Конспект руководства сюжетно ролевой игрой в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

-воспитывать желание детей узнавать новое о профессии ветеринарного врача.

-применять усвоенные ранее знания в игровой деятельности,

-формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал, разнообразно действовать с ним.

-расширять словарный запас детей ,обогащать его новыми словами:

-воспитывать дружеские взаимоотношения,

-формировать позитивные установки к различным видам труда.

Словарная работа: жаловаться, фонендоскоп, шпатель ,паспорт для животных ,регистратура ,регистратор, грумер.

Прогнозируемые результаты:

1).Введение в игровую ситуацию.

Д:прислушиваются,идут на поиск. Ищут кто скулит ,находят маленького щенка.

В:Как вы думаете, что случилось со щенком?

Д:потерялся,что то болит…

В:как нам узнать, что случилось?

Д:спросить у самого щенка ,найти хозяйку и спросить, осмотреть…

В:посмотрите,на ошейнике есть номер телефона .Давайте позвоним!

Трубку взяла хозяйка щенка. Она сказала ,что щенок потерялся. Как нам быть, чем мы можем помочь?

Д:поможем найти дом ,отдадим хозяйке щенка и т.д.

В:договаривается о встрече с хозяйкой щенка ,отдают его ей в руки.

Хозяйка: у моего щенка нос горячий ,и он не может встать на лапку .Что мне делать?

Д:обратиться к врачу, вылечить самим .перевязать лапку…

(игровая деятельность детей)- разворачивание сюжета.

В:если вдруг заболеет ваш питомец .куда будете обращаться?

Д:к врачу , в ветлечебницу

В:как вы думаете, обычный врач сможет вылечить его?

В:если у животного заболит лапка или животик, если у него плохой аппетит, то ему помогут в ветеринарном центре.

В:кто работает в ветеринарном центре?

В:а еще есть грумер- специалист который следит за внешним видом питомца .Мытье ,стрижка, покраска ,уход за когтями -подготовка к выставкам.

В:хотите поиграть в ветеринарный цент р?

Ветеринарным врачом сегодня буду я .Мне нужны помощники ! Их определим с помощью считалки.(выбираются:регистратор,медсестра,првизор…)

В:хотите поиграть в ветеринарный центр .Ветеринарным врачом буду я. Мне нужны помощники ,их определим с помощью считалки(выбираются: регистратор, медсестра, провизор…)А кто будет посетителями?(выбор животных игрушек)

Разворачивание сюжета.

Приход хозяйки с найденным котенком в центр, обращаются в регистратуру.

Регистратор дает значок( карту)-куда? к кому? направляется посетитель.

В-врач: Здравствуйте! Кто пришел? Что беспокоит вашего питомца?

Хозяйка: Мой котенок плохо ест.

В-врач: (ведет осмотр больного –слушает, измеряет температуру, ставит диагноз, выписывает рецепт-карточка со значком)

Хозяйка: идет в аптеку.

Провизор: смотрит на рецепт со значком. Выдает лекарство с нужным лекарством- называет стоимость.

2-й посетитель с двумя собаками.

В-врач: Здравствуйте! Как зовут ваших питомцев? Что случилось?

Х: Мои собаки гуляли и порезали лапы о стекло.

В-врач: выписывает рецепт(карточка со значком- бинты).

Х:приходит в аптеку.

Провизор: подбирает нужное по рецепту. Называет стоимость.

Х: производит оплату.

Дальнейшее развитие сюжета: кормление животных, поездка на такси, выступление в цирке…

Выставка собак. Продолжение сюжетной игры – посещение грумера.

-расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера для животных;

-учить использовать в игре различные предметы- заместители;

-учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого;

-закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства;

Этот конспект сюжетно-ролевой игры направлен на расширение представлений детей о труде взрослых, ознакомление с правилами культурного поведения.

Тема: Сюжетно-ролевая игра "Кафе ".

Цель: расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных места

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

3. Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.

4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Материал: таблички с надписями: " администратор кафе ", "официант " (2 штуки, "кассир "; униформа для официантов (фартучек и кепка) и охранника (темная футболка с надписью "охрана " и кепка); скатерти для столиков; разносы; папки-меню с картинками; модуль "кухня "; касса; муляжи из пластмассы пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр. ; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпаки фартук для повара; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; магнитола.

Ход игры:

-Ребята,недавно я со своей семьей была в кафе. Нам там очень понравилось. Сегодня я вам предлагаю поиграть в кафе.

-Где мы с вами разместим кафе?

-Как мы назовем наше кафе? (Ответы детей)

-Здесь у нас будут стоять столики.

-Чтобы было в кафе уютно – положим на столы скатерти, салфетки и поставим на них вазочки с цветами.

-Для начала распределим роли кто кем будет работать в кафе.

-В кафе есть официанты, они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола.

-Кто хочет быть официантом (одеваемфартук и кепочку, прикрепляем табличку-бейджик).

- Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Повар) Выбираем повара и одеваем ему фартук и колпак.

-Где повар готовит? (На кухне) Определяем место где будет расположена кухня.

-На кассе работает кассир - он получает деньги от посетителей и выдает чеки. Выбираем кассира.

-После того как посетители уходят уборщицамоет полы, ведь очень важно, чтобы в кафе всегда было чисто. Кто желает взять на себя эту роль? Выдается соответствующий инвентарь (халат, ведро, веник, тряпочки пола, швабра)

-За порядком в кафе следит охранник. Кто будет охранником? (Одеваем футболку с надписью "охрана " и кепку)

-А кто приходит в кафе? (Посетители). Остальные ребята будут посетителями кафе.

-Я возьму на себя роль администратора кафе - буду встречать посетителей, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляю табличку "Администратор кафе ").

-Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.

-В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку, но не забывайте о том, как нужно вести себя в общественных местах.

В конце игры проводим анализ.

-Во что мы с вами играли?

-Как называется наше кафе?

- Кто нас встретил?

-Как справились ребята со своими ролями?

- Вам понравилась эта игра?

Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

1. -систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;

2. -способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;

3. -содействовать развитию правильного поведения на дорогах;

4. -поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;

5. -использование проблемных ситуаций в процессе игры;

6. -использовать усложняющие задания для развития детей;

7. -воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

Методы и приё мы:

1. Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.

2. Игровой – использован сюжет, игра.

3. Практический – показ, выполнение.

Атрибуты к игре:

2. -наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;

3. -рассматривание дорожных знаков;

4. -загадывание загадок о транспорте;

6. -придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.

Воспитатель возвращается с конвертом.

Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет:

Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе?

Воспитатель: А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Воспитатель: Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.

Дети строят автобус.

Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).

Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)

А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?

Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.

Воспитатель: Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.

Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.

Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.

Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.

Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.

Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.

Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.

Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец

Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.

Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.

Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)

-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?

-Кому нужно уступать место в транспорте?

-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

-Как нужно выходить из транспорта?

Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.

Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?

( Задание усложняется: дети должны помочь продумать варианты, способы замены колеса, выслушиваем их предложения).

Дети помогают водителю поменять колесо с помощью игры.

(дети в командах составляют колесо из частей, выбирая подходящие по структуре).

Водитель: ну вот и все, можно ехать дальше.

Обращается к водителю и пассажирам.

Полицейский: Тогда начнем.

Полицейский задает детям задания по правилам дорожного движения.

1. Что регулирует движение транспорта и пешеходов? (светофор)

(На красный свет дети стоят, на желтый – поднимают указательный палец правой руки вверх, на зеленый – быстро двигаются.)

2. А если для машин горит зеленый свет, что это значит для них и пешеходов?

3. Как называют людей, которые ходят пешком, водят автомобили, наводят порядок на дороге?

Полицейский: Ну вот, молодцы вы, ребята! Быстро справились с моими заданиями. Теперь не смею вас больше задерживать, в добрый путь!

Наконец дети прибывают на свою остановку, их встречает дядя Стёпа (роль исполняет ребёнок). Он очень рад гостям и хочет с ними повеселиться.

Воспитатель предлагает потанцевать, поиграть.

Дети танцуют под весёлую музыку.

Воспитатель читает стихотворение:

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик – светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже –

На перекрёстках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю!

Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Задачи: Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.

Активизировать и расширять словарный запас.

Словарная работа: Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

Материал и оборудование: 1. Одежда: 3 халата, 3 шапочки (на детей) ;

2. Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться) .

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно.

А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло) .

А это –неврологический молоток. (показываю). Что им делает врач? (стучит по коленке). Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины; называют, для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки. (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на бейджиках у детей-пациентов). Затем дети по очереди проходят к врачу.

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

Подведение итогов игры:

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

Детям выдаются витамины.

• Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания.

• Уточнить правила поведения в парикмахерской.

• Развивать умение самостоятельно распределять роли.

• Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.

• формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.

• Воспитывать культуру общения в игре.

2. Подготовка к игре:

Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам

Март — Сбор парфюмерных флаконов и бутылочек.

— Сбор резинок, ленточек, заколок для волос.

— Изготовление чеков из бумаги. Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской.

Беседа с детьми о работе парикмахерской.

Научить делать прически (плести косички, завязывать бантики).

Подобрать вместе с детьми атрибуты для игры.

Помочь детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.

Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты

Залы стрижки и укладки (женский,

мужской и детский зал, зал стрижки животных)

ный зал Парикмахер

Клиент Фартук, чепчик, накидка для клиента, ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, шампуни, геля, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос, полотенце.

Фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы, флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.

Касса, бумажные денежные купюры.

Бумажные денежные купюры. Моет голову, делает прически, стрижет волосы, делает укладку, сушит феном, беседует с клиентом, выписывает чек.

Делает маникюр, беседует с клиентом, выписывает чек.

Принимает деньги у клиента и чеки, выдает сдачу, беседует с клиентом.

Сидит на стуле, беседует с работниками парикмахер-

ется за работу. Какую вы хотите стрижку?

Я бы Вам посоветовала…

Вам сделать короткую стрижку или оставить подлиннее?

Вам оставить длинные ногти или подстричь?

Я бы Вам посоветовала…

Какой лак Вы выбираете?

Пожалуйста, возьмите сдачу.

Вам понравилось у нас?

Приходите еще. Мы будем Вам рады.

Я бы хотел (ла) сделать стрижку, маникюр.

Пожалуйста, сделайте мне прическу к празднику.

Спасибо, мне очень нравится.

1) Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спра-шивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хоро-шие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы). Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

• По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.

• Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т. д.).

• Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки).

• Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки). Игра возобновляется с прежним интересом.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

5. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.

Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение в становлении личности ребенка, через них формируются у.

Организация сюжетно-ролевых игр детей 3–4 лет Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить М? Горький. ИГра имеет значение не только для умственного.

Игровой трансформер для организации сюжетно-ролевых игр

Игровой трансформер для организации сюжетно-ролевых игр Игровой трансформер для организации сюжетно-ролевых игр Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований. Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований.

Конспекты сюжетно-ролевых игр с учётом гендерной социализации для детей средней группы детского сада Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра - это.

Организация сюжетно-ролевых игр дошкольников Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка. «Игра не изначально является средством воспитания, а становится им под.

Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

Оценить 2437 0

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

- Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;

- Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;

- Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.

- Обогащать словарный запас.

- Тренировать память, внимание.

- Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,

- Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

- Загадывание и отгадывание загадок о животных,

- Чтение художественной литературы о животных.

- Изображение животных трафаретами,

- Раскрашивание изображения животных,

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

- Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

- Давайте рассмотрим поближе.

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

- Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

- Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,— это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

- Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

- Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

- Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

- Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

- Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

- А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

- Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

- Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

- Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

- Из чего мы будем строить вольеры? ( ответы детей: из большого строительного материала).

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

- Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

- Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

- Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

- Где он спит? (Ответ: в берлоге).

- Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

- Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).

- Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

- Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

- Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

Автор: Сереброва Любовь Павловна

Организация: МБДОУ д/с № 448

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В совместной игре дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Старшие дошкольники при правильном руководстве игрой могут применять в игре самые различные средства и способы выразительности. Игра становится полностью самостоятельной, а игровое общение весьма содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью). Они уже способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Речь, как известно, с возрастом занимает все большее место в игре детей, что позволяет им иногда заменить словом игровое действие, обозначить роль и замысел игры, раскрыть смысловую сущность сюжетно-ролевых отношений, пофантазировать. Через слово в игре создаются модели отношений между людьми (трудовых, личностных и др.).

Прежде всего, воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, которые дети должны усвоить по программе, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии. При этом у детей формируют чувство коллективизма, четкие представления о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи.

В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь, используя наблюдения за окружающим, литературные произведения, телепередачи и др., самостоятельно строить сложные сюжеты.

Воспитатель должен не только помогать детям оформлять сюжет игры, но и придавать ему определенную нравственную направленность. Планируя работу по руководству творческими играми детей, воспитатель в старших группах, должен предусмотреть проведение бесед, наблюдений, организацию деятельности детей, продумать систему занятий, которые могут вызвать у ребят интерес к различным явлениям жизни и повлиять на содержание их игр. При планировании работы по руководству сюжетно-ролевыми играми педагог должен опираться на план работы, в котором он фиксирует, как отражается в играх содержание занятий, как развиваются игры и что служит поводом к их возникновению, как сочетаются в игре полученные знания с личным опытом ребенка. Нельзя забывать о праве детей на выбор тематики, о свободном полете их воображения, фантазии. Но и самостоятельность ребят в игре не должна быть лишена педагогического влияния взрослых.

Важной программной задачей является закрепление через игру усвоенных норм и правил (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

Эффективным приемом становится участие взрослого в детских играх с целью показа им речевого образа, а также коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры (Саша-капитан был строгим, но справедливым и вежливым, а мама, которой была Люся, покрикивала на детей, приказывала и ни с кем не считалась). Характер отношений изображаемых героев дети познают, когда выполняют разные роли в рамках одного сюжета или принимают участие в играх с различной тематикой.

Значение игры оценивается по тому влиянию, которое она оказывает на духовный мир ребенка. Это выражается, например, в том, что у детей возрастает интерес к труду взрослых. Это проявляется в увеличении числа детских вопросов в течение дня. Часть ребят начинает увлекаться трудом на огороде, в цветнике, саду. Заметными становятся успехи тех, кто увлечен художественным рисованием, лепкой, плетением, работой по дереву. В общении детей с родителями и сотрудниками детского сада проявляются нравственные порывы — радовать своим трудом, быть полезными старшим в труде, оказывать помощь малышам.

Ребята высказывают желание быть художниками, строителями, моряками, учителями, полицейскими, пожарниками. Их цели и мечты реальны, связаны с любовью к родному краю, уважением к его людям. У старших детей к концу года насчитывается семь — десять ролей в играх, из них две-три любимые. К этим ролям проявляется особая симпатия, внутреннее стремление стать тем, кого они воплощают в игровом образе. В играх приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. Дети приучаются сдерживаться, не вступать в конфликты по пустякам, может быть, следуя и в жизни поведению своего любимого героя. Внимательнее становятся ребята и к требованиям воспитателей, родителей. В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

При руководстве сюжетно-ролевыми играми стоят задачи:

- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

- включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

- создание предметно-игровой среды;

- использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

- спланировать ход игры, последовательность действий;

- распределить роли, согласовать замысел;

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

- наблюдение за игрой детей;

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

- создать игровую ситуацию;

- индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Задачи :

Познакомить детей с профессиями – директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист, пилот самолета, штурман, стюардесса, фотограф, пограничник, экскурсовод и т.д.

  • Ориентировать на изменение игрового пространства, в зависимости от замысла сюжета.
  • Совершенствовать умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым замыслом.
  • Подвести родителей к пониманию значимости сюжетно-ролевых игр в социальном развитии.
  • Пополнять развивающую среду в соответствии с сюжетом игры.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность: ориентировка на карте, определение маршрутов.

Компоненты руководства

Формы, методы и приёмы работы

Обогащение жизненного опыта

Цель : дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры

Запланированная совместная деятельность педагога с детьми, тематически связанная с планируемой сюжетно-ролевой игрой

разных стран (открытки, журналы, буклеты)

- рассматриванием картин со странами и их символами;

- знакомство с достопримечательностями стран

- знакомство с организацией работы туристических фирм

  • - просмотр видеозаписей, роликов о разных странах

- видеопрезентации достопримечательных местнашей страны и других стран

Обогащение игрового опыта

Цель : развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры

Планирование совместной игровой деятельности

  • - настольные игры
  • - интерактивная игра на интерактивном столе
  • - строительные коллективные игры
  • - постройка из конструктора
  • - туристические направления и сопутствующие мероприятия:
  • - экскурсионное обслуживание;
  • - гостиничный сервиз;
  • - страхование в туризме;
  • - организация питания;
  • - транспортное обслуживание – билеты ж/д, авиа, автобус.
  • Возможные варианты расширения сюжета в игре:

В процессе игры, обогащения и развития сюжета, могут быть использованы или включены еще несколько сюжетно-ролевых игр, таких как:

Активизирующее общение взрослого с детьми

Цель : способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Формирование способов решение игровых в общем сюжете индивидуальные замыслы задач. Развёртывание сюжета, умение комбинировать разнообразные события, согласовывая

  • - рассматривание карты, глобуса
  • - беседы с родителями о важности данной проблемы – систематизация знаний детей о родном городе, стране.

Создание предметно-игровой среды

Цель: Создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала

- ж/д, авиа, автобусных билетов, билетов на круиз;

пластиковых карт; карточки-слайды; брошюр; денег;

туристических карт, визиток; путевок.

- оформление бейджиков, обозначающих профессии

- изготовление карт стран: картотеки достопримечательностей

- оформление карт стран и планов;

- совместные поделки детей и родителей – достопримечательности разных стран;

Читайте также: