Конспект программы юный эколог

Обновлено: 06.07.2024

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. Необходимым средством эффективной реализации экологической деятельности является формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Анализ теоретической и методической экологической литерату ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер шенствования всей системы воспитательной работы с младши ми школьниками. Одной из приоритетной целей, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи :

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы .

Теоретические основы программы - исследования возраст ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Бо рейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Программа курса рассчитана на 4 года (всего 135 часов) – 1 час в неделю.

1 класс – 33 часа (1 час в неделю)

2 – 4 классы – 34 часа (1 час в неделю)

Представленная целостная программа разработана для уча щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель ные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз дание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, со ставление памяток. Предполагаются различные формы привле чения семьи к совместной экологической деятельности: семей ные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении класс ных комнат, участие в организации праздников и в вы полнении летних заданий.

Ожидаемый результат.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Предметные результаты:

- знание наиболее типичных представителей животного мира России, Урала; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы;

- умение узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними жи вотными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

В течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение, анализ и самоанализ, творческих работ детей.

Классификация результатов внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройствах общества, о социально одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителями как значимым для него носителями положительного социального знания и повседневной опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой социальной среде ученик получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

В 1-2 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго в 3-4 второго и третьего уровня.

Лист наблюдения . Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель отмечают в листах, закрашивая определенную клеточку. Навык сформирован - закрашиваем полностью, сформирован частично – закрашиваем половину.

Лист наблюдения

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа . Этот метод используется в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Результаты оценивания фиксируются учителем и учащимся в портфолио достижений.

Цель: Сформировать у детей первичный интерес к занятиям экологией.

Задачи:

Обучающие

Воспитывающие

  • Воспитать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, за здоровье планеты;

Развивающие

  • Создать эмоционально-положительный настрой;
  • Формировать навыки социального взаимодействия.

Условия проведения, оборудование:

1. Учебный кабинет на 12 человек с тремя круглыми столами и зоной для индивидуальной работы для 3 обучающихся:

2. Мультимедиа проектор, компьютер, экран;

3. Бейджи с изображением голубики, морошки, брусники (выдаются до учебного занятия)

Дидактический материал

- изображение планеты серо-чёрного цвета, следы (10 шт.), изображение цветной планеты, разрезанное на 12 частей

- карточки с описанием экологических проблем и путями их решения,

- ножницы, клей, обрезки журналов, газет для изготовления открытки

Принципы подачи учебного материала:

1. Положительный эмоциональный фон занятия.

2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.

3. Связь обучения с жизнью и практикой.

5. Научность, доступность, посильная трудность.

6. Коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающих-

7. Учет межпредметных связей

Предполагаемый результат учебного занятия:

1. Появление у детей интереса к занятиям экологией, эмоционально-положительный настрой,

первичная мотивация к изучению предмета экология.

2. Сформированность у детей первоначального представления о науке экологии

3. Знакомство с новыми понятиями:

 Наш дом - планета Земля

ВложениеРазмер
zanyatie_kochkurova.docx 28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Цель: Сформировать у детей первичный интерес к занятиям экологией.

  • Воспитать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, за здоровье планеты;
  • Создать эмоционально-положительный настрой;
  • Формировать навыки социального взаимодействия.

Условия проведения, оборудование:

1. Учебный кабинет на 12 человек с тремя круглыми столами и зоной для индивидуальной работы для 3 обучающихся:

2. Мультимедиа проектор, компьютер, экран;

3. Бейджи с изображением голубики, морошки, брусники (выдаются до учебного занятия)

- изображение планеты серо-чёрного цвета, следы (10 шт.), изображение цветной планеты, разрезанное на 12 частей

- карточки с описанием экологических проблем и путями их решения,

- ножницы, клей, обрезки журналов, газет для изготовления открытки

Принципы подачи учебного материала:

1. Положительный эмоциональный фон занятия.

2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.

3. Связь обучения с жизнью и практикой.

5. Научность, доступность, посильная трудность.

6. Коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающих-

7. Учет межпредметных связей

Предполагаемый результат учебного занятия:

1. Появление у детей интереса к занятиям экологией, эмоционально-положительный настрой,

первичная мотивация к изучению предмета экология.

2. Сформированность у детей первоначального представления о науке экологии

3. Знакомство с новыми понятиями:

 Наш дом - планета Земля

Знакомство, деление на команды

Прежде, чем войти в кабинет дети выбирают бейджи с картинками брусники, голубики, морошки.

- Здравствуйте, ребята, проходите в класс, занимайте места за столами с таким же знаком, как и у вас на бейджах.

Ребята, скажите, а что является общим домом для животных, растений, человека?

Правильно, планета – это наш общий дом.

Введение в игровую ситуацию

Я и мои помощники (Даша, Карина и Глеб) Хранители планеты. (Инструкции старшим) Наша планета в опасности! Под угрозой жизнь человечества и всей природы! Спасти планету смогут те, кто хочет жить по законам природы, уважает ее и грамотно относится к ее богатствам. Обратите внимание на планету – эти грязные следы оставил на земле человек. Назовите, какие действия человека приводят к разрушению природы (заводы, мусор, вырубка деревьев….)

Молодцы, все эти действия приводят к разрушению планеты. Посмотрите, какая она серая, некрасивая.

Вам предстоит пройти несколько трудных испытаний и спасти все лучшее, что есть на нашей планете! Если вы хорошо выполните задание, получите фрагмент планеты.

Е.Т. снимает следы с серой планеты

работа в командах

- Первое испытание: разгадайте какие богатства природы Ямала спрятаны в кроссворде. Работайте всей командой. Помните, что у вас очень мало времени.

Молодцы. Мои помощники проверят правильность выполнения задания. (Вручают фрагмент планеты)

Сл.4 Песочные часы

Слайд 5 кроссворд с ответами

(открытка из бросового материала)

Огромный вред нашей планете наносит мусор. Но многое из того, что попадает в мусорный бак, можно использовать повторно. В следующем испытании постарайтесь из обрезков газет и журналов сделать открытку. Выберите по одному человеку из команды, который выполнит это задание.

Ребята, пройдите за столы, там есть все необходимое для выполнения задания

(клей-карандаш, ножницы, цветной картон, геометрические фигуры из газет для аппликации)

работа в командах

игровое поле и плакат

Сл. 7 Песочные часы

Открытки тоже готовы, Прикрепите их к доске.

- Для каких праздничных событий можно использовать эти открытки?

- За выполненные задания получите фрагменты.

Спасение планеты требует много сил. Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться. Я буду называть плоды. Если плод растёт над землёй - вы встаёте. Если этот плод растёт в земле - вы садитесь. Молодцы! Размялись, со следующим испытанием справитесь!

Для следующего испытания понадобиться воображение. Представьте, что вы изобретаете машину будущего. Она не наносит вреда окружающей среде. Подумайте, как она может выглядеть и нарисуйте её.

Сл. 9 Песочные часы

Вы уже готовы показать свои изобретения.

По одному представителю команды, выйдите и прокомментируйте свои рисунки.

За выполненные задания получите фрагменты.

В следующем испытании вам нужно ознакомиться с экологическими проблемами и найти пути их решения.

Правильность выполнения заданий проверяют помощники, и вручают фрагменты.

Слайд 12 решённые экологические проблемы

Попробуйте собрать планету, из имеющихся у каждой команды фрагментов. Не получилось? Почему? Что нужно сделать?

Правильно! В какой команде фрагмент №1, представитель команды прикрепите его. (По очереди прикрепляют все фрагменты) Нам удалось возродить планету!

- Вам понравилась игра?

- Я хочу поблагодарить вас за вашу работу, вы все и маленькие и большие проявили себя, как настоящие защитники природы.

Собирают планету под музыку

2017 год экологии снеговик

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.


Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе.


РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ЮНЫЙ ЭКОЛОГ (КРУЖОК)

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи:1. Формирова.



Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям. Задачи: -расширен.


Внеклассное мероприятие по окружающему миру.


Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины их вызывающие, помочь детям может.

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

  • постепенное наращивание объема материала;
  • первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
  • продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
  • широкое использование разных видов практической деятельности;
  • подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа – это не органическое тело человека, и надо поддерживать это “тело” в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется “Юный эколог” Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 1-2-х классов начальной школы и рассчитана на 67 занятий: 1-й класс – 33 ч., 2-й класс – 34 ч. (1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Цель программы “Юный эколог” – формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Задачи программы:

– формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности учащихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Программа кружка “Юный эколог” (1-й класс) 33 часа.

Тематическое планирование (1 год обучения)

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

2 раздел “Красота осенней природы”

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

3 раздел “Изучаем родной край”. В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

4 раздел “Здравствуй, зимушка-зима!”

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

5 раздел “Птицы – наши друзья”

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”.Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

6 раздел “Оранжерея на окне”.

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

7 раздел “ Весенняя сказка”

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом утреннике “Весенняя сказка”, с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Наблюдают за весенними приметами и учатся заносить в классный уголок “Календарь природы”. Выполняют коллективную работу “Весенние цветы в вазе”, участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

Программа кружка “ Юный эколог” (2 год обучения) 34 часа.

Тематическое планирование

1 раздел "Введение в экологию"

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

2 раздел “Огородная поляна”

Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.

3 раздел “В царство Берендея”

Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.

4 раздел “Удивительное в мире животных зимой”

Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.

5 раздел “Живительная водица”

Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Изготовление панно “Жители нашей реки” Воспитывать бережное отношение к воде.

6 раздел “Насекомые”

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Читайте также: