Конспект по теме пасха

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока Урок введения в новые знания.

Технология построения урока Системно - деятельностный подход.

Тема урока Пасха

В области формирования УУД:

• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

• регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

• коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы: Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Орг. момент Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Каков порядок на столе,

Таков порядок в голове.

А мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем. Приветствие учителя.

Доклад дежурных о готовности класса к уроку. Личностные:

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Отрывок из стихотворения К. Роше: Слайд 2.

Христос Воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он – весь смиренье, весь – любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел – искупитель!

1. Какова главная мысль стихотворения?

2. Иисус Христос – кто он?

3. Каков Его поступок для человечества?

Дети отвечают на вопросы учителя

1. Христос воскрес.

3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие. Метапредметные:

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

- Что вы знаете об этом празднике?

- Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

- Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют. Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока. Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию ответа;

Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

4. Открытие новых знаний. - Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая) Верно!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

(Прослушивание колокольного звона) Слайд 5.

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н. Э., что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

(По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы.)

Слайд 6 Внимательно слушают.

Работа в группах.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Извлекать информацию из текстов.

5. Физкульт -минутка Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес) Коллективное выполнение Эмоциональный настрой

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

2. Работа по вопросам: слайд 7

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

1. Праздничная служба: Крестный ход, открытие Царских Ворот

3. Приветствие друг друга: Три поцелуя в щёки.

4. Пасхальное угощение : Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят)

5. 7 дней каждый может… Звонить в колокола.

Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте. Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.

проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

7. Самостоятельная работа

1. С каким событием связан праздник Пасхи?

Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

Христос воскрес из мертвых

С весенним праздником мая.

2. Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

Он спас израильтян от власти римлян

Он спас людей от глобальных катастроф

Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

Люди поняли, что о смерти не нужно думать

4. Какой день недели называют малой Пасхой?

Проверьте и оцените вашу работу. Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8. Итог урока - О чём узнали на уроке?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

- Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

Отвечают на вопросы учителя. Личностные:

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- уметь аргументировать свою точку зрения.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

1 На уроке я работал активно / пассивно

2 Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3 Урок для меня показался коротким / длинным

4 За урок я не устал / устал

5 Мое настроение стало лучше / стало хуже

6 Материал урока мне был понятен / не понятен

Оценивают своё участие в уроке.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10. Домашнее задание Слайд 16.

1. Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

2. Творческое задание.

1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

3. Пасхальные игры и развлечения.

4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня! Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

Список использованной литературы:

Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/А. В. Кураев. -М. : Просвещение

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Пасха наступила –

Поздравляю с праздником,

Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес. И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон : не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся : не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

Задачи урока: знакомство с историей возникновения праздника; формирование духовно-нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями; воспитание любви и уважения к культурному наследию России.

Познавательные УУД: сформировать умение выделять нужную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности.

Личностные УУД: помочь осознать учащимся смысл обычаев и традиций, связанных с праздником Пасха; познакомить с празднованием Пасхи на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо , жёны-мироносицы.

1. Организационный момент.

Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

- Отгадайте загадку, ведь речь в ней пойдёт о дне, способном несомненно вызвать улыбку на ваших лицах: (слайд 2)

День рожденья, юбилей,

Новый год и новоселье,

Торжество, когда вокруг

Царит радость и веселье.

- Это праздник. (слайд 3)

- Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (радость, торт, торжество, наряды, песни, хлопушка, подарок, сюрприз, поздравления и др.)

- Какие виды праздников вам известны? (Государственные, в том числе профессиональные и связанные с памятными датами в истории России; семейные и церковные) Приведите примеры праздников каждой группы. (Ответы детей) (слайд 4)

- В поле нашего исследования будет церковный праздник, его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках.

П омилуй (слайд 5)

2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют …

3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

С вятые (слайд 7)

4. Человек, который принял учение Иисуса Христа.

Х ристианин (слайд 8)

5. Ученик Христа, распространитель его учения, буквально, посланник.

А постол (слайд 9)

- Какое слово у вас получилось?

Пасха (слайд 10)

- Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать?

- Определите тему и цель нашего урока: узнать, что такое Пасха, что воскресенье не только день недели, как празднуют Пасху.

3. Изучение нового материала.

- Обратимся к Евангелию, вспомним, что история Иисуса Христа не заканчивается его казнью, ибо он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь, поэтому после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Первыми о Воскресении Христа узнали жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от входа в пещеру. Войдя внутрь, они увидели ангела, сидящего у гроба.

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел.

И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

Воскресение для христиан означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.

Попробуйте и вы привести примеры воскрешения в природе, (ответы детей).

- Что это обозначает в переводе на современный русский язык? Отыщите ответ на данный вопрос на странице 30 вашего учебника.

Прослушивание аудиозаписей с пасхальными песнопениями.

Гулко звуки колокольные

Улетают в твердь небес

За луга, за степи вольные,

За дремучий темный лес.

Миллиардом звуков радостных

Льет певучая волна…

Вся мгновений дивных, сладостных

Ночь пасхальная полна,

В них, в тех звуках - миг прощенья,

Злобе суетной - конец.

И любви златой венец,

В них - молитвы бесконечныя,

Гимнов дивные слова.

В них печаль и слезы вечныя

Смыты кровью Божества.

В них земли восторг таинственный

И святой восторг небес,

В них Бессмертный и Единственный

Бог воистину воскрес!

Прослушивание пасхального звона колоколов.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Зато на Пасху - пир горой! (слайды 16 – 18) На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи и творожное блюдо, которое названо в честь праздника - пасха.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

4. Физкультминутка

C уществовало поверье, что на Пасху солнышко играет, и многие старались подкараулить этот момент. Дети обращались к светилу с песенками и закличками. Давайте и мы покличем солнышко.

Сияет солнышко весеннее,

Согревая всё вокруг.

И пасхальное настроение

Приносит радость, юный друг!

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу),

Очень, очень горячи (трём ладошку о ладошку).

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

5. Углубление знаний по изученной теме.

- Почему, по-вашему мнению на Пасху принято дарить яйцо? Откуда появилась эта традиция?

Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. (слайд 20)

Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоники, сохранился рукописный гречес кий устав X века. В нём помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

- Какие блюда являются главными на пасхальном столе в разных странах? (слайды 21 - 28)

- Как и любой большой праздник Пасха сопровождалась играми и развлечениями. Я предлагаю поработать вам в группах (по рядам), отыскать понравившуюся вам игру или развлечение на предложенном каждой группе Интернет-сайте и научить в неё играть одноклассников.

6. Итог урока. (слайд 29)

- Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

- Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?

- В чем состоит христианский пост?

7. Рефлексия. (слайд 30)

У каждого из вас на столе лежит пасхальное яйцо, опустите его в корзину в соответствии со своей работой на уроке.

1 корзина – было увлекательно и познавательно, я нравственно и духовно обогатился.

2 корзина – было интересно, но некоторые моменты урока требуют дополнительного обдумывания и разъяснения.

3 корзина – не извлёк из урока ничего полезного, урок не произвёл на меня должного впечатления.

8. ДЗ по выбору:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Пасха.docx

(История возникновения праздника Пасхи. Празднование Пасхи).

- сформировать у обучающихся представление о христианском празднике Пасхе, значении этого праздника в жизни православного человека

- развивать духовные качества личности ребенка через знакомство с историей празднования Светлого Воскресения Христова.

-познакомить обучающихся с историей возникновения праздника Пасхи, традициями и обычаями праздника, играми.

- расширять кругозор обучающихся;

-развивать творческую фантазию.

-воспитывать у обучающихся чувство уважения к традициям христианской православной культуры;

-прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Формы и виды деятельности:

-устный рассказ по теме;

-работа со словарём;

-работа с наглядным материалом;

Основные понятия: Великий пост, Светлое Воскресение Христово (Пасха), крестный ход.

-интерактивная доска + мультимедийный проектор

-заготовки пасхальных яиц

Ход мероприятия:

Наше мероприятие посвящено одному из православных праздников. А вот какому празднику, вы узнаете, когда прослушайте стихотворение

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

В зеленеющем уборе

Млеют тёмные леса,

Небо блещет, точно море,

Море - словно небеса.

Сосны – в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колонам

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

С белокрылым мотыльком.

Учитель : - Ребята! Вы прослушали стихотворение и, конечно же, догадались, о чём идёт речь. О каком празднике говорится в стихотворении? (ответы детей) Вот такими ликующими чувствами в начале 20 века поэт – романтик Константин Фофанов встречал этот праздник, а вместе с ним и весь крещёный мир. (Слайд 1)

3.Знакомство с новым материалом (Слайд 2)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает или предполагает, почему именно этим словом назван праздник? (ответы детей)

-Сейчас я расскажу вам, как всё начиналось.

Учитель : - Ребята, скажите, пожалуйста, может быть кто-то из вас знает, когда было заложено начало пасхальной традиции? (ответы детей)

Учитель : Я вам вкратце расскажу. Начало пасхальной традиции было заложено очень давно, ещё в 325 году, когда в Никее проходил I Вселенский собор. На этом соборе и было определено время празднования Пасхи, а именно после весеннего равноденствия и следовавшего за ним полнолуния, в пределах от 22марта до 8 мая (Слайд 3)

Учитель : Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Уже в 5 веке в христианском календаре Пасха стала радостным праздником. И этот праздник стали ещё называть Воскресением Христовым. Сын Божий Иисус был распят на кресте за людские грехи в пятницу. На Иисуса надели багряницу и терновый венок из колючек, бичевали его. (Слайд 4)

Учитель :-Кто из вас, ребята, скажет, а что же делают в этот праздник? (ответы детей) (Слайд 6)

Учитель :-Да, действительно, в пасхальное воскресенье люди ходят в церковь. В церкви батюшка освещает куличи, крашеные яйца и потом вся семья собирается за праздничным столом и все угощаются пасхальными куличами.

-Давайте посмотрим по словарю значение этого слова (чтение по словарю одним из учащихся).

-Но у этих слов тоже есть своя история.

-Почему же так говорят?

- Кто из вас знает эту историю? (ответы детей) (Слайд 8)

-Я сейчас предлагаю вам всем тоже разукрасить яйца-раскраски. У вас на партах лежат листочки с изображением пасхальных яиц. Приступайте к работе! (Дети разукрашивают яйца)

- Итак, как вы знаете, ни один праздник не обходится без игр. На Пасху тоже играли в различные игры. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.

«Катись, катись яичко

По нашему кружочку

Найди, найди яичко

Дети передают яйцо по кругу в любую сторону. С последними словами передача яиц по кругу прекращается.

Дети любят играть в игры. А какие пасхальные игры вы знаете?

5.Работа в группах.

Но есть еще игры, которую все точно знают и наверняка на Пасху играют, а те ребята, кто не знает этих игр, сейчас и научатся в них играть. Я предлагаю разделиться на группы (каждая группа вытягивает бумажку, на которой записана игра) и поиграть.

1 игра. Яйца стукают друг об друга. Если яичко осталось целым, и не треснуло, то тот и победитель.

2 игра . Яйца катают с горки. Победитель тот, у кого дальше укатится яйцо.

3 игра. Яйца раскручивают на столе. Выигрывает тот, у кого яйцо дольше крутится. (Слайд 11, 12,13) (Дети играют в игры, затем можно поменяться друг с другом и поиграть в игру другой группы)

6.Творческая работа

Учитель :- Ребята, как вы уже сказали, куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы праздника Пасхи.

Учитель :- Обратите внимание на то, как старались украсить куличи, яйца к празднику. Их стараются окрасить в яркие, сочные цвета.

7. Подведение итогов.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Почему Пасха – самый радостный праздник для православных? (ответы детей)

8. Рефлексия.

Учитель: С каким настроением мы завершаем наше мероприятие? (ответы детей)

9. Заключительная часть. (Слайд 16)

Учитель: В завершении нашего мероприятия, я хочу напомнить вам, что мы должны проявлять любовь, милосердие и сострадание не только к людям, но и ко всем созданиям божьим. Я вам желаю, чтобы ваша душа и ваши помыслы всегда были светлыми и чистыми.



Автор: Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Великий праздник - Светлая Пасха", данный материал способствует проявлению интереса детей к русским традициям, к народному обрядовому празднику Светлая Пасха, воспитывает уважительное отношение к традициям русского народа. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями,познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги), горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседы о народных праздниках с детьми, рассматривание иллюстраций, выставка сувенирных яиц, рисование пасхальных яиц, лепка яиц из соленого теста и роспись их после просушки.



За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса с креста сняли его мертвого и отнесли в пещеру. Но когда утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес.



Воспитатель: Я пригласила вас в свою горенку, где мы все вместе порадуемся Светлому Христову Воскресению. В своей горенке к празднику я чисто прибралась, на стол накрыла, праздничные иконы поставила в красный угол.

Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.
- Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". Каждый год сроки проведения вычисляют по лунному календарю, заново.
- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.



На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.




Дети рассматривают коллекцию пасхальных яиц.
- Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".



- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?
Дети: ответы
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
Дети рассматривают яйца на выставке, которую подготовили дети и родители. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.



А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
Игры детей
Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.



- А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц.
Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?
Дети: Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая Седмица, праздничная стая!
Прилетели прямо со двора Господня
Проводить из храма крестный ход сегодня.
А у нас куличик - золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке! Пир как в сказке!
В доме не пылинки - убирались к Пасхе,
Хорошо нам вместе! И обед наш весел.
- Христос воскресе!
Дети: Воистину воскресе!

Читайте также: