Конспект познавательной беседы зимняя прогулка

Обновлено: 22.07.2024

Цель: обобщение знаний детей о зимних признаках, укрепление здоровья детей через использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Тихо звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите как красиво на улице!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Какое сейчас время года? (Зима)

Правильно, зима: на улице холодно, лежит снег, мороз. Где лежит снег? (на кустах, на деревьях, на дорожках, на крышах). Как красиво на улице!

Ребята, посмотрите, какая картина у нас нарисована. Что вы здесь видите? Что делают дети? (Катаются на санках, на лыжах, играют в снежки, лепят снежную бабу).

Мы снежную бабу лепили с утра:

Шляпа у бабы была из ведра,

Нос из морковки, руки из палки,

Метла из метлы, а коса и из мочалки…

А вы любите гулять зимой? И мороза не боитесь? Тогда одевайтесь побыстрее и пойдём с вами гулять в зимний лес.

Зимний лес, зимний лес,

Там полным-полно чудес!

Посмотрите за окном

Всё равно гулять пойдём! (шагают на месте)

Наденем на ножки

Тёплые сапожки. (наклоны)

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

На ручки – рукавички (руки вверх)

Тёплые сестрички. (крутят ладошками)

Ну что, все готовы? Тогда пойдём гулять. Ой, как много снега намело, тяжело идти, ноги проваливаются в сугробы (медленно шагают). Вытаскивайте ноги, высоко поднимайте (поднимают высоко ноги). Устали? Очень трудно идти. Надо отдохнуть, садитесь на саночки, поедем.

Наши детки в санки сели,

Громко песенку запели.

Не догонит их никто.

Вот мы и приехали. Красота в лесу. Снег кругом лежит. Посмотрите, сугроб! (Находят таз со снегом). Какого цвета снег? (белый). Потрогайте пальчиком, какой он на ощупь? (холодный). Снег холодный, в рот снег брать нельзя.

А вот пенёк снегом замело. И кто-то спрятался за пенёчком. Послушайте загадку и отгадайте, кто это:

Правильно, это Зайка. Замёрз Зайка, холодно зимой в лесу. (достаю Зайку)

Носик на опушке.

Покажите, как Зайка замёрз.

(Напряженно съёживаются, ссутулившись, втянув голову в плечи, дыханием согревают руки)

Поможем Зайке согреться?

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Надо лапочки погреть. (хлопают)

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поплясать.

Надо Зайке поскакать. (прыгают)

Вот и согрелся Зайка, спасибо вам, ребята.

А вот кто-то сидит на веточке! (птички). Холодно птицам зимой и голодно. Нет жучков-червячков, чтобы покушать.

Но птицы! Как холодно

Их надо кормить,

Чем же можно кормить птиц зимой? (ответ детей)

Максим, Ника, насыпьте семечек в кормушку (насыпают). Вот и птички летят к кормушке:

По дорожке прыг-прыг.

А вот ещё летит птичка. Посмотрите, какая красивая:

Жёлтая грудка у птицы.

Сидят птички, семечки клюют.

Прилетела к нам.

Зёрнышки я дам. (выполняют движения)

Ребята, а вы умеете мастерить кормушку? Приготовьте свои кулачки.

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я большой дом.

Будут птички кушать в нём.

Молодцы, все справились. А теперь нам пора возвращаться. (Садятся на стульчики)

Посмотрите! Что это за картина? Ведь это лес, где мы гуляли. Только чего-то не хватает, не видно, что зима. (снега)

Нарисуем с вами беленький снежок. А рисовать мы будем сегодня нашими пальчиками. Подходите все поближе, много снега нарисуем.

Мы на пальчик краску взяли,

Приложили и убрали.

(Звучит музыка, дети рисуют)

(Пальчики вытирают салфетками)

Вот теперь получилась картина, где нарисован зимний лес. А где же наш сугроб? Давайте его найдём… Посмотрите, что случилось? Где снег? (Снег растаял, потому что здесь тепло, а в тепле снег тает, получилась вода). И весной, когда пригреет солнышко, станет на улице тепло, снег растает, побегут ручьи, в лесу запоют птички.

Вот наша прогулка закончилась, нам пора возвращаться.

2.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М. Ю. Картушина.

Изучение правил.
1. Зимой на прогулке нельзя долго сидеть или стоять, не двигаясь, т.к. можно замерзнуть и простудиться. Надо играть, ходить или бегать. (2 слайд)
2. Зимой на улице скользко, можно упасть. Надо идти осторожно, медленным шагом.
(3 слайд)
3. Нельзя есть снег, т.к. может заболеть горло, живот. (4-5 слайд)
4. Нельзя стоять под сосульками, которые свисают с крыш домов, т.к. они могут упасть и поранить очень сильно. И еще, сосульки нельзя облизывать, а то горло заболит. (6 слайд)
5. Кататься с горки нужно по очереди. Подожди, пока съедет с горки твой друг и отойдет в сторону, а потом и ты съезжай. Иначе можно столкнуться друг с другом и шишек набить на лбу. (7 слайд)
Воспитатель: Катя, ты запомнила правила, как надо вести себя зимой на улице?
- Да. Спасибо вам, ребята.
Воспитатель: Да, вы молодцы. Ребята, будьте осторожны зимой на улице. И ты, Катя, береги себя. Я предлагаю кукле Кате погостить у нас в группе.

Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось в нашей сегодняшней прогулке?
Какие опасности нас поджидают на прогулке и как их избежать?

Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Описание: используя данный материал, в детях воспитывается наблюдательность, любознательность, внимание. Данный материал будет полезен для родителей и воспитателей детских садов при проведении зимних прогулок для детей старшей группы.
Цели: Продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, элементарный бытовой труд.
Материалы: лопатки, ведерки, игрушки для детей.


Наблюдение за снегопадом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите и скажите мне, как идет снег?
Дети. Снег падает на землю тихо-тихо, снег падает в разных направлениях.
Воспитатель. Снег падает – это явление называется снегопадом (хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на деревья, на крыши домов, на землю). Посмотрите, какие большие сугробы намело у нас на участке.
Давайте с вами проведем опыт. Почему снег легкий?
Дети. Снег мягкий, белый, пушистый.

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Воспитатель. Ребята давайте с вами сгребем снег ведерками в кучу. А теперь скажите, какие ведерки со снегом, легкие или тяжелые?
Дети. Ведерки со снегом легкие.
Воспитатель. А помните, дети вы летом носили ведерки с песком. Какое ведерко с песком легкое было или тяжелое?
Дети. Ведерки с песком тяжелые.
Значит, что можно сказать о снеге?
Дети. Снег легче песка.
Воспитатель. А что еще может быть тяжелее снега?
Дети. Земля, вода
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Воспитатель. Дети назовите, какие приметы о снеге вы знаете?
Дети.
Снегу много надует - хлеба много прибудет
Когда снег привалит плотно к заборам - плохое лето
Снег прилипает к деревьям - тепло будет
Солнце заходит в облака - к снегопаду
Быстро рассвело - пойдет снег
Облака идут против ветра - к снегу.
Воспитатель. А какие пословицы и поговорки о снеге вы знаете?
Дети.
Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
Снежинка надует — хлеба прибудет: вода разольется — сена наберется.
Как ни мойся, белее снега не будешь.
Речи как снежинка, а дела как сажа.
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.
Первая снежинка выпадает за сорок дней до зимы.
Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь расскажите стихи про снег.

Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Не проехать, не пройти!
В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели.
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех как одеяло!

Первый снег ковром накинул,
Затянул ледком пруды.
И последнюю рябину
Про запас клюют дрозды.
Лёд прозрачен, хрупок, тонок –
Не ходи на лёд, ребёнок!

Белый, нежный снег пушистый
Кружит, падает, летит!
Белизной, сверкая чистой,
На земле, искрясь, лежит!
Землю нежно укрывает,
В вихре в воздухе порхает!
Все собою наряжает,
Красотою поражает!

Снег колдует, снег идет,
снег поземкою метет.
В воздухе кружит, не тает,
Серебрится и сверкает.
Волшебство создать он хочет,
Нам он сказку напророчит.

Снег кружится, снег кружится
И ложится на поля
Все дороги заметает
Эта снежная зима
Очень нравится ребятам
Поиграть в снежки порой
Покататься на салазках
Прямо с горки ледяной,
Взять с собой коньки иль лыжи
И помчаться на каток, иль в лесок!

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для прогулки: формочки, совки, лопатки, ведёрки, бросовый и природный материал.

Наблюдение за снегом.

Цель: закрепление представлений детей о снеге.

Методические приёмы: загадки, художественное слово, вопросы, рассказ, беседа.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Бел, как мел, с неба прилетел. (Снег.)

Почему вы решили, что это снег?

Ребята, кто из вас знает, почему зимой идёт снег?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому летом идёт дождь, а зимой снег.

Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки упали на вашу одежду.

Давайте рассмотрим их. Посмотрите внимательно, все ли снежинки одинаковые? (Предполагаемые ответы детей: как пушинки, с лучиками, как звёздочки, как цветы с лепестками.)

Вы знаете, от чего зависит форма снежинок? Ответы детей.

Форма снежинок очень зависит от погоды. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем­лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот­ные белые шарики, тогда мы говорим, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Почему хрустит снег? Ответы детей.

Хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло­маются звездочки и лучики.

Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент. Снимите вашу варежку и поймайте на ладошку снежинку, что с ней произошло? Снежинки, упавшие на ладошку тают, превращаются в капельки воды. Кто объяснит, почему?

Ребята, снег из твёрдого состояния, под воздействием тепла, превращается в жидкое.

Трудовая деятельность.

Цель: формирование положительного отношения к коллективной трудовой деятельности.

Методические приёмы: беседа, показ, напоминание, анализ, оценка.

Воспитатель предлагает мальчикам взять лопатки и укутать корни деревьев и кустарников снегом, а девочкам помочь ребятам. Уточнить, для чего это необходимо делать? (Корни деревьев в тепле перезимуют и не погибнут. Снег согревает, утепляет их.)

Подвижные игры.

Цель: закреплять умение детей действовать по сигналу воспитателя, посте­пенно убыстряя темп бега в хороводе; умение ориентироваться на участке.

Методические приёмы: словесные указания, анализ, оценка.

Ветер проказник спрятал снежинку на участке, помогите её найти.

Предложить детям взять снежинку в группу и нарисовать ей подружек.

Индивидуальная работа.

Цель: закреплять умение метать снежки вдаль, развивать силу, ловкость.

Методические приёмы: показ, оценка.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель: развитие фантазии и творчества детей.

Предложить детям формочки, совки, лопатки, ведёрки, бросовый и природный материал для создания снежных построек.

Читайте также: