Конспект социальная роль многообразие социальных ролей в юношеском возрасте

Обновлено: 05.07.2024

Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Файлы: 1 файл

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.doc

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте

Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодежи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодежи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений — рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контрактных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.

Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет — это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах с опасными и вредными условиями труда, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профучилищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

Студент. Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются в первую очередь на привлекательные особенности студенческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение его в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются едва ли не главным фактором успеха в жизни:

во-первых, более высокому уровню образования;

во-вторых, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, в конце 1990-х гг. только 51,2% молодежи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила ее после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав осваивать другую специальность;

в-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодежь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвертый молодой россиянин в настоящее время осваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый седьмой — приобретает навыки вождения транспортных средств).

Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в соответствии с запросами современного производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.).

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.

Кроме того, ребенок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учебу) не всегда имеют возможность уделять ребенку все свое внимание. Им приходится решать другие не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга.

Гражданин. В детские и ранние юношеские годы ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой и преобразуется в его внутренний мир. Этот период связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.

Молодежь такова, какой ее воспитало общество. Она обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Общество и его властные структуры должны ориентироваться на создание таких рабочих мест, которые обеспечивали бы молодежи возможность самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте заставляет подростков стремительно развиваться психологически и морально. С каждым годом количество обязанностей и задач увеличивается. Социальной ролью называют определенную методику поведения, необходимость которой диктует социальный статус человека. В модель входят действия, выполняемые подростком, набор материальных ценностей и приоритетов.
Быстрое развитие социальных ролей в юношеском возрасте приходится на период с 11 до 17 лет. Индивид трансформируется из ребенка во взрослого человека. Он сталкивается со следующими изменениями:

  • Поведенческий кризис в переходном возрасте;
  • Физиологические проблемы, связанные с половым созреванием.

Подростковый возраст – время активного увеличения числа ролевых значений в обществе.


Какую социальную роль может исполнять подросток: перечень

Основные социальные роли в юношеском возрасте характеризуется полом, родственными связями, деятельностью человека. Кроме основных есть второстепенные роли, которые формируются в конкретных ситуациях, условиях. Выполнение ролевых требований нормируется окружающими людьми, поощрениями и наказаниями. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль:

  • Парня, девушки;
  • Дочери, сына;
  • Сестры, брата;
  • Ученицы, ученика;
  • Соседа, соседки;
  • Подруги, друга.

Если подросток подрабатывает, многообразие социальных ролей в подростковом возрасте дополняется образом работника или работницы, сотрудника или сотрудницы. В зависимости от ситуации выделяют деятельность:

  • Пассажира;
  • Водителя;
  • Пешехода;
  • Покупателя;
  • Читателя;
  • Отличника;
  • Двоечника.

Ориентируясь на условия, сложившиеся в определенный момент, можно выделить следующие ролевые обороты:

  • Защитника;
  • Учителя;
  • Провожающего;
  • Инициатора;
  • Организатора;
  • Ответчика;
  • Обидчика.

Какая социальная роль типична для старшеклассника – социальная роль ученика

Теория описывает социальные роли в юношеском возрасте кратко. Любой подросток сталкивается с ролью ученика. Впервые он встречается с ней, будучи ребенком. В большинстве случаев только взрослый человек, после окончания университета, перестает быть учеником. Взросление – сложный процесс. Каждый индивид выбирает удобную для себя роль в школьном обществе. Примеры:

  • Тихий ученик. Поведение, характерное для интровертов. Дети не нуждаются в обществе и одобрении одноклассников, имеют богатый внутренний мир. Преимущество тихони отдают письменным заданиям, с устными ответами им бывает сложно справляться;
  • Стремящийся к лидеру. Общество играет большую роль для ученика. Он сам не обладает качествами лидера, но не желает оставаться в стороне. Готов пойти на риск, чтобы доказать свою преданность авторитетному другу. В будущем такие люди легко поддаются общественному влиянию, им сложно доказывать собственную точку зрения, если нет сильной поддержки;
  • Поближе в учителям. Ребенок старается выслужиться перед учителем. Он часто жалуется на одноклассников, не общается с одногодками, редко имеет друзей. Социальная роль учительского друга помогает в учебе, но отрицательно сказывается на социальном положении;
  • Позиция лидера. Ребенок должен много знать, чтобы стать лидером. Заслужить уважение подростков достаточно сложно. Такая роль подходит харизматичным, развитым, умным школьникам;
  • Хулиганы. Эту социальную роль чаще всего примеряют подростки в седьмом-девятом классе. Таким образом они стараются выразить себя. В большинстве случаев этот период заканчивается в течение нескольких лет. Ребенок находит увлечение, другой способ заинтересовать окружающих.

Социальные роли в юношеском возрасте – таблица

Каждый индивид выполняет персональные, субъективные роли, выбранные им самостоятельно. Человек углубленно изучает какой-либо предмет, посещает различные мероприятия, курсы, дополнительные занятия. После поступления в ВУЗ подросток получает социальную роль студента. Она во многом схожа с линией поведения ученика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

Вид занятия (тип урока): изучение нового материала Норма времени: 90 мин Цели занятиия

Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли, рассмотреть разнообразие соц.ролей в юношеском возрасте

Воспитывать у обучающихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.

Развивать умение учащихся извлекать социальнозначимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).

Обеспечение занятия

Технические средства обучения:

Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.

Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012

2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 447 с. — (Учебники для ссузов).

4. Гаджиев, К. С. Политология: краткий курс лекций / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 214 с. — Серия : Хочу все сдать!

5. Политология: учебник и практикум для СПО / под ред. В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 400 с. — Серия: Профессиональное образование.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать_ основные понятия соц.ролей _________________

Студенты должны уметь_ применять полученные знания в жизни, анализировать и сопоставлять явления

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Этап мотивации.

- Сегодня на уроке мы научимся извлекать социально-значимую информацию из повседневной жизни.

- Тему урока я не называю. Вы сформулируете ее сами в конце урока.

2. Объяснение нового материала.

- Представьте, что мы незнакомы. Давайте познакомимся.

(Учитель представляется: - Анисимов А.В. Работаю учителем истории в Дорогобужской школе № 2. Веду секцию волейбола. Женат ).

- Запишите максимальное количество понятий из представления, которые характеризуют моё положение в обществе (учитель, муж, мужчина, тренер, житель г. Дорогобуж).

- Представьтесь вы?

- Запишем понятия, характеризующие ваше положение в обществе (ученица, дочь, подруга, гимнастка).

Работа с тетрадью:

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом .

- Разделите записанные статусы на две группы.

- Добавим в каждую группу по несколько статусов?

Работа с тетрадью:

Различают предписанные и достигаемые (приобретаемые) статусы. Предписанный статус человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность, семейная принадлежность и т. д.). Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

Работа с презентацией.

Работа с тетрадью:

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется статусным набором .

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет главным или интегральным.

- Назовите главный статус в моем статусном наборе.

- К какому виду статусов он относится?

- Приведите пример, когда главным является предписанный статус.

- Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет.

- В рабочем листе записаны следующие статусы: таксист, врач, продавец, инженер, полицейский .

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью. Назовите.

- Каким понятием можно характеризовать значимость статуса?

Работа с тетрадью:

Престиж оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

- Назовите несколько ожидаемых правил поведения соответствующих статусу жена.

Работа с тетрадью: Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

Работа с тетрадью:

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ролевым набором.

- В жизни каждому приходится исполнять множество ролей. Часто возникают ситуации, когда требования ролей оказываются противоречивыми или даже не совместимыми. Это приводит к возникновению ролевых конфликтов.

Работа с тетрадью:

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов :

- внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

- межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

- личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Работа с тетрадью

Работа с тетрадью

Работа с тетрадью

III Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Задания и упражнения

Задание 1.

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется _______________________________ ,

статусы, которые человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность,

семейная принадлежность и т. д.)

статусы, которые приобретаются в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется __________________________________.

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет ______________________ или интегральным.

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью (подпишите цифры):

таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.

________________ — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

________________ — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. __________________________ – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ______________________________________ .

Социологи выделяют следующие виды _______________________________:

_____________________ — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

____________________ — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

____________________ — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Задание №2:

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание №3:

Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание 4.

Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

Задание 5. Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью

4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.

Задание 6. Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

Социальный статус личности оказывает влияние, прежде всего на её поведение. Каждому статусу соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто им обладает. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Социальная роль– этомодель поведения, ориентированная на данный статус, то есть от человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Билет № 15

Социальный статус личности оказывает влияние, прежде всего на её поведение. Каждому статусу соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто им обладает. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Социальная роль– этомодель поведения, ориентированная на данный статус, то есть от человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Читайте также: