! ( Да!)
Девиз урока:
Внимательно слушай – и все услышишь.
Внимательно смотри - и все увидишь.
Думай – и все поймешь.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
II. Актуализация знаний
- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Предложение не может состоять из одного слова.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
III. Самоопределение к деятельности
1) Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
На, созрел, урожай, поля;
Как, быстро, пролетело, лето;
Наступила, красавица, осень;
- Почему вы считаете, что это предложения?
Запишите предложения в тетрадь.
2) Самостоятельная работа в парах (Устно)
- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист (По Г.Андерсену) .
- Сколько предложений получилось? ( В тексте пять предложений)
- Почему в конце предложений разные знаки препинания? ( Предложения разные по интонации)
- Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
IV. Работа по теме урока
В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде .
- Как вы понимаете это высказывание?
Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.
Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.
Вывешивается табличка. С какой целью мы говорим?
-Какие цели вы поставите перед собой?
Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания, должны научиться, находить в тексте предложения разных видов, самостоятельно составлять такие предложения.
Работа с правилом.
А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
рассказать расспросить запретить
обменяться опросить защитить (словом)
(впечатлениями) выяснить попросить
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? ( повествовательные)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V. Закрепление изученного материала.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
Запишите предложения. Прочитайте предложения.
Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?
VII. Продолжение работы по теме урока
- Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
VIII. Закрепление пройденного.
Работа в парах (по рядам). Расставьте пропущенные знаки препинания
Интересный мой рассказ .
Захожу я утром в класс .
Вижу- слон сидит за партой .
Лев стоит у стенда с картой .
Орфограмму учит кот .
Ему мыши смотрят в рот .
С умным видом смотрит в книжку .
Не соврал вам ни на грош,
Просто очень сон хорош .
У меня возник вопрос
У меня возник вопрос:
Почему зимой мороз ?
Кто меняет зайцу шубу ?
Вырезает листья дубу ?
Чем питается енот ?
Как одет и где живёт ?
И зачем лисице хвост ?
И какой у волка рост ?
Должен многое спросить,
Ведь хочу я умным быть!
Принесите мне напиться !
Ах, подвиньтесь, не мешайте !
А ещё поесть мне дайте !
Ну, скорей кладите спать !
Постелите вмиг кровать !
А потом читайте книжку
вопросительные повествовательные побудительные
Много дорожек прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку?
Скорее, мой милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Нету вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие знаки ставятся в конце предложения?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
Посмотрите, даны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Выберите для себя предложение, которое вам наиболее подходит по окончании урока
Цели: повторить материал о видах предложений по интонации; развивать умение интонационно правильно произносить предложение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложения; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания.
Пришлите, пожалуйста, книжки.
Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.
(Запись под диктовку.)
Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосочетанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)
Прочитайте выразительно отрывок из произведения.
Позови-ка ты лучше Ворону!
Из какого произведения эти строки? Кто его автор?
Какой знак стоит в конце предложений? С какой интонацией мы произносим эти предложения?
Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)
Какие предложения называют вопросительными? (Предложения, в которых о чём-то спрашивают.)
Какие предложения называются побудительными? (Предложения, в которых советуют что-либо сделать.)
Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.)
Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произносим по-разному.)
У меня большие неприятности, - сказал Ноль. - Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?
Ах! - воскликнул Восклицательный знак. - Это ужасно!
Мне очень трудно, - продолжал Ноль. - У меня такая умственная работа. При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
Ох! - воскликнул Восклицательный знак. - Это чудесно!
Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. - У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?
Как произносятся предложения с восклицательным знаком?
Прочитайте сведения о языке на с. 21.
Какое предложение называется восклицательным? (Предложение, которое произносится с сильным чувством.)
Какой знак ставится в конце восклицательного предложения?
Прочитайте. Назовите автора стихотворения.
Что хотел передать автор этими строками? С какой интонацией нужно их читать?
Какие знаки стоят в конце предложений?
Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.
Понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные).
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации
Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.
- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем каллиграфическую минутку.
А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
-Придумайте предложение с этим словом.
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай, полях;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, красавица, весна;
- Что такое предложение?
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.
- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения по цели высказывания.
- Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны научиться:
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
-Скажите еще раз, что мы называем предложением?
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?
-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
- Черепаха, унеси меня домой!
- А где ты живешь?
- Я живу в муравейнике.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
Как видим, предложения различаются по цели высказывания.
-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)
-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?
Хочу что-то сообщить
Хочу что-то спросить
Хочу призвать кого-то совершить действие
По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
5.Работа над упр.84
-Давайте прочитаем текст.
-Что это мы прочитали?
--Есть ли в тексте обращение?
-Как мы выделяем обращение в тексте?
-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение повествовательных предложений?
- Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.
-Как мы выделим обращение?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод: правило с.48
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Физкультминутка
- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..
6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания
-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(они передают наши чувства)
-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
-Найдите повествовательные предложения.
-Найдите вопросительные предложения.
-Найдите побудительные предложения.
-Найдите восклицательные предложения.
Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!
7.Самостоятельная работа
-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
Ты был летом на море?
Мойте руки перед едой.
Сколько грибов в лесу!
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.
Читайте также: