Конспект спортивной прогулки в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, так как правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

Каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Прогулки будут интересными, радостными, познавательными достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации.

Согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:
- Оздоровление детей.
- Физическое развитие.
- Развитие самостоятельности.
- Расширение кругозора.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.

Разновидности прогулок
- Прогулки-походы организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе (2-3 прогулки в год).
- Развлекательные прогулки с персонажем - направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
- Прогулка - событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню села, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.) способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
- Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
- Прогулка - трудовые акции, преобладают трудовые поручения. Воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями, участию в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.)

1.2 Структура прогулки.
Структурными компонентами прогулки являются:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.

Данные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

В ходе прогулке используются разные формы работы с детьми. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Также необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. При этом педагогу важно учитывать, что трудовые задания должны быть посильны детям.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Ход прогулки
Наблюдение
Выйдя на улицу, дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку! Пришли теплые деньки,
Зазвенели ручейки.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает. (Весной)
Дети: Это весна!
Воспитатель: Верно. Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о весне?
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Грач на горе – весна на дворе.
Зима весну пугает, да сама тает.
Пришла весна, так уж не до сна.
Увидел грача - весну встречай.
Без первой ласточки весна не обходится.
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Матушка весна всем красна.
Апрельский цветок ломает снежок.
Воспитатель: Объясните смысл пословиц.
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, найдите и назовите признаки весны в окружающей природе.
(Весной стал свежим воздух, прилетают птицы, солнце пригревает, снег тает, набухают почки, появляются проталины, день становиться длиннее и теплее, всё оживает, природа просыпается)
Воспитатель: Весна – это переход от зимы к лету. - Ребята, а сколько весенних месяцев в году? (Три) - Лера, а ты помнишь, как называются эти месяцы? (Март, апрель, май) - Давайте все вместе повторим их: март, апрель, май – их не забывай.

Трудовая деятельность
Воспитатель: - Ребята, с приходом весны настроение у всех отличное, но мы должны помнить, что всем людям весной предстоит много потрудиться. Что делают люди весной?
Дети: - Весной убирают мусор, сажают деревья, цветы, овощи.
Воспитатель: Давайте мы с вами потрудимся. Очистим участок от прошлогодней травы.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на прогулке? (Наблюдали, играли, отгадывали загадки).
- Что вам больше всего понравилось (не понравилось)? О чём вы расскажете своим друзьям, родителям? Какое у вас настроение? Что для вас было самым важным, самым интересным? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы сегодня были очень внимательными, активными. Мне запомнилось, Артем назвал много примет весны. Удивила меня Алина, которая метко кидала в цель. Максим четко формулировал выводы по наблюдениям. Порадовали Богдан и Кирилл, которые смогли договориться и дружно играть. Молодцы! Я думаю, что у нас впереди ещё много интересного, ведь весна уже набирает силу и хорошеет день ото дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексы занятий на развитие ловкости, быстроты. выносливости.

Комплекс №1 (сентябрь).

Задачи: Закреплять с детьми бег врассыпную. В играх и эстафетах развивать у детей выносливость, ловкость, быстроту, равновесие. Продолжать учить подбрасывать, перебрасывать мяч несколько раз подряд разными способами.

1ч. Ходьба и бег обычный. Бег врассыпную по сигналу.

4. Ходьба по узкой дорожке, держа равновесие.

6. Передача мяча между ног от первого до последнего игрока в колонне.

3ч. Ходьба, бег, прыжки по дорожке вокруг детского сада. Дыхательные упражнения.

Комплекс №2 (сентябрь).

Задачи. Закреплять разные виды ходьбы и бега. В играх и эстафетах развивать ловкость, быстроту, выносливость. Учить детей бегать в медленном темпе, дышать через нос.

1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, высоко поднимая колени. Ходьба широким шагом.

3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба в медленном темпе.

Комплекс № 3 (октябрь).

Задачи. Учить детей ловить, бросать, перебрасывать мяч 2мя руками разными способами. В подвижных играх закреплять бег с увертыванием. При оздоровительном беге вокруг д/с учить детей дышать носом.

1ч. Ходьба обычная. Медленный бег, по сигналу - кругом. (3-4 раза).

2ч. 1. Баскетбол. Их стойки баскетболиста бросать мяч в кольцо.

2. Перебрасывание мяча в парах друг другу с расстояния 2м.в

3. Бросание мяча о стену от груди 2мя руками и ловить.

3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба в медленном темпе.

Комплекс №4 (октябрь).

Задачи. Закреплять разные виды Х и Б. В подвижных играх и игровых упражнениях закреплять двигательные умения и навыки детей.

1ч. Ходьба обычная, перестроение парами. Бег в медленном темпе парами.

2ч. 1. Бег в медленном темпе с преодолением препятствий. Ходьба.

6. Ходьба обычная, высоко поднимая колени, приставным шагом вправо и влево.

7. Подготовительная группа. Лазание разными способами по спортивному комплексу на площадке.

3ч. Медленный бег. Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс №5 (ноябрь).

Задачи. Закреплять разные виды Х и Б. Продолжать учить лазать по гимнастической лестнице чередующим шагом. Развивать у детей быстрый бег с увертыванием.

1ч. Ходьба с выполнением движений рук: вверх, в стороны, круговые движения. Медленный бег.

2ч. 1. Лазание по гимнастической лестнице чередующим шагом.

3ч. Медленный бег 3 минуты. Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс №6 (ноябрь).

Задачи. Учить детей метать предметы в цель. Учить детей вести мяч палкой короткими шагами. Закреплять бег с преодолением препятствий.

1ч. Ходьба обычная, приставным шагом вправо и влево. Бег в среднем, медленном темпе.

2. Вести мяч палкой, как клюшкой.

3.Лазание по лестнице чередующим шагом .

4. Бег в среднем темпе, с преодолением различных препятствий.

3ч. Ходьба вокруг детского сада. Дыхательные упражнения.

Комплекс № 7 (декабрь).

1ч. Ходьба обычная, по команде - поворот кругом. Бег обычный, прыжки на правой и левой ноге.

2ч. 1. Вести шайбу с клюшкой (палку с мячом) с одной стороны площадки на другую.

3ч. Медленный бег. Ходьба.

Комплекс № 8 (декабрь).

Задачи. Закреплять метание предметов в цель и вдаль из И. П. Учить детей бегать в медленном темпе, дыша носом.

1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, высоко поднимая колени, прыжки с ноги на ногу.

3ч. Медленный бег 3 минуты вокруг детского сада (300 м). Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс №9 (январь).

Задачи. Учить детей в играх использовать разные виды прыжков, способы метания, передачи мяча. Развивать выносливость, прыгучесть, ловкость, быстроту движений. Развивать мышцы рук и ног при висе на лестнице.

1ч. Ходьба обычная, широкими шагами. Бег обычный.

3ч. Оздоровительный бег вокруг д/с в медленном темпе. Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс №10 (январь).

Задачи. В подвижных играх развивать ловкость, быстроту движений, выносливость. Продолжать учить детей дышать через нос при беге зимой.

1ч. Ходьба, высоко поднимая колени, на счет 3-хлопок над головой. Бег обычный в среднем темпе.

7. Подготовительная группа. Бросание снежков (мячей) в баскетбольную корзину.

3ч. Ходьба вокруг детского сада. Дыхательные упражнения.

Комплекс №11 (февраль).

Задачи. Закреплять у детей навык метания разными способами. Развивать у детей ловкость, координацию движений, выносливость.

1ч. Ходьба, с хлопками перед собой. Бег обычный, подскоками.

2ч. 1. Лазание по лестнице чередующим шагом.

6. Подготовительная группа. Подвижная игра «Мы веселые ребята .

3ч. Оздоровительный бег в медленном темпе вокруг детского сада. Ходьба.

Комплекс №12 (февраль).

Задачи. Закреплять в подвижных играх двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества: быстроту движений, ловкость, выносливость, прыгучесть.

3ч. Бег в медленном темпе. Ходьба.

Комплекс №13 (март).

Задачи. Развивать у детей глазомер при метании, координацию и равновесие, быстроту движений и реакцию в играх.

1ч. Ходьба обычная, круговые движения руками. Бег в медленном темпе, боковой галоп.

6. Метание мешочков в цель разными способами.

3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс № 14 (март).

Задачи. Учить детей катить обруч по прямой линии. Развивать у детей прыгучесть в играх. Учить детей принимать позу баскетболиста при бросании мяча в корзину.

4. Бег наперегонки на расстояние 20-25 метров.

6. Бег широкими шагами по дорожке с размахом рук.

3ч. Оздоровительная ходьба вокруг детского сада, чередовать с прыжками. Ходьба в медленном темпе.

Комплекс № 15 (апрель).

Задачи. Закреплять с детьми лазание по лестнице чередующим шагом, перебрасывать мяч друг другу в парах разными способами. Закреплять в подвижных играх двигательные умения и навыки детей.

1ч. Ходьба обычная, с рывками рук. Бег в медленном темпе, среднем и быстром по сигналу.

4. Упражнение в лазании. Лазание по лестнице чередующим шагом.

3ч. Оздоровительный бег вокруг детского сада. Ходьба. Дыхательные упражнения.

Комплекс № 16 (апрель).

Задачи. Учить детей в эстафетах соревноваться дружно, помогая друг другу. Закреплять бег в парах, не расцепляя рук. Развивать у детей ловкость, выносливость, быстроту реакции.

1ч. Ходьба обычная. Бег обычный, по сигналу - врассыпную.

3ч. Ходьба. Прыжки вокруг детского сада по дорожке. Дыхательные упражнения.

Комплекс № 17 (май).

Задачи. Учить детей слаженно и дружно соревноваться командой, помогая друг другу. Развивать у детей выносливость, быстроту движений, скоростной бег.

1ч. Ходьба, со сменой положения рук (вверх, вперед, в стороны, на плечи, на пояс).

Бег обычный, боковой галоп.

2ч. Эстафетные игры: Дети делятся на 2 команды.

Бег до ориентира, прыжки на 1 ноге вокруг кегли, обратно бегом.

Прыжки боком до ориентира и обратно.

Бег спиной вперед.

Бег с передачей различных предметов (флажки, палочки и т.д.).

Бег парами и тройками.

Прыжки на 2х, 1 ноге.

3ч. Ходьба, бег, прыжки по оздоровительной дорожке вокруг детского сада. Дыхательные упражнения.

Комплекс № 18 (май).

Задачи. Закреплять в игровых упражнениях двигательные умения и навыки: лазание, прыжки, метание и бросание, равновесие. Развивать у детей физические качества.

1ч. Ходьба под счет: 1-руки вперед, 2-вверх, 3-в стороны, 4-на пояс. Бег обычный.

2. Прыжки на скакалке разными способами.

3. Прыжки в длину с разбега.

4. Бросание мяча о стену и ловля его разными способами.

5.. Подготовительная группа. Прыжки с зажатым мячом или мешочком между ногами на расстояние 3-4 метра.

3ч. Ходьба, бег, прыжки по дорожке вокруг детского сада. Дыхательные упражнения.

Методические рекомендации воспитателям по планированию и организации спортивных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке на 3 недели.

Содержимое публикации

Подготовила Чувичкина В.Н., студентка 4 курса

Под руководством Мандриченко Л.А.

Спортивные игры на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Методические рекомендации воспитателям по планированию и организации спортивных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.

Правила подбора спортивных игр

Главное правило подбора – соответствие спортивных игр возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.

В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Так же дошкольникам доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации.

Спортивные игры преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия.

Место спортивных игр в режиме дошкольного учреждения

Спортивные игры в ДОУ следует использовать в разные периоды дня.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии.

Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы корригирующей гимнастики.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений, трудом, играми и пр.

В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.

Общие положения руководства спортивными играми

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр.

Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви.

Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует методические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.

При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.

В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё нет необходимых умений, длительность процесса должна быть ограниченной, так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10 минут: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а новый, например, один элемент техники. Благодаря этому можно повысить нагрузки, увеличивая продолжительность упражнений. Постепенно она увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами на отдых.

Планирование спортивных игр

Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.

В каждом плане на неделю для закрепления необходимо планировать несколько видов спортивных игр и упражнений. В зависимости от погодных условий, степени овладения детьми спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет на все прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, например: одни катаются на самокатах, другие играют в настольный теннис и бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в городки.

К участию в спортивных играх воспитатель в начале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним.

Стоит так планировать игры на каждый день, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Этапы подготовки в проведении спортивных игр:

Подготовка места для игры.

Объяснение правил и хода игры.

Распределение по командам.

Так же предоставлен перспективный план организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке на 3 недели, каждая неделя которого посвящена одной спортивной игре: первая – обучение элементам спортивной игры баскетбол; вторая неделя посвящена спортивной игре бадминтон; третья неделя посвящена футболу.

Перспективный план организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке на 3 недели

Понедельник

Обучение элементам игры в баскетбол

Цель: Развивать у детей умения выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

2. Упражнения

подбросить вверх и поймать двумя руками;

Цель: Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

3.Индивидуальная работа

прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

Цель: Развивать координацию движений, прыжковую выносливость; коррекция правильной осанки.

4.Самостоятельная игровая деятельность:

Цель : развитие честности, внимания, ловкости.

Цель:развивать речевую и двигательную активность, вырабатывать реакцию на словесный сигнал, развивать быстроту действий, закреплять умение бегать в разных направлениях, пересекая границы круга.

2.Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением)

3.Индивидуальная работа:

Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

4.Самостолятельная игровая деятельность:

Игры с использованием мячей и скакалок.

Цель: учить играть группами по совместным интересам.

1. Игра-соревнование:

Цель: упражнять в умении соревноваться, развивать ловкость.

2.Бросать мяч в корзину двумя руками,используя способ от груди и от плеча.

Цель: развивать ловкость рук.

Цель: развивать ловкость, умение ловить и бросать мяч.

Цель: Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

2.Ведение мяча ударами о землю одной рукой.

3.Индивидуальная работа:

Прыжки в длину с места.

Цель: обучение прыжкам в длину с места, укрепление опорно-двигательной системы.

4.Самостоятельная игровая деятельность:
Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

1.Беседа с детьми

Цель: развитие ловкости, выносливости, меткости, координации движений, быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей, закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.

Обучение элементам игры в бадминтон

Цель: развивать выразительность движений, умение ориентироваться в пространстве..

2. Обучение детей способу правильно держать ракетку.
Подбрасывание волана.

Цель: упражнять в метании в цель.

Пропрыгать на одной ноге по всем классам , не пропустив ни одного.

Цель:закрепить навык прыжков на одной ноге.

2.Подбрасывание волана.
Жонглирование воланом.

3.Индивидуальная работа:

Цель : Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

4.Самостоятельная игровая деятельность: Прыжки

-Отбивание мяча одной рукой несколько раз подряд и ловля его двумя руками.

1.Подвижная игра

Цель: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

4.Самостоятельная игровая деятельность: Игровые упражнения:

Метание мячей на дальность правой и левой рукой

-Прыжки через короткую скакалку на двух ногах на месте.

1.Подвижная игра

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Обучение элементам игры в футбол

1.Игра-соревнование:

Цель: упражнять в умении соревноваться, развивать ловкость.

3.Самостоятельная игровая деятельность.

И.р.прыжки с преодолением препятствий, бег в колонне по одному и по два в чередовании с ходьбой; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места.

2.Игровая разминка. Упражнять детей в лазании по гимнастической лестнице; прыжках с преодолением препятствий; ходьбе прямо и боком по скамейке; упражнять в прыжках в высоту.

3.Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
То же с поворотами в стороны и кругом.
Подбивание мяча подъемом ноги.
4.Индивидуальная работа:
Развитие движений. Цель: закреплять умение бегать на скорость;

5.Самостоятельная игровая деятельность: упражнять в прыжках через скакалку; отбивание мяча от земли; отбивание мяча о стену; упражняться в построение и перестроении парами, по3, по 4, в два круга.

1.Игра-соревнование:

Цель: упражнять в умении соревноваться, развивать ловкость.

2.Сбивание кегли мячом с расстояния 2-3 м удобным способом.
Прокатывание мяча друг другу между предметами.

3.Индивидуальная работа: Игровое задание: Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: воспитывать выносливость.

4.Самостоятельная игровая деятельность: Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.

Цель: Прокатить мяч в ворота ударом ноги.

2. Ведение мяча бегом в прямом направлении.
Ведение мяча змейкой.
Передача мяча друг другу ударом ноги.

3.Индивидуальная работа: Игровое задание: Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях). Цель: развивать координацию движений

4.Самостоятельная игровая деятельность: Прыжки

с продвижением вперед на двух ногах.

прыжки через линии.

Цель:развивать речевую и двигательную активность, вырабатывать реакцию на словесный сигнал, развивать быстроту действий, закреплять умение бегать в разных направлениях, пересекая границы круга.

На наш взгляд, наличие такого плана позволит облегчить организацию и проведение прогулки воспитателю, так как у него будет возможность заранее подготовиться к прогулке и в случае необходимости корректировать ее содержание.

Время проведения : первая половина дня 10-00.

Старшая группа. Возраст детей: 6-7 лет.

Количество детей в группе : 24 человек.

Оборудование : бумажные лилии, мешочки для метания, малые шары, массажные коврики, мягкие игрушки, гимнастическая скамейка.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Предшествующая работа: построения, перестроения в шеренгу, 2 шеренги, разучивание основных видов движений - ползание на животе, подтягиваясь на руках, метание в цель правой рукой

Сюрпризный момент: приезжает на самокате кот Леопольд.

Цель: развитие физических качеств - быстроты, силы и ловкости.

Задачи:

Оздоровительные:

Оздоровление организма средствами физических упражнений в сочетании с элементами дыхательной гимнастики.

Образовательные:

Развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

закреплять умение быстро выполнять перестроения, ориентироваться в пространстве, перемещаться по залу в заданном темпе.

научить ориентироваться в пространстве, ознакомить со спортивным оборудованием.

упражнять в метании вдаль малого мяча(правой рукой) из-за спины через плечо;

совершенствовать выполнение прыжка в длину с места с продвижением вперед;

упражнять в ползании по скамейке на животе с подтягиванием на руках;

совершенствовать умение действовать по команде воспитателя организованно и быстро.

Воспитательные: формировать у ребенка интерес к занятиям физическими упражнениями.

Содержание.

1 часть – вводная.

Построение в шеренгу. Приветствие воспитателя:

Педагог : Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, как весной здорово путешествовать, правда.

Ребята, а вы помните песенку:

Я весь день сижу на крутом бережку

Ласково хмурится солнце золотое,

Весело плещется синяя река.

(включить песню Леопольда)

А кто это к нам пожаловал. Да это кот Леопольд и как вы уже догадались, он нас приглашает на рыбалку.

Летний день. Немного жарко.

Мы сегодня на рыбалку.

Удочки забросим мы,

Клева ждем хорошего.

Перестроение в колонну по одному поворотом направо .

Педагог : Вы ребята все здоровы? К путешествиям готовы? Собирайте рюкзачки и ко мне скорей спеши.

Ходьба колонной по одному, передвигаясь по залу в заданном направлении. Ходьба обычным шагом, руки на плечи, согнуты в локтях – ходьба с покачиванием в стороны(изображая неровную дорогу) – бег в медленном темпе 1 мин.(спускаемся с горки) -- ходьба по извилистой дорожке змейкой, огибая ориентиры (камешки)Затем под песню кота Леопольда ходьба с высоким подниманием колен, имитируя езду на велосипеде.

Педагог: А вот мы и пришли на озеро, как здесь красиво, посмотрите сколько здесь на воде кувшинок, давайте походим по бережку. Полюбуемся водичкой.(ходьба босиком по камешкам(массажным коврикам) .

(музыка - пение птиц и шум воды)

Общеразвивающие упражнения.

Основные виды движений

1.Метание в даль малого мяча правой рукой .

2. Ползание на животе, подтягиваясь на руках (имитируя плавание в воде).

3. Метание правой рукой в горизонтальную цель.

3 часть - заключительная.

Ходьба по кругу в медленном темпе обычным шагом.

Дыхательные упражнения как жаба надувает щеки, как ныряет задержать дыхание.

Дети разбегаются в разные стороны, бегают, резвятся.

На слова педагога

Читайте также: