Конспект родительского собрания успех каждого ребенка

Обновлено: 06.07.2024

Предварительная работа: анкетирование воспитанников и родителей.

Цель: определение роли родителей в успехах детей.

- знакомство с понятием “успешный ребенок”;

- привлечение внимания родителей и воспитанников к проблеме успешности.

“Как добиться успеха в жизни? Если желаете добиться в жизни успеха, сделайте настойчивость своим лучшим другом, опыт - мудрым советником, осторожность - старшим братом, а надежду - ангелом-хранителем”.
Джозеф Аддисон

Вступительное слово воспитателя: Самое дорогое, что есть у человека – это дети. Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок был самым счастливым и успешным? Мы все надеемся, что именно так и случится – наши дети вырастут, и жизненный успех будет им сопутствовать.

Ученик 1: Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.

Ученик 2: Дети, как ни странно, также испытанье.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, пониманье.
Дети – это время, дети – это труд.

Ученик 1: Дети – это чудо, доброты посланье,
Лучики восхода, капельки любви.
Дети – это каждой девушки желанье
(Даже карьеристки, в глубине души).

Ученик 2: Дети – это ночью частые вставанья,
Дети – это соски, колики, горшки.
Дети – это споры в вопросах воспитанья,
Мамины молитвы, папины посты.

Воспитатель: Дети – это ласка, искренность и дружба.
Спорят понарошку, любят так всерьёз.
С ними нам лукавить, прятаться не нужно -
Детскими глазами видно нас насквозь.

Ученик 1: Дети – это папы часто нету дома,
Дети – это мама дома целый день.
Дети – это часто узкий круг знакомых,
Собственные планы двигаются в тень.

Воспитатель: Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы. (Слайд 1. Презентация)

Воспитатель: Однако опыт показывает, что не все дети вырастают такими, какими нам хочется их видеть. “Как помочь ребёнку стать успешным?” - этот вопрос не один раз встает в жизни родителей и именно поэтому он стал темой нашей сегодняшней беседы.

(Слайд 2) Джим Рон, американский оратор, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни считает, что: “Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате”.

Его слова являются подтверждением афоризма Аристотеля, который говорил, что “Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь”. А это значит, что уже сейчас, в семье, мы помогаем нашим детям заложить фундамент успеха или неудачи.

(Слайд 3) Что такое успех? Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:

Успех, -а, м.

1. Хорошие результаты в работе, учёбе.

2. Общественное признание.

Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей. В подростковом возрасте личностное общение выходит на первый план, а учеба отодвигается на второй. Именно в этот период особенно остро обнажаются проблемы успеваемости: в дневнике уныло выстраиваются тройки и двойки. (Слайд 4)

Как же родители могут помочь своим детям, ведь именно им принадлежит ведущая роль в воспитании детей? Предлагаю выслушать мнение всех сторон. С этой целью мы и организовали круглый стол, на котором присутствуют сегодня родители, учителя – предметники (представление учителей), психолог и воспитанники.

Чтобы начать наш разговор, мы просим ответить на вопросы, которые нередко возникают в ходе учебной деятельности.

(выступление участников родительского собрания, обсуждение ситуаций)

СИТУАЦИЯ 1 (для родителей) (Слайд 5)

Ваш ребёнок получил двойку по литературе, оказывается, у него есть книга, которую изучают на уроке, но он не прочитал произведение. Ваши действия.

СИТУАЦИЯ 2 (для учителя)

На уроке литературы вы обнаруживаете, что домашнее задание выполнил только один ученик. План урока построен с учетом подготовки домашнего задания всеми учениками. Как вы будете реализовывать план урока?

СИТУАЦИЯ 3 (для родителей) (Слайд 6)

Вы обнаруживаете, что у вашей дочери низкие оценки по химии, хотя по другим предметам, она учится успешно. Что вы предпримите?

СИТУАЦИЯ 4 (для учителя) Очередной раз вы обнаруживаете, что большинство ребят до сих пор не выучили классы органических соединений и нахождение валентности у химических элементов. Без этих знаний объяснение нового материала урока будет нецелесообразно. Что вы предпримете?

СИТУАЦИЯ 5 (для родителей) (Слайд 7)

Вы решили проверить у ребёнка уроки и обнаружили, что он не выполнил задание по физике, потому что не знает, как решать задачу. За помощью к вам ребенок не обратился. Ваши действия?

Воспитатель: Ребята, сегодня вы попытались ответить на вопросы анкеты, один из них звучал так: “Как вы думаете, что мешает вам быть успешным?”. Давайте попробуем ответить на этот вопрос.…

Воспитатель: Что должен делать (сделать) человек, чтобы добиться успеха? На этот вопрос я отвечу притчей (Слайд 8)

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Почему? Ведь, казалось, человек хотел сделать благое дело?

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил.

Но я получил все, что мне было нужно.

Желаю каждому из вас достичь своего успеха в этой жизни.

Вопросы для обсуждения: Почему бабочка не смогла летать? Во всем и всегда ли нужна помощь других людей? Когда за помощью нужно обращаться или принимать ее? Какой философский смысл этой притчи? Какой итог каждый из нас должен вынести из этой притчи? И т.д.

Воспитатель: Сегодня на нашем собрании присутствует школьный психолог. Он приготовил для нас мудрые советы на обсуждаемую сегодня тему, которыми хотел бы с нами поделиться.

Психолог: На слайде советы практикующего психолога Ольги Чуриковой, магистра социальной педагогики. (Слайд 9-10)

Чтобы помочь ребенку стать успешным:

1. Помните, что будущее наших детей начинается сегодня.

2. Применяйте позитивные утверждения, визуализацию, признание успехов, устранение негатива, в первую очередь, в своей жизни.

3. Выбирайте соответствующие слова, чтобы воздействовать на мысли и поведение ребенка. Говорите ему, что нужно делать, вместо того, какое поведение нужно прекратить.

4. Научите ребенка составлять короткие и простые позитивные утверждения и использовать их.

5. Используйте активное воображение ребенка для визуализации желаемого результата.

6. Признавайте успехи ребенка.

7. Помогите ребенку негативные мысли заменять позитивными.

(Родители получают памятки с советами психолога)

Воспитатель: Для того, чтобы понять, почему ребёнок плохо учится, надо учесть ряд самых разнообразных обстоятельств, нужно разобраться, что происходит там, где вас нет. Встретиться с учителем и вместе выяснить причину неудач: может, у ребёнка есть пробел в знаниях, сложные взаимоотношения с одноклассниками и др. Затем вместе с ребёнком взяться за дело. Тогда ребёнок поймёт, что родители не только ругают, а хотят и могут помочь, что его успех – это и их успех тоже. (Слайд 11)

Марина Цветаева как-то сказала: “Успех – это успеть”. Несомненно, чтобы добиться успеха, необходимо все делать своевременно: учителям – учить, детям – учиться, родителям – жить вместе с детьми общими делами.

Хотите помочь ребёнку стать культурным человеком, овладеть суммой знаний, добиться успеха в школе и получить хорошую профессию? Попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.

Родитель: Я свяжу тебе жизнь.
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь.
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь.
Где узором по полю молитвы
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь.
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь.
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь.
Я тайком распускаю свою. (Слайд 12)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Сценарий родительского собрания (2).docx

Сценарий родительского собрания-концерта

Ведущие Влад и Маша

Микрофоны 2 штуки

Рисунки учеников для оформления зала

Фотографии классов для оформления зала

Микрофоны 2 штуки

Первый ведущий. Добрый вечер, мамы и папы!

Первый ведущий. Удобно ли вам? Слышно ли? Видно ли? Желаем вам веселья и радости, хорошего настроения!

Второй ведущий. А сейчас официальная часть нашей открытки. Слово предоставляется заместителю директора по воспитательной работе Зимониной Светлане Николаевне.

Итак, мы начинаем!

Первый ведущий.

Мы стали старше и намного,

Растём мы каждый день и каждый миг!

Нас жизнь зовёт вперёд, зовёт дорога -

Мир знаний так обширен и велик!

Второй ведущий. На сцену приглашается Климов Иннокентий со стихотворением на родном языке

Первый ведущий. Ученики нашей школы не только принимают участие в творческих конкурсах, но и пробуют свои силы в научно-исследовательских работах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Второй ведущий. Список победителей и призёров школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году

Первый ведущий. Дорогие родители ученицы 4 класса покажут вам свой танец

Второй ведущий. Предлагаем вашему вниманию композицию в исполнении 3 класса

Первый ведущий. Школа, школа, мир наук,

Мир мечтаний, знаний, света.

Второй ведущий. Горжусь я всем, что есть в тебе -

Обитель детских грёз, мечтаний -

Ты заключаешь всех в себе

От встречи и до расставанья.

(музыка выступаю ребята спортсмены)

Второй ведущий.Мы все спешим за чудесами,

Но нет прекрасней ничего,

Чем ты, родная школа наша,

Где крыша дома твоего,

Первый ведущий. Коль в воскресенье нам взгрустнется,

Та грусть не значит ничего,

Ведь в понедельник возвращаться

Под крышу дома своего,

Первый ведущий. Слово предоставляется директору школы Колистратовой Ирине Александровне.

Цель воспитателя : научить родителей задумываться о последствиях своих поступков, научить родителей правильно выражать свою любовь к детям.

Задачи для родителей : выявить причину успеха ребенка, научиться применять правила успеха на практике.

1. Размышление над темой.

2. Опрос детей (видео).

6. Выведение формулы успеха в окончательном виде.

7. Обыгрывание ситуаций.

Ход работы:

Многие связывают свой успех с известностью, бизнесом, материальными благами и удобствами… Все это возможно для каждого из нас, если есть стабильная работа, высокая заработная плата, и, самое главное – уверенность в своих силах.

Каким Вы видите будущее своего ребенка?

Кем он будет? Банкиром, финансистом, бизнесменом, известным врачом или телеведущим?

От чего зависит успех Вашего ребенка сейчас и в будущем?

Сможет ли он реализовать свои таланты и способности?

Давайте это обсудим.

3. Итак, мы знаем, что такое успех, к чему следует стремиться.

Но, от чего зависит успех, успешность? Хотелось бы услышать мнение родителей по этому поводу. Предлагаю подумать, написать ответ на своем листке и пояснить. (Работа в подгруппах по 2-3 человека)

4. А теперь узнаем мнение детей, главных участников нашего обсуждения.

5. Многие из Вас пришли послушать мнение специалистов.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с определенными правилами родительской любви, условиями успеха.

Для обозрения предлагаются распечатки правил.

10 условий успеха :

1. Любовь к ребенку правильная и мудрая.

2. Совместная деятельность с ребенком, внимание, общение.

3. Эмоциональная поддержка, заверение в любви.

4. Правильное питание.

5. Воспитание полезных привычек (гигиена, забота о своем здоровье и т. д.)

6. Взаимодействие со специалистами.

7. Кружковая деятельность для выявления способностей, талантов.

8. Выбор полезных игрушек, интересных ребенку, развивающие полезные привычки и качества.

9. Соблюдение режима.

10. Опека взрослыми не должна быть чрезмерной.

Проявление самостоятельности необходимо ребенку, как и общение со сверстниками.

10 правил любви:

1 Имя человека - его личное достояние, обращайтесь к ребенку по имени. Это учит ребенка уважать себя.

2 Проявляйте внимание к ребенку, улыбайтесь ему. Это учит ребенка проявлять дружелюбие, улыбаться другим.

3 Хвалите ребенка за каждое достижение. Это рождает его уверенность в своих силах.

4 Никогда не осуждайте ребенка за страхи. Это рождает фобии. Учите ребенка бороться с ними.

5 Разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза. Объясняйте: почему? зачем? для чего? Это помогает ему адаптироваться к жизни через понимание проблем.

6 Научите ребенка уважать других, ценить не только свои успехи, но успехи и других. Тогда у Вас не вырастет эгоист.

7 Не критикуйте взрослых при детях. Иначе ребенок не будет слушаться никого.

8 Не переделывайте ребенка по своим взглядам, а помогите ребенку проявлять себя, свои качества, способности.

9 Никогда не навешивайте на ребенка ярлыки. Они могут приклеиться навсегда.

10 Никогда не сравнивайте себя с другими родителями. У них другие дети.

Зачитывание и пояснение правил.

Диалог с родителями. Выведение алгоритма формулы успеха с учетом мнений сторон.

6. Обыгрывание ситуаций.

• Обычная повседневная реакция взрослых.

• Реакция с помощью формулы успеха.

1. Ребенок просит шоколадку, капризничает.

2. Ребенок не хочет идти на зарядку.

3. Ребенок раскидывает свои вещи.

4. Ребенок показывает свою работу.

5. Ребенок боится выступать на утреннике.

(Ситуации родители разыгрывают по очереди, по желанию)

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Преемственность детского сада и школы — важный фактор успешного обучения ребенка в школе «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнии детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть.

Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе

Развитие коммуникативных способов взаимодействия дошкольников, как условие успешного обучения ребенка в школе Опыт работы ДОУ показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех ребенка -это не только его личная заслуга, это длительный и не всегда легкий путь совметного поиска и помощи родителей. Как помочь ребенку адаптироваться к новым для него условиям, как вселить в него уверенность, как научить его учиться-этим вопросам посвящено данное родительское собрание.

Родительское собрание

И прежде чем мы начнём наш разговор, я хочу заручиться вашей поддержкой:

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ Помочь откажитесь мне? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Уч.: Большое спасибо, надеюсь, что вы будете сегодня активными участниками разговора.

- Скажите, пожалуйста, зачем мальчишки и девчонки ходят в школу?

- А какими бы вы хотели видеть ваших школьников?

- Всегда ли оправданы ваши ожидания?

-Думаю, тема нашей встречи сегодня будет интересна всем.

Цель нашей встречи состоит в том, чтобы определить, что необходимо сделать родителям (вам) для того, чтобы их ребёнок вырос успешным человеком.

- Принято считать, что успешный ребенок – это тот ребенок, который хорошо учится в школе.

- Но только ли хорошая и отличная успеваемость делает ребенка успешным.

( не сложились отношения с одноклассниками, не с кем играть на улице, мало друзей или их нет вообще, чувство собственной незначительности, неумение решать проблемы, выходящие за пределы школьной программы. )

А бывает и наоборот: душа класса, активен во внеклассной и внешкольной жизни, а в журнале и дневнике сплошные 3 и 2…Разве такой ребенок успешный?

Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей.

-Но как же это совместить?

- Так вот мы сегодня должны найти и обозначить те пути решения этой проблемы, найти способы и методы воспитания, чтобы наши дети чувствовали себя успешными.

- Скажите, пожалуйста, а какого человека можно считать успешным? Приведите кого в пример. Назовите какие-то имена.

- Я хочу предложить вам задания для проектной работы: слайд 9

Почему одни люди становятся успешными, а другие нет? (составить перечень возможных условий для достижения успеха, использование конкретных примеров из жизни успешных людей)

Каждая группа представляет результаты совместной работы.

(работают в группах по 3 человека)

- представляют проекты

- Спасибо за представленные проекты. Я обязательно познакомлю с ними своих коллег, и используем это в своей дальнейшей работе.

А теперь хочу представить вашему вниманию основные приёмы работы, разработанные известными психологами и педагогами.

2.Признание успехов. Признание достоинств ребенка также поможет ему стать успешным. Занятые родители часто замечают своих детей только тогда, когда они плохо себя ведут: непослушны, приносят домой низкие оценки, слишком шумят или ссорятся с братьями и сестрами. Положительное поведение ребенка нужно также замечать и признавать. Нужно хвалить своих детей не только за послушание, но и за их положительные качества, за умение быть самим собой.

Для детей естественно быть довольным собой и своей жизнью, если только взрослые (родители, воспитатели, учителя) не заставят ребенка засомневаться в своих достоинствах. Каждый день дети совершают множество достижений, которые обязательно необходимо признавать. При желании всегда найдется, за что похвалить ребенка, только похвала должна быть искренняя.

Важно не избавить ребенка от всех проблем, а научить его решать их, научить проблемы превращать в задачи. Чем раньше привить ребенку здоровые эмоциональные привычки, тем больше положительных эмоций вместо отрицательных он будет переживать.

4 СТРЕМИТЬСЯ К РЕЗУЛЬТАТУ - что это значит?

5. БРАТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОЖЕШЬ

- Когда человек ставит цель, он обязательно ее добивается. Не останавливаться на достигнутом.

6. ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ Опора на опыт предыдущего поколения, соблюдение семейных традиций, например семейные династиии
7. ДЕРЖАТЬ УДАР
- Думаю, успех закладывается там, где имелось много неудач. Беды закаляют и формируют характер лидера. Поэтому к неудачам надо относиться философски, как к своеобразным учителям. Например, они могут научить спокойно воспринимать критику. Еще неудачи учат продолжать работать с большей отдачей, когда знаешь, что в любой момент можешь потерять все, приходится концентрироваться на главном. Умение держать удар - обязательная черта характера для успешного человека.

Что же является главным в воспитании успешного ребенка для вас, как мам и пап?

считаю, что главным для воспитания успешного ребёнка является родительская поддержка.

- Как вы считаете, что включает в себя этот процесс?

- Родительская поддержка – это процесс:

В ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка.

Который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.

Который поддерживает ребенка при неудачах.

- Как известно, словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. Родители, мечтающие увидеть своего ребёнка успешным, должны помнить о силе слова. Существуют слова, которые могут как поддержать веру в ребёнке, так и разрушить её.

- Какие же это, по вашему мнению, слова? Слайд 13

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

- Итак, мы убедились сегодня, что успех ребёнка – это не только его личная заслуга, это длительный и не всегда лёгкий путь совместных поисков детей и родителей.

- Помните, что вы и ваши дети – неразлучные друзья! Его успех – это и ваш успех! Его промахи – это и ваши промахи! Слайд 15

Учитесь быть своему ребенку другом.

Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

Принимайте самое верное, а не самое легкое решение.

- И никакого пессимизма по отношению к своим детям! Это мудрый закон семейной педагогики!

-Закончить наше собрание я хочу словами известного американского психолога Вирджинии Сатир. Четыре объятия – для выживания, восемь - для счастья.

И никогда не забывайте о главном:

-Кто вас будит звонким смехом на рассвете?

-Наши дети!

-Кто нас каждый вечер просит песню спеть им?

-Наши дети?

-Кто они такие эти Маши, Пети?

-Наши дети!

Маленькие люди на большой планете.

- Наши дети!

-Кто они, кому прощают все на свете?

-Наши дети!

Маленькие люди на большой планете.

-Наши дети!

- Кто они? За счастье чьё мы все в ответе?

- Наши дети!

-Кто дороже нам любых богатств на свете?

-Наши дети!

- Удачи вам, умного сердца и доброй души.

- Для того, чтобы вы не забывали о том , о чем мы сегодня говорили , для вас приготовлены памятки-советы:

Памятка:

Советы родителям.

1. Не увеличивайте обычную дозу замечаний в гостях или на улице, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

2. Вы всегда уверены, что ваши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

3. Бесконечно уступая ребенку, вы можете избаловать его, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердечным в его глазах.

4. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

5. Не бойтесь ласковых слов и прикосновений. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

6. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом, ни полом, ни куском хлеба.

8. Старайтесь никого не критиковать при детях, и они никогда не скажут плохого про вас.

9. Уступайте иногда в спорах, этим вы научите детей уступать, признавать поражения и ошибки.

Читайте также: