Конспект предания 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Ожидаемые результаты
Узнаем об одном из жанров фольклора – предании.
Научимся разбираться в особенностях приданий.
Сможем понять, какие особенности культуры, жизни и истории русского народа отображены в преданиях.

Устное народное творчество, или (англ. folk — народ, lore — ), — словесное поэтическое творчество народа. Виды устного народного творчества: пословица и , загадка, песня, , легенда и др. Наряду с устным народным творчеством существуют народный танец, народная , резьба по дереву и другие виды народного творчества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширить знания учащихся о древнерусской литературе и ее жанровых особенностях.

Найти и систематизировать признаки сходства демократической новеллистической повести XVII века и русской народной сказки.

Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре.

2. Развивающие – формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.

3. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.

Оборудование: русский сарафан и белая рубаха, кокошник с украшениями для девочек, старинные рубахи с вышивкой для мальчиков, музыкальное сопровождение, свеча в подсвечнике, три сундука, три женские рубахи, интерактивная доска, крест на цепочке и две ризы для священнослужителей.

Келья в Чудовом монастыре. (Ночь, темно, свеча горит, звучит тихая церковная музыка)

- Сегодня мы с вами поговорим о древнерусской литературе. Литература древней Руси богата и разнообразна жанрами летописи, хождения, поучения, жития, моления. С некоторыми из них мы познакомимся.

Пимен: (перелистывая страницу летописи)

- Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога!

- Моление Даниила Заточника, XII век. Моление восходит к издавна любимым на Руси сборникам афоризмов. В нем можно найти библейские образы и сюжеты, житейские пословицы и поговорки. Оно перекликается с летописями, содержит приемы скоморошьего балагурства.
Сам жанр этого произведения, построенного на притчах, афоризмах, цитатах из разных литературных источников давал возможность весьма вольного с ним обращения. Любой переписчик мог легко редактировать текст в зависимости от своих пристрастий.

- В ъструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребрены я арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстанивъ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповемтися. Да разверзувъ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце босмысленаго укрепляется вътелеси его красотою и мудростию. Бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость. Сего ради покушахся написати всяк съуз сердца моего и разбих зле, аки древняя - младенца о камень. Но боюся, господине, похулениа твоего на мя. 2

Поучение - в узком смысле церковная проповедь, в широком же — вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям; от п. школьная теория различает слово как проповедь, оформленную по правилам ораторского искусства.

-Дети мои, или иные кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь.
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол, если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: это кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же говоря, не лениться ни на что хорошее. 3

-Владимир Мономах учит защищать обездоленных, старых, немощных и даже к преступникам иметь снисхождение. В то же время он призывает детей к жизни деятельной, к постоянному труду и убеждает их не пребывать в лености.

-Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения.

Шло время. Наступил XVII век. К власти пришел Петр I . Российское феодальное самодержавное государство стремительно развивалось. Укреплялись экономические и культурные связи России с западной Европой, начинается небывалый литературный подъем. Русская литература вступила в новый этап развития.

- Развиваются города, расцветает торговля.

(Постепенно задний план сцены светлеет: проходит повозка, бородатый мужичок, ремесленник, купец. Они пересекают сцену влево-вправо, имитируют оживление).

Активно культивируется просвещение. Именно литература наиболее ярко отразила противоречия общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры XVII века. В XVII веке преодолевается разрыв между фольклором и письменностью. Именно в XVII веке начинаются первые записи былин, пословиц, сказок… Впервые в литературе в качестве писателей появляются выходцы из третьего сословия, творчество которых было связано с фольклором.

Автор: - Жил-был богатый купец, Карп Сутулов с красавицей –женой, которую звали Татьяна. Супруги очень любили друг друга. У Карпа был друг, Афанасий Бердов. Собираясь ехать в Литовскую землю, Карп пришел к другу и просил его помогать деньгами Татьяне, которая оставалась одна, чтобы управлять домом.

(На сцене Карп и Афанасий, жмут друг другу руки, что-то говорят, прощаются. Появляется Татьяна, кивает, кланяется.)

Карп:- Жена моя, Татьяна, уезжаю я в землю Литовскую, сроком на три года. Оставляю денег тебе на потребности твои. Не скупись, давай пиры на добрых подруг твоих. Если кончатся деньги, обратись к другу моему, Афанасию Бердову. Моего совета блюди и чести своей не оскверни. На сем позволь откланяться.

(Татьяна почтительно кивает).

Автор: - И начала жить Татьяна, и давала пиры частые, богатые, и приходили на те пиры многие ее подруги. Прошло так три года. Кончились деньги. И решила Татьяна воспользоваться советом мужа своего, Карпа Сутулова и занять деньги у его друга верного, Афанасия Бердова.

Татьяна: - Друже мужа моего, Афанасий! Пожалуй мне взаймы сто рублей до приезда супруга благоверного. Он прибудет скоро с земель чужих, с купли-продажи, и все тебе отдаст, как обещано.

Автор: - На что рек Афанасий Бердов:

Афанасий Бердов: - Я дам тебе денег сто рублей, только сходи со мной на свидание.

Татьяна: - Я не могу изменить супругу своему без повеления на то отца моего духовного. Пойду вопрошу его, что он повелит, то и сделаю.

Автор: - И пошла Татьяна к священнику.

Священник: - О, дочь моя! Что тебя привело, обеспокоило?

Священник: - Я тебе дам двести рублей, только приди ко мне на свидание.

Татьяна: - Отче мой духовный! Дай мне время подумать, поразмышлять…

Автор: - И пошла Татьяна к архиепископу. Поразмыслить обо всем да посоветоваться.

Архиепископ: - Дочь моя! Что тебя привело ко мне, какова нужда?

Архиепископ: - Я тебе дам триста рублей, только сходи со мной на свидание.

Татьяна: - О Великий святый! Как я смогу убежать от огня будущего?

Архиепископ: - Я сам тебя во всем разрешу.

Татьяна: - Добро же, отче. Приходи ко мне в третьем часу дня.

Автор: - И пошла Татьяна к священнику, и велела ему прийти в шесть часов дня, а потом пошла к Афанасию Бердову и назначила ему свидание в десять часов.

(Комната Татьяны. В дверь стучится архиепископ. Дает Татьяне триста рублей, хочет было сесть за стол, но Татьяна вскрикивает.)

Татьяна: - Как же так, отче! Никак нельзя тебе быть на свидании со мною в том же платье, в котором ты служишь Богу! Надень-ка вот это.

(Дает ему женскую рубаху. Архиепископ снимает ризу, крест, надевает длинную женскую рубаху. Садится за стол, наливает себе из бутылки. Вдруг стук в дверь. Татьяна радостно восклицает)

Татьяна: - Так это же муж мой возвращается!

(Архиепископ испуганно мечется по комнате, вскрикивает)

Архиепископ: - Госпожа моя, куда мне деваться средь срама и бесчестия?

(Татьяна открывает большой сундук, прячет его там. Татьяна открывает дверь и встречает священника, берет у него двести рублей).

Татьяна: - Как же так, отче? Бог покарает меня!

Священник: - И, дочь моя! Отпускаю тебе грехи твои.

Татьяна: - Как же так, отче! Никак нельзя тебе быть на свидании со мною в том же платье, в котором ты служишь Богу! Надень-ка вот это.

(Дает ему женскую рубаху. Священник снимает ризу, крест, надевает длинную женскую рубаху. Садится за стол, наливает себе из бутылки. Вдруг стук в дверь. Татьяна радостно восклицает)

Татьяна: -Благославен Господь, что дает мне такую безмерную радость! Это муж мой с купли-продажи вернулся!

(Священник испуганно мечется по комнате, вскрикивает)

- Госпожа моя, куда мне деваться средь срама и бесчестия?

(Татьяна открывает другой сундук, прячет его там. Татьяна открывает дверь и встречает Афанасия, берет у него сто рублей. Афанасий проходит к столу, садится, наливает себе из бутылки. Появляется служанка, Татьяна отходит и что-то шепчет ей. Служанка уходит. Вдруг стук в дверь).

Татьяна: - Так это же муж мой приехал, твой друг, Афанасий!

Афанасий: - Умоляю тебя, спаси от бесчестия!

(Татьяна открывает третий сундук, прячет его там.)

Автор: - Наступило утро. Собралась Татьяна и пошла к воеводе, чтоб попросить денег под заклад трех сундуков, якобы стоящих с драгоценными платьями.

Татьяна: - Государь, знаешь ли ты честного купца, Карпа Сутулова?

Воевода: - Добро, знаю я мужа твоего. Честен купец он да знатен муж.

Татьяна: - Государь мой! Уехал мой супруг торговать на землю литовскую. Оставил денег, пиры давать наказывал. Уж три года прошло, деньги закончились. Дай же мне денег взаймы, сто рублей, под заклад сундуков с платьями драгоценными.)

Воевода: - Добро же, дам я тебе сто рублей и без закладу твоего.

Татьяна: - О, государь мой, забери сундуки! Не украли б их воры, не избежать тогда мне гнева мужа моего, Карпа Сутулова!

Автор: - И велел воевода тогда забрать сундуки к себе в дом. И открыли эти сундуки, и гостей там посрамленных обнаружили.

Воевода: (строго) - Что это?

Автор: - И поведали гости посрамленные о том, как просили свидание с женой честной Карпа Сутулова. И подивился воевода ее разуму, и обещал не разглашать их позору великого, а за то взял с гостя пятьсот рублей, тысячу со священника, а с архиепископа – целых полторы тысячи, и разделил эти деньги с Татьяною.

Воевода: - Добро же, жено! Стоит заклад твой тех денег.

(Вдруг возвращается Карп Сутулов, гости бегут, а Татьяна и воевода бросаются к нему и что-то оживленно рассказывают. Карп Сутулов одобрительно кивает. Занавес.)

Литературовед: - Таким образом, главными героями литературы XVII века становятся купцы, простой народ и мелкие приказные служащие, которым, в свою очередь, противостоят продажные судьи, крупные чиновники, бояре, духовенство. Народная мудрость, сатира и мотивы фольклора вылились в бытовую новеллистическую повесть. Так рисуется образ смекалистого, решительного человека, борца за новую, справедливую жизнь, который способен добиться всего, чего захочет.

1 Пушкин А.С. Борис Годунов. – М.: Художественная литература, 1969. – с. 12.

2 Дмитриев Л.А. Литература Древней Руси. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 122.

3 Дмитриев Л.А. Литература Древней Руси. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 156.

4 Дмитриев Л.А. Литература Древней Руси. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 255.

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через обучение сравнительному анализу поэтического произведения и летописного источника.

  1. раскрыть особенности художественно-поэтического изображения исторических событий у Пушкина в сравнении с летописным повествованием;
  2. познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием баллада , выявить особенности строения баллады как жанра литературного творчества;
  3. понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейного содержания произведения;
  4. владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.

1) совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;

2) сопоставлять различные позиции;

3) работать с различными видами информации;

4) уметь выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.

  1. умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;
  2. сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.
  1. формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
  2. формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
  3. быть способным к индивидуальной учебной работе.

Тип урока: комбинированный урок

Используемые технологии обучения : технология исследовательского обучения, технология критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Планируемый результат осмысление идейного своеобразия поэтического произведения, основанного на летописном источнике.

Оборудование урока: презентация к уроку, Интернет, раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

Мы вопрошаем прошлое, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее.

Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Баллада -это лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, подлинный исторический факт.

Особенности баллады как жанра :

эмоции автора и чувства героев

сочетание реального с фантастическим

мотив тайны, неизбежности судьбы

сюжет может заменяться диалогом

Летопись (или летописа́ние ) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

I.Организационный этап и вступительное слово учителя. (1 мин)

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы обучающихся)

-Зачем поэт пересказал известный летописный сюжет?

-В чем сходство и в чем различие этих произведений?

-Особенности композиции баллады?

-Как меняется идейное содержание поэтического воплощения исторической легенды?

Итак, класс поделен на 2 команды: историки и литературоведы. Каждая из команд, в зависимости от познавательного интереса, более глубоко изучила определенный источник: исторический или поэтический, но все обучающиеся знакомы и с одним, и другим текстом.

III. Проверка домашнего задания.

1. Словарная работа. Литературоведы подготовили презентации, в которых раскрываются значения малознакомых слов, встретившихся в историческом и поэтическом источниках. (Аубикерова Камилла и Чернобыль Анастасия).

2. Историки подготовили информацию о князе Олеге, речь о котором пойдет на нашем уроке. (Тимирова Ольга)

1. Учитель: Итак, первая группа вопросов к историкам, работавшим с летописным источником:

-Кто такой Нестор? Что вы о нем знаете?

Литературоведы, опять к вам вопрос. Давайте разберемся с жанром этого произведения. Сам А.С. Пушкин заявляет его как песнь. А многие исследователи называют это произведение балладой. Где истина?

Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории.

Баллада -это лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом, в основе которого лежит сказание, предание, подлинный исторический факт.

-События даны с большой исторической точностью с конкретно-историческими героями и откровенно-политическими конфликтами

-В исторических песнях главное – изображение народной силы, не сломленной нашествием врагов.

-Эмоции автора и чувства героев

-Сочетание реального с фантастическим

-Мотив тайны, неизбежности судьбы

-Сюжет может заменяться диалогом

Итак, все –таки это баллада, так как в основу положен исторический факт, звучит тема предопределенности судьбы, в повествование включен диалог.

А теперь вопрос к обеим группам: - что общего и в чем различие жанров летописи и баллады?

Общее – историческое событие, различие – летопись – прозаический текст, а баллада – поэтический.

3. Анализируя любой текст, мы опираемся на понятие тема текста ( то есть выясняем, о чем текст?

Темой летописи являются исторические факты.

Темой баллады – история гибели князя Олега.

5. Следующий вопрос у меня будет связан с идеей произведений . Напоминаю, что идея-это основная мысль текста.

Идея летописи – с исторической достоверностью изобразить события древности.

Напоминаю, что поэма на писана в 1822 году, когда Пушкин находился в Южной ссылке!

- А каким, по мнению А.С. Пушкина, должно быть творчество?

(Свободным, независимым, неподкупным. Устами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей).

Ответить на вопросы:

-Кто такие хозары?

-Какое историческое событие произошло раньше: поход на хозар или взятие Царьграда?

Какое здесь историческое несоответствие вы заметили?

-На фоне чего изображен кудесник?

-С кем изображен князь Олег?

-Почему один на фоне природы, а другой-на фоне дружины?

Олег силен дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силен силами природы.

Да, много трудностей в те времена испытывали люди русские.

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

-Что же поэтического увидел Пушкин в этой истории?

-Почему Олег принимает смерть от коня?

9. Для историков у меня еще одна загадка.

Найдите в приведенном ниже отрывке анахронизм – неточность в художественном произведении при изображении прошлого, привнесение в текст признаков более позднего времени.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

10. Давайте подведем небольшой итог:

Скажите мне достоинства летописного источника?

Летопись ставит перед собой задачу как можно более исторически верно передать факты, показать князя Олега-исторического деятеля.

А.С.Пушкин создает поэтический образ князя Олега – человека, который дополняет содержание летописи. Мы видим сильного, мудрого, доблестного воина, любящего своего коня. Он настолько привязан к своему любимцу, что над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти от коня своего, а привязанность к коню, заставившая отбросить опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

V. Этап рефлексии.

Я предлагаю вам составить синквейн. Историки: Князь Олег. Литературоведы: Пушкин.

(Напомним, что это такое)

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание:

На выбор: 1. Создать синквейн: Летопись, Кудесник, Дружина

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. ". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН.

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б.

Преданья старины глубокой

Внеклассное мероприятие по истории древних славян.


Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"

Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций.


Предания старины глубокой

Данное внеклассное мероприятие охватывает большой материал при изучении темы "Финно-угорские народы". Обучающиеся в ходе изучения курса "История и культура народов Марий Эл" воспринимают народный фоль.

Открытый урок по технологии "Преданья старины глубокой"

Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи. Сегодня на уроке мы поговорим о них. Может быть, вам кое-что запомнится, а потом вы расскажите своим детям, споете колыбельную, загадаете з.


Народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. С.

Самостоятельная работа "Одним словом" на знание текста рассказа В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка". Ученикам предлагаются вопросы на "3", "4" и "5". Ребята сами оценивают свои знания и выбирают соответсвующую отметку.

Не до ордена, была бы Родина (9 класс)

На уроках родной литературы, посвященных Великой Отечественной войне, учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, которые могли бы создать немало произведений, если бы не война. Это Михаил Кульчицкий (22 августа 1919 — 19 января 1943) и Николай Майоров (20 мая 1919 – 8 февраля 1942).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спас Машу, дочку Миронова

Развививают навыки логического мышления , обобщения и систематизации

Актуализация знаний учащихся

1.Проверка домашнего задания.

1.группа: Расскажите о жизни и творчестве Пушкина.

2.Группа: Расскажите о произведениях Пушкина

Рассказывают домашнее задание , задают друг другу вопросы и отвечают.

Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы ознакомимся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова более углулённо, чем предыдущих классах

Усвоение новых знаний.

А патом поразмышляем и расскажем о прочитанном , опираясь на кластер :

Родился в 1814 году в Москве

Детство прошло в селе Тарханы

В 1828 году поступил в Благородный пансион при Московском университета

В 1832 году поступил в военную школу в Петербурге

Получил офицерский чин 1834 году

Дети слушают , рассуждают и отвечают

Работа на развитие устной речи:

Вопросно- ответная беседа:

-Когда и гле родился М.Ю Лермонтов

- Где прошло его детство?

-Как относился Лермонтов в детстве к отцу и бабушке?

-Почему первая юнешеская поэма Лермонтова написано в кавказе?

Рассказывают и отвечают на вопросы

Чему мы научились? И что мы узнали на уроке?

Дома прочитайте о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова и составбте класстеп или таблицу о жизне и творчестве

Самоорганизация и разрешение проблем(КК-3)

Цели урока : (ожидаемые для ученика)

К концу урока ученики:

Умеют анализировать стихотворение , находят образные слова , Выразительные средства

Продолжают развивать навыки и умения правильного чтения и письма , формируют навыки и умение устной речи

Воспитывают в себе патриотические чувства

Тип урока: Освоение нового материала

Общие методы . Прием работы учеников : Работа в группах , словесный метод,наглядный метод, интерактивный метод

Ресурсы к уроку: Учебник , картинки , предметы, опорная схема , опорный класстер

Предал свою родину

Честный ,благородный любит Машу

Развививают навыки логического мышления , обобщения и систематизации

Актуализация знаний учащихся

1.Проверка домашнего задания.

Какие стихотворение Лермонтова вы знаете?

Расскажите о жизни и творчестве поэта

Рассказывают домашнее задание , задают друг другу вопросы и отвечают.

Постановка учебной задачи

Усвоение новых знаний.

1.Стихотворение «Смерть поэта « поэт написал после смерти Пушкина. Потрясенный гибеоью дюбимого поэта , Лермонтов написал это стихотворение . Но,давайте , сперва осмысленно прочтём стихотворение: а) Выразительное чтение стихотворения учителем

Б)Комментирование и анализстихотворения вместе с учащимся:






Дети слушают , рассуждают и отвечают

Опираясь на класстер

Работа на развитие устной речи:

Вопросно- ответная беседа:

-Какое главное чувство современников выразил поэт в стихотворении?

-Какие чувство выражены в первой строфе?(скорбь и гнев)

-Какое слово подчёркивает главный смысл?

Как характеризует автор погибшего поэта?

А как характеризует убийцу?

Рассказывают и отвечают на вопросы

Чему мы научились? И что мы узнали на уроке?

Тема : Береги честь смолоду. Образ Петра Гринёва Число______ 9 класс

Самоорганизация и разрешение проблем(КК-3)

Цели урока : (ожидаемые для ученика)

К концу урока ученики:

1.Знают содержание очередных глав романа

2.Расскрывают образ Петра Гринёва

Продолжат развивать навыки и умение правильного чтения и письма , формируют навыки и умение устной речи

Воспитываются быть честным, смелыми и благородными как П.Гринёв

Тип урока: Освоение нового материала

Общие методы . Прием работы учеников : Работа в

группах , словесный метод,наглядный метод, интерактивный метод

Ресурсы к уроку: Учебник , картинки , предметы, опорная схема , опорный класстер

Приветствуют , развивиают навыки и умение устной речи

Актуализация знаний учащихся

Задавайте вопросы друг другу

Назовите Произведение Пушкина

Какое произведение Пушкина вам понравилось больше

Рассказывают домашнее задание , задают друг другу вопросы и отвечают.

Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы поговорим об образе Пётра Гринёва

Усвоение новых знаний.

2.Осмысленное чтение тем учениками

Вопросы к обеим группам:

Что такое честь ? Расскажи о всех встречах Гринёва с Пугачёвым?

Да доброта, честность , благородство- качество Гринёва, воспитанные с детства.Когда он идёт спасать Машу , он рассчитывает только на свои силы – здесь мы увидели его смелость за любимого человека.

Дети слушают , рассуждают и отвечают

Работа на развитие устной речи:

А)расскажите о прочитанном.

Б)Составьте кластер на образ Петра Гринёва.







Рассказывают и отвечают на вопросы

Чему мы научились? И что мы узнали на уроке?

Дома рассказать об образе Петра Гринёва

Тема : Крестянское восстание в романе. Число______ 9 класс

Самоорганизация и разрешение проблем(КК-3)

Цели урока : (ожидаемые для ученика)

К концу урока ученики:

1.Рассказывают о крестьянском восстании, изображённом в романе

2.Совершенствуют навыки и умение осмысленного чтения и анализа произведения.

Продолжат развивать навыки и умения осмысленного чтения и письма , формируют навыки и умение устной речи

Расширят кругозор, стараются быть начитанным и много читатаь

Тип урока: Урок усвоение новых знаний

Общие методы . Прием работы учеников : Работа в группах , словесный метод,наглядный метод, интерактивный метод

Ресурсы к уроку: Учебник , картинки , предметы, опорная схема , опорный класстер

Я желаю тебе успехов в учёбе

В ходе игры развивают навыки и умения устной речи и воспитывают быть вежливыми

Актуализация знаний учащихся

1.Проверка домашнего задания.

Каким был П.Гринёв

Расскажите о его детстве и службе в белогорской крепости?

Рассказывают домашнее задание , задают друг другу вопросы и отвечают.

Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы попытаемся анализировать о крестянском восстании , изображённом в романе

Усвоение новых знаний.

А)осмысленное чтение подтемы учениками

Б) вопросно – ответная беседа:

- Как соединяется в романе историческая правда и художественный вымесел?

Да , Пушкин изображал в романе действительно живших людей : Пугачёва, Хлопушу,Белобородова, но автор идя от исторической правда , вносил в своё произведение

Придуман Гринёв , семья капитана Миронова , Швабрин, но люди похоже на них были Пушкин правдиво Воссоздаёт эти характеры

Посмотрите на кластер и обратите на исторические события , которые были в действительности в истории

Читайте также: