Конспект подгруппового занятия для детей с дизартрией

Обновлено: 05.07.2024

формировать умение различать на слух фонематические противопоставления:

гласный– согласный звук, твёрдый – мягкий согласный;

развивать умение выполнять простой фонематический анализ слога (обратного АМ, ОМ, УМ, прямого МИ);

развивать умение осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания.

Пособия и материалы:

Словесный: пояснение, объяснение, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, интонированное произнесения.

Практический: игровые упражнения, вопросы, поисковые действия, закрашивание.

Сюрпризный и игровой моменты, создание проблемной ситуации, беседа, мозговой штурм.

Медвежата сладко спят дети опускают головы на сложенные на столе руки

И расслаблено сопят спокойно и глубоко дышат

Солнце глянуло в окошко, крепко зажмурить глаза

Все зажмурились немножко.

- Медвежата, хватит спать, широко открывают глаза

Вам давно пора вставать. встают со своих мест.

Медвежата все проснулись с напряжением тянут руки вверх, улыбаются

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут. Шагают на месте.

Кран, откройся имитируют открывание крана

Нос, умойся, вдоль носа указательными пальцами сверху-вниз

Мойтесь сразу оба глаза круговые массирующие движения по векам

Лоб и щеки, разглаживание лба от центра к вискам

Мойся шейка повороты головы вправо-влево

Ручки мойтесь хорошенько растирают руки

Чистить зубы мы начнём.

Медвежата мёд лакали лакательные движения язычком

Лижут с нёба сладкий мед гладят языком нёбо

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить кистью руки изображают чашку

Но сначала остудить.

-Вы медвежата не ленитесь

Потом пейте имитируют питьё из чашки

Завтрак съеден, медвежата

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

2.Метод мозгового штурма.

Дети проговаривают стихотворение, закрытыми глазами, взявшись за руки.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Что учили на занятии.

- Скажите, что я сейчас произнесу? А-И-П-О

- Какие бывают звуки?

- Что составляем из звуков?

-Звуки – мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

У каждого ребёнка карточка с недописанной буквой. Дописать недостающий элемент буквы, сказать какой звук она обозначает, придумать слово, со словом составить предложение.

- Отгадайте, кто к нам пришёл в гости?

Выставляются герои мультфильма.

4. Характеристика звуков м, мь по артикуляционным и акустическим признакам.

- Возьмите зеркала, произнесите имена героев.

- Какой первый звук в слове Маша? Что происходит с губами? (губы смыкаются, губы чуть-чуть сердятся).

- Какой первый звук в слове Медведь? ( губы улыбаются)

Воздух выходит через нос или через рот? (через нос).

Значит звуки м, мь какие? (согласные).

М –твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета;

Мь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

5. Развитие фонематического восприятия, дифференциация м, мь.

Восприятие звука в потоке звуков, в слогах, в словах.

- ам, ти, ан, ми, му, на, ди;

- молоко, мишка, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

6. Анализ и синтез слогов со звуками м, мь.

- Послушайте и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек – символов и составьте схемы.

Будьте внимательны: АМ, МА, ЫМ, МИ.

7. Определение позиции звуков м, мь в словах.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко поднимаем руки вверх, встаем на носочки

Мы подуем низко, руки перед перед собой, приседают и дуют

Мы подуем далеко, руки перед собой, наклоняемся и дуем

Мы подуем близко руки на грудь и дуем на них.

- Наполнились волшебной силой? Приступаем к заданию.

8. Физминутка.

9. Развитие просодики.

Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса).

Бедный мишка заболел

Мишка много меда съел

Мишка плачет и кричит

- У меня живот болит!

10. Знакомство с буквой.

- Дети, а вы любите своих мам? (да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой М.

Давайте попробуем её изобразить вместе:

Взявшись за руки,

- Молодцы! А еще из чего можно сложить букву?

11. Итог занятия.

- С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

- Давайте вспомним и произнесем в свои ладошки и опустим в шкатулку слова со звуком М, Мь. (из шкатулки дефектолог достаёт разноцветные звёздочки).

Ваши слова превратились в звёздочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ЭСКИМО, 2003. -48 с.

Литвинчик Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой. – Мозырь: Содействие, 2009. – 152 с.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М.: ГУМАНИТ изд.центр ВЛАДОС. – 2003. 216 с.

Почитай, подумай, угадай. Автор-составитель Е.Е. Нерад. – Мозырь: Содействие, 2007. -104 с.

Смоляная В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению /В.С.Смоляная. – Мозырь: Содействие. – 2010. -84 с.

Царёва Л.П. Читаем вместе: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения/Л.П.Царева. – Мозырь.: Белый Ветер, 2015 – 63с.

Программное содержание занятия. Основные направления работы.

1. Формирование и развитие:

  • понимания речи;
  • коммуникативных навыков;
  • мелкой моторики;
  • зрительного и слухового восприятия;
  • зрительной и слуховой памяти,
  • правильного физиологического и речевого дыхания;
  • мимики, голоса;
  • фонематического слуха;
  • общей артикуляционной моторики.
  1. Усвоение специальных артикуляционных упражнений для постановки данного звука, выработка необходимого уклада органов речи.

2. Этап постановки звука

  • Постановка по подражанию;
  • Постановка с механической помощью;
  • Смешанный способ постановки звука

3. Этап: автоматизация звука

  • Произнесение изолированного звука;
  • Введение звука в слоги;

Знакомство с гостями. Приветствие.

Я мальчик хороший.

Девочка без капризов.

Я рад познакомиться с вами.

(Дети садятся за стол на стул слева, справа, по середине по указанию логопеда).

Логопед : (обращается к детям)

  • Внимательно послушайте стихи. Подумайте о чём они.
  • Летний сад порыжел немножко,

Хоть возьми да и перекрась.

Это осень, рыжая кошка,

Темной ночью сюда пробралась.

  • О каком времени года говорится в этом стихотворении?
  • Почему осень сравнивается с рыжей кошкой?

Логопед : Да, осень самая яркое время года.

А какие другие времена года вы знаете?

Логопед: - Посмотрите на рисунки. Узнайте и назовите все времена года. Разложите картинки по порядку.

Дети: Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Логопед: - Вы правы. У каждого времени года есть свои отличительные признаки, особые приметы, которые мы видим, по которым мы узнаем и различаем их. Посмотрите, каждое время года имеет свой основной цвет. Напомните мне по цвету.

  • Осень какая? - …золотая;
  • Зима богата каким цветом? - …белым.
  • Весной много какого цвета? - … голубого
  • Лето какое? - … зеленое.

Дети . Рассматривают рисунки отвечают на вопросы.

Логопед: Сегодня я хочу открыть вам один маленький секрет: у каждого времени года есть приметы, которые мы не видим, а слышим. Это особые приметы – звуки. И помните какие звуки мы чаще всего слышим зимой?

  • Завывание вьюги (упражнение на выработку длительной узкой направленной воздушной струи через губы трубочкой).

Озвучить выдох (голос от тихого к громкому: уууУУУ; от громкого к тихому УУУууу).

  • Звон капели (барабанят пальцами по столу: медленно, затем быстро, всеми пальцами обеих рук; повторяют за логопедом заданный ритм капели.

Логопед: – И у осени есть свои особые, отличительные звуки. Послушайте стихи. Скажите, какими звуками наполнена осень?

Шлёпанье тихое, кто это? – Гном?

Нет. За окошком, нам не слышна, шорохом тихим осень прошла.

Логопед: Припомните, какие же звуки приносит нам осень.

Закройте глаза, прислушайтесь:

Логопед : - Да это же гномик! И пришел он к нам из (какого) леса, как вы думаете? Почему?

Дети: Рассматривают игрушку отмечают, что его волосы, борода выкрашены в осенние цвета, значит он пришел из осеннего леса.

Логопед : - Гномик рад познакомиться с вами. А вы рады? Покажите гномику, что вы рады тоже, улыбнитесь ему. (Мимика радости, оживления).

  • Уж не знаю, как, но гномик принес с собой большущую сумку, ой в сумке что – то есть, (сумка тоже осенних цветов).

Дети: Выражают мимикой удивление, ожидание, заглядывают в сумку, достают из неё маленькую сумочку, украшенную летними цветами.

Логопед: - Дети, вы догадались, кто подарил гномику эти сумки?

Дети: Большую подарила осень, маленькую лето (объясняют, почему так думают).

Логопед: - Знаете, гномик опечален (высыпает из маленькой сумочки бусинки).

Его бусы, когда он шел по лесу, зацепились (за что?), нитка порвалась, бусинки рассыпались. Он их собрал, но не успел нанизать на нитку. Посмотрите, бусинки похожи на капельки летней росы. Поможем гномику собрать их? Но сначала мы приготовим к работе наши пальчики наши руки.

Дети: Выполняют упражнения:

Логопед: А ещё сделаем для нашего гномика подарки. Мы подарим ему в виде бусинок наши ладошки.

Дети: Обводят на листочках ладошки. Листочки с рисунками прячутся в сумочку. Сумочка встряхивается из неё высыпаются бусинки в виде руки.

Дети нанизывают бусинки поочерёдно то капельку, то ладошку. Дарят гному, он рад, дети тоже. Улыбаются.

Логопед: А давайте ещё раз заглянем в сумку мне кажется, там ещё что – то есть.

Мне интересно, а вам? (дети изображают заинтересованность)

Заглядывают в сумку, достают осенние листья.

Логопед: - Да это же листья! Они пахнут лесом. Понюхаем их. (глубокий вдох носом выдох через рот)

- Расскажите, какие у вас листья по цвету.

Вспомните, какими они все были летом? Кто же их перекрасил?

  • Осень тонкой длинной кистью перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой, как хорош ты лист цветной.

  • Но как осенние листья попали в сумочку к нашему Гномику?

Ведь растут они так высоко, а Гномик такой маленький.

Отвечают на вопрос как листья могли попасть в сумочку. (ветер подул сорвал листья).

Логопед: показывает рисунки

И на деревья пестрые подул, подул, подул,

Красный, желтый, золотой облетел весь лист цветной.

  • Подуем и мы на наши листочки, но щеки при этом надувать не будем.

Дети: Глубоко вдыхают, делают длительный выдох: через губы трубочкой по желобку, по распластанному языку, через узкую щель посередине языка.

Листьев нет лишь ветки видно.

Дети: выполняют мимические упражнения.

Ш, к, х, ш, п, ш, н, ш, г, и т.д.

Выделение среди близких по акустико – артикуляционным свойствам

ш, с, ш, ж, ш, щ, ч, ш, ш.

Логопед: Мы уже научили Штушу выдувать воздух по середине языка, научились сами. А сейчас поучим губы выполнять упражнения и удерживать нужное, правильное положение.

Дети: Выполняют упражнение для губ.

(логопед оказывает помощь детям, дает пояснения).

Логопед: А теперь поработаем и с язычком. И сначала подготовим его к выполнению нужных упражнений.

Дети: выполняют ряд самомассажных упражнений.

  • Непослушный язычок (пошлёпать по языку верхней губой).
  • Протискивание языка между зубами.
  • Покусывание языка губами с одновременным выдвижением кончика языка вперед, затем назад.
  • Перетирание средней части языка с боков вперед – назад.
  • Сжимание средней части языка с боков и раскачивание языка, как лодочки.
  • Высунуть кончик языка, взять его большим и указательным пальцем и делать движения как гармошкой: то сжимать, то растягивать.
  • Высунуть язык сильно, взять его среднюю часть большим и указательным пальцами и делать движения, как гармошкой: то сжимать, то разжимать.
  • Барабан. Высунуть язык и бить по кончику языка и средней его части поочередно то правым указательным пальцем, то левым.

Логопед: Язычок готов к выполнению упражнений. Теперь он будет выполнять упражнения сам.

  • по подражанию,
  • с механической помощью,
  • самостоятельно.

Штуша устал и приглашает вас в лес на прогулку.

Дети: встают, выходят из-за стола, потягиваются, проговаривают слова:

Вырос лес до небес,

Тянет к солнцу ветки лес

Шагают прямо, боком влево (приставным шагом), вправо, назад.

Солнце ярко светит

Нет на небе тучек

Прыжки на двух ногах.

Ветер дунул: фу-фу-фу

Дети дуют трижды через губы, сложенные трубочкой.

Посмотрите: высоко набегают тучи.

Дети закидывают голову назад

Тучи очень близко…..

Дети: - Мы присядем низко

Логопед: - А если хлынет дождик?

Дети: - Спрячемся под зонтик

Логопед: - Дождь прошел,

Дети выглядывают из – под зонта.

Логопед: - Снова стало хорошо,

Дети: Выглянуло солнце

Чистое до донца.

Логопед: Снова тучи за горой

Побежим быстрей домой

Дети: Возвращаются к столам меняются местами, садятся на стулья по указанию логопеда: слева, посередине, справа. На столе горка листьев.

Логопед : Мы по лесу ходили,

Лесных жителей разбудили.

Вон, листва зашевелилась,

Проснулась змейка, рассердилась,

Логопед: Тише, тише, малыши!

Логопед: Тише, тише, малыши!

Топал, топал, убежал,

До свиданья не сказал…

Покинув теплый теремок,

Прибежал сердитый волк,

И лисичка, и лягушка,

Вслед за ними мышь-нарушка,

А еще зайчонок Тишка,

И последним шел Топтыжка.

(Появляются игрушки по ходу того, как дети вспоминают и называют их в той последовательности, в которой они появились в стихотворении).

Логопед: Увидели звери Штушу – Кутушу и решили узнать, кто это их разбудил.

Но только хотела лягушка спросить, что это тут за переполох в осеннем лесу, открыла рот, но только сказала.

Дети : -Аааа- (узнают и произносят по беззвучной артикуляции логопеда).

Логопед: А Штуша остановил её. Как?

Дети : Шшшш (по беззвучной артикуляции логопеда).

Логопед : Сложились, слились звуки и получился слог. Какой?

Звери Штуша Слоги

Волк (сердито) – ууу УШ

Зайка залопотал – эээ ЭШ

Лиса удивилась – ооо ОШ

Мышка пискнула – иии ШИ

Мишка заревел – ыыы ЫШ

Логопед : Понравилось это зверятам и они предложили Штуше ещё поиграть, только теперь Штуша будет произносить свой любимый звук сначала, а звери потом, после. Подумаем как теперь сольются, сложатся звуки, какой слог получится теперь.

Штуша Звери Слоги

Логопед : Ши! – сказал медведь

В страхе разбежались.

А мышка – норушка даже и сказать ничего не успела.

А чтобы маленькой мышке не было обидно за незаконченную игру, все свои стихи он посвятил мышке.

(детям раздаются карточки с портретиком Штуши и текстом стихотворений,

дети прощаются со Штушей).

Логопед : Мы попрощались со Штушей, попрощаемся с гостями.

Я мальчик хороший.

Девочка без капризов

А я Серёжа, мы прощаемся с вами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КРД С ДОШКОЛЬНИКОМ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л"

ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ СТАНОВИТСЯ С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ. КОНСПЕКТ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН НАЧИНАЮЩИМ ЛОГОПЕДАМ.


Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.

Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и .

Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для детей 5-6 лет.


Конспект занятия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с трех до пяти лет по программе«Социокультурные истоки».



Конспекты индивидуальных занятий для развития словообразовательных навыков у детей со стёртой формой дизартрии

Конспекты индивидуальных занятий на развитие словообразовательных навыков.

Конспект индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, постановка звука [ш].

Трунова И.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №18 города Крымска, Краснодарского края. (17 лет педагогического стажа).

ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш)

Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Учить правильно произносить звук (ш) с механической помощью.

Продолжать учить выделять звук (ш) из ряда слов.

Закреплять лексическую тему “Овощи”.

Упражнять в подборе слов - антонимов.

Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Игрушка “Змейка”; схемы артикуляционных упражнений; муляжи овощей; одноразовый шпатель для постановки звука (ш).

Содержание организованной деятельности

Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, поработать над дыханием, сделать гимнастику для языка.

Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). “Посмотрим, будет ли дождик ”: Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо — увидеть “арбуз”, посмотреть налево — увидеть “дыню”. Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

А сейчас поработаем язычком. Выполним последовательно упражнения “Забор” — “Окно” — “Мост” — “Лопата” — “Вкусное варенье” (следить или держать пальцами нижнюю губу) — “Фокус” — “Теплый ветер”.

Логопед. Правильно, к нам пришла “Змейка” ( выставляет игрушку ). Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Что бы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).

Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая?

Ребенок. Нет добрая!

Логопед. Она грустная?

Ребенок. Нет веселая!

Логопед. Она колючая?

Ребенок. Нет, гладкая!

Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась ( постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: “Вот ты где!”

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, игрушка и т.д.

Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).

Развитие мелкой моторики.

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Змейка устала и уползла к себе в домик. Покажи мне еще раз, как змейка шипела ( постановка звука (ш) от звука (с) с механической помощью).

Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал змейке, как хорошо у тебя это получается!

Речевые задачи:

Коррекционные задачи:

• развивать фонематические процессы;

• коррекция речевого дыхания;

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к занятию;

• воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Золушка).

2. Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

3. Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

4. Развитие общей моторики

Капусту нашел, сел, поел

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).

5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.

Массаж лица и языка по основным линиям.

6. Работа над дыханием

Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.

7. Автоматизация звука в изолированном виде

8. Акустико-артикуляционная характеристика

Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?

Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.

9. Связь звука с буквой

На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)

На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.

10. Развитие мелкой моторики

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)

11. Работа над голосом

(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.)

12. Развитие фонематического слуха

13. Автоматизация звука в слогах

Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:

За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу

Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз

Давай ей подпоем.

14. Автоматизация звука в словах

А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано

Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.

15. Развитие фонематического восприятия

16. Формирование лексико-грамматического строя речи

И последнее задание мачехи: скажи ласково.

зайка - заинька зонт - зонтик

зуб – зубик таз – тазик

17. Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Елизарова Светлана Владимировна

Речь - уникальный продукт человеческой психики. Она невозможна без взаимодействия различных уровней и областей головного мозга. Вопрос анатомии и физиологии речи затрагивали в своих работах многие авторы, такие как Л.О. Бадалян, С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстров и др. Индивидуальные занятия с ребенком с дизартрией строятся по-особому.
Речь развивается как самостоятельная функция на базе условно-рефлект орной деятельности. Сочетание раздражителей (зрительных, слуховых и тактильных), которые приходят в кору головного мозга, формирует связи между долями мозга. На основе этих связей развивается восприятие и воспроизведение речи. На занятии учитывается,что в теменной доле головного мозга фиксируются движения артикуляторных органов (праксис). Внутренние связи между слуховым и зрительным отделом являются базой формирования пассивного словаря. Лобный конус является наиболее важной областью: в данной области коры создаётся программа речевого высказывания, программы волевой деятельности, планирования поведения. Он делает речь осмысленной, мышление - речевым, абстрагированны м.
Моторная организация речи обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов, которые поступают от мышц (кинестезии). В премоторной области синтезируются программы речедвигательно го акта (кинемы). В третичных отделах коры больших полушарий происходит аналитико - синтетическая деятельность, в результате которой акустико-моторн ая информация, поступающая из вторичных зон, перекодируется в смысловые схемы.
От моторной области начинается пирамидный путь, который условно подразделяется на корково - бульбарный и корково - спинальный, заканчивающийся в ядрах черепно-мозговы х нервов и в спинном мозге. От ядер черепно-мозговы х нервов и спинного мозга отходят периферические нервы к мышцам скелетной и артикуляционной мускулатуры. Занятие построено с учетом всех этих факторов.

Галямова Анастасия Владимировна

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

Читайте также: