Конспект сказка о царе салтане характеристика героев

Обновлено: 07.07.2024

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.

Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.

План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Ключевые слова

План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.

Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.

Основное содержание урока

1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.

Существует алгоритм составления плана.

Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.

Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.

2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.

Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.

Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.

3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.

Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

  • Предметные: определять в тексте предложения, характеризующие героев; самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать их, выявлять их особенности, оценивать поступки; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Актуализация опорных знаний:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней.

- О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить?

- Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы?

- Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")

- Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека)

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать отрывки из сказки.

Объяснять свою точку зрения.

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; работа со схемой.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде.

- Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из

- Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

- Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный. Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро.

- А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло.

- Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

- Найдите в сказке строчки, которые это доказывают.

- Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица - мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха)

- А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют.

- Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество.

- Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека)

Рассматривать иллюстрацию на слайде.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Искать ответы в учебнике.

Строить речевое высказывание.

Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический : работа с учебником.

- Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный)

- Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так?

- А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый)

- Докажите, приведя факты из сказки.

- Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь)

- А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич - осторожный)

- Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

- В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения)

- Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки.

- Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев.

- Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали

сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое.

- А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал - без перевода.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Приводить факты из сказки.

Находить отличительные черты героев сказки.

Строить речевые высказывания.

Участвовать в беседе.

Перечитывать отрывки сказки.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?

- Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин?

- Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни - семья, любовь?

- Давайте вспомним цели урока.

- Можно ли сказать, что мы добились целей?

- Что вы узнали нового?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

- Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане . " УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем.


конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане. "

Тип урока: Урок развития знаний и уменийФорма урока: Заседание литературного клубаЦели урока:Обучение анализу произведения;●формирование умения характеризовать героев;●развитие речи, логического мышле.


Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца.



Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане. "" (3 класс, Перспективная начальная школа)

Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки А.С.Пушкина. А вы?

Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок.

Дети зачитывают отрывки. Учитель задает уточняющие вопросы по содержанию прочитанного текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.

Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь. Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять работу вы будете на листках. (См. Приложение 1). Выберите из списка слова-характеристики и запишите на "лучах".

Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

Итак, каким вам представляется царь Салтан?

Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)

Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)

Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих его пускать в путешествие)

Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)

Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах)

Доверчивый (верит во все чудеса)

Пассивный (не нашел виновников трагедии)

Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания)

А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его характера синим цветом. (Магниты)

Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху)

Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)

Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо)

Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)

Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним)

Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?

Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный.

Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!

При выполнении этого задания активно работали следующие учении::Их ответы заслуживают отличной оценки.

Для домашнего задания я подготовила вам листки на печатной основе, где вам потребуется сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в котором существует князь Гвидон. Это поможет вам еще глубже понять их характеры.(См. Приложение 2)

А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.

Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь закройте глаза и посидите спокойно.

Откройте глаза, опять быстро поморгайте, закройте глаза и отдохните

Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды, откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз. Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.

Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть не погубил коршун-чародей.

Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.

Наша цель: научиться его выразительно читать. Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете?

Темп (медленный, средний, быстрый).

Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная), поставим / или//.

Логическое ударение (подчеркнем то слово, которое нужно выделить голосом).

Сначала учитель дает образец выразительного чтения.

Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется темп, громкость, тон речи.

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
Видно, на море не тихо;
Смотрит // - видит дело лихо: спокойным тоном в медленном темпе
Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется, Гвидон испытывает тревогу заКоршун носится над ней; лебедь, жалость к ней
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче, наступает кульминация
Тот уж когти распустил. Боится опоздать и выпускает стрелу
Клюв кровавый навострил://
Но как раз стрела запела - перелом в сражении, облегчение передать
В шею коршуна задела - голосом,тише и медленнее
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил; //
Смотрит:/ коршун в море тонет юноша наблюдает, еще раз не может
И не птичьим криком стонет, выстрелить (стрела была одна), удивление
Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
Злого коршуна клюет. //
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит
-
И царевичу потом вот когда мы перестали беспокоиться, битва
Молвит русским языком: выиграна, царевич удивлен: птица говорит
"Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель, А как речь- то говорит, словно реченька журчит.
Не тужи, что за меня Это как?
Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный, тоннапевный, ласковый,
Что стрела пропала в море; с чувством благодарности.
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу
тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека, наставительно
А теперь ты воротись.
Не горюй / и спать / ложись".

Беседа. Как сначала нужно читать? Как изменяется голос потом? Почему? Где самый напряженный момент, кульминация? Почему царевич пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала, каким голосом я читала? Что можете сказать о речи царевны Лебедь?

Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к балету "Лебединое озеро". Что вы услышали в этой музыке?

Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье чтение было самым выразительным. Выставляются оценки.

Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до конца. Чем закончилась "Сказка о царе Салтане:"? Салтан приехал к князю Гвидону, узнал, что его жена и сын живы, познакомился с невесткой - прекрасной царевной Лебедь. Веселый пир.

Как обычно заканчиваются фольклорные сказки? Наказанием злых героев

Каких героев мы можем отнести к силам зла в сказке А. С.Пушкина?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, чародей.

Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей уже наказаны?

Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда правда откроется.

Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались, спрятались, потом повинились.

Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина, она говорит нам: "Умейте прощать и тогда все будут счастливы".

Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.

Что легче для вас: посочувствовать боли и горю или порадоваться успеху?

Зависть толкнула героев сказки на злое дело "И завидуют оне государевой жене". Недаром заповедь "Не завидуй!" входит в число 10 христианских заповедей.

Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь, что вы так же хорошо знаете и другие сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину "Сказки А. С. Пушкина". За каждый правильный ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у кого будет их больше.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для взрослых и детей.

Кто помог юному Александру полюбить народные сказки? Няня Арина Родионовна

Сколько сказок он написал? 7, популярных 5

  1. Сказка о попе и его работнике Балде.
  2. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
  3. Сказка о рыбаке и рыбке.
  4. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  5. Сказка о золотом петушке.
  6. Сказка о медведихе.
  7. Сказка о Бове-королевиче.

Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.

Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.

Сколько раз ходил старик к синему морю просить рыбку выполнить старухины желания? 5 раз

Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать царицей, стать владычицей морскою).

В каком году и где была написана Сказка о царе Салтане:?

Летом 1831 года в Царском селе.

Назовите исполнителя песни "Во саду ли в огороде?" Белочка.

Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.

Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На базаре.

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:

Что за диво?
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.

Кто обращается за помощью к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.

Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой петушок.

Учитель проводит викторину. Подводит итоги. Награждает победителей грамотами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта урока

литературное чтение

Характеристика героев произведения А.С. Пушкина

" Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Выполнила Зеткина Ю.А.,

учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

УМК: "Планета знаний"

Тема урока: Характеристика героев произведения А.С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

Предметные: определять в тексте предложения, характеризующие героев; самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать их, выявлять их особенности, оценивать поступки; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Личностные: в нутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 1часть, Э.Э. Кац.

Содержание урока.

Деятельность

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический:

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Актуализация опорных знаний:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней.

- О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить?

- Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы?

- Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")

- Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека)

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать отрывки из сказки.

Объяснять свою точку зрения.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; работа со схемой.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде.

- Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из

- Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

- Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный. Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро.

- А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло.

- Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

- Найдите в сказке строчки, которые это доказывают.

- Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица - мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха)

- А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют.

- Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество.

- Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека)

Рассматривать иллюстрацию на слайде.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Искать ответы в учебнике.

Строить речевое высказывание.

Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический : работа с учебником.

- Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный)

- Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так?

- А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый)

- Докажите, приведя факты из сказки.

- Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь)

- А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич - осторожный)

- Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

- В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения)

- Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки.

- Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев.

- Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали

сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое.

- А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал - без перевода.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Приводить факты из сказки.

Находить отличительные черты героев сказки.

Строить речевые высказывания.

Участвовать в беседе.

Перечитывать отрывки сказки.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?

- Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин?

- Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни - семья, любовь?

- Давайте вспомним цели урока.

- Можно ли сказать, что мы добились целей?

- Что вы узнали нового?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Регулятивные - выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Словесный: самоанализ.

Читайте также: