Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи

Обновлено: 06.07.2024

Цель: знакомство с театром и обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить детей с историей возникновения театра;

- побуждать к импровизации.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- развивать внимание, память, мышление, воображение;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать речевое дыхание;

- развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к театральной профессии актёр;

- воспитывать желание играть с театральными куклами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ

1. «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Но чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актёры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно. (театр)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции.

Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины.

Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.

Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.

2. Артикуляционная гимнастика

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Буду подражать слону!

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3. Дыхательная гимнастика

Свистит ветер — ССССССС.

Шумят деревья — ШШШШШ.

Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.

Комар звенит — 3333333333.

Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

Метёт метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила — С! С! С! С!

Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!

Родились у нас котята - (пальчики в кулачке)

Их по счету ровно пять. (разжать пальчики)

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать? (сжимать и разжимать кулачок)

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца, после сжать кулачок)

Раз - котёнок самый белый, (разжать мизинец)

Два - котёнок самый смелый, (разжать безымянный палец)

Три - котёнок самый умный, (разжать средний палец)

А Четыре - самый шумный. (разжать указательный палец)

Пять - похож на Три и Два – (разжать большой палец)

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке, (покрутить большим пальцем)

Так же спит весь день в корзинке. (положить большой палец на ладошку другой руки)

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять! (поочередно разжимать пальчики начиная с мизинца)

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать. (показать ладошку с разжатыми пальцами)

ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ

Умыли лапкой щёчки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГ)

Оборудование: Демонстрационные картинки, раздаточные материал, карандаши.

1. Организационный момент .

Логопед : Сядет тот , кто назовет мне животных которых он видел в зоопарке.

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята на прошлом занятии я вам рассказывала про животных жарких и северных стран. И говорила, что этих животных мы можем увидеть в зоопарке. Сейчас мы их вспомним. Я вам буду загадывать загадки, а вы их будете отгадывать.

Живёт во льдах он северных ,

Ласты вместо ног .

Питается он рыбою

И бьёт хвостом об лёд …( морж, тюлень ).

В природе все его боятся ,

Ведь он царём зверей слывёт ,

Но вам не может повстречаться ,

Он только в Африке живёт …( лев ).

Он ходит голову задрав ,

Не потому что важный граф ,

Не потому что гордый нрав ,

А потому что он …( жираф ).

Рога носить ему не лень ,

Потому что он …( олень ).

Словно школьная тетрадка …( зебра ).

Любопытных полон дом ,

Пришёл на праздник в гости …( слон ).

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый… (Белый медведь)

Руки ей нужны как ноги!

Без тропинки, без дороги

На деревьях утром рано

Ловко скачет … (Обезьяна)

Логопед : Молодцы ! Давайте вспомним , какие отгадки прозвучали . ( Дети называют , логопед выставляет картинки с изображением животных ).

3. Упражнение “ Кто- какой?”

Логопед: А теперь ребята давайте опишем каждое животное только теми словами которые отвечают на вопрос какой?

Слон какой? Большой сильный высокий огромный серый

Зебра какая? Полосатая быстрая пестрая красивая

Олень какой? Рогатый быстрый большой высокий коричневый

Жираф какой? Высокий длинношеий пятнистый быстрый

Обезьяна какая? Шустрая быстрая хитрая ловкая

Морж какой? Неуклюжий большой толстый усатый

Лев какой? Красивый сильный ловкий смелый

Медведь какой? Сильный косолапый ловкий быстрый мохнатый

4. Упражнение “ Кого не стало”

Дети : Нет зебры . Нет льва . Нет моржа . И т . д .

5. Упражнение “ Чей детеныш?”

Логопед: Хорошо ребята! Вы знаете, ведь в зоопарке животные живут не одни,а семьями. У каждого своя семья. Но пока мы играли некоторые детеныши выбежали из своих клеток, а нам надо показать им дорогу обратно домой. Возьмем карандаши обведем детеныша и нарисуем дорожку к его родителям.

Лев львица львенок

Медведь медведица медвежонок

Слон слониха слоненок

Олень олениха олененок

Морж моржиха моржонок

Тигр тигрица тигренок

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Все мы весело играем

И движенья выполняем

(Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево)

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

(Прыжки с хлопками над головой)

А вот добрый, умный слон

(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)

Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

(Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево)

Лапку к лапке приставляя,

Друг за другом поспевая,

Шли пингвины дружно в ряд,

Словно маленький отряд.

(Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево)

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)

Прыжок назад, потом вперед.

(Движения соответствуют тексту)

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он вразвалочку идет,

Танцевать с собой зовет.

(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)

Вот змея, она пугает

(Волнообразные движения правой рукой)

И к себе не подпускает.

По земле ползет она,

(Волнообразные движения туловищем)

И всегда собой гордится,

Выступает ровно, прямо.

Смотрит гордо, величаво!

(Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носок, с одной ноги на другую)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

И в тележке расписной

Покатает нас с тобой.

(Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног)

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

Логопед: Ребята, в лесу случилась беда. Неаккуратные люди, которые не знают как обращаться с огнем, развели в лесу костер и начался пожар! Пожар потушили, но бедным зверям теперь негде жить. И пока лес не восстановится они будут жить в нашем зоопарке. Мы их должны разместить, а для этого их надо посчитать. (5 обезьян, зебр, тюленей и т.д.)

Логопед: Ребята, кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела и назови их.

Я нарисовал тигру хвост. – Я нарисовал тигриный хвост.

Я нарисовал жирафу уши и рога. – Жирафьи уши и рога.

Я нарисовал медведю лапу. – Медвежью лапу.

Я нарисовал слону хобот. – Слоновый хобот.

Я нарисовал тюленю ласту. – Тюленью ласту.

Логопед: Ребята, сегодня мы побывали в зоопарке. Давайте вспомним каких животных мы там видели? ( Ответы детей)

Цель:
- повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста.

Оценить 597 0

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста.

- повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста.

Задачи:

•Коррекционно – образовательные:

- Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему;

- Учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно;

- Развивать грамматический строй речи;

- Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

•Коррекционно – развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание;

- Развивать общую и мелкую моторику.

•Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение к занятиям;

- Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности;

- Умение слушать собеседника не перебивая;

- Воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Оборудование: ноутбук с проектором, магнитная доска с магнитами, конверт с картинкой - пазл собака, конверт с картинками по рассказу (4 шт не относящиеся к рассказу, схема, мяч, конверт с подарками, указка, картинка черный кот, солнце картонное и прищепки со солнечными зайчиками (смайликами).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Продумать первые слова (а вы умеете улыбаться доброй улыбкой, хотите вас научу)

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

2. Проблемная ситуация .

Рассыпались картинки для книжки (лэпбука) по составлению рассказов

3. Первичное знакомство с текстом.

- Когда я спросила своих деток, какой рассказ вы отправите, они мне положили в конверт ответ. Давайте вместе посмотрим, что они положили в конверт под номером 1. Вот какие мои детки -шутники, всю картинку разрезали. Как же теперь нам узнать, о ком рассказ? (Картинка-пазл собака).

- Так о ком мы будем учится пересказывать рассказ? (О собаке) - А собака какая, опишите мне ее. (Грустная, пушистая, серая, красивая, добрая, спокойная, смелая, доверчивая)

Соня и Слава стояли на автобусной остановке. На остановке дети ели бутерброды. Вдруг бутерброд заметила голодная собака. Собака внимательно глядела на Славу и Соню. Слава отломил кусок бутерброда и дал его собаке. Собака съела бутерброд и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

4. Беседа по содержанию. (В центре зала играем с мячом).

- Как звали детей? (Соня и Слава) А где дети стояли? (на автобусной остановке) Что дети делали на остановке? (ждали автобус и ели бутерброды) Кто заметил бутерброд? (голодная собака) на кого смотрела собака (на Соню и Славу) Что сделал Слава? (отломил кусочек бутерброда и дал собаке) что сделала собака, когда съела кусок бутерброда (завиляла хвостом) Кто кому улыбнулся? (Соня улыбнулась Славе)

Предложить детям ответить на вопросы: хорошо ли поступил Слава? А что бы вы сделали на их месте?

Теперь пора открыть конверт под номером 2. (Картинки к рассказу)

Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки, относящихся и не относящихся к рассказу.

- Посмотрите и скажите, какие картинки лишние? Вот мои дети проказники, положили лишние картинки! Кого или чего не было в рассказе? (Убрать лишние картинки)

Я прячу одну картинку, дети должны отгадать какой картинки не хватает.

Сделать под музыку (найти)

5. Составление картинок в предложения. (на полу)

• Выкладываем картинки в соответствии с последовательностью рассказа.

- Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. (Проговариваем вместе каждое получившееся предложение)

- Ребята, а вы заметили, что у нас есть одинаковые картинки?

После первых двух предложений обращаю внимание детей на "правило дружбы предложений" - предложение заканчивается и следующее начинается на одно и то же слово.

- Эти картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое.

• Проводится словарная работа по уточнению значений сложных слов: автобусная остановка, бутерброд.

Автобусная остановка - специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай).

Бутерброд - представляет собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные продукты.

Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре.

- Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли)

- Каких картинок не хватает?

- Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. (Выясняю у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе). Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)

- Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети рассказывают те предложения, в которых исчезли картинки)

Дети постепенно восстанавливают текст. Обращаю внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях и фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

6. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы. (Перенос картинок на магнитную доску)

- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты и стрелочки – это слова, а вместе получится предложение. Давайте выложим картинки к первому предложению. Уточняется, что в каждом предложении есть слова-действия (стрелочки). Так заполняются все квадраты.

7. Пересказ детей по предложению с опорой на картинно-графический план.

- Кто готов рассказать весь этот рассказ по картинкам? Пересказ рассказа 1-2 детей

8. Подведение итогов.

(К солнышку прицепить лучики-прищепки с настроением (солнечные зайчики)

Молодцы ребята! Справились с такими сложными заданиями. А для того, чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы узнаем благодаря этому желтому кругу. Как вы думаете, на что похож этот круг. (На солнышко). А если на солнышко, то чего ему не хватает. (Лучиков). Вот здесь у меня лежат лучики, но вы посмотрите они с кем? Это солнечные зайчики. Одни с улыбкой, довольные, а другие без улыбки, грустные. Возьмите тот лучик, который по вашему мнению подходит для вашего настроения сейчас. Если вы были активны на занятии и поняли, как пересказывать рассказ по схеме, возьмите лучик с улыбающимся солнечным зайчиком. Если вы считаете, что что-то не поняли или не можете пересказать по схеме, возьмите лучик с грустным солнечным зайчиком.

- Какое задание было для тебя сложным, а какое легким?

- Кто тебе понравился в рассказе? Почему?

- Все смогут пересказать этот рассказ?

- Но мы забыли про третий конверт, который послали мои ребята. Посмотрим, что там? (Подарки)

- Мне было приятно работать с вами, вы все молодцы, справились со сложными заданиями, и жаль, что приходиться расставаться с вами. Все картинки и схему, я и мои ребята, вам дарим. И надеемся, что вы научите своих друзей пересказывать этот рассказ. До свидания ребята!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового логопедического занятия. Приоритетная образовательная область - речевое развитие.

Конспект подгруппового логопедического занятия

Автор конспекта: учитель-логопед

Вид занятия: тренировочное

Дата проведения:

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III уровня

Образовательные области: приоритетная – речевое развитие,

в интеграции – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: развитие связной речи с помощью наглядного моделирования.

Задачи приоритетной образовательной области:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать умение составления простого предложения по вопросам логопеда с опорой на картинку;

- развивать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать тактильные ощущения;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи;

- воспитывать умение работать в команде;

- учить бережному отношению к природе

Задачи ОО в интеграции:

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми; проявлять активность во взаимодействии участвовать врешения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функций в совместной деятельности; личностные – умение прийти на помощь;регулятивные –умение действовать по образцу, умение удерживать задачу на протяжении установленного времени, слушать взрослого и выполнять его инструкции;познавательные– умение выражать свои мысли, формулировать выводы.

Оборудование для детей: картинки с изображением птиц, грецкие орехи, мнемотаблицы

Читайте также: