Конспект проблемного урока 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

В наше время разработано достаточно большое количество методов образования современного ученика. За колоссальный период изучения этих методов, были выявлены самые удачные и перспективные для преподнесения материала учащемуся в понятной для него форме. Эти методы стремительно развиваются, корректируются, прогрессируют только с одной целью - совершенствовать не только знание самого предмета, но и желание, а также умение думать. Одним из видов такого обучения является проблемный урок.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения - понимание материала большинством класса. Но в то же время проблемные методы не равноценны.

Таким образом, из всей палитры проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалог.

Давайте разъясним для себя, что в принципе является проблемным уроком, почему он так называется. Таким уроком можно назвать урок, на котором преподаватель перед тем, как дать новый материал создает затруднительную ситуацию, тем самым побуждая учащихся мыслить и искать выход из неё на протяжении самого урока.

Давайте теперь обратим внимание на структуру проблемного урока. Его основными пунктами являются:

создание самой проблемной ситуации (задачи, вопроса)

нахождение и предложение вариантов решения

проверка этих вариантов

обобщение конечного результата

Рассмотрим подробнее структуру урока. Первым этапом является зарождение ситуации. Она появляется после того как ученики сталкиваются с противоречием в исходных данных учебного положения.

На втором этапе выводятся нужные для решения знания, навыки, рассматриваются попытки ответить на проблему известными методами.

После проведенного анализа, доказавшего новизну проблемы, переход идет на этап преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант(варианты) проверяются, исключаются неверные заключения уточняются и развиваются достоверные положения.

Заключительный этап - подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия, с помощью которых ученики добились разрешения задачи.

Не стоит забывать, что на таких уроках следует делать акцент на устное изложение, а точнее диалог, который может быть как живое общение преподавателя с учениками, либо как внутренний диалог.

Благодаря такому типу обучения ученики приобретают способность к последовательному решению задач, развиваются в самостоятельном творческом мышлении.

Технология подготовки проблемного урок открытия нового знания.

I. Введение нового знания

1. Постановка проблемы:

2. Поиск решения :

- если проблема есть: побуждающий и подводящий диалог

- если проблемы нет: подводящий без проблемы диалог

II. Воспроизведение новых знаний

1. Продуктивные задания.

Пример: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Постановка проблемы через побуждающий диалог

Прием: Столкновение мнений

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?

Учитель открывает образец с правильным написанием.

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

- Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске

Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу.

Затем открывают для обозрения.

мы выполнили его по-разному.

У нас два мнения: либо

Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)

- Правописание суффиксов -ик- и

-ек- (формулировка темы урока)

Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)

- Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения (урок - исследование). Обеспечивает активный поисковый, исследовательский характер обучению, повышает мотивацию.

Игровая технология повышает эффективность урока, качество усвоения учебного материала учащимися, формирует исследовательское и творческое отношения к действительности.

Технология групповой работы позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах


учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного по разности и сумме; использовать графические модели при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и результат.

Формируемые УУД:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

умение формулировать тему и цель урока (коллективно);

- при необходимости, корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

- умение находить необходимую информацию в учебнике;

- умение анализировать и сопоставлять полученную информацию;

-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; умение слушать и учитывать мнение собеседников/

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Оборудование: мультимедийное оснащение (интерактивная доска, компьютер), учебник – рабочая тетрадь.

Ход урока:

1.Мотивация.

Удача приходит тем, кто её добивается

- Как вы понимаете значение этого выражения?

- Какие качества характера понадобятся вам для успешной работы?

- Ждёт сегодня нас удача, если мы решим (хором) задачу.

- А какие знания понадобятся для решения задач?

- Сегодня на уроке мы будем решать задачи. Пусть каждому из вас сопутствует удача, а я вам помогу.

2. Актуализация знаний.

- Магические круги. (Слайд 1)

- Решение задач (Устно)

В 3 одинаковых банках 60л сока. Сколько л сока в5 таких банках?

В магазин привезли 600 кг яблок. В первый день продали 120 кг, во второй на 8 кг больше. Сколько кг осталось?

Длина прямоугольного участка земли 25 м, площадь-250 м 2 Найдите длину участка.

3.Постановкаучебной задачи.

Сейчас мы устно решали задачи. Давайте вспомним алгоритм решения задач. (Слайд 2)

Определить о чем говорится в задаче.

Определить тип задачи.

А какие типы задач вы знаете? (Повторение)

Слайды 2-3 Определение типа задачи по схемам.:

На нахождение целого или части

На приведение к единице




А можете ли вы определить тип этой задачи? Почему? (Мы не знакомы с такими задачами?) Догадайтесь, что мы будем делать сегодня? (Решать задачи нового типа)

Почему первый отрезок короче, а второй длиннее? Что обозначает фигурная скобка? Что известно? ( сумма и разность) Значит , как будут называться задачи нового типа?

Планирование учебной задачи.

Что необычного в этой задаче?

Как бы вы предложили ее решить?

Решение учебной задачи.

Что было бы если бы этих двух учеников не было? (Детей было бы поровну)

Сколько было бы тогда детей всего?(54).

А тогда можно было бы узнать, сколько человек в каждом классе? (54:2)

А теперь добавьте этих двух человек. Сколько получится человек во втором классе?

Запись решения задачи. (Один ученик – у доски, а остальные – в учебниках)

1) 56-2=54 (чел.) - удвоенное меньшее число (удвоенное число учеников во втором классе).

2) 54:2=27 (чел.) - во втором классе.

3) 27+2=29 (чел.) - в первом классе.

Ответ: 29 человек; 27 человек.

Составим алгоритм решения задачи:

Вычесть разность из целого

Разделить целое на 2

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решается задача №2 с проговариванием решения по алгоритму.

.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Научились ли мы решать задачи нового типа?

№ 3 а и б по вариантам.

2) 14:2=7 (кг) - масса продуктов в первой сумке.

3) 7+4=11(кг) - масса продуктов во второй сумке

Ответ: 7 кг; 11 кг.

Включение в систему знаний на повторение.

Решение примеров № 5 со страницы 9.

Решение уравнений № 6.

Рефлексия деятельности.

- Два главных вопроса урока: что изучали и что узнали?

- Какова цель сегодняшнего нашего урока?

- Как называются задачи нового типа?

- Удалось ли достичь цели?

- Что помогло для достижения цели?

- Что обязательно должно быть известно для решения этих задач?

- Вы довольны своей работой?


-75%

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– На прошлом уроке мы говорили о достоинствах и недостатках наружного скелета. Можно ли, обладая таким скелетом, быстро двигаться или быть крупных размеров? (Наружный скелет не даёт возможности быстро двигаться. Большим также не будешь.)

Как же быть? (Наверно, необходимо, что бы скелет стал внутренним.)

Внутренний скелет представлен позвоночником, и поэтому таких животных назвали … (Позвоночные.)

– Чем удобен внутренний скелет? Какие возможности открываются перед его обладателями? Давайте с ними ознакомимся. Рассмотрите рисунок на с. 96. (Внутренний скелет состоит из подвижных частей – костей. У таких животных большая возможность в различных движениях. Такой скелет растёт вместе с животным, не требуется его замена.)

– Какие недостатки у такого скелета? (Такой скелет не защищает тело животного снаружи.)

Разделите этих животных на группы: карась, щука, тритон, лягушка (рисунки).

Классифицируют по группам.

– Почему у вас столько разных мнений? Какой у вас возникает вопрос?

(Мы не знаем, куда отнести тритона.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике. Работа в группах.

– Давайте проведём исследование, для этого разделимся на группы.

Задание для групп: рыбы, земноводные. Прочитайте текст (рыбы – с. 97–98, земноводные – с. 98–99).

• Где живут эти животные?

• Как они выглядят?

• Чем покрыто их тело?

• Как передвигаются эти животные?

• Какие органы чувств у них есть?

Ключевые слова вынести на доску.

Отчёт по заданиям:

Рыбы: живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников и изгибов тела, они видят, слышат, чувствуют запахи, есть особый орган – боковая линия, дышат жабрами, размножаются, откладывая икру.

Земноводные: живут на суше, размножаются в воде, откладывая икру. Тело покрыто кожей, передвигаются прыжками, но могут и плавать, дышат лёгкими и кожей.

– Каждой команде придумать свои вопросы для другой команды.

– Выделите те признаки, которые позволяют рыбам жить в воде, а земноводным на суше. (Рыбам помогают жить в воде признаки: чешуя, плавники, боковая линия, жабры. Земноводным помогают жить на суше признаки: кожа, лёгкие, конечности.)

– Как ответим на вопрос урока?

– Давайте познакомимся с другими представителями рыб и земноводных.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

– Вопросы на с. 99.

– Задания из рабочей тетради на выбор.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ΙV. Домашнее задание.

Читайте также: