Конспект схема паучок пример

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие проводилось в 4 классе в два этапа

Лучшее время для проведения – декабрь-январь.

План учебного занятия:

УУД: познавательные – умение работать с информацией;

коммуникативные – умение работать в группе;

личностные – умение рефлексировать;

регулятивные – овладение графической моделью.

Форма проведения: культпоход и занятие с постановкой проблемы и ее решением в групповой работе.

Место проведения: Кабинет или зал, где удобно работать группами.

Практическая реализация: Урок проводился в 4 классе, в конце ноября. Фото прилагаются.

Анализ итогов мероприятия; В конце занятия проводилось два вида рефлексии. №1 с помощью карточки. Детям было предложено выбрать 2 ответа из 6, но если этим ограничиться сложно, было разрешено сделать больше выборов.

Итог: - я научился выделять информацию в соответствии с поставленной задачей – 54%;

я учился выражать свои мысли – 38%,

я доволен своей работой в группе – 15%,

у меня остались затруднения – нет ни одного выбора. И елочка оказалась желто-синей!

Орг. момент: Здравствуйте! Я хочу видеть ваши прекрасные глаза. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Готовы начать? Сегодня я предлагаю вам поработать в группах. Начинаем.

Мотивация: На прошлой неделе мы с вами… ездили в планетарий, где нам рассказывали о том, как празднуют Новый Год в разных странах и показывали созвездия зимнего неба.

Попробуйте вспомнить, о каком созвездии сейчас пойдет речь:

В расположении звёзд этого созвездия легко угадывается фигура человека.

В Древней Греции в созвездии видели великого охотника.

Показывается слайд с изображением созвездия Орион.

Постановка проблемы: Кто помнит, что рассказывали об этом созвездии в Планетарии? Кто-то может рассказать?

Нет… Что же это получается, мы слушали, но не запомнили, т.е. НЕ узнали…

А как вы думаете, почему так произошло?

Да! Перед нами не стояла такая цель и мы никак не зафиксировали эти сведения. А мозг человека устроен так, что в первую очередь запоминает то, что человеку особенно интересно и удивительно. А в программе про Новый год в разных странах действительно было много интересного и удивительного.

Решение проблемы: А давайте сейчас мы УЗНАЕМ об Орионе? Оказывается просто послушать – бывает мало… Какие будут предложения?

Учитель (обобщая ответы детей): Прочитать, задавшись целью, поработать с текстом для того, чтобы грамотно зафиксировать, воспроизвести этот текст с опорой на свои… рисунки, записи, модели. Учитель раздает текст каждому.

Молод и прекрасен был Орион – сын владыки морей Посейдона: высокого роста, стройный и гибкий, как тополь. Талию его стягивал сверкающий волшебный пояс. Смел и удачлив был молодой охотник. Копьё Ориона разило без промаха, стрела, пущенная из тугого лука, достигала орла в зените. Под стать хозяину были и верные псы, с которыми Орион никогда не расставался.

Мифы Древней Греции

Учащиеся: Схема, модель, напоминающая паучка.

Учитель: А какое главное внешнее отличие нашего грамотного паучка, от любого, которого можно встретить в природе?

Учащиеся: У паука в природе всегда 8 ножек, а у нашего паучка может быть любое кол-во ножек да ещё и ботиночки.

Учитель: А ботиночек может быть больше или меньше, чем ножек?

СЛАЙДЫ ПАУКИ (+ распечатанные на доску)

Учитель: А сходство?

Учащиеся: Туловище (тельце), оно тоже в центре.

Учитель: Для чего оно в модели нашего грамотного паучка?

Учащиеся: Здесь, в центре, мы обозначаем (фиксируем) главную идею текста.

Учащиеся: Факты, подтверждающие главную идею.

Учитель: Эти факты можно ещё назвать идеями второго уровня. Их может быть несколько - и не всегда они выражены в тексте конкретными словами. В таких случаях мы стараемся назвать их сами.

Ботиночки, которые паучок носит, не всегда и не обязательно есть на каждой ножке. А бывает и наоборот – больше одного ботиночка на одной ножке. Это третий уровень – факты подтверждающие (уточняющие, раскрывающие) то, о чем говорится на втором уровне.

У вас на столах листы ватмана и бумага для черновиков, клей, ножницы, фломастеры, ручки. и кружок – туловище вашего будущего паучка.

Я предлагаю обсудить группой и выписать из текста (а может вы решите вырезать – ваше право) какова главная идея? После этого постарайтесь разобраться с фактами 2 и 3 уровней. Одна из четырех моделей на доске – подсказка! И еще одна подсказка – я утверждаю, что в тексте не хватает фактов какого-то уровня. Обсудите – какого? Если вам удастся его восполнить своими словами, это будет здорово.

Поставить перед собой цель работы.

Внимательно прочитать текст.

Определить главную идею. Зафиксировать.

Определить сколько уровней фактов в тексте.

Оформить опорную модель для выступления.

Воспроизвести текст с опорой на свою модель.

Групповая работа: 15 минут будет достаточно? Следите за временем и не забывайте о правилах работы в группе.

Правила работы в группе

Убедись, что в разговоре участвует каждый.

Говори спокойно и ясно.

Говори только по делу.

Уважай мнение других.

Во время работы в группах, учитель помогает, направляя работу групп.

Итог: Скажите, пожалуйста, а зачем мы учимся работать с паучком? Где и когда он может стать вашим помощником?

Выбирать из текста главное.

Находить главную идею.

Находить недостающие данные.

Составлять план сочинения.

Поможет написать само сочинение.

Подготовить учебно-исследовательскую работу

Поднимите руку, у кого появилось желание узнать больше об Орионе? А что для этого надо сделать?

РЕФЛЕКСИЯ моей деятельности

я научился анализировать информацию

я научился выделять информацию в соответствии с поставленной задачей

я учился выражать свои мысли

я доволен своей работой в группе

у меня остались затруднения…

Сегодня я хочу всем пожелать найти созвездие Орион на звездном небе. Лучшие условия для его наблюдения с ноября и до конца января. В это время созвездие видно на всей территории России.

Ёлочка-рефлексия. Новый год приближается. Давайте сегодня нарядим первую новогоднюю елочку. Игрушками будут магниты.

"Паучок" - это небольшая структурно-логическая схема. В центре её располагается овал, в котором написано понятие (термин). От овала отходят "лапки паучка" - стрелки. Учитель предлагает ученикам рядом с каждой "лапкой" написать ключевые понятия, которые характеризуют основное слово.

"Паучков" используют для устной связной речи, характеристики понятий. "Паучка" можно использовать как небольшой элемент урока при фронтальной работе, а можно легко превратить в игру. Играть в неё нужно парами.

Вариант 1. "Паучок-врунишка"

Каждый ученик в паре рисует на листочке своего "паучка", пишет на его "лапках" ассоциации, намеренно делая 1-2 ошибки. Затем ученики в паре обмениваются листочками и исправляют ошибки. В конце игры дети в своей паре обсуждают результаты.

Вариант 2. "Паучок-соревнование"

На пару выдается 1 листочек с "паучком". Ученики по очереди пишут на "лапках" слова, раскрывающие смысл термина, используя при этом и основную, и вспомогательную информацию. В этом случае "лапок" у "паучка" может быть много. Соревнование продолжается до тех пор, пока один из пары не "сдастся".

Вариант 3. "НЕДОпаучок"

Каждый ученик в паре рисует своего "паучка" с определенным количеством "лапок". На некоторых "лапках" дети пишут сведения о понятии дети, а остальные "лапки" оставляют пустыми. Затем ученики обмениваются своими "недопаучками" и заполняют пустые "лапки". После этого проводят обсуждение.

Вариант 4 "Перепутавшиеся паучки"

Для этого варианта игры учитель готовит "паучков" сам. Каждая пара получает лист с 2-3 паучками. К каждому понятию уже написаны ключевые слова, но они "перепутались", то есть частично информация об одном понятии оказалась у другого "паучка". Ученикам надо навести порядок и поменять местами перепутавшиеся сведения.

В конце каждой игры ученики в парах, используя своих паучков, рассказывают друг другу о заданных понятиях, таким образом обобщая всю проделанную работу и одновременно отрабатывая навыки устного развернутого высказывания.

- учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации.

- продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

- закреплять навыки коммуникативного поведения;

- развивать творческие способности детей

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры;

- воспитывать интерес к художественному творчеству;

1. Беседы о насекомых;

2. Рассматривание картин, иллюстраций, открыток данной тематике;

3. Прослушивание стихотворений, загадок данной тематики;

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, труд, здоровье, художественная литература.

Материал к занятию:

Белый картон (на каждого ребенка) с нарисованной паутиной, полоски черной бумаги, кружки и овалы из черной бумаги (на каждого ребенка, готовые глазки (на каждого ребенка, розетки с клеем, кисточки, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я принесла вам сегодня улыбку и хочу ей с вами поделиться. Давайте друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь поудобней и внимательно послушайте загадку: В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (паучок)

Воспитатель: Правильно – это паучок. Он к нам в гости пришел вот такой замечательный паучок. Он рассказал мне сказку про себя. Хотите послушать?

Жил - был в одном лесу Паук. Он очень хорош собой, у него есть круглая голова и овальное брюшко. А также огромные глаза, маленькие усики, ловкие лапки (которых у паучка было ровно восемь). Самым любимым его занятием было плетение паутины. Дело это он так любил, что отвлекался только по необходимости, чтобы поесть и поспать. Свою паутинку Паучок плел по кругу очень тщательно особыми липкими нитями. Паучок сам делает свою нить (паутину) в брюшке, а потом через специальные отверстия выпускает ее и плетет паутину. Каждый раз делает неповторимый узор. Паутина у него получается необычная, красивая, и напоминает тончайшие кружева. Сам, же Паук, как настоящий охотник сидит в самом центре и ждет, когда же в его липкую сеть попадет добыча: тонконосый комар или быстрокрылая муха. Как только это случается, он быстро кидается на добычу и связывает ее своей паутиной.

Так бы и жил Паук: плел паутину да ловил в нее добычу. Однако есть у него одна мечта - найти себе друзей.

Воспитатель: Ребята давайте сделаем из цветной бумаги таких же замечательных паучков как наш гость. И пускай он с ними подружится!

Воспитатель: Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

Дождик с неба вдруг полил

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)

Паучков на землю смыл

(Хлопок ладонями по коленям или по столу)

Солнце стало пригревать

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки

(Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять на ветке.

- Вот теперь можно приступить к работе.

Возьмите свои стульчики и садитесь на свои места.

А чтобы вам помочь паучок каждому сплел паутину.

Самостоятельная работа детей.

В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы! Сколько паучков у нас получилось! Теперь у нашего гостя будет много друзей.

Данный метод позволяет обучить детей выделению главной идеи в каком- либо произведении и нахождению фактов,подтверждающих её, и создать благоприятный эмоциональный фон.

ВложениеРазмер
Метод графических схем "Паучок" 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работая над содержанием какого-либо произведения,стихотворения,а также при отгадывании загадок уместно обращение к методу создания графических схем "Паучок". Данный метод позволяет не только обучить детей выделению главной идеи в каком- либо произведении и нахождению фактов,подтверждающих её, но и создать благоприятный эмоциональный фон.Желание принять участие в выкладывании или рисовании " паучка" является пусковым механизмом развития детской инициативности.


Работа по реа лизации данного метода выглядит примерно так.Воспитатель читает детям стихотворный текст (в проводимом примере-это загадка):

Птичка на большой сосне

Твёрдый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест,

В оперенье- рыжий цвет.

Как зовут?-Найди ответ.

После того как дети отгадали загадку,педагог спрашивает:"Ребята,о ком говорится в данной загадке?".После выделения главной мысли педагог предлагает ребятам нарисовать(или выложить) "паучка"." Итак,ребята,тело нашего "паучка"- это. птица " клест".(Педагог выкладывает тело нашего паучка на фланелеграфе или рисует на доске.)А сейчас предлагаю всем вместе найти ножки-факты,которые подтверждают,что в загадке действительно говорится о птице клёст.Итак, первая ножка- птичка сидит на сосне,вторая ножка-стрекочет "кле-кле-кле", третья ножка- твёрдый клюв похож на крест,четвёртая ножка-семена из шишек ест,пятая ножка-в оперенье-рыжий цвет".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Создание рисунков в графическом редакторе.

Графический редактор – программа для создания, сохранения и печати рисунков.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огром.


Нетрадиционные техники рисования-это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками.


Создание условий для развития кинетического праксиса и подготовка руки к выполнению графических заданий на занятиях учителя-логопеда.

Создание условий для развития кинетического праксиса и подготовка руки к выполнению графических заданий на занятиях учителя-логопеда.


Дистанционное обучение для педагогов ДОУ "Создание собственного графического дизайна с помощью приложения canva.com"


Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группахКоррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого.


Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды испо.

Читайте также: