Конспект по теме понятие

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов по изучаемой теме.

Формы обучения: фронтальная, групповая (в парах) и индивидуальная.

  • по завершении изучения темы “Отношения между понятиями” учащиеся должны знать, что такое понятие и какими характеристиками оно обладает (содержание и объем);
  • уметь устанавливать отношения между понятиями и изображать их геометрически (с помощью кругов Эйлера);
  • уметь применять полученные знания и навыки при решении логических задач разных типов.

Цели:

а) знать, что такое понятие, научить учащихся определять его основные характеристики (содержание – совокупность существенных признаков объекта, процесса, явления; объем – множество объектов, каждому из которых свойственна определенная (одна и та же) совокупность свойств);

б) научиться сравнивать понятия (находить сходство и различие), устанавливать отношения между понятиями и изображать результат в виде кругов Эйлера;

в) формировать навыки решения логических задач с помощью кругов Эйлера.

а) развивать логическое мышление, а, следовательно, речь, как форму выражения мысли;

б) развивать познавательный интерес и творческий подход к решению практических задач.

а) воспитывать самостоятельность (через самоконтроль) и умение обмениваться информацией в парах (через взаимоконтроль);

б) воспитывать трудолюбие, любознательность, терпение, умение организовать себя и свою работу.

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята, приведите свое рабочее место в порядок и настройтесь на сегодняшний урок. Садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует в классе (учитель отмечает отсутствующих).

Ученики здороваются с учителем, садятся и готовятся внимательно слушать и воспринимать информацию, сообщаемую учителем.

2. Постановка темы урока (3 мин.)

Учитель:

- Представление человека об окружающем мире, объектах, явлениях природы формируется через его знания и личный опыт, наблюдение и эксперимент. Человек учится устанавливать закономерности, сравнивая окружающие его объекты. Так, по сути, и происходит процесс познания и развитие науки. Но, что лежит в основе наших представлений о мире, что управляет нашим сознанием?

Учащиеся:

Учитель:

- А как мы с вами мыслим? Для ответа на этот вопрос давайте отгадаем несколько загадок. (Слайд 1)

1) Устройство, предназначенное для обработки информации, “мозг” компьютера.

2) Память, позволяющая хранить информации временно.

3) Портативный персональный компьютер.

4) Поисковая система, созданная в России.

5) Форма представления информации, которая используется в печатных изданиях.

6) Как называется объект, который передает информацию.

7) Что такое 1 бит.

На экране появляется слайд с ответами к загадкам, из первых букв компьютерных терминов получается слово “ПОНЯТИЕ”. (Слайд 2)

Учитель:

- Теперь скажите, что лежит в основе нашего мышления?

Учащиеся:

На экране появляется слайд с темой урока. (Слайд 3)

3. Актуализация опорных знаний (12 мин.)

Учитель:

- Правильно. А что такое понятие? Как выражается понятие в языке? (Слайд 4)

Ученики:

- Понятие – это форма мышления, совокупность существенных признаков объекта или некоторого множества однородных объектов. В языке понятия выражаются словами (приводят свои примеры).

Учитель:

- Верно. Назовите основные приемы формирования понятий и дайте им определения.

  • Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  • Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в результате анализа.
  • Сравнение – это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  • Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.
  • Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Ученики приводят определения с примерами.

Учитель:

- Как сравнивать реальные объекты и понятия? Чем характеризуется понятиеи чем реальный объект?

Учащиеся:

- Сравнивая реальные объекты, мы сравниваем их признаки (цвет, форму, размер т.д.), а сравнивая понятия, мы сравниваем их характеристики - содержание и объем.

Учитель:

- Правильно. А что такое содержание и объем?

Учащиеся:

- Содержание – это совокупность существенных признаков объекта. Объем – это множество объектов, предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Учитель:

- Как мы описываем отношения между реальными объектами и понятиями?

Ученики:

- Отношения между реальными объектами мы описываем словами больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, дальше-ближе, а отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера (Слайд 5).

Учитель:

Хорошо. На экране представлена таблица, посмотрите на нее, проанализируйте и попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Учащиеся:

- Научиться сравнивать понятия и устанавливать отношения между ними. (Слайд 6)

Учитель:

- Правильно, молодцы. Теперь, давайте вместе сравним следующие понятия: “равносторонний треугольник” и “равнобедренный треугольник” сначала по содержанию, а затем по объему (Слайды 7-11).

Ученики выполняют задания (фронтальный опрос).

Учитель:

- А все ли понятия можно сравнить?

Учащиеся:

- Нет, не все. Если понятия имеют общие признаки, то их можно сравнить, а если их нет, то понятия несравнимые.

Учитель:

- Правильно. Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак (Слайды 13-20). Ученики выполняют задание (фронтальный опрос).

Учитель:

- А какие отношения между понятиями вы знаете. Приведите примеры.

Ученики называют отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения и исключения, приводят примеры.

Учитель для закрепления показывает на экране слайды с определениями названных выше отношений с примерами.(Слайд 21-25)

4. Решение практических задач (10 мин.)

Учитель:

- Выполните задание: определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера (Слайды 26-29). Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, затем обмениваются ими и проверяют друг друга (взаимоконтроль). После этого учитель вместе с учениками проверяет правильность его выполнения.

Учитель:

- Молодцы. Мы вспомнили все необходимые понятия и определения, пора применить полученные знания и навыки к решению логическихзадач (Слайд 30).

Учащиеся решают задачу самостоятельно.

Учитель:

- Давайте проверим полученный вами ответ.

Ученики приводят решение задачи. (Слайд 31)

Учитель:

- А есть ли другие варианты решения?

Ученики приводят другие варианты решения задачи.

5. Самостоятельная работа (10 мин.)

Учитель:

- Следующую задачу предлагаю вам решить самостоятельно на оценку (задание выполняется на листочках).

Слайд 32 (I вариант отвечает на вопросы а, б, д , II вариант – в, г, д).

6. Итог (1 мин.)

Учитель:

Давайте подведем итог нашего урока. Оцените, насколько вы усвоили урок, ваше мнение, изобразив, один из следующих смайликов.

Думаю, что все понял Не уверен, что понял все, сомневаюсь в некоторых заданиях Думаю, что понял тему плохо, мне многое не ясно

7. Постановка домашнего задания (3 мин.)

Учитель:

- В качестве домашнего задания предлагаю вам решить задачу с помощью кругов Эйлера, текст задачи представлен на экране (Слайд 34)

Учащиеся записывают краткое условие задачи в свои тетради.

Если на уроке останется время, можно использовать резервное задание (представлено на слайде 36).

Тема урока: Понятие как форма мышления.

  1. Дидактическая цель: дать представление об определении понятие.
  1. Задачи обучения: сформировать представления о понятии как одной из форм мышления

Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.

Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.

Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.

Исследовать: Основные логические приемы образования понятий

  1. Задачи воспитания: формировать у учащихся внимательность, усидчивость, аккуратность.
  1. Задачи развития: развивать логическое мышление и коммуникативную компетентность; развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие как форма мышления.

В понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.

Понятие в языке выражается одним или несколькими словами. Существуют слова-омонимы, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие (рис. 22, стр.48).

Словами (именами объектов) мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Поэтому говорят, что понятие — это форма мышления.

Как образуются понятия.

Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.

Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.

Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.

Вывод: Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приёмами формирования понятий.

Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нём не должно быть лишних слов, но не должно быть и недосказанности.

Конспект по теме

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

1) закрепить представление и понятии как форме мышления;

2) закрепить представление об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как о методах обработки информации;

3) познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие;

4) использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Запись домашнего задания

§2.3 стр. 51-53

РТ: № 93, 96, 97.

Работа с дневниками

Проверка домашнего задания

РТ:№ 86, №89, №91.

№86 Ответы учеников




Актуализация ранее изученного материала

- Что такое понятие?

- Какие формы логического мышления вы знаете?

- Что относится к чувственному познанию?

- Какие вы знаете логические приемы образования понятий?

- Понятие – это совокупность существенных признаков объекта или класса однородных объектов.

- Понятие, суждение, умозаключение.

- Ощущение, восприятие, представление.

- Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.



Познавательные:

-закрепление материала, изученного на предыдущих уроках

- развитие логического мышления, познавательной активности

Формулирование темы и целей урока

-Узнайте объект по описанию.

-Выделите из текста самые существенные свойства для формирования понятия об объекте.

- С помощью выбранных слов составьте более сжатое, но в то же время, более точное описание понятия об объекте.

-Подумайте, какое действие вы выполнили, когда составили подробное описание понятия об объекте?

- Только что ты назвал тему нашего урока.

- Назови цели урока:

- Называют самые существенные свойства кошки

- Составляют предложение из выбранных слов

- Дали определение понятию

- давать определение понятиям.

- свои знания о понятии как о форме мышления

Регулятивные :

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

Изучение новой темы

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему:

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым .

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим .

Выделим видовое понятие: О чем говорится?

Монитор — видовое понятие

Что такое монитор?

Устройство вывода – родовое понятие

Чем Монитор отличается от других устройств вывода (…..) – это и будет видовое отличие.

Чтобы дать определение понятия вы должны назвать к какому роду оно относиться и каково его отличие от видового понятия.

А сейчас самостоятельно разберите пример.

Попробуйте выделить: видовое понятие, родовое понятие, видовое отличие исходя из рассмотренной схемы.

Разберем еще одно определение понятия:

Вывод: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении.

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

- Монитор – это устройство вывода текстовой или графической информации в форме, доступной пользователю.

- о мониторе

- Это устройство вывода

1. Глобальная сеть — это компьютерная сеть, объединяющая целые государства.

Ответ: Глобальная сеть – это видовое понятие. Компьютерная сеть – родовое понятие. Сеть объединяющая целые государства – видовое отличие.

2. Фейерверк - цветные декоративные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий.

Ответ: Фейерверк – это видовое понятие. Огни – родовое понятие. Получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий – видовое отличие.

Познавательные:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

- Как строится определение понятия?

- Разберем определение понятия.

- Определение понятия часто строится из родового понятия и видового отличия.

-развитие логического мышления, диалогической речи

- На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пытаться разъединить руки.)

Постучали и открыли.

Технологическая карта урока. Сакс Светлана Ивановна. 6 класс. ФГОС.

Тема урока - Определение понятия.

закрепить представления о понятии как форме мышления;

закрепить представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации;

познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие;

использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока


Подравнялись все, садитесь!

Добрый день ребята, а он действительно добрый: нам повезло сегодня работать вместе.

Я рада знакомству с вами в преддверии нового года

Я, Светлана Ивановна учитель информатики проведу у вас урок. На уроке будем работать по технологической карте.


Обратите внимание лист разделен на две части, в левой части задания которые мы будем поэтапно выполнять ,а в правой критерии самооценки. Поскольку мы встретились накануне нового года предлагаю вам использовать в критерии не баллы, а новогодние шары.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Смотрят технологическую карту

Регулятивные УУД:

- эмоционально настраиваются на урок

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Давайте определим тему урока. Посмотрите на экран. Прочитаем текст узнайте объект по описанию. Читай …


Ребята о каком объекте говорится?


Выделите из текста самые существенные свойства для формирования понятия об объекте

Ребята Вы молодцы! Практически все называли существенные свойства правильно


.

Теперь с помощью выбранных слов дайте точное описание объекта.

Дети мы даем более точное описание, называете только те свойства, которые выделили.


Ребята а на что похож этот текст?

Что подсказывает Вам опыт работы на других уроках, например уроках русского языка, …

Тема урока Определение понятия. Запишите тему в технологическую карту урока.


Сформулируйте и запишите цель урока. Прохожу смотрю, как увидела говорю Молодец, верно цель обозначена Прочитай. Вывожу на экран


Сформулируйте и запишите в технологической карте, какие задачи надо решить чтобы достичь этой цели. Прохожу смотрю, как увидела говорю Молодец, верно цель обозначена Прочитай. Вывожу на экран


Оцените свою работу на этапе целеполагания


Один ученик читает.

Читают описание, отгадывают – обезьяна;

называют самые существенные свойства обезьяны;

составляют предложение из выбранных слов;

дают точное описание объекта

Записывают тему в технологическую карту

научиться давать определение понятиям.

Записывают в технологическую карту

Подсчитываю баллы и выставляют в карты

Познавательные УУД:

Строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

(1 балл ставится только при отсутствии ошибок в каждом задании) Всего 6 баллов.


Результаты тестирования занесите в технологические карты.


Расскажите как справились с тестом.

Записывают баллы в технологическую карту

Регулятивные УУД: определяют уровень усвоения ранее изученного материала.

Изучение новой темы


-

Для решения второй задачи обратимся к учебнику.

Откройте учебник на 49 странице,

Прочитайте текст определение понятия. Запишите ответы на 2 вопроса, которые находятся в технологической карте в разделе новая тема.

Дайте определение понятия.

Молодец, записал точно как в учебнике дано определение


Как строиться определение?

Как строится определение понятие.

Молодец, записал точно как в учебнике дано определение

Определение понятия часто строится из родового понятия и видового отличия.

Рассмотрим пример, который находится в технологической карте. Прочитаем текст о новом годе. Из этого текста в технологической карте урока выпишите видовое понятие, выпишите родовое понятие, а видовое отличие прямо в тексте подчеркните


.

Давайте выделим видовое понятие: О чем говорится ?

О каком празднике?(Новый год)

Новый год это и есть видовое понятие

Что такое новый год? (это праздник). Правильно!

Праздник – родовое понятие

Чем Новый год отличается от других праздников (…..) – это и будет видовое отличие.

Чтобы дать определение понятия вы должны назвать к какому роду оно относиться и какого его отличие от видового понятия.

А сейчас самостоятельно разберите второй пример.


Проверьте и оцените свою работу согласно критериям


работают с учебником

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Читают пример, выписывают родовое, видовое понятия, а видовое отличие подчеркивают

Подсчитывают баллы и заносят их в технологические карты

Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами

Регулятивные УУД: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Ребята мы хорошо поработали давайте отдохнём, для этого выйдите все в центр класса. И повторяйте движения за мной


Первичное осмысление и закрепление знаний


-

Рассаживаемся на свои места и продолжаем работу

Чтобы научиться давать определения понятиям поработаем в паре.

Чем работа в паре отличается от индивидуальной работы. ….

Помните об этом, вы работаете в паре, вы в ответе друг за друга, учитесь договариваться между собой, доверяйте и помогайте друг другу .

Образуем пары. Помогаю

Я приготовила к уроку две загадки.

Отгадываем первую загадку

Без него нам скучно всем
В Новогодний праздник.
Он - китайский господин
Сочный, сладкий-сладкий.

Как правило на новогодний стол каждая хозяйка ставит не только апельсин, а фрукты похожие на апельсин


Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают — шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к ним стоять придёт.
Каждой паре надо выбрать одно из понятий и дать ему определение . И записать в технологическую карту.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Посмотрите, как дается определение этому понятию в толковом словаре русского языка


Елка, тоже самое что ель – хвойное дерево.

Где здесь видовое понятие? Родовое понятие? А видовое отличие. Обратите внимание что для видового отличия достаточно слова хвойное.

Прочитайте еще одно определение понятия елка.

Елка- новогодний праздник, с танцами и играми вокруг украшенной ели.


Посмотрите, как дается определение этому понятию в толковом словаре русского языка

Читайте также: