Конспект словарные слова 5 класс

Обновлено: 26.07.2024

3. Различные виды толковых словарей, принцип работы со словарём.

Лексика – словарный состав языка.

Толковый словарь – вид словаря с описанием значений слов.

Словарная помета – способ краткой стилистической характеристики слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Большой толковый словарь русского языка // Под ред. С. А. Кузнецова. 2-е изд. – СПб., 2000.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. – М., 1997.

3. Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. – М.: АСТ, 2008.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда вы слышите незнакомое слово, вам хочется узнать, что оно означает и как его правильно использовать.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Что означает слово – землянка?

Можно спросить у кого-нибудь, а можно обратиться к специальной книге – толковому словарю. Толковыми такие словари называются, потому что они толкуют, то есть объясняют слова.

Землянка – жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли.

Как вы думаете, сколько слов в языке? Это очень трудный вопрос, ведь слова появляются и исчезают, а главное – нет ни одного человека, который знал бы все слова своего языка. Большой толковый словарь русского языка, например, содержит 130 000 слов. Но есть словари, в которых содержатся значения только старинных слов – архаизмов или, наоборот, совсем недавно появившихся – неологизмов.

Кто же пишет словарь, если слов так много? Этим занимаются учёные-лексикографы. Сначала для каждого слова лексикограф составляет специальную карточку, которая в словаре становится словарной статьёй. Статья начинается с самого слова, часто мы узнаём грамматические сведения, например, род слова, его окончания. Далее следует толкование, затем – примеры употребления.

Давайте прочитаем эту словарную статью.

ЗЕМЛЯНКА, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая з. Жить в землянке. З. в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен).

Землянка, множественное число – землянки, родительный падеж – землянок, дательный – землянкам. Женский род. Жильё, вырытое в земле, иногда выступающее над поверхностью земли. Тёплая, глубокая землянка. Жить в землянке. Землянка в два наката (с потолком из двух слоёв брёвен). Обратите внимание на то, что в примерах употребления определяемое слово сокращают до первой буквы для краткости.

Объяснить значения слова можно разными способами:

1) подобрать близкие по смыслу слова – синонимы;

2) указать на отличительные признаки предмета;

3) раскрыть значение частей слова.

Почти в каждой словарной статье можно встретить специальные словарные пометы, что они означают, можно прочитать в начале словаря.

МАЛЬЧИШКА, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; м. Разг. = Мальчик (1-2 зн.).

Например, из этой статьи мы понимаем, что слово мальчишка является разговорным и означает то же, что и слово мальчик в первом и втором значении.

ТОЛМАЧ, -а; м. Устар. Переводчик (обычно посредник в беседе, разговоре).

А из этой, что слово толмач является устаревшим, и в наше время мы говорим переводчик.

Обратите внимание на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту. Если же два слова начинаются на одну букву, то нужно смотреть на вторую, третью и так далее.

Слова, которые есть у нас в голове, составляют наш словарный запас. Он бывает активным и пассивным. В активном – слова, которые мы используем в речи или на письме, а к пассивному относятся слова, которые мы знаем, но не используем. И таких слов обычно в несколько раз больше! Хорошо иметь богатый словарный запас. Для того чтобы его увеличить, читайте книги, газеты, журналы, энциклопедии, а если встречаете незнакомое слово – проверяйте его значение в словаре!

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Выделите цветом в тексте статьи специальные словарные пометы.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Мы знаем, что словарная помета – это способ краткой стилистической характеристики слова. Нужно найти в статье слова, которые указывает на особенности слова, сферы его использования. Это слова разг., и устар., которые сообщают, что слово является устаревшим и подходит/подходило для использования в разговорной речи.

Правильный ответ:

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите правильный ответ.

Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в (этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить о разных видах словарей. Этимологический словарь содержит сведения о происхождении слов, словообразовательный, как следует из названия, сообщает о способе образования слова, а орфографический словарь как раз помогает проверить правильное написание слова. Толковый же словарь содержит толкования, то есть значения слов.

Правильный ответ:

Чтобы узнать правильное написание слова, можно посмотреть в этимологический/орфографический/словообразовательный) словарь, а (происхождение/произношение/значение) слова узнают в толковом словаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: знакомство учащихся 5-7х классов с различными видами словарей.

Задачи:

Образовательная – формирования навыка работы со словарём, анализ особенностей построения словарных статей, сравнение разных видов словарей, повторение основных понятий лексики.

Развивающая – развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса;

Воспитательная – воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Словарный урок для учащихся 5-7 классов

Цель занятия: знакомство учащихся 5-7х классов с различными видами словарей.

Задачи:

Образовательная – формирования навыка работы со словарём, анализ особенностей построения словарных статей, сравнение разных видов словарей, повторение основных понятий лексики.

Развивающая – развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса;

Воспитательная – воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, различные виды словарей.

Урок сопровождается презентацией, которая наглядно демонстрирует особенности словарных статей различных словарей.

Записываем число и тему урока.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова Вольтера “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке” (записать)

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Типы словарей. (Демонстрация словарей)

Мы же сегодня поговорим с вами о лингвистических словарях.

В течение урока вы должны заполнить таблицу:

Автор. Название словаря.

Какие сведения о слове мы сможем узнать из этого словаря.

Самый известный словарь – это “Словарь живого великорусского языка” В.И. Даля. Он содержит 200 000 слов. Морской врач, путешественник, писатель, он в течение всей своей жизни собирал слова, пословицы, поговорки. Больше ста лет словарь Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными выражениями.

Изучение словарной статьи. Что мы можем узнать о слове из данной словарной статьи? Автор словаря приводит примеры употребления слов. Обратите внимание, что он активно использует пословицы, поговорки, меткие народные выражения.

“Большой толковый словарь современного русского языка” Д.Н. Ушакова содержит всего 18 000 слов. Обратите внимание на то, чем отличается словарная статья в этом словаре от словаря Даля. Какие примеры употребления слов приводит автор?

Пожалуй, самым популярным толковым словарём является “Словарь русского языка” С.И. Ожегова. Несмотря на то, что он состоит всего из 1 тома, в нем содержится 53 000слов. Посмотрите на словарные статьи из этого словаря. Какая информация в них содержится? За счет чего в одном томе словаря так много слов?

Сделайте вывод, какую информацию мы можем почерпнуть в толковых словарях.

Орфографический словарь дает нам информацию о правописании слова. именно к этому словарю нужно обращаться как можно чаще.

Ещё один словарь, к которому мы часто должны обращаться, чтобы проверить произношение, ударение, грамматические формы слова, – это орфоэпический словарь. В нашей библиотеке представлен “Новый орфоэпический словарь русского языка” Т.Ф. Ивановой. (Прочитать слова, обратить внимание на ударение).

Практическое задание: расставьте правильно ударение в словах. Работаем в тетради. Алфавит, баловать, видение, дремота, афера, искра, жалюзи, закупорить, мизерный, опека, принудить, плесневеть, сантиметр, углубить, щавель, эксперт, пломбировать, оптовый, приданое, портфель, разогнутый, дефис, изредка, ковчег, компас.

В “Словаре устаревших слов” вы сможете найти даже иллюстрации. Почему? Что такое устаревшие слова? Обратите внимание на слова, помещённые на слайде. В какой ситуации нам сможет помочь этот словарь?

З.А. Потиха “Школьный словарь строения слов русского языка”. Что мы узнаём из словарной статьи этого словаря? В чём нам это может помочь? Зачем мы должны знать, как построено слово?

“Современный словарь иностранных слов”. Этот словарь поможет разобраться в толковании, словоупотреблении, словообразовании и этимологии заимствованных понятий. Например, о слове “интеллигент” много спорят, вот что о нём говорит словарь.

“Словарь омонимов русского языка”. Что такое омонимы? В чём оформление омонимов в словарной статье отличается от оформления значений многозначного слова?

“Словарь антонимов русского языка”. Какие слова мы называем антонимами? Какую информацию даёт нам словарная статья в этом словаре? Обратите внимание на то, что в качестве примеров словоупотребления автор приводит цитаты из словаря В.И. Даля.

Этимология – наука о происхождении слов. Эта наука пока ещё для вас не очень известна. Н.М. Шанский создал “Этимологический словарь русского языка”. В отличие от “Словаря иностранных слов” в этом словаре мы можем найти информацию о происхождении привычных нам русских слов. Например, вы не задумывались, от каких слов произошли слова “облако” и “обожать”?

“Фразеологический словарь”. Что такое фразеологизмы? Приведите примеры фразеологизмов. Помните, что очень важно знать, что фразеологизмы употребляются в переносном значении. В этом словаре дано не только толкование фразеологизмов, но и приведены примеры словоупотребления из литературных произведений.

(Рассказы учащихся из истории фразеологических оборотов)

В отличие от “Словаря фразеологизмов” в замечательной книге Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной “Крылатые слова” собраны крылатые слова, литературные цитаты, образные выражения. Они, порой, так прочно вошли в нашу речь и стали её частью, что мы и не знаем, кто их автор. В этой книге собран богатый материал, помогающий определить, из какого произведения пришло к нам выражение или кто его автор. Например, “разбитое корыто”, “три кита”, “птичье молоко”.

Существует масса словарей – справочников, дающих какую-то конкретную информацию. Вот только некоторые из них.

Проверим ваши заполненные таблицы.

Мы сегодня познакомились с самыми нужными книгами – словарями. Теперь вы знаете, в каком словаре какую информацию можно искать. Сможете понять, что именно о слове написано. Это поможет вам в дальнейшей работе по многим учебным дисциплинам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока русского языка

в 5 классе по теме

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Политотдельской сош

Тема. Слово в словаре.

1.Обучающие: научить пользоваться словарями, находить в них информацию ,

научить правильно читать словарную статью,

познакомить с известными составителями словарей.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся,

умения работать со словарями.

3. Воспитательные: вызвать чувство интереса к изучаемой теме,

пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Тип урока . Комбинированный (повторение, закрепление, контроль)

Оборудование . Словари, экран, компьютер.

Организационный момент. Запись в тетрадь числа и классной работы.

Языковая разминка. Запись предложения, синтаксический разбор:

В саду горит костёр рябины красной.

Повторения, подготовка к восприятию новой темы. (Слайд 1)

- Как называются все слова русского языка?

- Какой раздел науки о языке изучает лексику?

- Какие 2 значения могут иметь слова?

- Что такое лексическое значение слова?

- Как мы можем узнать лексическое значение неизвестного нам слова?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, что должны узнать и чему научиться? ( Ученики формулируют цели).

4. Работа по теме урока.

1) – Ребята, а какие словари вы ещё знаете? (Демонстрация словарей учителем) (Слайд 3)

- Ребята, а как вы понимаете слова французского писателя Анатоля Франца? Согласны ли вы с ним? (Слайд 4)

- Есть специальная наука, которая занимается вопросами составления и изучения словарей, называется она лексикографией (Слайд 5)

- А каких составителей словарей вы уже знаете? (Ожегов, Даль)

- Показ на слайдах самых известных составителей словарей (Слайды 6, 7, 8)

2) – Ребята, а как расположены слова в словаре?

- Давайте повторим алфавит. (Слайд 9)

3) Выполнение упр. 319 – у доски 1 человек, остальные на местах.

4) Выполнение упр. 320 – по 2 слова у доски по очереди.

5. Физкультминутка (Слайд 10)

6. Работа по теме урока (продолжение) (Включить слайд 11)

5) Слово учителя о словарной статье

6) Чтение по учебнику – стр. 225 ( II )

7) Просмотр образцов построения словарной статьи на слайде (Слайд 12)

8) Слово учителя о том, как можно толковать значение слов. (Слайды 13, 14)

- Повторить – что такое синонимы.

9) – Ребята, на слайде написаны слова, все они есть в толковом словаре вашего учебника (стр. 269): круглый, ратник, проталина, дикция, чело, пейзажист. Давайте распределим их по способам толкования лексического значения – работа со словарём. (Слайд 15)

(Переключить на слайд 16)

10) Упр. 324 – работа со словарём из учебника (1-переплёт, 2-миф, 3-пословица, 4-цитата).

Учитель сразу на доске ставит четыре номера, а ученики по мере нахождения выходят по одному к доске и пишут слова. Затем они прочитываются вслух со значением, когда будут написаны все.

11)Упр. 327. Учитель читает задание, вызывает 10 учеников к доске, они берут по 1 карточке и становятся парами, читают вслух слово и его значение. (Каждое слово и его значение делаются на карточках одного цвета).

5. Итоги урока. Задание 2, стр. 228 (Проверяем себя)

-Итак, чему вы научились сегодня на уроке?

- Пригодятся ли вам полученные на уроке знания?

6.Домашнее задание – упр. 326, объяснение задания. (Слайд 16)

Краткое описание документа:

На уроке дети учатся пользоваться словарями, находить в них информацию , правильно читать словарную статью, знакомятся с известными составителями словарей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.01.2020 307
  • DOCX 21.7 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Величко Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Урок позволит ввести новую группу слов, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Описание разработки

Цели:

Познавательная – ввести новую группу слов, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль, учиться работать со словарём, учиться использовать эти слова в речи.

Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор, – развивать познавательный интерес, воспитывать культуру речи.

Ход урока.

1. Оргмомент.

- Сегодня у нас на уроке много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнем же урок, не будем зря время терять.

Повернитесь лицом к учителям и поздоровайтесь с ними.

- Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

Сейчас скажите мне, пожалуйста, каким бы вы хотели увидеть на сегодняшнем уроке для себя? (полезное, интересное, важное….).

- А что для этого необходимо на уроке (…….) Спасибо.

2. Актуализация знаний.

- Давайте попробуем отгадать, слова, которые пригодятся на уроке.

Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока)

Словарные слова (презентация)

Правильно. Что вы знаете о сороке?

- Теперь отгадайте загадку:

Кто она ? (ворона) Что вам о ней известно?

Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека.

Что вам известно об этом животном?

- И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует (воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений (вывешивается картинка).

- Чем похожи все слова - ответы? (Это всё словарные слова, есть сочетания оро, отвечают на вопросы кто, обозначают одушевленные предметы)

- Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)

- О чем мы будем говорить на уроке? (Тема урока – словарные слова.)

- Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)

- Какие цели мы поставим на уроке?

- К какой тематической группе можно отнести слова, которые вы назвали? (животные)

- Можно ли дополнить эту тематическую группу словарными словами? (да)

- Я дополнила эту группу. Посмотрите и прочитайте эти слова (листок) и скажите, на какие группы их можно разделить? (птицы и звери, с 2 и 3 слогами, ударение на 1, 2 и 3 слоге)

Весь материал - в архиве.


-75%

Читайте также: