Конспект русские народные сказки 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; повторить, что уже знаем и умеем; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, ориентироваться в мире книг, работать по содержанию учебника; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, картинки с изображением животных — героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Научились вы читать —

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)

— Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?

— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)

— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)

— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 25 и прочитайте, чему мы будем учиться.

— Подумайте, что каждый из вас уже знает и умеет. Откройте с. 26, выберите правильные для себя ответы.

— Прочитаем, какие советы дают нам авторы учебника, чтобы научиться читать правильно. (Учащиеся читают советы, анализируют их.)

— Вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Откройте учебник на с. 27.

— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)

— Рассмотрите обложки книг на с. 27. На всех ли книгах указаны авторы? (Нет.)

— Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, это народные сказки.)

— Какие книги можно поместить на выставку народных сказок?

V. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Нос крючком, глаза большие.

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Выполните задание 3 на с. 27.

(Далее учитель проводит речевую разминку, используя тексты на разноцветных страницах учебника, с. 28—29.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Откройте тетрадь на с. 30 и учебник на с. 30. Используя рисунки учебника, выполните задания в рабочей тетради.

VII. Рефлексия

— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

— Были ли трудности? Какие?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется раздел, который мы начали изучать?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как научиться читать правильно?

Рекомендации для занятий дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: Русская народная сказка " Рукавичка". Конспект составлен по УМК Школа России.

Предметные: формировать представления об особенности жанра сказки, умения различать народную и литературную сказки; учить читать выразительно, плавно, целым словом, соблюдая логическое ударение, учить выделять тему и идею сказки, соотносить иллюстрации с содержанием сказки, формировать умение через театральное представление передавать содержание сказки.

Личностные: воспитание самостоятельности, организованности, позитивного отношения к слушанию и чтению книг.

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости захотели

Снова в гости к нам прийти.

- Ребята! Вы оказались не в простом классе, а сказочном.

Учитель. Приглашаю вас сегодня В сказке доброй побывать.

Многое самим увидеть

И себя там показать.

Что за сказка ожидает

И меня и вас, друзья?

Разгадать её нельзя!

На уроке мы сегодня

Много что должны успеть:

Поиграть и потрудиться.

II. Работа с выставкой книг.

Учитель. Мы прибыли в страну сказок.

Учитель. Мы прибыли в страну сказок. Это плохо. Почему?

( Ответы детей. Можем заиграться, забыть об учёбе и т.д.)

Мы прибыли в страну сказок. Это хорошо. Почему?

(Ответы детей. Со сказкой и сказочными героями интереснее учиться. Они тоже помогают нам узнавать много нового …)

Учитель. Предлагаю остановиться на втором варианте ответа и вместе со сказкой получать новые знания.

Нас ожидает первое задание. Если нам не удастся его выполнить, фея заколдует всех нас, поэтому будьте очень внимательными и старательными.

Рассмотрите выставку книг и скажите, что объединяет все эти книги? ( Это сказки)

- На какие две группы можно разделить книги?

( Народные и авторские)

- Почему первую группу сказок называют народными?

( Отвечает подготовленный ученик)

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом . Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавляя что – то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.

- Приведите примеры таких сказок.

- Почему другую группу сказок называют авторскими?

( Отвечает подготовленный ученик)

Эти сказки называют авторскими, потому что у каждой из них есть свой конкретный автор. На обложке книги обязательно есть его имя.

- Приведите примеры авторских сказок.

III. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сказки бывают волшебные, социально – бытовые.

Самая большая группа сказок о животных. Именно такую сказку мы будем сегодня читать.

Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам слов. Картинки к словам вы видите на доске:

Радуга, улитка, корзина, аист, вишня, индюк, часы, кошка, автобус.

- Что такое рукавичка?

- Для чего она предназначена?

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

- Есть ли автор у данной сказки?

- Как называется такая сказка?

2. Словарная работа.

Учитель. Прежде чем познакомиться со сказкой, давайте разберём слова, которые во время чтения могут быть вам непонятными.

Бредёт – бредёт медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные страны.

3.Работа в парах.

Дети работают в парах, отгадывают загадки и таким образом узнают главных героев сказки.

4. Чтение сказки учителем.

Слушайте сказку внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы по её содержанию.

На уроке не зевай.

Сразу всё запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

- Кто обронил рукавичку?

- Кто из животных стал первым жить в рукавичке?

5. Речевая разминка

Длительность выдоха:

На выдохе – а о у Ы э и о а

а о У ы э и а ы

О а у ы э и а о

Подвижность речевого аппарата:

Вы – лягушата. На выдохе: ква – ква – ква -ква ……

Вы – мышата. На выдохе: пи – пи – пи – пи – пи……

Вы – лисички – сестрички. На выдохе: ав – ав – ав – ав …..

Учитель. В сказке встречаются длинные и трудные для чтения слова. Поработаем с этими словами.

о - о - И - и - об – ро – НИ - ли

о – ы – У – а - по -пры - ГУШ – ка

о - е - У - а - по – скре – БУШ – ка

А – ы - а – е - СПРА - ши - ва – ет

о – е – А – а - по – бе – ГАЙ – ка

о – е – Е – и - а – е – я - по – ше - ВЕ – ли - ва – ет - ся

7. Физкульт минутка.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

8. Чтение сказки по частям.

Чтение по цепочке.

- Как рукавичка оказалась в лесу? ( слайд)

- Когда зайчик подбежал к рукавичке?

- Сколько героев проживает в рукавичке?

- Кто пришёл пятым?

- Как называл себя волк?

- Легко ли было кабану влезть в рукавичку?

- Кто пришёл следующим?

- Пустим медведя в рукавичку?

- Кто испугал зверей?

- Как поступили звери?

Учитель. Предлагаю вам разобрать несколько нетрадиционных ситуаций.

- А что если мышка – поскребушка не пустила бы лягушку – попрыгушку в рукавичку?

- А что если лисичка – сестричка оказалась бы хитрой и коварной?

- А что если бы собачка не побежала искать рукавичку?

V. Закрепление нового материала.

1.Работа в парах.

На партах лежат картинки с рисунками животных -героями сказки.

Задание: разложить картинки животных в том порядке, в котором они вселялись в рукавичку.

Один ученик выполняет эту работу на магнитной доск

2. Инсценирование части сказки.

( Инсценирование части сказки).

Учитель. Мы обязательно подготовим всю сказку и покажем нашим друзьям из 1 – А класса.

VI. Рефлексия.

Учитель. Дети, на экране написаны предложения, в которых пропущено одно слово.

Вы должны из предложенных вам слов выбрать правильное и вставить его в предложение.

Эта работа поможет нам убедиться в том, что вы хорошо усвоили текст сказки.

1. Шёл дед ? , а за ним бежала собачка.

2. А я кабан - ? . Пустите меня!

3. – Гу – гу – гу, вас тут многовато.

А я ? - батюшка. Пустите и меня

Учитель. Вы прекрасно справились с заданием.

Учись думать быстро и отвечать правильно, как душа велит.

- Что помогло зверям ужиться в такой маленькой рукавичке?

- Нужно ли уметь ли уметь уступать друг другу?

- Бывал ли в ситуации, когда нужно было думать не о себе, а о друге?

- Можешь ли ты быть уступчивым?

- Что такое дружба?

VII. Итог урока.

Учитель. Ребята, прочитайте пословицу, которую вы видите на экране.

В тесноте, да не в обиде.

- Почему вы так считаете?

- Чему учит нас эта сказка?

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы,

продемонстрировали своё умение думать, анализировать и делать выводы.

На обратной стороне рукавички вы видите нарисованный кружок.

Вам нужно закончить рисунок – нарисовать смайлик: грустный – если вам на уроке было скучно и неинтересно;

весёлый – если вам на уроке было весело, интересно, вы чему – то научились, узнали что – то новое.

( На доске образцы смайликов)

Учитель. Покажите свои рисунки нашим гостям.

Пусть и они увидят, что урок вам понравился, потому что вы умеете работать и получать от этого настоящее удовольствие.


Данный конспект предназначен для учащихся 1 класса в группе продлённого дня.

Содержимое разработки

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса.

Цель: Развить читательский интерес, расширить знания о богатстве устного народного творчества воспитывать нетерпимость к человеческим порокам -жадности, лжи, лени и т.д.;

способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование: мультимедиа проектор; презентация; выставка рисунков; элементы костюмов для инсценировки сказки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к Русской народной сказке. Вы вспомните названия сказок, любимых героев, примете участие в веселых конкурсах .

А теперь давайте поздороваемся друг с другом и с тем, что нас окружает.

1.Приветствие.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперед)
Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять, (дети берутся за руки)
Будем дружно мы играть,
В сказку мы хотим попасть.
(Дети садятся на свои места )

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок!
Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они к нам пришли из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а в скором вы сами будете их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, полный тайн и приключений!

4. Всем известна на Руси,

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Маленькие дети?" (Семеро козлят)

5. Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

6. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

А он того не ведая несет ее домой.

Ну, отгадал загадку тогда скажи ответ,

Названье этой сказки ….(Маша и медведь.)

Воспитатель:- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации к сказкам и найдите ошибки, которые допустил художник.

-Петушок и бобовое зернышко

А сейчас ребята подготовили для вас сказку.

4.Вопрос -ответ

Я буду вам задавать вопросы а вы будете отвечать на него.

1.Кто разрушил теремок? (медведь)

2.Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

3.Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (печку)

4.Кто попил воды и стал козленочком? (Иванушка)

5.Кто первый нашёл теремок? (Мышка)

6.Самая известная курица? (Ряба)

А сейчас ребята подготовили для вас сказку.

Я предлагаю вам поиграть в игру собери сказку . На столах у вас лежат квадраты из них вы должны собрать сказку. И разукрасить её.

Подведение итогов:

- Ребята, вот и подошло к окончанию наше путешествие. Сегодня мы с вами еще раз побывали в гостях у самых известных русских народных сказок. Ребята, а что самого замечательного в сказках? ( В сказках добро всегда побеждает зло).

- А в обыденной, повседневной жизни нужно ли относится к людям по – доброму? В жизни тоже добро всегда побеждает зло.

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Мне было приятно и интересно с вами. А те рисунки, которые вы сегодня сделали, возьмите не память о нашей сегодняшней встрече. Спасибо всем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, конверт с заданиями для групповой работы, клей, выставка народных сказок, сундучок с конфетами, музыкальное сопровождение.

I Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок

В путешествие пойдем - в страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.

II. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

-Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

на- род- ны- е сказ- ки

- Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем Знакомимся Делаем выводы

-Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

III. Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.

К нам на урок пришли 3 героя: - Путалка, Забывалка, Загадалка.

Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания.

Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное, вечно напутает что-нибудь.А вот и они.. Забывалка: А я сегодня три русские народные сказки прочитал! Путалка: Здорово! Загадалка: А как они называются? Забывалка: Не помню… Загадалка: Ну, вспомни, кто там был? Забывалка: В первой сказке – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Путалка: Кого вытащили? Забывалка:Не помню…

- Отгадайте загадку.

Я все знаю, всех учу. А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться, нужно чтению научиться.

- Правильно, это книга! Для чего нужны книги?

Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых повестей… Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ. Потянул за книжкой руку, а ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник, И тебя могли оставить все герои детских книг.

- Мы не можем представить себе жизнь без книг, которые знакомят нас с окружающим миром, с нашими любимыми сказками.

- То, что вы любите сказки, я уже поняла. А любите ли вы собирать пазлы? Сейчас мы будем работать вместе, дружно.

Работа с учебником.

Чтение статьи. – Что есть у каждого народа? Чему учат сказки? Рассмотрите иллюстрации. Знаете ли вы эти сказки? Какие еще русские народные сказки вы знаете? А сказки других народов?

Вывод: у каждого народа есть свои сказки. Сотни лет они передаются из уст в уста.

Смотрите, какой мы нашли волшебный сундучок. Чтобы его открыть, нужно вспомнить волшебные заклинания.

Какие слова надо произнести, чтобы:

V. Подведение итога урока

Продолжи фразу: « Сказки учат:

-дружить, как герои в сказке (название)

-выручать друг друга, как в сказке (название)

-быть находчивыми, как в сказке (название)

-быть добрыми, как герои сказки (название)

-не быть хвастливыми, как герои сказки (название)

-И я надеюсь, что вы, читая сказки, будете всегда обращать внимание на ее мораль, ведь народная мудрость гласит: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.

1 Знай, от сказки, хмурый день светлей,

Знай, от сказки в жизни чудо происходит

Поделись ты сказкою своей,

Пусть она тебе друзей вокруг находит.

Припев:

И тогда наверняка

Ты увидишь колобка

И Снегурочка тебе во сне приснится

Ну а бабушка Яга

Станет доброй навсегда

Верь мне - это обязательно случится.

Знай, от сказки маленькой одной

Перестанет плакать самый хмурый мальчик,

А когда ты встретишься с бедой,

Выручат тебя герои доброй сказки. Припев:

Тема урока: Народные сказки

- создать условия для развития творческого осмысления сюжета некоторых народных сказок;

-содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления;

- способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, конверт с заданиями для групповой работы, клей, выставка народных сказок, сундучок с конфетами, музыкальное сопровождение.

I Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинается урок

В путешествие пойдем - в страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай.

II. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

-Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

- Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем Знакомимся Делаем выводы

-Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

III. Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.

К нам на урок пришли 3 героя: - Путалка, Забывалка, Загадалка.

Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания.

Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное, вечно напутает что-нибудь.А вот и они..

Забывалка: А я сегодня три русские народные сказки прочитал!
Путалка: Здорово!
Загадалка: А как они называются?
Забывалка: Не помню…
Загадалка: Ну, вспомни, кто там был?
Забывалка: В первой сказке – дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили.
Путалка: Кого вытащили?
Забывалка:Не помню…

Забывалка: А из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они (загибает пальцы): мышка – норушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок- серый бочок и медведь косолапый. Медведь его развалил.
Путалка: Кого развалил?
Забывалка: Забыл.

Путалка: Ну ты даешь, Забывалка! Все забыл! Недаром тебя так зовут!
Загадалка: Кстати, а что это здесь так много детей собралось?

Наконец – то решили поинтересоваться. Сегодня у нас маленький праздник: мы в гостях у сказки. Мы собрались для того, чтобы вспомнить свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашего путешествия захочет прочитать новые сказки. Если хотите, можете остаться у нас на празднике. ( дети садятся за парты).

IV. Продолжение работы по сказкам.

- Отгадайте загадку.

Я все знаю, всех учу. А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться, нужно чтению научиться.

- Правильно, это книга! Для чего нужны книги?

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку, а ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить, чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить все герои детских книг.

- Мы не можем представить себе жизнь без книг, которые знакомят нас с окружающим миром, с нашими любимыми сказками.

- То, что вы любите сказки, я уже поняла. А любите ли вы собирать пазлы? Сейчас мы будем работать вместе, дружно.

Работа с учебником.

Чтение статьи. – Что есть у каждого народа? Чему учат сказки? Рассмотрите иллюстрации. Знаете ли вы эти сказки? Какие еще русские народные сказки вы знаете? А сказки других народов?

Вывод: у каждого народа есть свои сказки. Сотни лет они передаются из уст в уста.

Смотрите, какой мы нашли волшебный сундучок. Чтобы его открыть, нужно вспомнить волшебные заклинания.

Какие слова надо произнести, чтобы:

V. Подведение итога урока

Продолжи фразу: « Сказки учат:

-дружить, как герои в сказке (название)

-выручать друг друга, как в сказке (название)

-быть находчивыми, как в сказке (название)

-быть добрыми, как герои сказки (название)

-не быть хвастливыми, как герои сказки (название)

-И я надеюсь, что вы, читая сказки, будете всегда обращать внимание на ее мораль, ведь народная мудрость гласит: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок.

Читайте также: