Конспект работоспособность режим дня

Обновлено: 07.07.2024

- Сегодня на уроке мы будем говорить о режиме дня, о его значении для организма человека.

- Поработаем над составлением режима дня в условиях нашей школы.

- Я проведу с вами несколько интересных заданий.

- Поговорим о том, какое значение для человека имеет сон.

- Назовем правила здорового образа жизни.

- Это и многое другое ждет вас сегодня на уроке.

- Проверим пройденный материал. Проведем диктант.

  1. Точный распорядок труда, отдыха, приема пищи, сна.
  1. Состоит из головного, спинного мозга и нервов.
  1. Этот орган расположен в полости черепа. Он контролирует и руководит работой органов человека.
  1. Этот орган расположен в позвоночном канале. Имеет вид длинного шнура.
  1. Спинной мозг.
  2. Рефлекс.
  3. Нервная система.
  4. Сон.
  5. Головной мозг.
  6. Режим дня.

Ответы: 6, 3, 2, 5, 1, 4.

- Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:

  1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям; основы этого – нормальная работа всех органов и систем организма.
  2. Уверенность в себе, умение управлять своими мыслями и чувствами.
  3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для других людей.

- Врачи регулярно проводят осмотры детей в школах. Так вот, медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться.

Сегодня совершенно здоровым является только один ученик из 10. У остальных 9-ти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе, хронические заболевания.

Почему при встрече люди спрашивают друг друга о здоровье, а при расставании желают здоровья? Да потому что здоровье человека – это самое главное! От него зависят и настроение и работоспособность.

Что же нужно знать и делать для того, чтобы укрепить и сохранить свое здоровье? Как быть здоровым?

  1. Я быстро устаю от умственной работы.
  2. У меня часто болит голова.
  3. Иногда у меня голова кружится.
  4. На улице я веду себя неосторожно.
  5. В школе я часто волнуюсь.
  6. Я не всегда умею ладить с родителями.
  7. Я очень обидчив.
  8. В школу я хожу без интереса.
  9. У меня нет любимого занятия (хобби).
  10. Ночью я обычно не высыпаюсь.

- Человек, у которого нет определенного режима, как правило, не успевает ничего сделать. Режим дня – понятие очень широкое. Это точный распорядок труда, отдыха, питания, отхода ко сну.

Правильно организованный режим дня обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

В чем преимущества режима и почему он помогает укрепить здоровье?

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов установил, что главнейшими условиями сохранения здоровья являются ритм и отдых.

- Какой орган в организме человека является самым деятельным?

- Совершенно верно! Сердце работает и днем, и ночью, когда человек спит. Только за сутки сердце перекачивает около 6 тыс. л крови. Поистине огромная работа. В чем кроется причина такой высокой работоспособности нашего сердца? Причины в ритмичности, в том, что вслед за работой – сокращением – обязательно наступает отдых – расслабление сердца. В ритмичности, в строгом чередование труда и отдыха кроется секрет и нашей с вами высокой работоспособности.

Режим дня способствует выработке воли, организованности. Встречаются такие организованные люди, что по ним даже можно проверять свои часы. Они в одно и то же время ежедневно встают, делают зарядку, завтракают, идут на работу, на прогулку человеку необходимо ложиться спать, вставать есть в одно и то же время.

В режиме дня должно происходить чередование умственного и физического труда. Это условие нормального развития организма человека.

Учащимся после школы рекомендуется отдохнуть. Отдых должен быть активным, например, спорт, физический труд, помощь родителям. Физический труд, спорт не только развивают мышцы, но и являются хорошим отдыхом после умственной работы.

В свободно время не забывайте пребывать на свежем воздухе. Только после этого можно почитать книгу, посмотреть TV. Смена видов деятельности предохраняет организм от переутомления.

- Каждый из вас должен составить для себя режим дня. При его составлении нужно учитывать, в какую смену вы занимаетесь в школе, какие работы по дому должны сделать, вам надо также предусмотреть время для ваших увлечений – занятий музыкой, спортом, рисованием и т. д.

- Давайте составим примерный режим дня для нашей школы с продленным днем.

(Далее идет оставление режима дня детьми на заранее заготовленных листах, а учитель уже заранее на доске составил времени, время закрыто бумагой).

- Карандашом напишите возле каждого момента то время, которое вы считаете правильным, а затем проверим, как это выглядит на доске.

- Нужно приучать себя к неукоснительному выполнению режима дня, добиться того, чтобы режим дня стал главным правилом вашей жизни.

- Безусловно, это только примерный режим дня. Он может быть изменен с конкретными условиями вашей жизни. Но основные моменты при составлении режима дня забывать не следует.

- Придерживайтесь определенного ритма в течение дня.

- В режим дня обязательно должны быть включены утренняя гимнастика и закаливающие процедуры.

- Подъем должен быть обязательно в 7 утра.

- На сон должно уходить не меньше 9 часов.

- Завтрак, обед, ужин должны быть в одни и те же часы.

- Любую работу старайтесь делать ритмично, чередуя труд и отдых.

- Время пребывания на свежем воздухе должно быть не меньше двух с половиной часов.

- Режим дня – это очень важное условие для здоровья человека. Дети с самых ранних лет должны выполнять свой режим дня. Но, к сожалению, не все дети выполняют режим дня, не берегут время. Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Увеличивается работоспособность, человек становится дисциплинированным, укрепляется его здоровье.

- На доске вы видите моменты режима дня, но они все в неправильном порядке. Вам надо расположить их по порядку, чтобы получился правильный режим дня.

- Наш организм очень сильный. Им руководит нервная система, но ее возможности не безграничны. Поэтому, если человек постоянно переутомляется, не восстанавливает свои силы, то он наносит огромный вред нервной системе. И вот здесь нам на помощь приходит сон. Народ давно подметил очень важную роль сна здоровья человека.

Так, что же такое сон? Сон – это физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

Самые лучшие часы дня сна, как показали специальные эксперименты, от 22.00 до 7.00 утра. Этого времени достаточно, чтобы ваш организм восстановил силы. Этого времени и придерживайтесь.

Каждый из нас видел сновидения. Сновидения – это то, что снится, грезится спящему человеку. Сновидения могут быть различными, но в любом случае верить в них не надо, т. к. ваш мозг в это время освобождается от излишней информации.

Когда мы спим, наши органы тем не мене продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тканям поступают питательные вещества, накопленные в органах. Вот почему после ночного сна мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.

Чтобы сон был крепким и здоровым, необходимо соблюдать гигиену сна. Давайте назовем эти требования гигиены сна.

  • Нельзя экономить на сне.
  • Самый лучший сон от 22 до 7 утра.
  • Нельзя есть перед сном. Переполненный желудок затрудняет дыхание.
  • Перед сном полезно прогуляться.
  • Обязательно перед сном проветрить комнату.
  • Также перед сном следует принять душ и переодеться в пижаму.
  • Ложиться спать в определенное время (не позднее 22 часов).
  • Приучать себя спать при открытой форточке.

- Как видите, для хорошего сна требуется не так уж много. Но и эти правила необходимо строго соблюдать.

- И. п. – сидя за партой, руки на коленях.

- Наклон головы вперед, плечи расслаблены, глаза закрыты.

- Во всем теле вы чувствуете приятную усталость.

- Ваши мышцы отдыхают, чтобы снова стать сильными.

- Подходит к концу наш урок и в заключении мне бы хотелось вам сказать следующее. Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.

- Давайте еще раз вспомним правила здорового образа жизни.

- Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками.

- Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день.

- Не переутомляться умственной работой.

- Доброжелательно относиться к людям. Соблюдать правила вежливого общения.

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд – физический или умственный.

Активный отдых – эффективное времяпровождение, которое позволяет человеку снять стресс и усталость – пешие или водные прогулки, путешествия, спортивные мероприятия, подвижные игры, танцы, плаванье и др.

Истощение ­– крайняя слабость, изнурение вследствие нарушения нормального питания или нормальных функций организма.

Режим дня – постоянный распорядок труда, отдыха, приёма пищи, отхода ко сну.

Динамический стереотип – цепь следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов.

Режим дня для школьника:

1. Следует отдохнуть после школы, потом садиться за уроки (отдых – активный).

2. При выполнении домашних заданий соблюдать гигиену труда.

3. После домашних заданий прогуляться на свежем воздухе, заняться спортом.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Работоспособность. Режим дня

Работоспособность – это физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный. В процессе труда работоспособность изменяется. Вначале она часто повышается, затем держится на одном уровне и, наконец, по мере развития утомления, снижается, а то и прекращается вовсе. Необходим отдых, чтобы восстановить силы.

Первую стадию работоспособности называют врабатыванием или нарастающей работоспособностью . Человек не может сразу полностью включиться в работу. Это требует времени. Он должен приспособиться к обстановке и к людям, с которыми работает. У одних людей стадия врабатывания проходит быстро, у других она затягивается. Одной из причин такого затягивания может быть неподготовленность рабочего места. Отвлечения от работы, поиск забытых вещей отбрасывают человека к началу вхождения в работу. В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания – самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.

Врабатывание или нарастающая работоспособность

Устойчивая, или оптимальная, работоспособность

Истощение, когда вследствие утомления продуктивность работы падает

При наступлении стадии устойчивой , или оптимальной работоспособности человек целиком и полностью сосредоточивается на деле. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление , полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха. Выполняя домашнее задание, например по русскому языку, через какое-то время прервитесь: сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспособности рано или поздно кончается.

Переход к стадии истощения , как правило, происходит незаметно. Постепенно человек начинает замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воздуха, учащается сердцебиение. Обычно в этом состоянии активный отдых не помогает. Нужен пассивный отдых, сон. Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немного походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж заняться спокойной работой или даже прилечь отдохнуть. После окончания умственной работы также полезно неторопливо погулять на свежем воздухе и только потом лечь спать.

Режим дня – это постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну. Правильно организованный режим дня обеспечит нормальное развитие организма, сохранит здоровье. Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.



Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа – цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратится на врабатывание.

Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку. Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе и спортивных. Например, для отработки горнолыжной техники используется специальный тренажёр. Он позволяет спортсменам многократно повторять упражнения, тренирующие мышцы, которые участвуют при катании на склоне.

Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда. Это условие необходимо для правильного и гармоничного развития человека.

Учащимся после школы рекомендуют сначала отдохнуть, а уже потом садиться за уроки. Отдых после школы должен быть активным: можно заняться спортом, помочь родителям по дому. Физический труд и спорт не только развивают мышцы, сердце, грудную клетку, но и восстанавливают силы после умственной работы. Выполняя домашние задания, соблюдайте гигиену труда, помните о стадиях работоспособности и постарайтесь возможно дольше продлить стадию оптимальной работоспособности.

После приготовления уроков погуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, физической работой. Затем почитайте книгу, просмотрите интересные для вас телепередачи. Смена видов деятельности предохраняет от переутомления.

Многие учащиеся увлекаются компьютерными играми. Они развивают быстроту реакции, точность движений и отрабатывают некоторые навыки работы с компьютером. Однако слишком часто играть не следует, так как это вредно для зрения.

Многие считают, что режим дня, то есть жизнь по распорядку, однообразна. На самом деле это не так. Режим дня определяется рациональным чередованием разных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня. Он отвечает разумным правилам, предусмотренным самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приема пищи). Несоблюдение режима дня может приводить к отставанию в умственном и физическом развитии, нарушению функций различных систем органов. Соблюдение режима — важное правило поведения, сберегающее здоровье.

Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего физический или умственный труд, – имеет 3 стадии: 1) врабатывания, или нарастающей работоспособности; 2) устойчивой, или оптимальной, работоспособности; 3) истощения, когда вследствие утомления продуктивность работы падает. Знание стадий работоспособности позволяет правильно организовать отдых. В состоянии врабатывания любой отдых противопоказан. В состоянии устойчивой работоспособности полезен активный отдых, и наконец, в стадии истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.

Облегчает любую деятельность четкий распорядок дня – режим. При его выполнении образуются условные рефлексы на время. Они выстраиваются в четкий динамический стереотип, который сокращает время врабатывания, удлиняет фазу устойчивой работоспособности и дает возможность наиболее рационально сочетать труд, еду, отдых, спорт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется на уроке в 8 классе по теме "Работоспособность.Режим дня". Даны определения основных понятий, характеристика стадий работоспособности, основные элементы режима дня школьника.

Работоспособность. Режим дня Г.А. Пуртова

Работоспособность. Режим дня

Работоспособность Ра­бо­то­спо­соб­ность – фи­зио­ло­ги­че­ское со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, со­вер­ша­ю­ще­го ка­кой-ли­бо труд: фи­зи­че­ский или ум­ствен­ный.

Работоспособность

Ра­бо­то­спо­соб­ность – фи­зио­ло­ги­че­ское со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, со­вер­ша­ю­ще­го ка­кой-ли­бо труд: фи­зи­че­ский или ум­ствен­ный.

Стадии работоспособности

Стадии работоспособности

Врабатывание (нарастающая трудоспособность) Воз­ни­ка­ет в самом на­ча­ле ра­бо­чей де­я­тель­но­сти, когда че­ло­век толь­ко вклю­ча­ет­ся в ра­бо­ту, при­вы­ка­ет к кол­лек­ти­ву. В это время про­ти­во­по­ка­зан отдых. У неко­то­рых людей эта ста­дия про­хо­дит быст­ро, у неко­то­рых за­тя­ги­ва­ет­ся.

Врабатывание (нарастающая трудоспособность)

Воз­ни­ка­ет в самом на­ча­ле ра­бо­чей де­я­тель­но­сти, когда че­ло­век толь­ко вклю­ча­ет­ся в ра­бо­ту, при­вы­ка­ет к кол­лек­ти­ву. В это время про­ти­во­по­ка­зан отдых. У неко­то­рых людей эта ста­дия про­хо­дит быст­ро, у неко­то­рых за­тя­ги­ва­ет­ся.

Устойчивая (оптимальная) работоспособность Самая про­дук­тив­ная ста­дия. Че­ло­век пол­но­стью вли­ва­ет­ся в ра­бо­ту, не от­вле­ка­ет­ся на по­сто­рон­ние раз­дра­жи­те­ли. Ре­ко­мен­до­ва­но де­лать неболь­шие пе­ре­ры­вы по 10-15 минут, воз­мож­но, с фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми.

Устойчивая (оптимальная) работоспособность

Самая про­дук­тив­ная ста­дия. Че­ло­век пол­но­стью вли­ва­ет­ся в ра­бо­ту, не от­вле­ка­ет­ся на по­сто­рон­ние раз­дра­жи­те­ли. Ре­ко­мен­до­ва­но де­лать неболь­шие пе­ре­ры­вы по 10-15 минут, воз­мож­но, с фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми.

Истощение Воз­ни­ка­ет при утом­ле­нии от ра­бо­ты. Про­дук­тив­ность труда па­да­ет, если это фи­зи­че­ский труд, то че­ло­век ощу­ща­ет нехват­ку воз­ду­ха, уча­щен­ное серд­це­би­е­ние. В этом слу­чае необ­хо­дим отдых, же­ла­тель­но – сон.

Воз­ни­ка­ет при утом­ле­нии от ра­бо­ты. Про­дук­тив­ность труда па­да­ет, если это фи­зи­че­ский труд, то че­ло­век ощу­ща­ет нехват­ку воз­ду­ха, уча­щен­ное серд­це­би­е­ние. В этом слу­чае необ­хо­дим отдых, же­ла­тель­но – сон.

Профилактика утомления Чередование умственных и физических видов деятельности Двигательная активность Прогулки на свежем воздухе Соблюдение режима дня

Профилактика утомления

Ос­нов­ная цель ре­жи­ма дня – со­хра­нить мак­си­маль­ную тру­до­спо­соб­ность на про­тя­же­нии пе­ри­о­да бодр­ство­ва­ния. Он под­чи­ня­ет­ся био­ло­ги­че­ским рит­мам че­ло­ве­ка.

Основные элементы режима дня школьника Необ­хо­ди­мы учеб­ные за­ня­тия, ак­тив­ный отдых с мак­си­маль­ным пре­бы­ва­ни­ем на воз­ду­хе, ре­гу­ляр­ное пи­та­ние, пол­но­цен­ный сон, сво­бод­ная де­я­тель­ность по ин­ди­ви­ду­аль­но­му вы­бо­ру.

Основные элементы режима дня школьника

Необ­хо­ди­мы учеб­ные за­ня­тия, ак­тив­ный отдых с мак­си­маль­ным пре­бы­ва­ни­ем на воз­ду­хе, ре­гу­ляр­ное пи­та­ние, пол­но­цен­ный сон, сво­бод­ная де­я­тель­ность по ин­ди­ви­ду­аль­но­му вы­бо­ру.

Режим дня и динамический стереотип Со­блю­де­ние ре­жи­ма дня ведет к вы­ра­бот­ке ди­на­ми­че­ско­го сте­рео­ти­па – цепи сме­ня­ю­щих друг друга услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов. В ре­зуль­та­те, за­кон­чен­ное дело яв­ля­ет­ся сиг­на­лом к на­ча­лу но­во­го, что сни­жа­ет пе­ри­од на­рас­та­ю­щей ра­бо­то­спо­соб­но­сти.

Режим дня и динамический стереотип

Со­блю­де­ние ре­жи­ма дня ведет к вы­ра­бот­ке ди­на­ми­че­ско­го сте­рео­ти­па – цепи сме­ня­ю­щих друг друга услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов. В ре­зуль­та­те, за­кон­чен­ное дело яв­ля­ет­ся сиг­на­лом к на­ча­лу но­во­го, что сни­жа­ет пе­ри­од на­рас­та­ю­щей ра­бо­то­спо­соб­но­сти.

Задание на дом Изучить § 62

Задание на дом

Проверь себя Что такое работоспособность? Какие существуют стадии работоспособности? Что такое динамический стереотип?

Проверь себя

Практическое задание

Со­ставь­те свой рас­по­ря­док дня, ос­но­вы­ва­ясь на ре­ко­мен­да­ци­ях, по­лу­чен­ных в ходе урока.

Читайте также: