Конспект россия наша родина 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: изображения флага и герба России (если есть возможность - раздать каждому ученику), шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, пословицы о Родине, карта России, ребус, ветка березы.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Разгадывание ребуса: Р1А (Р - ОДИН - А).

Учитель. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Послушаем стихотворение 3. Александровой. (Читает подготовленный ученик.)

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Беседа

Учитель. А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас?

(С этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья и т. д.)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звезды мира над Кремлем.

Учитель. Как называется наша Родина?

Ученики. Россия или Российская Федерация.

Учитель. Россия - самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Учитель по карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна.

А какие прекрасные города есть в нашей России. Я предлагаю вам разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия городов.

Ребусы


(Ответы: Дудинка, Сарапул, Глазов, Москва, Норильск, Тула.)

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас –

А над нами весело шелестит листва –

Знакомство с государственными символами

Имеет флаг, и гимн, и герб

И, как и все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

В Европе с Азией страна

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг.

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть.

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

(Высказывания детей. Затем учитель обобщает их ответы.)

Учитель. Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз - все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека насъедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Наш герб

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый,

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный –

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

(Можно предложить вниманию детей гербы других государств.)

Учитель. Еще один важный символ нашего государства - флаг.

А флаг России - триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный - это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий - Украины цвет,

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Наш российский флаг - трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма, шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Учитель. На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?

(Можно это задание дать учащимся предварительно.)

Практическая работа учащихся

(Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

Учитель. Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.

Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)

Целью его является развитие познавательного интереса к своей Родине.

Обучающиеся знакомятся с государственной символикой России.

Урок отличается композиционной стройностью, последовательностью. Чётко прослеживаются все этапы урока.

Учитель использует различные приёмы и методы работы. Это беседа, работа в парах, практическая работа, элементы рефлексии, задания с использованием интерактивной доски, здоровьесберегающие технологии, элементы игровых технологий, презентация Power Point.

Тема урока актуальна. Сегодня особенно важно воспитывать в детях патриотическое чувство с самого младшего школьного возраста.

ВложениеРазмер
nasha_rodina_-_rossiya_.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

с использованием информационно – коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир, урок изучения нового материала

Продолжительность: 1 урок – 35минут

Целью его является развитие познавательного интереса к своей Родине.

Обучающиеся знакомятся с государственной символикой России.

Урок отличается композиционной стройностью, последовательностью. Чётко прослеживаются все этапы урока.

Учитель использует различные приёмы и методы работы. Это беседа, работа в парах, практическая работа, элементы рефлексии, задания с использованием интерактивной доски, здоровьесберегающие технологии, элементы игровых технологий, презентация Power Point.

Тема урока актуальна. Сегодня особенно важно воспитывать в детях патриотическое чувство с самого младшего школьного возраста.

Во-первых, использование в учебном процессе ИКТ; во-вторых, удачный подбор заданий, которые вызвали интерес у обучающихся. Хорошо и то, что дети оценивали свою деятельность. Это приучает их внимательно слушать объяснения учителя и выступления своих одноклассников. На данном уроке учитель являлся организатором процесса обучения на основе сотрудничества. Хочется отметить демократический стиль общения с обучающимися.

Педагогический такт, культура общения оказывали благоприятное воздействие на школьников. Была создана ситуация успеха для каждого обучающегося. Дети много и активно работали на уроке. Был выполнен большой объём работы. Использовались различные приёмы и методы, которые соответствовали теме и цели урока.

( Отзыв об уроке учителя начальных классов Хартанович Т.В.)

Цель: развитие познавательного интереса к своей Родине.

– формировать представления о государственных символах;

– развивать монологическую речь;

– воспитывать любовь к своей стране.

ЭОР: презентация учителя, презентация ученика.

Учитель: С добрым утром!

Дети: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зеваем,

И работать успеваем.

Учитель : Начинаем наш урок.

– Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился, живёшь,

Как зовут это место, знаешь? ( Родина).

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( Мы будем говорить о Родине)

III. Изучение нового материала.

– А вы, ребята, как понимаете слово Родина? (Слайд 2)

Ученик 1: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Ученик 2: Что мы родиной зовём? (Слайд 3)

Солнце в небе голубом

И душистый, золотой хлеб

За праздничным столом.

Ученик 3: Что мы Родиной зовём? (Слайд 4)

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

– Родина – это страна, в которой мы родились и живём, это наш край, село, это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

– Ребята, а как называется наша Родина? ( Россия или Российская Федерация)

– Посмотрите на физическую карту России. На ней красным цветом показаны границы нашей Родины. Её границы простираются от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Россия – одно из самых больших государств во всём мире.

– Ребята, какие цвета представлены на карте России? ( Голубой, зелёный, коричневый)

– А что обозначают эти цвета?

– Голубой – реки, моря и озёра; зелёный – леса и поля; коричневый – горы.

– Посмотрите на интерактивную доску. На ней представлена карта Российской Федерации. Такая же карта у вас в учебнике. (Слайд 5)

– Ребята, как называется столица нашей Родины? ( Москва)

– Москва – главный город России.

– Откройте учебники на странице 64-65.

– А как на карте отмечена столица нашей Родины? ( Звёздочкой)
– На физической карте столица отмечена большим кружком.

Учитель: – Да, столица нашей Родины – Москва. О Москве мы будем говорить на отдельном уроке.

2. Работа в парах.

Учитель: Работаем в парах по учебнику на странице 64-65. Сначала сосед по парте показывает границу нашей Родины, столицу, другой проверяет. Потом меняемся ролями.

3. Динамическая пауза.

Роса состоит из росинок (Дети поднимают руки.)

Из капелек пара – туман. (Руки в стороны.)

Песок – из мельчайших песчинок, (Ходят на носочках)

Россия – из россиян. (Кружатся на месте и садятся.)

Учитель: – Мы все – россияне! Мы – это русские, татары, башкиры, коми, чуваши, удмурты, марийцы… – всего 128 разных народов. Население нашей страны составляет 145 миллионов человек. (Слайд 6)

4.Знакомство с государственными символами.

– А вы знаете, что относится к государственным символам? ( Флаг, герб, гимн).

Учитель: Ребята, а сейчас мы будем говорить о флаге. (Слайд 7)

Флаг России – полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

– А что символизирует каждый цвет? ( Ответы детей)

– На каком здании нашего села вы видели флаг? ( На здании администрации села)

5. Практическая работа.

( Учитель раздаёт детям листы с тремя горизонтальными полосками.)

– Ребята, давайте раскрасим полоски. Верхнюю полосу оставляем белой, среднюю закрашиваем синим цветом, а нижнюю – красным.

– Как вы думаете, что мы изобразили? (Флаг)

7. Продолжение темы урока.

- А сейчас рассмотрим герб. (Слайд 1 0)

Герб России – красный четырёхугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над нами большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе скипетр – жезл символ власти, в левой – держава – земной шар. На груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника серебряное копьё, которым он поражает дракона. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра.

– На чём вы видели изображение герба? ( На монетах, паспорте).

– А теперь поговорим о гимне. (Слайд 11)

– А вы слышали гимн?

Гимн – это главная песня нашей страны. Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит, и слушать его стоя.

Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, стихи (слова) – Сергей Владимирович Михалков.

( Звучит грамзапись первого куплета гимна).

– Ребята, а, вы, знаете кто является президентом нашей страны? ( В.В. Путин)

– Президент – глава нашего государства. (Слайд 12)

– Символика бывает не только государственная. Свои символы имеют области, города, районные центры.

– А сейчас послушаем Даниила, который приготовил презентацию о гербе Мичуринского района. ( Просмотр презентации)

IV. Закрепление изученного материала.

– А сейчас давайте ещё раз поговорим о государственной символике России. Для этого я вам предлагаю выполнить задание на установление соответствия.

регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; находить несколько способов ответа на предложенный вопрос; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

познавательные – ориентироваться в материале учебника и тетради на печатной основе, находить нужную информацию; выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы и фиксировать их с помощью записей;

коммуникативные – учиться работать в паре;

воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

I Самоопределение деятельности.

II Актуализация опорных знаний, постановка проблемы.

- Ребята, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

III Этап целеполагания.

IV Открытие новых знаний.

- Родина! Это слово с детства знает каждый. Мы любим Родину, а любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

- Ребята, а как называется наша Родина?

- Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа К.Д.Ушинский называет нашу страну – Россию?

- «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов…

- Какие же другие имена есть у нашей страны?

- Мы живём в России. Мы – русские люди. Мы разговариваем на русском языке. У нас русская душа. А что нам представляется, когда мы говорим: русские, русский, русская? Послушайте, пожалуйста, стихотворение Евгения Санина.

Русский клёв ерша.

- Скажите, а в каких костюмах выступали ребята?

- А что составляет русский национальный костюм?

- Наша Родина велика. Посмотрите на карту. Как далеко она протянулась с севера на юг и с запада на восток. Это самая большая страна в мире. Давайте представим, что мы сели в самолёт и полетели над нашей страной. Что же мы увидим? Послушайте стихотворение В.Степанова в исполнении ребят нашего класса.

В самолёте нам лететь,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

- По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 145 миллионов человек.

- А как их всех можно назвать одним словом?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. А какие народы населяют нашу страну? Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.37.

- Всего 128 разных народов, но они все составляют единую дружную российскую семью. Вот послушайте:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна!

- Давайте посмотрим в учебник. Действительно, на территории нашей страны проживает много людей разных национальностей, разных профессий, разных возрастов, но все они равноправны между собой. Почему это происходит?

(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации.)

- Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

- В Конституции записаны основные права и обязанности граждан Российской Федерации. А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

- Вы всё правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей страны.

- Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Какие государственные символы вы знаете?

- Давайте подробнее узнаем о символах Российской Федерации.

(Работа с электронным звуковым плакатом.)

- Да, наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.

- Верно, город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. А какие пословицы вы знаете про этот славный город?

- Москва – всем городам мать.

- Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

- Москва – белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая.

- Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.

- Москвой-столицей весь народ гордится.

- Ну, а сердце Москвы – это Кремль.

- А кто же работает в Кремле?

- Итак, Россия – это наша общая большая Родина. Но у каждого человека есть его малая родина – место, где он родился и вырос: город, село, улица, двор, отчий дом – самые дорогие сердцу уголки. Есть она и у вас – это место, где живут любящие вас родители и друзья.

(Обзор рисунков учащихся).

- Ребята, так с чего же начинается Родина для каждого из вас? Можно ли дать чёткое определение? Получается, что Родина – это то, на что откликается наша душа, сердце, наши мысли.

- А хотите узнать, что для меня значит это слово?

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне всё не так.

Так вот, что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

V Закрепление изученного материала.

- Дети разгадывают кроссворд:

1. Страна, в которой мы живём. (Россия)

2. Глава государства Российской Федерации. (Президент)

3. Прямоугольный кусок ткани, прикреплённый к шнуру или к древку. Символизирует независимость государства. (Флаг)

4. Столица нашей Родины. (Москва)

5. Торжественная песня, которая исполняется в честь государства. (Гимн)

6. Государственный символ, который изображается на предметах, имеющих государственное значение: монетах, паспортах граждан, флагах, печатях и важных документах. (Герб)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Форма урока: комбинированный.

Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина.

Планируемые результаты данного урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта республики.

Родина, Отчизна, отечество, страна, государство, флаг, герб, гимн, соотечественники, национальное достояние .

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: и правильно употреблять термины и понятия по теме.

На основе знаний будут уметь: находить свою Родину на карте.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Познавательные: первоначальное представления о географической карте и глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; умение приблизительно определять место своего посёлка на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.

Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Организация урока

Литературное чтение. ИЗО. Музыка. Технология (формирование представления о неразрывной связи человека и страны, в которой он живёт; практическое использование правил жизни в многонациональной стране).

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Окружающий мир 1 класс, авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Часть 2, стр. 40-41.

Рабочая тетрадь, Часть 2, стр. 30-31.

Физическая карта России.

У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете -
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные.
Мы Родиной зовем.

1. Вступительная беседа.

- Как называется наша Родина?

- Тема нашего урока (слайд №1)

- Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.

- Как вы думаете, почему у России столько названий - Отечество, Родина, Матушка?

- Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

- Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное.

- А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас.

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

  • "Человек без Родины, что соловей без песни"
  • "Одна у человека мать, одна у него и Родина"
  • "Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей."
  • "Родина - мать, умей за неё постоять"

2. Знакомство с государственными символами.

- У каждого государства на нашей Земле есть свои отличительные признаки: герб, флаг, гимн - это официальные государственные символы, означающие независимость государства.

Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами нашей страны.

- Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства.

Форма герба напоминает щит. Нам груди орла тоже щит.

Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб - это эмблема государства. (Слайд №2)

- Раскрасьте изображение герба у себя в тетради.

- Флаг России показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет! (Слайд №3)

- Раскрасьте флаг в тетради.

- Гимн - это торжественная песня, славящая кого - либо. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.

- Давайте встанем и послушаем гимн нашей страны.

3. Первичное закрепление. Игра "Найди пару" (Слайд №4)

Есть в лесу три полочки -
Ели, ёлки, елочки.
Лежат на елях небеса.

5. Новый материал. Продолжение.

- Очень разнообразна природа нашей Родины, разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнём его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всех гостит зима. Эту часть называют Крайним Севером (показать на карте).( Слайд № 5)

- Почему можно сказать, что это холодный район?

- Что надето на человеке?

- Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители делают себе и дома - чумы.

- А на чём люди ездят?

Эти сани называются - нарты. Запрягают в нарты оленей или собак. На них перевозят грузы.

- Вот мы с вами прибыли на Дальний Восток. (показать на карте)

- Кого видим на экране?

- В морях Дальнего востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт на кораблях, а из порта развозят по всей стране. (Слайд №6)

- Дальше мы отправляемся в глубь страны, в тайгу. (показать на карте)

- Кто знает, что такое тайга? (Слайд №7)

- Посмотрите, какие деревья здесь растут?

- Какие животные водятся?

Люди в этих местах занимаются охотой. (Слайд №8)

Путешествуя дальше, мы видим реки, поля, луга, города. (Слайды №9, 10, 11)

- И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как она называется? (показать на карте). Москва - самый большой город в России. (Слайд №12,13)

- В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.

6. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст на стр. 37.(Слайд №14)

7. Беседа о своём родном городе (Слайд № 15, 16)

8. Закрепление и обобщение материала.

1. Как называется государство, в котором мы живём?

2. Как называется главный город страны?

3. Как фамилия президента нашей страны?

4. Название нашего родного города?

Итог игры. (Слайд № 17)

9. Изготовление сувенирного российского флажка.

- Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.

На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20x10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; "древко" (трубочка для коктейля), скрепка.

Инструкция по изготовлению:

1. Раскрасьте полоски на российском флаге.

2. Приклейте флажок к древку

- Что самое важное было на уроке? (ответы детей)

- Вы, дети, - маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее законы, знает и чтит ее государственную символику.

Ученик читает стихи

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней.

Читайте также: