Конспект скуд в учреждениях уис

Обновлено: 05.07.2024

Организация взаимодействия между различными подразделениями имеет объективный характер и обусловлена такими причинами, как:
1) общность основных целей и задач в противодействии преступности;
2) их различная компетенция;
3) необходимость максимального использования имеющихся в их распоряжении сил и средств;
4) функционирование подразделений в сходных условиях и единая направленность их деятельности на одни и те же объекты управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………………..6
Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции………………………………………………..6
Требования, предъявляемые к режиму в исправительных учреждениях……………………………………………………………………10
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………13
2.1 Понятие, формы, особенности взаимодействия структурных подразделений и служб исправительных учреждений……………………. 13
2.2 Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора………………………………………………………………………..…21
2.3 Организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

Файлы: 1 файл

Организация охраны в УИС, курсовая работа.doc

В заключение хочется отметить следующее. На охрану пенитенциарных учреждений издревле возлагалась, как и возлагается в настоящее время, высокая ответственность за надежность изоляции от общества наиболее опасных преступников. И только при надежной охране объектов УИС, эффективной их защищенности возможно нормальное функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы, спокойствие и безопасность граждан России. Внедрение современных инженерно-технических средств, постоянное их совершенствование работы технических служб охраны позволит значительно повысить надежность охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, обеспечить изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также активизировать переход на прогрессивные способы охраны с одновременным снижением служебной нагрузки на личный состав подразделений охраны и безопасности.

2.3 Организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения в обеспечении охраны подведомственных объектов

Анализ законодательства, а также практики его реализации показывает, что обеспечение требований режима осуществляется через комплексную систему мер, реализуемых различными структурными подразделениями ИУ.

Необходимость в качественном взаимодействии, на наш взгляд, обусловлена еще и тем, что большинство осужденных, совершающих в ИУ противоправные деяния, уже имеют представление о характере деятельности администрации ИУ в сфере обеспечения правопорядка и безопасности и в надежде уйти от ответственности за содеянное пытаются в различной форме затруднить соответствующую работу.

Всегда случаи нарушения правопорядка и возникновения угрозы личной безопасности осужденных в той или иной мере влекут создание чрезвычайных ситуаций, которые мгновенно могут привести к изменению оперативной обстановки, связанной с состоянием правопорядка в учреждении. Поэтому деятельность по обеспечению режимных требований должна иметь комплексный характер.

Таким образом, необходимо отойти от сложившихся стереотипов по поводу важности или значимости работы того или иного структурного подразделения, так как деятельность любого из них вносит определенный вклад в деятельность другого, а координатором всего должен выступать начальник ИУ. Однако некоторые виды деятельности носят закрытый характер в силу специфики выполняемых функций и форм достижения результата.

Одна из сложных задач по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях — выявление осужденных, не отказавшихся от совершения преступлений, склонных к нарушению установленного порядка отбывания наказания, а также каналов и источников поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов и веществ.

Согласно закону такие функции выполняют работники оперативных и

режимных подразделений, осуществляя комплекс оперативно-розыскных, режимных и индивидуально-профилактических мероприятий по раскрытию, предупреждению и профилактике правонарушений со стороны осужденных. Именно эти подразделения, по мнению Н. П. Барабанова и С. А. Кутукова, должны выступать инициаторами организации внутреннего взаимодействия между всеми службами учреждения.

С этим положением мы не можем в полной мере согласиться, так как в таком случае нарушается баланс в инициативе реализации со стороны иных служб и отделов (воспитательного, медицинского, производственного и других структурных подразделений ИУ) информации о нарушении прав и возникновении угроз личной безопасности осужденных.

Исходя из этой позиции следует выделить основные направления деятельности различных структурных подразделений ИУ, в первую очередь в плане обмена информацией для организации профилактической и предупредительной работы по стабилизации правопорядка и безопасности осужденных. Так, работники воспитательного отдела, используя методы психолого-педагогического воздействия на осужденных, могут выявлять среди них тех, кто предрасположен к созданию угроз личной безопасности других осужденных и тем самым совершению правонарушений.

В целях повышения эффективности надзора за осужденными большое внимание должно уделяться вопросам взаимодействия между оперативным, режимным подразделениями, начальником отряда, производственным отделом, дежурной службой, а также военнослужащими, осуществляющими охрану осужденных и надзор за ними.

С позиции обеспечения выполнения осужденными режимных требований важное значение приобретает взаимодействие медицинской службы с работниками иных подразделений, так как медперсонал имеет большие возможности для изучения личности осужденного. Результаты последнего могут быть использованы как начальником отряда, так и другими сотрудниками.

Взаимный обмен информацией между структурными подразделениями без боязни вскрыть просчеты в своей деятельности позволит выработать более эффективные и оперативные меры воздействия индивидуального и общепрофилактического характера, направленные на стабилизацию обстановки в ИУ.

Большую роль в процессе взаимодействия между структурными подразделениями ИУ призваны сыграть технические средства надзора и контроля за поведением осужденных, которые выполняют функции защиты осужденных, регистрации событий правонарушений и т. д.

Однако следует отметить, что одной из проблем, влияющих на эффективность деятельности УИС, является недостаточное развитие технических средств контроля и надзора за осужденными.

Кроме того, следует обратить внимание на такую личностную особенность сотрудников, как требовательность по отношению к осужденным. Хотя это не закреплено в законодательстве, но надо отметить актуальность данного вопроса.

В настоящее время прослеживается тенденция к снижению требовательности администрации в лице молодых сотрудников, не имеющих опыта работы или по своим морально-деловым качествам неспособных

к требовательному обращению к осужденным. Однако необходимо помнить, что требовательность не должна переходить в беззаконие и несправедливость. Стоит пересечь эту грань, как требования режима перестают вызывать у осужденного нужную реакцию, наступает чувство безысходности и безразличия ко всему. В таких ситуациях обеспечение своих прав осужденные расценивают не как должное, а как льготу, предоставляемую по усмотрению администрации.

Сложившиеся за многие годы существования мест лишения свободы авторитарные методы воздействия на осужденных, в основе которых зачастую лежат умышленно жесткие санкции, использование властных

полномочий вразрез с законом, обязывают осужденных сплачиваться для отпора. Из-за этого углубляются противоречия между администрацией и осужденными, что всегда приводит к возникновению психологического барьера (неумение сотрудника и нежелание осужденного понять друг друга). Значимость решения данной проблемы в деятельности ИУ делает необходимым существенное повышение профессиональной и психологической компетентности сотрудников.

Представляется, что для эффективного взаимодействия структурных подразделений ИУ в сфере обеспечения правопорядка и безопасности осужденных должны учитываться следующие факторы:

— тенденции возникновения нарушений правопорядка и угроз безопасности осужденных;

— достоверность выводов об условиях жизнедеятельности осужденных, организация режимно-профилактических мероприятий и трудового использования;

— объективность анализа деятельности всех структурных подразделений и каждого сотрудника по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их профессиональных качеств и способностей, а также их информирование о проблемах деятельности учреждения в целях выработки прогнозных решений по улучшению мер обеспечения правопорядка и безопасности осужденных.

Под взаимодействием структурных подразделений и служб исправительных учреждений в интересах обеспечения охраны подведомственных объектов следует понимать установленную нормативными правовыми актами совместную и (или) согласованную деятельность по обеспечению достижения целей исполнения наказания, осуществляемую в пределах предоставленной им компетенции, а также с использованием наиболее оптимального сочетания имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов.

В данной курсовой работе были изучены основы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения; изучено понятие, формы и особенности взаимодействия структурных подразделений и служб исправительных учреждений; выявлены основные организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений.

С целью совершенствования организации взаимодействия структурных подразделений по предупреждению нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и совершения преступлений предлагается осуществить комплекс следующих мер:

– разработать единый нормативно-правовой акт (инструкцию или наставление) по организации взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения;

– разработать должностные инструкции для всех работников учреждения и четко разграничить их компетенцию;

– внести изменения в ряд ведомственных нормативных актов с целью регулирования некоторых вопросов взаимодействия;

– создать в исправительном учреждении единую информационную базу с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений;

– ввести в исправительном учреждении для информационного обмена журнал взаимного обмена информацией;

– разработать единые научно обоснованные методики обучения и переподготовки руководителей исправительных учреждений, структурных подразделений и сотрудников по организации взаимодействия и совместных действий в различных условиях;

– создать в каждом исправительном учреждении единую информационную базу склонных к правонарушениям осужденных с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;

– разработать единую инструкцию по организации взаимодействия подразделений и служб исправительного учреждения с целью участия всех структурных подразделений учреждений в охране подведомственных объектов.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 октября 2018 года N 211

(с изменениями на 14 августа 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4109; 2005, N 49, ст.5204; 2007, N 11, ст.1283; 2008, N 18, ст.2009, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300, N 20, ст.2435; 2012, N 14, ст.1615; 2013, N 26, ст.3314, N 52, ст.7137; 2014, N 26, ст.3515; 2015, N 4, ст.641, N 48, ст.6819; 2016, N 29, ст.4798, N 41, ст.5805; 2017, N 37, ст.5502), в целях обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации

в Министерстве юстиции

12 ноября 2018 года,

регистрационный N 52655

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства юстиции

от 11 октября 2018 года N 211

Порядок обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации

(с изменениями на 14 августа 2019 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет совокупность мероприятий и правил по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также органов Минюста России согласно приложению N 1 (далее - объекты, органы Минюста России соответственно), по организации пропускного режима на объектах (за исключением учреждений УИС, находящихся под вооруженной охраной), обеспечению внутриобъектового режима, безопасности находящихся на объектах работников УИС, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов Минюста России (далее - работники Минюста России), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, прибывших на объекты (далее - посетители).

2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, безопасности находящихся на объектах работников УИС и Минюста России и посетителей осуществляется на основе принципов законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

3. Настоящий Порядок устанавливается в целях:

обеспечения безопасности на объектах;

осуществления антитеррористической защищенности объектов;

установления единого пропускного режима, а также порядка перемещения на объектах;

защиты законных интересов органов Минюста России, УИС и поддержания порядка внутреннего управления;

защиты собственности органов Минюста России, УИС, ее рационального и эффективного использования;

обеспечения внутренней и внешней стабильности в деятельности органов Минюста России, УИС;

исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса) имущества на объекты, вноса (ввоза) предметов и веществ, которые запрещены, а также иных материальных объектов, содержащих такие предметы и вещества, выноса (вывоза) материальных ценностей, документов, информационных носителей с целью их хищения.

4. Организация, координация и контроль за обеспечением безопасности на объектах возлагаются на ФСИН России.

5. Непосредственное осуществление безопасности объектов возлагается на работников УИС, назначаемых в служебные наряды (далее - сотрудники служебного наряда).

6. Руководителем структурного подразделения ФСИН России, территориального органа или учреждения, исполняющего наказания (далее - орган или учреждение УИС), от которого назначен служебный наряд, из числа сотрудников служебного наряда назначается начальник служебного наряда.

II. Организация безопасности на объектах

7. Задачами сотрудников служебного наряда, выставляемых на контрольно-пропускных пунктах для обеспечения безопасности объектов (далее - КПП, пост, сотрудник поста соответственно), являются:

воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты;

защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на объектах;

обеспечение на объектах пропускного и внутриобъектового режимов, в том числе в части перемещения материальных ценностей;

обеспечение контроля состояния объектов, в том числе ограждений, сооружений и других объектов инфраструктуры.

8. С целью предотвращения несанкционированного перемещения на объектах оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ посты оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и системами видеонаблюдения.

9. Сотрудники служебного наряда осуществляют обход объектов, проверяют целостность дверей, замковых устройств, наличие печатей и их соответствие образцам. При обходе прилегающей к объекту территории сотрудники служебного наряда проводят визуальный осмотр целостности ограждений, стен, окон, положения регулируемой оконной створки, помещений на предмет включенного освещения.

10. При выявленных нарушениях сотрудник служебного наряда докладывает начальнику служебного наряда, который производит опечатывание помещения. После окончания смены начальник служебного наряда докладывает о результатах несения службы на постах и выявленных нарушениях руководителю структурного подразделения органа или учреждения УИС, от которого назначен служебный наряд.

III. Организация пропускного режима на объектах органов Минюста России

по служебным удостоверениям (удостоверениям) федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФССП России (далее - служащие ФССП России) и работников центрального аппарата ФСИН России;

временным, разовым электронным пропускам, электронным пропускам, оформляемым на основании документов, предъявляемых при посещении объектов (приложение N 2);

специальным пропускам для служебных транспортных средств (далее - специальные пропуска).

12. Образцы служебных удостоверений (удостоверений) должны постоянно находиться на КПП.

13. Должностные лица имеют право беспрепятственного прохода на объекты органов Минюста России (пункт 1 приложения N 3) или при предъявлении служебного удостоверения (удостоверения) (пункт 2 приложения N 3).

14. Разрешается пропуск (проход) в рабочие дни:

работников Минюста России и УИС, служащих ФССП России на объекты, оборудованные системой контроля и управления доступом (далее - СКУД), по электронным пропускам, разовым электронным пропускам. При их отсутствии - по служебным удостоверениям (удостоверениям) с последующей записью в журнале регистрации посетителей (приложение N 4), который хранится на КПП;

работников Минюста России и УИС на объекты, не оборудованные СКУД, - по служебным удостоверениям (удостоверениям), временным пропускам (приложение N 5);

начальников территориальных органов Минюста России и их заместителей, руководителей федеральных бюджетных и казенного учреждений Минюста России - по служебным удостоверениям (удостоверениям).

15. Пропуск посетителей осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 17.00 по разовым электронным пропускам по предварительной заявке.

16. Пропуск посетителей, прибывших на личный прием, осуществляется по разовым электронным пропускам в сопровождении сотрудника поста с учетом графика работы: понедельник - четверг - с 9.00 до 17.00; пятница - с 9.00 до 15.45.

17. Проход технического персонала для уборки помещений и работников организаций, обеспечивающих питание и буфетное обслуживание на объектах, осуществляется по разовым электронным пропускам или спискам на проход работников Минюста России, органов и учреждений УИС, служащих ФССП России в выходные и праздничные дни, а также лиц, прибывших на совещания или иные мероприятия, или работников сторонних организаций (далее - списки) (приложение N 6).

18. Списки формируются для пропуска работников Минюста России, органов и учреждений УИС, служащих ФССП России в выходные и праздничные дни, а также для пропуска лиц, прибывших на совещания или иные мероприятия, или работников сторонних организаций.

19. Пропуск лиц, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, осуществляется по спискам, с обязательным указанием заинтересованного структурного подразделения органа Минюста России, по временным или разовым электронным пропускам, выдаваемым на срок не более одного месяца.

20. Списки лиц, указанных в пунктах 16-18 настоящего Порядка оформляются не менее чем за один рабочий день в соответствующем структурном подразделении органа Минюста России, подписываются их руководством и согласовываются с руководством кадрового подразделения органа Минюста России.

21. Представители федерального государственного пожарного надзора, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прибывшие для проведения контрольно-проверочных мероприятий, допускаются на объекты органов Минюста России в рабочее время при предъявлении удостоверения и предписания на проведение проверки в сопровождении работников заинтересованного структурного подразделения органа Минюста России с последующей записью в журнале регистрации посетителей.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 10.11.2014". - Примечание изготовителя базы данных.

23. Пропуск детей в возрасте до 14 лет на объекты органов Минюста России запрещен, за исключением случаев проведения культурно-массовых мероприятий, организуемых руководством Минюста России или подведомственных ему федеральных служб, при наличии соответствующего разрешения и в сопровождении одного из родителей (опекунов) или руководителей группы.

24. Пропуск на объекты органов Минюста России инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Проход инвалидов обеспечивается сотрудником поста и в его сопровождении.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563; 2018, N 31, ст.4861.

Для дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации на объекты органов Минюста России пропускаются сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики, сопровождающие инвалидов, по документам, предъявляемым при посещении объектов.

Пропуск собаки-проводника осуществляется при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

25. Работники Минюста России при утере служебного удостоверения (удостоверения) должны доложить об этом своему непосредственному начальнику и сообщить сотруднику поста. Сотрудник поста докладывает об утере работником Минюста России служебного удостоверения (удостоверения) начальнику служебного наряда, который информирует кадровое подразделение органа Минюста России для принятия решения.

26. Сотрудник поста при проверке документов у лиц, проходящих по служебным удостоверениям (удостоверениям), проверяет:

идентичность фотографии проходящему лицу;

подпись должностного лица, выдавшего документ;

срок действия документа.

27. Сотрудник поста при проверке документов у лиц, проходящих по спискам и временным пропускам (при наличии документа, удостоверяющего личность), предлагает им предъявить документ, удостоверяющий личность в развернутом виде.

28. После проверки документов у лиц, проходящих по временным пропускам, сотрудник поста делает соответствующую запись в журнале регистрации посетителей при каждом посещении объектов органов Минюста России.

29. Проход по электронным пропускам и разовым электронным пропускам осуществляется через турникет в автоматическом режиме. При проходе по электронным пропускам сотрудник поста осуществляет визуальный контроль соответствия лица, проходящего по электронному пропуску, его фотографии, отображаемой на мониторе. При проходе по разовым электронным пропускам проверяется номер пропуска, который отображается на мониторе, на наличие его в списке номеров разовых электронных пропусков.

30. При несрабатывании электронного пропуска, разового электронного пропуска при проходе через турникет сотрудник поста имеет право остановить лицо, осуществляющее проход, для выяснения причин несрабатывания электронного пропуска, разового электронного пропуска.

Данная разработка представляет собой конспект лекции на тему "Информационные системы удаленного управления и контроля объектов" по дисциплине "Информационная безопасность" и раскрывает данную тему. Данный материал может использоваться преподавателями среднеспециальных и высших учебных заведений при изучении данной дисциплины или разделов, связанных с информационной безопасностью.

Информационные системы удаленного управления и контроля объектов

Системы контроля и управления доступом (СКУД) - это система, включающая в себя программно-технические средства и организационные мероприятия, направленные на осуществление контроля и управляемого доступа в отдельные помещения, осуществляющая контроль передвижения сотрудников и времени их присутствия на территории охраняемого объекта.


Использование СКУД позволит вести постоянный контроль над ситуацией на охраняемой территории, обеспечить безопасность сотрудников и посетителей, материальных и интеллектуальных ценностей.

В общем виде СКУД может иметь в своем составе следующие элементы:

исполнительные механизмы (замки, турникеты, шлюзы);

Основой любой системы являются блоки концентраторов с подключенными считывателями идентификационных ключей, охранными датчиками и электромеханическими запорными устройствами (замки, шлагбаумы, турникеты).

Контроллер – это основная часть системы управления доступом. Именно контроллер принимает решение, пропустить или нет человека в данную дверь. Контроллеры исполнительных устройств СКУД – сложные электронные приборы, которые могут быть реализованы в виде отдельных блоков либо встроены в корпус соответствующего исполнительного устройства. Контроллер хранит в своей памяти коды идентификаторов со списком прав доступа каждого.

Кроме обмена информацией с концентраторами СКУД по линиям связи осуществляют: анализ информации, поступающей с устройств чтения электронных идентификаторов, устройств ввода PIN-кода и биометрических идентификаторов, выдачу на основании этого анализа управляющих сигналов на отпирание (запирание) исполнительных устройств; контроль состояния исполнительных устройств (открыто или закрыто); хранение в оперативной энергонезависимой памяти журнала перемещений; регистрацию попыток несанкционированного доступа.

Считыватель (ридер) – это устройство, предназначенное для считывания специальной кодовой информации, хранимой в идентификаторе, и ее передаче в виде заранее определенного сигнала в контроллер. Считыватели могут быть ручными, стационарными и стационарными автоматическими, имеющими связь с системой.

Ядром программного обеспечения администратора системы является база данных. Программное обеспечение СКУД позволяет:

1) вносить (исключать) конкретных лиц из существующего списка, допущенных на объект, в конкретные зоны безопасности и различные помещения;

2) задавать для каждого лица временные интервалы (время суток, дни недели), в течение которых оно имеет право доступа в названные помещения, и оперативно блокировать (разблокировать) исполнительные устройства в зависимости от лишения (наделения) правами отдельных лиц после принятия соответствующего решения;

3) контролировать состояние подсистем СКУД (в том числе входящих в состав интегрированной системы безопасности объекта), журнала перемещений лиц, допущенных на объект, и попыток несанкционированного доступа;

4) осуществлять реконфигурацию СКУД.

По количеству точек доступа и пользователей СКУД подразделяются на следующие виды: малые, имеющие несколько единиц точек доступа (офисы);

средние, имеющие десятки точек доступа и тысячи пользователей (банки, предприятия, учреждения, гостиницы); большие, имеющие сотни точек доступа и десятки тысяч пользователей (крупные промышлен-

ные предприятия, аэропорты).

По методу управления пропускными конструкциями (двери, турникеты, шлюзы и т. п.) все системы подразделяют на:

автономные (локальные) – управляют одним или несколькими пропускными конструкциями,

без трансляции информации на центральный пульт и без контроля со стороны оператора. Предназначены для обеспечения контроля и управления доступом в отдельное помещение. Автономная система обычно состоит из самостоятельного контроллера (хранящего в себе базу данных идентификаторов и управляющего работой остальных элементов системы) и исполнительного устройства (электромагнитный замок, защелка).

централизованные (сетевые) – взаимодействуют с пропускными конструкциями, осуществляя

обмен информацией с центральным пультом. Оператор может оперативно управлять системными устройствами – дистанционно заблокировать замки или открыть их (например, в случае пожара). В такой системе все контроллеры соединены друг с другом через компьютер. Сетевые системы используются для управления несколькими пунктами прохода (проходные, офисные помещения, помещения с повышенным уровнем безопасности, объекты на улице).

комбинированные - включают функции как автономных, так и сетевых.


Брелок (Touch memory) — внешне напоминает металлическую таблетку и обычно оформлен в виде брелка. Содержит в своей конструкции ПЗУ-чип — при касании им считывателя на контроллер высылается идентификационный код.

Карточка со штриховым кодом представляет собой пластину с нанесенными на нее полосами черного цвета (штрихами). Кодовая информация содержится в изменяющейся ширине штрихов и расстоянии между ними. Код с такой карточки считывается оптическим считывателем.

На магнитную карточку кодовая информация записывается на магнитной полосе.

Перфорированная карточка представляет собой пластину (пластмассовую или металлическую). Кодовая информация на перфорированную карточку наносится в виде отверстий, расположенных в определенном порядке. Код с карточек считывается механическими или оптическими считывателями.

Кодовая информация на виганд-карточке содержится на определенным образом расположенных тонких металлических проволочках, приклеенных специальным клеем. Информация с карточки считывается электромагнитным считывателем.

Карты Proximity (бесконтактные, радиочастотные) — содержат в своей конструкции антенну и чип, содержащий уникальный идентификационный номер. Принцип их действия следующий: как только карта оказывается в зоне электромагнитного поля, генерируемого считывателем, то ее чип получает необходимую энергию и пересылает свой идентификационный номер считывателю посредством особого электромагнитного импульса. Такие карты не требуют касания считывателя в каком-то определенном месте, достаточно лишь поместить ее в зону влияния считывателя.

PIN-код. Носителем кодовой информации является память человека. Пользователь автономно набирает на клавиатуре код и этим дает сигнал исполнительному устройству.


Все методы биометрической идентификации можно разделить на статические методы, которые строятся на физиологической характеристике человека, то есть его уникальном свойстве, данном ему от рождения и неотъемлемом от него (как отпечатки пальцев), и динамические методы, которые базируются на поведенческой характеристике человека, особенностях, характерных для подсознательных движений в процессе воспроизведения какого-либо действия (подписи, речи, динамики клавиатурного набора и т. п.).

Лицевая термография – идентификация личности по схеме расположения кровеносных сосудов лица (аналогично происходит распознавание по рисунку вен на руке). Метод лицевой термографии базируется на результатах исследований, показавших, что вены и артерии лица каждого человека создают уникальную температурную карту. Существуют еще четыре метода распознавания лица:

анализ изображений в градациях серого на предмет отличительных характеристик лица; анализ отличительных черт (метод адаптирован к изменению мимики);

цировать лица в трудных условиях; автоматическая обработка изображения лица, основана на выделении расстояний и отношений

расстояний между легкоопределяемыми особенностями лица человека.

Идентификация по характеристике голоса применяется в системах безопасности для контроля доступа к информации. Обычно осуществляется произнесением парольной фразы.

Подпись человека. В основном устройства идентификации подписи используют специальные ручки, чувствительные к давлению столы или комбинацию обоих.

Радужная оболочка и сетчатка глаза. Устройство сканирования фактически представляет собой высококачественную телекамеру. Образец пятен на радужной оболочке находится на поверхности глаза. Сканирование сетчатки глаза происходит с использованием инфракрасного луча низкой интенсивности, направленного через зрачок к кровеносным сосудам на задней стенке глаза.

Фрагменты генетического кода. Однако практические способы идентификации, основанные на использовании уникальных индивидуальных особенностей фрагментов генетического кода, в настоящее время применяются редко по причине их сложности, высокой стоимости и невозможности обеспечить работу системы в реальном времени.

Замки. Если задача СКУД состоит в ограничении прохода через обычные двери, то исполнительным устройством будет электрически управляемый замок или защелка. Здесь можно применить считыватели дистанционного типа с большим расстоянием считывания.

Электрозащелки могут быть открываемыми напряжением (то есть дверь откроется при подаче напряжения питания на замок) и закрываемыми напряжением.

Электрические замки подразделяются на электромеханические и электромагнитные.

Электромеханические замки бывают самых разных типов. Открыть такой замок можно тремя способами: ключами, механической кнопкой, расположенной на корпусе замка, или электрическим сигналом. Большинство замков имеют механический перевзвод, то есть, если на замок подали открывающий импульс, дверь будет в открытом состоянии, пока ее не откроют и снова не закроют.

Электромагнитные замки представляют собой мощный электромагнит. Для закрытия замка на него постоянно подается напряжение, открывание производят отключением питания. В комплекте с такими замками рекомендуется применять дверной доводчик.

Турникеты бывают двух основных типов исполнения: поясные и полноростовые. Пользователь подносит к устройству считывания идентификатор, и если идентификатор действителен, турникет разблокируется. Турникет позволяет пропустить по одной карте только одного человека. Датчики поворота планок позволяют фиксировать проходы через турникет и обеспечивают корректный учет рабочего времени в СКУД. Поясные турникеты должны устанавливаться только в зоне постоянного наблюдения службы безопасности, так как через подобные устройства нетрудно перепрыгнуть, под них можно подлезть или перебросить через турникет какие-либо предметы. Турникеты могут быть оборудованы средствами сигнализации, срабатывающими при попытках обхода, перепрыгивании. Для этого используются ИК-барьеры, весочувствительные датчики и т. п.

Трехштанговый турникет (трипод) – самый популярный и распространенный тип турникета. В основе конструкции лежат три вращающиеся преграждающие планки, между планок одновременно способен находиться только один человек. Существует два основных вида триподов: навесной и стационарный. Основная масса моделей – элетромеханические. После разрешения прохода привод разблокируется, и пользователь должен вручную провернуть штанги до фиксируемой позиции.

Роторные турникеты (вертушки) могут быть полуростовыми и полнопрофильными. На колонне закреплены три или четыре вращающиеся лопасти, необходимо толкнуть преграждающие планки в разрешенном направлении, затем включается электропривод, и после прохода человека происходит автоматический доворот турникета в закрытое положение.

Калитка – распашное заградительное устройство. Обычно это перегораживающая планка (например, в виде дверки), которую при проходе нужно толкнуть. Существуют различные типы калиток – от механической, запираемой на ключ или просто работающей только на выход, до калитки с электродвигателем, способной открываться на заданный угол и закрываться самостоятельно через время задержки или после срабатывания фотоэлемента. Моторизованная калитка открывается автоматически либо с пульта охранника, либо от средства идентификации посетителя.

Шлюзовые кабины относятся к преграждающим устройствам блокирующего типа. Применяются на предприятиях с усиленными требованиями безопасности. В режиме шлюзования турникет может быть остановлен в промежуточной позиции, блокируя перемещение пользователя с целью запроса дополнительного подтверждения личности. Весь спектр моделей шлюзовых кабин можно подразделить на автоматические и полуавтоматические шлюзы. В автоматических шлюзах двери открываются и закрываются с помощью различных электромеханических приводов, управляемых шлюзовой логикой. В полуавтоматических шлюзах используются обычные распашные двери, открываемые вручную и закрывающиеся доводчиками.

Ворота и шлагбаумы используются на въездах на предприятие и на автомобильных парковках. Для этого СКУД имеют в своем составе специальные автомобильные идентификаторы, считыватели для установки под полотном дороги, дистанционные считыватели. Основное требование – устойчивость к климатическим условиям и возможность управления от контроллера СКУД.

Современные СКУД позволяют использовать интеграционные алгоритмы совместного функционирования пропускных устройств с обнаружителями запрещенных к проносу предметов. Система может интегрироваться с противокражными системами и системами поиска средств террористической деятельности.

Принцип действия противокражной системы основан на применении специальных маркеров (радиочастотных, электромагнитных, акустомагнитных и т. д.), которые прикрепляются к защищаемому объекту. Маркер трудно обнаружить и невозможно удалить.

Кроме детекторных панелей в состав противокражной системы также входит устройство деактивации и активации маркера, которое программирует маркер на разрешение или запрещение выноса объекта.

При любой попытке унести с собой маркированный объект без разрешения, если маркер активирован, включается световой и звуковой сигнал тревоги. При этом система может включить аудиозапись, громко останавливающую недобросовестного посетителя.

Для документального подтверждения факта несанкционированного выноса противокражная система может быть доукомплектована системой видеонаблюдения, которая включает видеозапись сразу же после срабатывания детекторных панелей. Если вынос разрешен, детекторные панели считывают информацию с маркера и не реагируют на разрешенный вынос.

Современные СКУД должны являться мощным средством обнаружения оружия, взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ в автоматическом режиме. Следует отметить, что задача обнаружения запрещенных предметов решается в основном оперативным персоналом, использующим технические средства соответствующего назначения.

Металлоискатели предназначены для поиска оружия и взрывных устройств.

Существуют два основных типа металлодетекторов: динамические и статические. Динамические реагируют только на движущиеся металлические предметы, а статические – как на движущиеся, так и на неподвижные.

По конструктивному исполнению их подразделяют на ручные, портативные приборы неселективного или слабоселективного действия, и стационарные токовихревые устройства арочного (реже стоечного) типа. Применяются схемы амплитудной, фазовой или амплитудно-фазовой обработки сигнала.

Новым средством контроля являются цифровые сканирующие системы. При применении в режиме высокого разрешения допускается до 200 сканирований, а в режиме сверхнизкой дозы – до 2500 сканирований человека в год без вреда для здоровья. В настоящее время рентгенографический сканер производится в модификации для гласного и для негласного контроля в местах массового скопления людей.

Наибольшее распространение на пунктах контроля получили рентгеновские интроскопы. Используются две их разновидности:

с регистрацией рентгеновского излучения оптоэлектронными детекторами; с люминесцентным экраном.

В аппаратах первого типа осуществляется сканирование контролируемого предмета рентгеновским лучом. Проходящее излучение регистрируется детекторами, информация от которых обрабатывается электронным устройством, формирующим по заданной программе теневую картину внутреннего строения предмета. Оператор имеет возможность изменять яркость и контрастность экрана, выделять отдельные участки с увеличением и т. д. При этом изображениям различных элементов на экране видеомонитора присваиваются цвета в зависимости от среднего атомного номера вещества, из которого состоят предметы, входящие в состав объекта контроля: элементам с атомным номером менее 10 (сюда относится большинство взрывчатых веществ) соответствует оранжевый цвет; с атомным номером от 10 до 18 – зеленый; с атомным номером более 18 (большинство металлических предметов) – синий.

Интроскопы с люминесцентным экраном предназначены для широкого круга исследований спектрально-временных характеристик люминесценции самых разнообразных объектов: растворов; твердых образцов; стекла; порошков. Вместе с тем прибор позволяет проводить измерения массовой концентрации веществ.

Важным технологическим звеном в процессе обнаружения взрывчатых веществ является пробоотбор. Пробоотборник – это, в сущности, малогабаритный пылесос, который задерживает пары и частицы взрывчатых веществ на сорбирующих поверхностях или в фильтре (концентратор).

Наибольший интерес представляют нейтронные дефектоскопы. Они выявляют взрывчатые вещества как объект с повышенным содержанием водорода. Для этого используется слабый источник нейтронов, которые, попадая на взрывчатые вещества, рассеиваются на атомах водорода и регистрируются приемником.

Обнаружители радионуклидов. Современный рынок насыщен конструктивно различными дозиметрами, радиометрами и гамма-сигнализаторами.

Ядерно-физические приборы. Это устройства, позволяющие выявлять взрывчатые вещества по наличию в них водорода и азота. Способны искать взрывчатые вещества в разнообразных условиях, в том числе и за преградой.

Резонансно-волновые средства поиска взрывчатых веществ - метод ядерного квадрупольного резонанса, позволяющий надежно выявлять бескорпусные взрывчатые вещества по прямому признаку – наличию нитрогрупп. По предварительным оценкам, такие приборы имеют чувствительность, позволяющую регистрировать взрывчатые вещества в количестве нескольких граммов при сравнительно небольшой (несколько десятков мВт) мощности возбуждающего электромагнитного поля.

В России действует ряд государственных стандартов, связанных с контролем доступа:


В данной статье рассматриваются особенности использования инженерно-технических средств охраны и надзора в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы, анализируются правовые положения области уголовно-исполнительного регулирования.

Ключевые слова : уголовно-исполнительное право, пенитенциарные учреждения, инженерно-технические средства охраны и надзора.

This article examines the features of the use of engineering and technical means of protection and supervision in penitentiary institutions of the penal system, analyzes the legal provisions of the field of criminal executive regulation.

Keywords: penal law, penitentiary institutions, engineering and technical means of protection and supervision.

Актуальность темы научного исследования обусловлена процессом реформирования уголовно-исполнительной системы России, модернизацией процесса исполнения наказаний, поиском путей совершенствования деятельности по предупреждению правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, повышением ее эффективности на основе достижений научно-технического прогресса.

Технические средства охраны и надзора в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, применяются с целью предупреждения в пресечении побегов, других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания, повышения эффективности надзора за ними, получения необходимой информации об их поведении.

На данном этапе развития уголовно-исполнительной системы используется комплексное применение инженерных и технических средств охраны и надзора.

При недостатке необходимых технических средств опасных в побеговом отношении участки дополнительно усиливают соответствующими инженерными средствами.

В учреждениях, исполняющих наказания, для достижения целей и решения задач уголовно-исполнительного законодательства, обеспечения правопорядка применяется различная по своему назначению техника.

С одной стороны, техника — это совокупность средств деятельности, создаваемых для осуществления процесса производства, с другой совокупная характеристика используемых для достижения цели навыков и приемов.

Основные направления повышения уровня безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы предусматривают создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора. Модернизация инженерно-технического оснащения исправительных учреждений, следственных изоляторов и объектов специальных подразделений по конвоированию — это целенаправленные организационно-практические мероприятия по оборудованию объектов инженерно-технических средств охраны и надзора.

Проблема технических средств подробно рассматривалась в следующих трудах: Н. Н. Жижин, И. И. Пономарев, В. А. Максимов, В. Д. Пахомов, В. И. Старков, А. Д. Безруков, B. A. Пестриков, С. С. Епифанов, С. Н. Кленов и другие.

В этих целях проводится комплекс организационно-практических мероприятий по надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и недопущению их побегов из-под охраны, а также совершенствованию системы управления, тактики применения сил и средств, усилению контроля за качеством несения службы, взаимодействию подразделений охраны и оперативно-режимных служб, модернизации системы охраны, внедрению современных интегрированных систем охраны и надзора, внедрению прогрессивных способов и методов организации службы. Вопросы повышения качества проведения мероприятий по обеспечению охраны и соблюдению режима в учреждениях УИС являются актуальными в свете модернизации инженерно-технического обеспечения.

Инженерно-технические средства охраны и надзора (далее ИТСОН) это средства, которые применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их поведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений и территориальных органов УИС ФСИН России.

Под комплексом ИТСОН понимают совокупность инженерных и технических средств охраны и надзора, входящих в состав системы безопасности учреждения и предназначенных для обеспечения выполнения установленных требований по изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и надзору за ними, а также для выполнения задач оперативно-служебной деятельности учреждения.

Деятельность уголовно-исполнительной системы в настоящий период можно охарактеризовать как переходную в условиях административного реформирования ФСИН России в целом и переоснащения учреждений и органов УИС современными техническими средствами и новыми информационными технологиями в частности.

Сказывается явно недостаточное финансирование, столь необходимое именно сейчас, нехватка специалистов в области использования инженерно-технических средств охраны и надзора, порой их слабая подготовленность к решению новых задач, проблемы организационного характера, а также укоренившийся за последние годы подход руководства многих учреждений и органов различных уровней к проблемам технического переоснащения как ко вторичным. Поэтому предполагается модернизация и оптимизация оснащения учреждений комплексами ИТСОН.

Постоянная готовность ИТСОН к применению достигается правильной организацией их эксплуатации.

Эксплуатация ИТСОН есть совокупность процессов их подготовки и использования по назначению, а также технического обслуживания, ремонта и хранения. Она включает в себя выполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих сбережение, поддержание в рабочем состоянии в процессе эксплуатации, восстановление работоспособности и ресурсов ИТСОН и их хранение [1, c. 34].

В зависимости от технического состояния ИТСОН оцениваются как исправные или неисправные и как работоспособные или неработоспособные.

ИТСОН считаются исправными, если они соответствуют всем требованиям, установленным нормативными документами (техническими условиями, формулярами, паспортами). ИТСОН считаются работоспособными, если они выполняют все свои функции, сохраняя значение заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. В отличие от исправных, работоспособные ИТСОН могут иметь дефекты, непосредственно не влияющие на выполнение ИТСОН своих функций (следы коррозии, нарушение декоративных покрытий, перегорание сигнальных лампочек и др.).

Под техническим обслуживанием понимают комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих исправное состояние ИТСОН в процессе их эксплуатации. Основу технического обслуживания составляют регламентные работы [2, c 76].

Также приоритетными направлениями инженерно-технического обеспечения являются оборудование охраняемых объектов современными интегрированными системами безопасности, повышение сдерживающих свойств инженерных средств охраны, совершенствование нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы.

Понятие комплекса ИТСОН, определяется, как совокупность ограждений, инженерных заграждений и конструкций охранно-надзорного предназначения, технических средств сбора и обработки информации, технических средств охранной сигнализации, охранного телевидения, контроля и управления доступом, оперативной связи и оповещения, а также бесперебойного электропитания и охранного освещения, установленных и применяемых на объекте УИС, составляет комплекс ИТСОН [3, c 40]. Важной составной частью этого комплекса является аппаратура противодействия несанкционированному использованию аппаратов сотовой связи, поисково-досмотровая и другая специальная техника.

Стоит отметить, что она должна повышать эффективность применения ИТСОН в целом. Под эффективностью применения ИТСОН понимается их использование с целью усиления надежности охраны объектов, изоляции осужденных и надзора за ними на объектах охраны территориальных органов ФСИН России, а также их роль в оповещении личного состава караула и дежурных смен о совершаемых побегах и в задержании нарушителей в пределах запретной зоны охраняемого объекта.

  1. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314// Собрании законодательства Российской Федерации.– 2004. — № 42, ст. 4109.
  2. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279.
  3. Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов УИС: приказ ФСИН России от 18 августа 2006 г. № 574 // Ведомости уголовно-исполнительной системы.– № 5 -7.– 2007.
  4. Акчурин А. В. История разработки проблем расследования преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях / А. В. Акчурин // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 1 (92). — С. 35–43.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерно-техническое средство охраны, уголовно-исполнительная система, надзор, комплекс, Россия, техническое обслуживание, техническое средство охраны, учреждение, инженерно-техническое обеспечение, необходимая информация.

Читайте также: