Конспект постановки сказки в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.



Формирование эстетического восприятия, представлений и вкуса детей старшего дошкольного возраста

Работая в русле формирования эстетических взглядов, взрослый приучает ребёнка ощущать неповторимость мира, бережно относиться к нему. Драматизация сказки в старшей группе позволит исподволь подвести участников к пониманию устройства мира: например, цветы, растущие на клумбе, призваны дарить радость всем, кто ими любуется, и поэтому для сохранения красоты не стоит их срывать. Таким образом, эстетический вкус формируется на примере повседневной жизни и посредством изучения, приобщения к образцам искусства.

Цели драматизации сказок в ДОУ

Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:

  • Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
  • Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
  • Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.

Драматизация русской народной сказки в подготовительной группе


Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками

Похожие статьи:

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Сопровождение драматизации взрослым

Цель драматизации сказок в старшей группе детского сада — создание условий для формирования и развития эстетических чувств, мышления, сообразительности, памяти дошкольников посредством приобщения их к театральному творчеству.

Сопровождение взрослым деятельности ребёнка сводится к нескольким задачам:

  • посредством специальных игровых упражнений влиять на формирование высших психических функций, которые являются залогом успешности в любой деятельности;
  • помощь в развитии саморегуляции (преодолении расторможенности или зажатости двигательного аппарата);
  • работа со сценическим волнением;
  • непосредственное разучивание роли (включая анализ произведения, характеристики героев, отбор выразительных средств и т. п.).

Сложность сценического выступления для ребёнка заключается в сохранении образа персонажа и естественной передаче смысловой нагрузки. В то же время развитые в достаточной степени самоконтроль и дисциплинированность малыша помогут ему осмысленно играть свою роль.

Процесс подготовки

Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.

В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.

Сущность детской игры

Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. Главная деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.


Игра в детском саду

Цели драматизации сказок в ДОУ

В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.

Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:

  • знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;
  • воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;
  • участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;
  • развития памяти и воображения, актерских навыков.

Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.


Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.

Драматизация как приобщение к эстетике

Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:

  • прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;
  • познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;
  • развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;
  • учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;
  • познакомиться с искусством кукловедения;
  • декламировать текст с интересом и выражением.

Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене.

В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями.

Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.


Декорации в детском саду

Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:

  • инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
  • имитация игровой деятельности;
  • участие в настольном театре;
  • показ кукольного театра;
  • драматизация русских сказок на сцене.

Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:


Театральный кружок в ДОУ

Сказки для постановки в старшей группе

В старшей группе ДОУ можно поставить на сцене практически любую русскую народную сказку. Воспитатель проводит подготовительную неделю, анализирует способности своих воспитанников и принимает решение о том, какое произведение можно драматизировать на утреннике.

Вариантов для театрализации в старшей группе очень много:

Важно! Когда ребенок читает сказку, он воспринимает ее так, как написан текст – глупый кролик или жадный лис и отказывается от роли, потому что не хочет казаться глупым или жадным. Задача воспитателя — объяснить, что это лишь определение, которое дается, исходя из поступков персонажа. Ребенок должен понять, что в театрализации первичным является мастерство и то, насколько актер правдиво и достоверно показывает происходящее на сцене.

В процессе подготовки к выступлению дети и воспитатель создают недостающие декорации. Для всех русских сказок существует стандартный набор: избушка, зеленая полянка и деревья, гриб с красной шляпкой и стульчики-пеньки для зрителей.


Развивающие задачи, которые должны быть достигнуты в процессе постановки:

  • развитие логического мышления и речи, выделение отдельных слов с помощью интонации;
  • развитие слуховой памяти;
  • совершенствование навыков выступления перед публикой;
  • передача эмоционального состояния персонажа через жесты и мимику.

Предварительная работа включает в себя:


В этой сказке много действующих лиц, поэтому раздать роли нужно заранее и хорошо их отрепетировать. На сцену выходят: Зайчонок и Зайчиха, Ворона, Заяц, Ёжик и Медведь, Крот, бельчата и Козленок. Если остался один ребенок без роли, ему достается роль Мышонка, который не говорит речь, но активно принимает участие в инсценировке. Ведущий — воспитатель, он помогает детям на сцене.

Важно! Если ребенок вдруг забыл слова и растерялся, воспитатель быстро помогает ему сориентироваться и подсказывает текст, не останавливая спектакль.

Все участники выходят на сцену. Там уже стоят декорации: красный фон, мешок с яблоками, домик. Когда все произнесли свои речи и представление закончено, нужно подвести итог сказки, и тогда все дети хором выкрикивают:

Завершить мероприятие может ярмарка, на которой каждый родитель и ребенок сможет купить яблоко, булочки и пирожки, печенье, салфетки на стол в русском стиле.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ

Развитие творческих способностей, вкуса и эстетики в детском саду должно происходить не только в период подготовки к утреннику. В каждом ДОУ есть картотека, где описаны различные игры – драматизации для обычного досуга.

Игры для старшей группы:

  1. Генеральная репетиция. Дети слушают непонятную радиозапись и пытаются расшифровать ее. Воспитатель задает вопросы, любят ли дети посещать театр, почему, и что им нравится. Затем все вместе распределяют роли и разыгрывают сказку. Задача каждого ребенка — выбрать костюмы для роли, нанести грим и прочитать скороговорку так, как это делают настоящие актеры.
  2. Пантомима. После того, как в детском саду прошла неделя чтения, воспитатель предлагает детям выбрать понравившегося персонажа и показать его так, чтобы все смогли угадать, кто это.

В картотеке может быть записано большое количество игр, воспитатель подбирает досуг в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желаниями и интересами.

Каждое занятие в детском саду — это не просто игра, но и важный элемент для воспитания ребенка. Дети учатся выражать свои мысли, показывать то, что задумали в голове и выступать на сцене. Все эти навыки им очень пригодятся в первом классе учебы в школе и в дальнейшей жизни.

Цель: развивать фантазию у детей, представление о сказках, героях, сюжете.
Задачи:
Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью моделирования; вспомнить порядок появления героев в сказках;
Развивающие: развивать умение действовать согласованно; развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству (С); воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональные чувства; снятие мышечного и нервного напряжения.

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!
- Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже, друзья,
Сказка вновь пришла сюда!

- Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед нами – в сказку дверь,
Открывай её скорей.

- Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.
- Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)
- Дверь мы в сказку открываем,
В мире волшебный попадаем!

Физминутка
- А теперь в круг вставайте,
Дружно поиграйте!
- Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик,
Раз - туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Сели, встали,
Руки кверху все подняли,
А потом пустились вскачь,
Словно мой весёлый мяч.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
- Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

Бременские … (музыканты)
Заюшкина … (избушка)
Гадкий … (утёнок)
Золотой … (петушок, ключик)
Мальчик … (с пальчик)
Крошечка - … (хаврошечка)
Федорино … (горе)
Белоснежка и … (7 гномов)

- А теперь вы посидите,
И внимательно смотрите,
Чтобы слова не пропустить
И верно сказочку сложить.

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом)

Очень рады мышь-норушка
И зеленая … (лягушка)
Рад и побегайчик –
Длинноухий … (зайчик)

Ничего, что ростом мал
Меховой домишко –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка)

Всем хватило места в нем –
Вот какой чудесный … (дом)

Маша в коробе сидит,
Далеко она … (глядит)

Кто несет её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет её … (медведь)
Вместе с пирогами.

Путь не близкий,
Дальний путь,
Хочет мишка … (отдохнуть)

Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный … (пирожок)
По дороге … (съесть)

- А кто помнит, какие слова говорил медведь, когда шёл с коробом в деревню? (Ответы детей)
- А что ему отвечала Машенька? (Ответы)
Га-га-га зелёным лугом
Ходят птицы друг за … (другом)

Плещет синяя река,
Солнышко садиться:
«Не спеши нас есть пока,
Рыжая… (лисица)!

Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку … (споём)

Ах, как песенка долга,
Слышно только: … (га-га-га)
Ждёт лисица много лет,
А конца у песни … (нет)

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может, было,
А может быть и нет.

Цель: учить детей давать правильную оценку событиям по содержанию сказок и в жизни.

Ход занятия

I. Постановка задачи.

Воспитатель. Сегодня вы увидите две инсценировки. Хорошо подумайте, чему они нас учат, умейте сделать для себя вывод. Надо дать правильную оценку событиям и характеристикам героев. Итак, инсценировка первая.

Про Мышку-воришку и Кота-ротозея

(по мотивам сказки Г. Ладонщикова)

Действующие лица: ведущий, Мышка, Кот, Хозяйка.

Ведущий. Жила-была под полом Мышка. Потихоньку проделала она вход в кладовую, где хозяйка, к великой радости мышки, хранила продукты. Здесь она обнаружила мешок проса.

Мышка (потирает лапки).

Проса к себе натаскаю,

Зимнего голода я не познаю.

Сыплет из дырочки, проделанной в мешке, в свой мешочек просо.

Мышка (приподнимает свой мешочек).

Ноша моя и так тяжела.

Надо теперь обмануть кота,

Который у входа в норку лежит,

Сердечко мое стучит и дрожит.

Кот (настороженно). Слышу я шорох мышиный.

Мышка (выбегает из кладовки с просом, встречает взгляд Кота, храбрится).

Кот ты противный, Зачем здесь лежишь, Норку мою сторожишь?

Кот (хватает Мышку, злорадствует).

Ну, что? Попалась?

Кот готовится съесть Мышку. Мышка роняет мешочек с просом.

Кот.

Сейчас тебе придет конец,

Покой водворится у нас наконец!

Мышка (жалобно). Прости! Я случайно.

Кот (с раздражением).

Все время шумишь,

Спать не даешь мне,

Мышка (умоляет Кота).

Не буду я больше шуршать,

Сладкий твой сон нарушать.

Кот (угрожающе). Сейчас тебе крышка!

Не ешь, посмотри,

Я же очень худа.

Кот (злорадно).

Мышка.

Съешь меня после,

Кот.

Я стою на посту,

А ты помешала мне

Я должен тебя наказать!

Мышка (с отчаянием).

Позволь мне хотя бы

Вернуть тебе просо,

У тебя из-под носа.

В норке без пользы

Кот (соглашается).

И верни побыстрей!

Кот отпускает Мышку.

Мышка.

В норку умчусь поскорей,

Выйду из норки, может, весной.

Кот (сердито).

В нору от меня убежала.

Хозяйка (с гневом).

Напрасно ее сторожишь.

Не буду тебя я любить,

Не стану тебя кормить.

Кот (умоляюще).

Хозяйка, меня не гони,

Ты лучше меня прости!

У норки буду нести караул,

Чтоб враг не прошел,

Вопросы для общения с детьми:

- Что можно сказать о персонажах сказки?

- Как можно охарактеризовать Мышь?

- Права ли Хозяйка?

- Кто вам больше всего нравится? Почему?

Мышь и воробей

(по мотивам удмуртской сказки)

Действующие лица: Сказочник, Мышь, Воробей.

Сказочник. Жили-были на свете Мышь и Воробей. Никогда не ссорились, любую работу сообща выполняли.

Однажды нашли друзья на дороге три ржаных зернышка. Решили они поле засеять. Мышка землю пахала, Воробышек боронил.

Рожь уродилась славная! Мышь зубами сжала ее, а Воробей крылышками обмолотил.

Стали они делить урожай: одно зерно - Мышке, одно - Воробью, одно - Мышке, одно - Воробью. Делили, делили, а последнее зернышко лишним осталось.

Мышь. Это зерно мое, когда я пахала, нос и лапки до крови натрудила.

Воробей. Нет, это зерно мое. Когда я боронил, крылышки до крови избил.

Сказочник. Долго они спорили. Но вдруг Воробей зернышко склюнул и улетел прочь.

Воробей. Попробуй меня догнать, мое зернышко отнять.

Мышь (огорченно). Не буду я тебя догонять! Зачем мы затеяли спор?

Сказочник. Долго ждала Мышь Воробья. Свою долю в норку перетаскала.

Мышь. Подожду Воробышка. Пусть свою долю забирает. Надо нам помириться.

Сказочник. Не летит Воробей. Пришлось Мышке долю Воробья в свою норку перетаскать. Всю зиму не голодала. А Воробей остался ни с чем. На холоде дрожал-голодал.

Вопросы для общения с детьми:

- Кто вам больше понравился в этой сказке? Почему?

- Почему пострадал воробей?

- Сравните обе сказки.

- Кто в этих сказках побеждает? Почему?

- Чему учат эти сказки?

II. Творческая работа.

Группа детей делится пополам: одни иллюстрируют первую сказку, другие - вторую.

Читайте также: