Конспект про стих бородино

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Презентация “Биография М.Ю. Лермонтова”, иллюстрации худ. А Кондратьева, “Бородино” и Ф.Рубо “Бородинская панорама”.

Задача современников – бережно, как
эстафету, передать будущим поколениям
великие деяния предков.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига и посвящается наш урок. Сегодня на уроке мы вспомним великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова, поговорим о его стихотворении “Бородино” и выясним, что же послужило толчком к написанию этого произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

3. Знакомство с автором.

1-ый ученик: М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ – в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко – бабушка не любила зятя.

2-ой ученик: Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

4-ый ученик: Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

5-ый ученик: Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

4. Историческая основа стихотворения “Бородино”.

Слово учителя: За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение “Бородино”, в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова “Волк на псарне”.

Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? Об этом вы сейчас узнаете из уст очевидца “Бородинского сражения”. (Подготовленный ученик в костюме того времени)

(На экране – Портрет Наполеона Бонапарта. ЭрнестКрофтс. 1888 год)

Обратимся к карте России 1812 года. ( карта на доске + рассказ с показом )

(На экране – репродукция Главнокомандующий М.И. Кутузов (1745 – 1813).

Художник Р.М. Волков. Масло.)

Во главе русской армииназначен Михаил Илларионович Кутузов, полководец,имя которого с уважением произносили по всей стране: “Кутузов бить французов!”

Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию длягенерального сражения – 124 километра от Москвы, близ села Бородино.

На экране – репродукция панорамы Ф.А. Рубо “Бородинская битва” (фрагмент)

Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского

Перед вами самый напряженный момент Бородинского сражения: в 12часов 30 минут дня 7 сентября. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Ее считали одной из самых кровавых в истории.

(На экране – “Конец Бородинского сражения”.Репродукция картины В.В. Верещагина.)

Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов.Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь не пропитания, ни лошадей.

При Бородине французская армия расшиблась об русскую. Русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери.

Этот день станет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов.

5. Словарная работа.

“Бородино” – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

6. Физминутка

7. Прослушивание чтения стихотворения в записи.

8. Беседа с учениками по тексту стихотворения “Бородино”. (вопросы у каждого на парте)

– Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

– О каком событии рассказывается в стихотворении?

– Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

– Кто рассказывает о сражении? Почему он начинает свой рассказ?

(Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя– это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

– Когда происходит разговор: сразу после сражения или через много лет?

(Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

– Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином?

(Чтение 1 строфы)

– С чего начинает свой рассказ старый солдат-артиллерист? О чём он сожалеет?

– Как вы понимаете выражение “нынешнее племя”?

Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Прошло после битвы 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой – слишком много пережито, на лице остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный. Чтение 7строфы.)

– Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

“Уж постоим мы головою за Родину свою” (5 строфа);

“Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?” (3 строфа);

в) мужество: “Вам не видать таких сражений…” (11 строфа);

г) воинское братство, гордость:

“Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…” (9 строфа)

“…наш рукопашный бой!” (12 строфа)

– Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Вывод: лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.

– От какого лица ведёт повествование старый солдат?

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение “я” и “мы”).

“Я” – это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным:

“Прилёг вздремнуть я у лафета…” (7 строфа);

“Два дня мы были в перестрелке…” (6 строфа);

“Мы ждали третий день…” (6 строфа);

“Забил заряд я в пушку туго…” (5 строфа);

“И умереть мы обещали…” (9 строфа).

(Тяжёлый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).

– Какие чувства выражены в стихотворении?

(Гордость за русских солдат и скорбь о погибших)

– В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. “Бородино”, с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

Сражение – крупное вооружённое столкновение войск.

Схватка – столкновение в бою, в борьбе, в драке.

Богатырь – герой русских былин и сказок, в просторечье – сильный мужчина, воин, защитник родины, отличающийся мужеством и храбростью.

Полковник – начальник воинской части, офицерское звание.

Солдат – рядовой военнослужащий сухопутных войск.

Картечь – разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии.

Лафет – станок, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия.

Штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола военного ружья, винтовки.

Кивер – высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда для верхней части тела.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как мы знаем, Михаил Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье помещика Юрия Лермонтова – капитана в отставке.

Мама его рано умерла, и всё детство будущий поэт провёл в селе Тарханы с бабушкой Елизаветой Алексеевой Арсеньевой, женщиной очень образованной.

Лермонтов учился дома, и уже в детские годы он свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал и играл в шахматы.

Бабушка во многом потакала внуку, а ребёнком он был шаловливым, и с очень непростым характером. Она же и поддерживала его литературные начинания.

И снисходительно отнеслась к тому, что её внук, внезапно бросив университет, решил сделать карьеру военного. Она посчитала, что тут не обошлось без влияния её двоюродного брата и опекуна поэта Афанасия Алексеевича Столыпина.

Отставной штабс-капитан артиллерии и участник Бородинского сражения охотно рассказывал мальчику о боях и победах времён своей юности.

А надо сказать, что, встретив войну 1812 года в чине артиллерийского поручика, он не раз отличался на поле боя.

Кстати, юный поэт был очень похож характером на своего дедушку, такой же задира и бретёр, то есть готовый стреляться на дуэли по любому поводу.

Обратимся к самому произведению. Предположительно, замысел этого произведения возник у поэта ещё в 1832 -34 годах, когда в России проходили торжества в честь победы над Наполеоном.

Стихотворение начинается с вопроса молодого человека к рассказчику, безымянному солдату-артиллеристу:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Вспоминая грандиозное сражение, рассказчик говорит о себе, то в единственном, то во множественном числе:

Это связано с тем, что в какой-то момент рассказчик перестаёт отделять себя от народа-победителя.

Рассмотрим композиционное строение стихотворения. Оно имеет кольцевую композицию. Начинается рассказ солдата со слов:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

И после впечатляющего рассказа о бородинской битве стихотворение заканчивается теми же словами.

Кульминация стихотворения – описание самой битвы. Лермонтов не скупится на выразительные средства для создания атмосферы баталии.

И, разумеется, гипербола – именно благодаря этому выразительному средству показан масштаб сражения:

«Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Идея произведения, с одной стороны – в величии победы русского народа в ужасной войне и гордость за свою Родину.

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, написал более 400 стихотворений. Особое внимание он уделял теме любви к родине и единству русского народа.

Литературовед В. Н. Турбин писал:

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Нужно выделить цветом определение, соответствующее художественно-изобразительному средству.

Анализируем, что он знает о тропах, видим: в строках явное художественное преувеличение. Выбираем гиперболу.

Правильный ответ: гипербола.

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос: Кто воспитал М. Ю. Лермонтова после смерти матери?

- папа Юрий Петрович;

- бабушка Елизавета Алексеевна;

- тетя Мария Михайловна;

- брат Аким Павлович.

Вспоминаем информацию, полученную на уроке, о том, что у юного поэта было два опекуна, но лишь один из них занимался его воспитанием – это его бабушка. И выбираем ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС

Предметные: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, раскрыть отношение автора к простым защитникам Родины.

Регулятивные: учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.

Личностные: воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.

Оборудование:

выставка книг о Отечественной войне 1812 года,

аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина,

1. Оргмомент

2. Вступительное слово (беседа):

Ребята, а с кем была война, и зачем она нужна была? ( Это война была с французами, с Наполеоном.)

Наполеон хотел завладеть всем миром и поэтому напал на Россию. Русские защищали Москву, и сражение за Москву произошло на Бородинском поле. При этом сражении погибло много офицеров и солдат.

А каких вы помните героев Бородино? (Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова)

3.Чтение стихотворения ( аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина).

Лексическая работа (словарь слов прилагается).

4. Анализ стихотворения

Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение? (Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России.)

Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? (Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.)

Прежде чем перейти к анализу стихотворения, я хочу задать Вам вопрос .

Сколько лет служили в армии в 19 веке? (25 лет)

Да, ребята, раньше в армии служили 25 лет. А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Так вот, эти 7 строк называются строфой.

Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе? (Молоденький солдат, новобранец, спрашивает старого солдата.)

Сейчас, в 1837 году, старый солдат служит последний год, значит, начинал он свою службу как раз в 1812 году. И вот что он говорит:

«Да были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя!

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное? (Он артиллерист, невысокий, сильный, т.к. быть артиллеристом это тяжелая работа. Он с седыми усами, у него добрые глаза. рассказывая о битве он волнуется, он русский солдат, который любит свою родину.)

Почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я? (Когда он говорит о себе, это говорит, о том, что он участник битвы и его конкретное место там, а МЫ, это весь народ, т.к. они воюют за всю Родину.)

На доске записывается вопрос: Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные

(Могучее, лихое племя

Уж мы пойдем ломить стеною…

Уж постоим головою

Полковник наш рожден был хватом!

Слуга царю, отец солдатом…

Ребята! Не Москва ль за нами?

Как наши братья умирали

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали…

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русской бой удалый

Наш рукопашный бой!

Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами. (Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.)

Сейчас мы составим небольшой план, дома вы приготовите ответы по этому плану.

На доске записывается план, а ученики – в тетрадь.

1. Что означают слова мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага?

2. Почему были проявлены эти качества русского народа в битве?

3. Какая цель была у русского народа?

4. В чем проявились богатырские силы русского народа?

Где происходило сражение?

С кем сражалась русская армия на Бородинском поле?

Какое укрепление построили на поле солдаты?

Как называли русские солдаты неприятеля?

Сколько дней войска были в перестрелке?

Что использовали в бою на третий день?

Что делали русские солдаты во время отдыха?

Какой русский город защищала армия на Бородинском поле?

Какие рода войск упоминает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?

Как называется бой руками или холодным оружием?

Как называется расположение войск под открытым небом, привал?

7. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворение, подготовить развернутый ответ по плану.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Барабан – военно-музыкальное орудие в виде цилиндра, низ и верх которого обтянут телячьей кожей.

Бивак расположение войск или временное сборище людей под открытым небом, вне населенного пункта, привал, становище, стан, табор.

Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков, стальной клинок, меч.

Бусурман – в старину человек иной веры, не христианин, иноземец.

Гренадеры – отборные пехотные части, вооруженные гранатами для метания.

Драгуны – пешие или конные воины.

Залп – одновременный выстрел из нескольких орудий.

Заряд – ружейный патрон или количество пороха с ядром, пулей на один выстрел.

Картечь – несколько мелких пуль, заменяющих одну калиберную, обычно от 3 до 20 на заряд.

Кивер – военный головной убор из твердой кожи с расширяющейся кверху или прямой тульей и плоским верхом.

Лафет – подставка для артиллерийского орудия.

Мундир – форменная одежда военных.

Мусью – просторечное, с оттенком насмешки обращение.

Перестрелка – ведение стрельбы друг против друга.

Редут – укрепленное место, окруженное рвом.

Сеча – битва или сражение холодным оружием, рукопашный бой.

Уланы – конные воины, вооруженные пикой и саблей.

Хват – молодец, удалец, храбрец.

Штык – трехгранная рогатина, посаженная на солдатское ружье для удара.

Ядро пушечное – старинный орудийный снаряд в виде чугунного или железного шара.

2. В чем особенность данного стихотворения?

Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы.

3. Приведите примеры, как в стихотворении показана готовность русских солдат стоять насмерть?

А)Старый солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Б)На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

4. Как в стихотворении описывается стойкость и мужество солдат в бою?

А)Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Б)Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По традиции это произведение изучается в 5 классе, и на работу с ним отводится два часа. Предлагаемая разработка содержит подробный конспект уроков, дополнительные материалы для учителя и учащихся, варианты домашних заданий и проверочных работ. В зависимости от того, по какой программе работает учитель, каков уровень литературной подготовки учащихся, задания могут варьироваться. Дополнительный иллюстративный материал учитель готовит самостоятельно.

Основные положения урока ученики фиксируют в рабочих листах, заранее подготовленных учителем, или в рабочих тетрадях. В качестве проверочной работы мы дает три варианта тестовых заданий, приближенных к формату государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена по литературе.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, презентация учителя или картины, изображающие Бородинское сражение, карта-схема Отечественной войны 1812 года; рабочий лист для учащихся.

Домашнее задание к уроку.

1. Подготовка к усвоению новых знаний.

В 2012 году Россия отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Вспомните, что вы знаете об этом историческом событии из уроков истории?

В ходе беседы восстанавливаются основные события Отечественной войны 1812 года, при этом учитель может дополнить ответы учеников своим рассказом и презентацией.


2. Самостоятельная работа с текстом исторической справки, ответ на вопрос.


3. Постановка цели урока.

Отечественной войне 1812 года посвятили свои произведения русские художники, поэты и писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.

Вспомните, какое произведение русской литературы на тему войны 1812 года вы изучали?

Как удалось автору в аллегорической форме представить события русской истории?

В ходе знакомства с произведением русского поэта мы постараемся ответить на вопрос, как удалось М. Ю. Лермонтову в небольшом по объему произведении показать историческую значимость Бородинского сражения.

Обратимся к истории создания этого стихотворения.


4. Рассказ учителя об истории создания произведения (сопровождается презентацией).

Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов так часто обращался именно к этой теме?

Ученики высказывают предположение о том, что поэт интересовался историей, слышал рассказы очевидцев и участников Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов родился в Москве в 1814 году, через два года после французского нашествия. Ему было меньше года, когда родители увезли его в пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.

В Тарханах его окружали люди 1812-го года. В семье его кормилицы жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Федоров, от которого будущий поэт мог слышать рассказы о долгой боевой жизни. В доме Арсеньевой постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны, офицеры артиллерии Дмитрий и Афанасий Столыпины. Именно от них узнал маленький Миша о роли артиллерии в Бородинском сражении. Воспитателем и учителем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.

Лермонтов старался воссоздать в стихотворении историческую битву, поэтому он использовал слова военной терминологией того времени.



6. Чтение учителем стихотворения.


7. Анализ текста.

Понравилось ли вам стихотворение?

Каким чувством оно проникнуто?

О чем рассказывает автор в стихотворении?

В стихотворении показана любовь к Родине, гордость за соотечественников, желание защитить Родину ценой собственной жизни. Автор рассказывает о первых поражениях русских войск, о подготовке к Бородинскому сражению и о самом сражении.

Если Лермонтов хотел рассказать нам о Бородинском сражении, то почему он выбрал не прозаическую, а поэтическую (стихотворную) форму?

Автору важно не только рассказать о событии, но и передать чувства и переживания героя, поэтому он выбирает форму, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.

Баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.

Обратимся к художественным особенностям этой баллады. Стихотворение написано в необычной для лирического произведения форме – форме диалога.

Кто участвует в этом диалоге? Почему автор выбирает такую форму организации повествования, как диалог, а не монолог? Почему право рассказывать о событиях войны 1812 года автор доверяет простому солдату, а не военачальнику?

Как относится старый солдат к своему собеседнику? Почему? Как характеризует свое поколение? Почему сравнивает своих современников с богатырями?

Почему молодые солдаты хотят знать о сражении под Бородино?


8. Самостоятельная работа по составлению плана (1–4 пункты). Работа над второй частью стихотворения предстоит на следующем уроке.

Давайте обратимся к рассказу старого артиллериста.

О каких важных событиях Отечественной войны 1812 года он сообщает молодым?

Какие слова, обороты речи использует в своём художественном произведении?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем составить план этого рассказа. (Задание 2 на рабочем листе.)

Ученикам можно предложить выполнить одну работу всем или по вариантам: одни учащиеся составляют простой план, другие – цитатный. Важно, чтобы ученики подобрали наиболее точную формулировку для простого плана и соответствующую ей яркую авторскую цитату.


9. Анализ планов, работа с текстом стихотворения.

В ходе проверки плана повторное чтение стихотворения учениками по частям и небольшой исторический комментарий учителя.

Учителю следует обратить внимание учеников на целый ряд выражений:


10. Заключительная беседа.

Как вы понимаете эти выражения?

Какие чувства испытывали солдаты?

Какой художественный прием помогает автору противопоставить чувства русских и французов накануне сражения?

Антитеза помогает автору противопоставить настроение, отношение к битве русских и французских солдат. Французы были уверены в своей быстрой победе и заранее праздновали ее; для русских это решающая битва, они сосредоточены и молчаливы, готовы отдать свою жизнь за Родину.

Предварительный вывод: в небольшом по объему произведении М. Ю. Лермонтову удалось показать историческую значимость Бородинского сражения. Автор выбирает жанр баллады, строит свое произведение как воспоминания старого артиллериста, рядового участника Бородинского сражения, он рассказывает о мужестве, героической стойкости русских солдат и их беззаветной преданности Родине.


Домашнее задание ученикам дано на рабочем листе. Мы предлагаем достаточно объемное задание, учитель может выбрать два из трех предложенных или заменить одно из заданий ответами на вопросы учебника.

26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 110 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.


Художественное противопоставление называется _________________________________________________


Домашнее задание.

1) Какому событию посвящено стихотворение?

2) Кто о нем рассказывает? Почему?

3) Где находился рассказчик в момент сражения?

4) Каким вы его себе представляете?

5) Какими вы увидели старого артиллериста и других участников сражения в его рассказе? В каких строчках стихотворения раскрываются качества русских солдат: патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество?

6) Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?


Цель урока: выявить художественное мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен, создании образов защитников Родины; определить идейное содержание произведения; развивать навыки литературоведческого анализа, коммуникативную культуру личности, способствовать воспитанию патриотических чувств.


1. Повторение изученного и постановка цели урока.

Вспомните, о каком событии отечественной истории оно рассказывает?

К какому лиро-эпическому жанру можно отнести это произведение?

Как удалось автору показать историческую значимость этого сражения, патриотические чувства русских солдат?


2. Выразительное чтение стихотворения учащимися: читают несколько учеников по очереди, каждый по 2 строфы.


3. Анализ второй части стихотворения, проверка плана, составленного дома.

В какой части стихотворения раскрывается мужество, героизм участников Бородинской битвы?

Как автор описывает начало сражения?

Что можно сказать о ритме этих строк?

Перечитайте строчки, в которых рассказано о героической гибели полковника. Каким чувством проникнуты эти строчки?

Как характеризует рассказчик полковника?

Какую клятву дали солдаты?

Как передает автор движение войск французов?

Какой прием художественной выразительности он использует?

Понаблюдайте над звучанием этих строк. Какие гласные и согласные помогают автору передать напряжение, гул начавшегося сражения?

Как описаны солдаты конных полков?

(стечение гласных). Ученикам можно сказать, что единоначатие строк называется анафорой.

Приведите пример аллитерации и ассонанса в описании боя.

Найдите эпитет.

С помощью какого сравнения передает автор вселенский масштаб этого сражения?

Какие планы вы составили по второй части стихотворения? (Проверка домашнего задания).

Какие строки лермонтовского стихотворения можно соотнести с тем, что изобразил Ф. Рубо?

5. Анализ финала стихотворения.

Чем завершается стихотворение?

Почему в конце повторяется строфа, которая уже звучала в начале рассказа солдата?


7. Образ старого артиллериста.

Найдите в стихотворении разговорные, простонародные слова, обороты речи. Как они характеризуют рассказчика?

Каким вы представляете себе рассказчика?

Какие черты характера свойственны ему?

Почему автор оставил героев стихотворения (старого артиллериста, полковника) безымянными?

Какие слова рассказчика, характеризующие участников Бородинского сражения, могли бы стать темой нашего урока?


9. Обобщение и выводы по уроку.

Почему и сегодня, спустя 200 лет, нас не перестает волновать стихотворение Лермонтова?


Домашнее задание.

1. Выполнить тестовые задания (по вариантам).

Тестовые задания

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Ответом к заданиям 1–7 является слово или сочетание слов.

1. Какое историческое событие, ставшее суровым испытанием для всего русского народа, произошло в начале XIX века?

3. Из второй строфы выпишите простонародные выражения, характеризующие речь рассказчика.

5. Из последней строфы выпишите слова военной терминологии времен Отечественной войны 1812 года.

6.Как называется прием художественного противопоставления в произведении?

Ответ на задание 8 (на выбор) должен быть объемом 3–5 предложений.

8.1. Почему для рассказа о Бородинском сражении автор выбирает форму баллады, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики?

8.2. Как характеризует рассказчика, старого артиллериста, его речь?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.


И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Ответом к заданиям 1–7 является слово или сочетание слов

1. Назовите жанр стихотворения исторического, героического или фантастического содержания.

2. Кто участвует в диалоге о Бородинском сражении?

4. Слова какой части речи помогают автору передать динамику, стремительность сражения?

7. Как называются созвучия окончаний стихотворных строк?


Ответ на задания 8 должен быть объемом 3–5 предложений.

8.2. Как приемы художественной выразительности помогают автору передать масштаб этой ожесточенной битвы?



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




· Разберёмся, как изображаются исторические события в этом стихотворении.

· Узнаем, каким изображён в стихотворении русский солдат.

Впрочем, поэта связывало с Отечественной войной не только это…

В 1814 г. русские солдаты входят в Париж с победой. Заканчивается кровопролитная война с Наполеоном.

И в этом же году рождается Михаил Юрьевич Лермонтов.

Неудивительно, что через всё его детство проходили воспоминания очевидцев о битвах с французами. А после он ещё и читал об этом. И, конечно, отчаянно гордился подвигами русских солдат – как и всё общество.

Особенно поразительным было осознание того, что героями оказались простые русские люди, благодаря упорству и мужеству которых побеждена была самая мощная в мире армия. Великолепный сюжет для творчества!

Но путь Русской армии к Парижу не был усеян только победами. За два года до триумфа, в сентябре 1812 г. Москва была оставлена русской армией. Город оказался захвачен французами.

Французская армия пробыла в Москве месяц, и за это время многие здания были разграблены. Кроме того, вспыхнули пожары. Наконец, когда армия французов начала отступление, по приказу Наполеона была взорвана часть Кремля.

Но почему так случилось? Как можно было сдать неприятелю такой важный город?

Нам придётся вернуться во времени ещё немного назад. Русская армия в начале войны с Наполеоном долго отступала и несла серьёзные потери. Она просто не готова была встретиться в серьёзном сражении с огромной армией Наполеона, в которой насчитывалось около шестисот тысяч солдат.

Однако 7 сентября 1812 г. на Москве-реке всё же состоялось сражение, которое мы и знаем под названием Бородинского. Это была страшная, кровопролитная битва, и итоги её оказались неопределёнными.

С одной стороны, часть позиций русской армии была захвачена.

С другой стороны, французская армия понесла серьёзные потери и так и не сумела разгромить русские войска.

В общем, каждый считал, что он победил…

Но к французам скоро должно было подойти подкрепление. Второго боя русская армия могла не выдержать. И тогда на знаменитом совете в Филях командующий русской армией Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы спасти армию. Потому что спасти армию в то время обозначало спасти Россию.

Это было тяжёлым решением, но остальные выходы были ещё хуже.


Но ветераны помнили, что город отдали врагу дорогой ценой.

И уже в начале стихотворения мы слышим те вопросы, которые не оставляли всех, кто знал об этом сражении:

− Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Нет. Так обычно обращались недавно поступившие на службу солдаты к более старым – ветеранам боевых действий.

Так что перед нами именно рассказ ветерана, который делится своими воспоминаниями с новобранцем.

Благодаря такому подходу мы можем посмотреть на сражение как бы изнутри, глазами простого солдата.

Но что ещё важнее – мы можем нарисовать себе образ самого повествователя. Человека из поколения, о котором он сам говорит так:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

В стихотворении Лермонтова русский солдат предстаёт настоящим патриотом и защитником родины. Мы, например, видим, как солдаты болеют за общее дело и до чего они негодуют, когда приходится отступать и избегать сражений:

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

Можно заметить, какое облегчение и какую радость вызывает в солдате возможность сразиться наконец с неприятелем.

Он предвкушает настоящее сражение и ничуть не боится отдать в нём жизнь:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

И даже огорчён тем, что сражение всё откладывается – случаются только перестрелки.

Показательна и ночь перед сражением: французы ликуют, но русский лагерь встречает ночь перед битвой в молчании – там сосредоточены и готовятся биться насмерть.

Но Лермонтов выражает высокие чувства солдат перед боем через слова полковника:

Такими же высокими словами продолжается и рассказ ветерана:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Однако ветеран говорит не только об исполненном священном долге. Мы видим его глазами и страшную картину битвы – такой, какой она представала перед простыми воинами.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.

И при всей кровопролитности боя, при всей его тяжести – рассказчик говорит о том, что дух русских солдат не сломлен. Ведь они готовы утром ринуться в новый бой и стоять до конца – это ли не лучший пример стойкости?

Этот момент раскрывается в воспоминаниях Кутузова о встрече с послом Наполеона Лористоном. Лористон при этой встрече жаловался на нападения партизан на французские войска.

− Но ведь, наверное, есть разница между какими-то татарами и нашим образованным императором? – вспылил Лористон.

На это Кутузов чётко ответил, что русский народ такой разницы не усматривает.


Конец стихотворения – итог всех размышлений и воспоминаний ветерана. Это объяснение – почему именно была отдана Москва, несмотря на стойкость русских воинов.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри − не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

У русской армии из-за потерь просто не хватило сил, чтобы удержать Москву. Но русские солдаты сделали всё, что могли – автор подчёркивает это.

Итак, что мы должны сегодня запомнить?

· В стихотворении мы можем увидеть одно из крупнейших сражений Отечественной войны с Наполеоном глазами простого солдата.

· Русский солдат предстаёт в стихотворении при этом настоящим патриотом и защитником Родины.

Читайте также: