Конспект правописание глухих и звонких согласных

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок – путешествие.

Цели: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова; учить применять полученные знания грамотного письма и самостоятельной работы; прививать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: изображение космического корабля, изображение звезд, презентация.

1. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

2. Минутка чистописания.

Бб Вв Гг Дд Жж Зз
Пп Фф Кк Тт Шш Сс

3. Актуализация знаний.

– Какие это буквы?
– На какие две группы их можно разделить?

4. Введение в тему.

Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Ребята, а кто из вас знает кто был первым космонавтом?

В этом году наша страна отмечала большое событие .Ровно 50 лет тому назад 12 апреля 1961 года первым человеком побывавшим в космосе был русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 2)

5. Создание проблемной ситуации.

Путешествовать мы будем на космическом корабле. У каждого из вас есть билет на корабль

Вставьте пропущенную букву в слове и вы отправитесь в путешествие.

Фла…
Са…
Клю…
Сугро… .
Утю …
Гри…
Заво …
Обе.

– Какие буквы пропущены в словах?
– Как проверить правильность вашего ответа?
– На нашем космическом корабле обязательно должен быть командир. Им станет тот, кто больше назовет слов со звуком Д.

Физкультминутка. (Слайд 3)

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два,
Три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Мы прибыли на планету Загадок. Я буду загадывать загадки, а вы записывайте только отгадки. Запись под диктовку. (Слайд 4)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да в лес побежала. (Еж.)

На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)

Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб.)

Тише мыши
Вдруг придет
Очень страшный
Рыжий (Кот)

Золотой клубочек
Спрятался в дубочек. (Желудь.)

Гость гостил
Хрустальный мост мостил
Без ножа, без топора
Без железного долота. (Мороз.)

Он ходит голову задрав
Не потому что важный граф
Не потому что гордый нрав
А потому что он. (Жираф.)

– Как определили какая буква обозначает те звуки что вы произносили? (Проверка по сигнальным карточкам.)
– Вспомним правило.

Парный согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Труд – труды, кот – коты –
Будешь грамотным и ты.

7. Самостоятельная работа.

– Отправляемся дальше в путь. Мы прибыли на планету Ошибок.

Исправьте ошибки в тексте. (Слайд 5)

Сильный холод сковал прут. Снек покрыл весь берег Катя взяла коньки. Она встала на лед. Она сделала первый шаг. И покатилась.

Руки ставим мы вразлет,
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда.,
Делай “Раз” и делай “Два”.
Раз и два раз и два.
Руки в стороны держите.
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два.
Отпустите руки вниз,
И на место все садись.

8. Работа с учебником.

9. Фронтальна работа.

– Пора возвращаться на Землю, чтобы наш космический корабль удачно приземлился нам надо выполнить задание Путь к земле преграждают множество звезд. Расставьте звезды по местам. (Слайд)

Б
Ж
В
Г
Ш
Ф
Д
З
Г
Т
С
К

На доске записаны слова с пропущенными согласными. Обучающиеся по порядку выходят к доске. Каждый работает с одним словом. Он должен выбрать звездочку с нужной согласной, доказать правильность своих действий.

Пля…
Ле..
Обры..
Су..
Пло..
Горо.
Гла..
Дру..
Шар..
Шала..
Пиро.
Со..

Проверка задания. За каждый правильный выбор буквы флажок.

10. Рефлексивно-оценочный этап.

– Над какой темой сегодня работали?
– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании парных звонких и глухих согласных?
– Какое задание вам было самым интересным?
– Молодцы! Командир, оцените работу своей команды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- расширить, углубить представление о русском языке;

-закрепить навыки правописания;

- прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Словарный диктант. Раздать листочки, продиктовать, дать время проверить, собрать.

Жалюзи, чечетка, челн, желудь, сгущенка, энциклопедия, панцирь, целлофан, трещотка, пунцовый, врачом, грушевый, бельчонок, сушеный, грошовый, грация, бледнолицый, цыган, ножовка, пощечина, на цыпочках, молодцом, желтый, мышонок, циркуль, птицы.

Открыли тетради и подписали число, классная работа.

Орфоэпическая разминка.

Задание: поставьте ударение в словах и прочитайте их вслух.

Газирование – газация – газировка.

Гази / рование- газа / ция –газиро / вка. Эти слова совпадают в значении, но различаются сферой употребления и стилистически: газация – спец., газировка - разг. Гази / ровать- насыщать жидкость газом. И тогда глаголы образуются след.образом: -и / рую, - и / руешь( не газирова / ть, - иру / ю, - иру / ешь).

Работа по теме урока: А сейчас мы переходим непосредственно к теме нашего урока. И

- Ребята, материал, связанный с написанием глухих и звонких согласных вам знаком еще с начальной школы, поэтому сегодня на уроке мы обобщим и закрепим материал, связанный с этими правилами. Давайте вспомним правописание звонких и глухих согласных.

Предложения записать на доске:

Луга шли впереме(ш/ж)ку с полями- пров.сл. перемежаться, межа.

Черные карандаши были разбросаны впереме(ж/ш)ку с цветными.(перемешаться).

Изморо(з/с)ь рисует замысловатые узоры на стеклах окон (морозить).

Как сквозь сито сеялась мелкая изморо(с/з)ь (моросить).

5. Работа с теоретическим материалом.

1. Правописание звонких и глухих согласных устанавливается путем подбора проверочного слова, где этот согласный находится перед гласным или согласными Л,М,Н,Р: смазка- смазать, про с ьба- про с ить, молотьба-молотить.

2. В случае, если нельзя подобрать поверочное слово, написание звонкого или глухого согласного устанавливается по орфографическому словарю: с доба, а с бест, ве т чина, зи г заг, во к зал, бонбоньерка , варежка и т.д.

3.В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом. Их рекомендуется запомнить: абстра к ция, НО: абстра г ировать, транскри п ция, НО: транскри б ировать.

4. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коври ж ка, пичу ж ка – от коврига, пичуга, с чередованием г-ж.

Деревя ш ка, копчу ш ка (в современном языке соответствующего чередования нет);

Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и, соответственно, написания слов с одним и тем же значением, например: галоша-калоша, дискутировать - дискуссировать.

Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

Первичное закрепление материала.

Выполнение упражнения 122. (Устно)

Упр.123 письм.;

упр.124.Комментированное письмо с графическим разбором орфограммы.

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)

М.роз, н.род, гор.д, яг.дка, т.традь, вар.жка, .г.род, б.резка, д.рожка.

Я говорю слова, а они мне с помощью вееров показывают пропущенное слово.

3.Актуализация знаний.

На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.

-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).

-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)

-Кто мне назовет звонкие согласные?

Звонкие: б, в, г, д, ж, з

Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

4.Физминутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

5..Объяснение нового материала

Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.

-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.

1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.

2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].


-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

У слова мороз парные согласные У слова ягодка парные согл. Находятся

Находятся в конце слова: в середине слова:

Моро з -моро з ы-моро з ный ягодка-ягода-ягодный

1)Корень мороз-, после 1) Корень ягод-, после

проверяемого согл.звука проверяемого согл.звука

[з] идет гласная [ы . [д] идет гласная а .

2)после проверяемого согл. 2) после проверяемого согл.

Звука з идет непарный звонкий н . идет непарный звонкий н .

6.Работа по учебнику

Вставить слова, объяснить почему выбрали и поставили именно эту букву.

-Разобрать по составу слова: морозцы, снежком.

Объяснить слово пороша(это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).

- Прочитайте. Выполните задание по образцу.

- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].

Узкий – [с], узок – [з], узенький - [з´].

Ловкий – [ф], ловок – [в].

-Для того чтобы узнать какой буквой следует обозначать парный согласный звук в каждом слове, нужно: подобрать проверочные слова сделать это можно 2-мя способами: 1)либо изменив форму слова; 2) либо подобрать однокоренное слово.

-Образец записи нам дан, сначала идут два проверочных слова( пояса- это измененная форма , а затем родственное слово поясок и слово пояс)

(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазок) глаз.

(Клювы, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф.

(Чертежи, чертежик) чертеж, (шалаши, шалашик) шалаш.

(Кусты, кустик) куст, (льды, ледок) лед.

Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме. Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
Снег - 1 слог.
с [ с ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
н [ н’ ] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.
е [ э ] — гласный ударный.
г [ к ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.

4 буквы, 4 звука.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Правильные ответы.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

- В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)

- Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)

- Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

- Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)

2. Познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий;

Личностные: адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассников;

Познавательные: выделять из содержания урока известные знания и умения;

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация опорных знаний. - Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

- Какие парные звонкие и глухие звуки мы знаем?

- Сколько их всего?

3. Минутка чистописания.

- Запишите в рабочих тетрадях Бб Вв Гг Дд Жж Зз Пп Фф Кк Тт Шш Сс.

- Какие это буквы?

- На какие две группы их можно разделить?

- Какие орфограммы встречаются в предложении?

4. Постановка целей и определение темы урока. Запишите слова: Ёж, робот, гриб, утюг, гвоздь, мороз.

-Подчеркните последнюю букву в каждом слове.

-На что вы обратили внимание.

-Как предупредить ошибку при написании парных согласных?

Глухие звуки – это непоседы.

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа,

Во что бы то не стало оглушить.

(Педагог подводит ребят к тому, чтобы они самостоятельно догадались о теме целях урока.)

5. Работа по теме урока.

Правило №1: Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й, либо буква В. Для проверки подбираем родственное слово: Снег – снеговик, мороз - морозный.

Правило №2. Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, надо поставить слово во множественное число. Например: потолок –потолки, пирог – пироги.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

а).Гладит всё, чего касается,

А дотронешься - кусается. (Утюг.)

б).Наведём стеклянный глаз,

Щелкнет раз - и помним вас. (Фотоаппарат.)

в).Пыль увижу - заворчу,

Заворчу и проглочу. (Пылесос.)

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб.)

д).Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежные сады. (Мороз.)

е).Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь.)

-Подчеркните последнюю букву в каждом слове.

-На что вы обратили внимание? (Слова заканчиваются на парные согласные буквы. )

6. Физкультминутка.

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево. )

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте. )

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

7. Закрепление нового материала.

Запишите в тетрадь сначала слова, требующее проверки, а затем проверочное слово.

-Запишите слова: арбуз, карандаш, жираф, язык, город, завод, тетрадь, сапог, арбуз. (Пример: медведи - медведь. )

-Прочитайте с доски слова: озноб, голубь, шкаф, метель, ястреб, ночлег, ельник, пейзаж, поход, огород.

-Спишите слова в 2 столбика: в первый - слова, начинающиеся с согласной буквы, во второй - слова, начинающиеся с гласной буквы.

8. Подведение итогов урока.

-Понравился ли вам сегодня урок?

-Что нового вы узнали?

-Чему вы научились?

Читайте также: