Конспект по теме музыкальные формы

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня я у вас проведу урок музыки, меня зовут Кристина Сергеевна.

Я – ваша подруга. Я – ваша попутчица.

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Вы спойте меня, потому что я –

Подготовим голос к пению

А сейчас мы с вами начнём разучивать песню

Вот они, каникулы,

Явились, тут как тут!

И кажется, волшебники

Куда-то всех зовут.

Хорошо, что есть каникулы,

Мы сегодня про каникулы

Эту песенку поём!

(открыть слова, послушать, прочитать, повторить, объяснить непонятные слова)

Если мои высказывания правильные – вы встаете. Нет – сидите.

• Ф. Шопен – это польский композитор. (да)

• Э. Григ – это русский композитор. (нет)

• Темп – это сила звука, громкость музыки. (нет)

• Динамика - это сила звука, громкость музыки. (да)

• Динамика, темп, тембр – это средства муз. выразительности. (да)

• ПИ Чайковский – это немецкий композитор. (нет)

• 1, 2, 3 частные – это формы музыки. (да)

- Что необходимо знать о музыке, чтобы понимать её?

Музыка – это искусство, у которого есть свои законы. У каждого предмета есть своя форма. Есть свои формы и у музыки. И вам они хорошо знакомы.

- Можно разделить песни на части?

- Как называют части у песни?

Правильно, запев и припев. Такую форму назовём куплетной.

- какие музыкальные формы вы знаете? (презентация)

- какие формы соответствуют этим схемам? Почему?

одна и самых сложных форм – это рондо.

Части в форме рондо называют специальными словами.

- что такое рефрен?

- что такое эпизод?

- Какая схема соответствует Форме рондо?

Форма рондо состоит из нескольких частей (не меньше пяти).

А теперь сложим рондо сами. Предлагаю составить спортивное рондо.

Спорт – баскетбол – спорт – футбол – спорт – борьба – спорт.

Танец – полька – танец – вальс – танец – ламбада – танец – кадриль – танец.

Начинаться и заканчиваться рондо должно одинаковыми частями и по кругу обязательно главная тема, которая повторяется, чередуется с разными частями, они повторяться не должны.

Многие знаменитые композиторы писали музыку в форме рондо. (Моцарт, Бетховен)

Сегодня познакомимся с музыкой русского композитора АП Бородина.

- ПРОЧИТАЕМ СЛОВА И РАЗДЕЛИМ МУЗЫКУ НА ЧАСТИ.

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом тёмной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мёртвым сном.

Слух прошёл, что в лес дремучий

Богатырь придёт могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами.

Ни души живой кругом,

Все объято мёртвым сном.

Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи,

Спит она и дни, и ночи.

И никто не знает, скоро ль

Час ударит пробужденья.

- О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В 1 ЧАСТИ? (2, 3) (про кого, про что)

- Можно ли рассказывать об этом одинаковой мелодией?

- Какая мелодия нужна по характеру? Расскажите о средствах выразительности.

- Перед вами картинки, расставьте их по - порядку, так, как об этом говорится в музыке.

- Назовите музыкальную форму.

- Послушайте эту музыкальную сказку. (включить)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели и задачи:

- развивать музыкальный слух, музыкальную память;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- расширять кругозор и развивать творческое воображение детей;

- обобщать их музыкально-жизненные впечатления.

Урок 1 (18). Что такое музыкальная форма?

Цели и задачи:

- развивать музыкальный слух, музыкальную память;

- развивать вокально-хоровые навыки;

- расширять кругозор и развивать творческое воображение детей;

- обобщать их музыкально-жизненные впечатления.

Средства обучения и оборудование

Музыкальный материал:

Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) // фонохрестоматия.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Музыкальное приветствие

Новогодний хоровод, муз. Г. Струве

Новогодние колокольчики, англ. нар. мел.

Вечер тебе добрый, укр. нар. мел.

- Что выражает и что изображает эта музыка? Что общего в этих мелодиях и в чём их отличие?

- Эти мелодии выражают позитивные эмоции, чувство радости, веселья, ожидания чего-то удивительного, вызывают мечты о хорошем, желание танцевать и петь.

Отличие в том, что первые две мелодии изображают новогодний праздник – праздник чудес, волшебства. Третья музыкальная тема вызывает аналогичные чувства – добро, любовь, свет и ожидание чудес, но изображает другой праздник – Рождество Христово.

3) Исполнение песен

- Споём эти песни (по одному куплету). Каково строение этих песен?

- В первой и последней есть повторение одного и того же текста после каждого куплета.

- Такое строение песен или, как говорят музыканты – форма, называется куплетной музыкальной формой.

узнаем, что такое музыкальная форма;

познакомимся с некоторыми существующими в музыке формами;

увидим, как в многообразии жанров и форм (крупных и малых) – песне, танце, пьесе, концерте - композиторы отражают в музыке многообразность всего мира (в конкретных образах).

3. Основная часть

1) Формы бытования музыки

Музыкальная форма - это строение музыки.

Куплетная форма — песенная форма, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом. Широко распространена с древнейших времён в народной, академической, рок - и популярной музыке.

Чаще всего песни пишутся в куплетной форме, то есть в форме, состоящей из куплетов. Её схема: А. Такую форму ещё называют одночастной формой.

Но в куплете часто встречаются и две половинки: запев и припев. Если куплет состоит из запева и припева, то это - двухчастная куплетная форма. Её схема: А-В.

И одночастная, и двухчастная формы – это малые формы.

К малым формам относится и трёхчастная музыкальная форма: А-В-А, А-В-С.

Композиторы создают свои сочинения в определённых по строению музыкальных формах - в зависимости от того, какие мысли и чувства они в них вкладывают.

Формами также называют и различные музыкальные жанры: форма маршевой музыки, песенной, танцевальной.

Прослушайте, вспомните и назовите известные уже вам произведения. Какие мысли выражает и что изображает в них музыка? К какой жанровой области (форме) музыки вы их отнесёте – к маршевой, песенной или танцевальной? Подумайте и скажите, в какой по строению музыкальной форме выражены эти мысли и чувства?

- Трёх- и одночастная форма.

- Лёгкая, динамичная, танцевальная мелодия второй пьесы изображает быстрые, но неуклюжие и смешные движения птенцов - прыжки, бег, их нежный щебет.

- Изобразим в движении музыку этих пьес.

Б) Пластическая импровизация

- Продирижируем музыку П. Чайковского в зависимости от её строения: плавные, широкие движения руками или лёгкие, отрывистые.

В) Ритмическая минутка

- Сочиним и исполним смешной танец неуклюжих птенчиков.

2) Слушание музыки. Фортепианный концерт Э. Грига (1-я часть)

- Послушайте произведение норвежского композитора Э. Грига. Подумайте, к какой из известных вам форм (и жанров) можно отнести эту музыку?

Вопросы учителя после прослушивания:

- Можно ли сказать, что эта музыка выстроена в малой форме? Почему?

- Большое или маленькое это произведение? Почему?

- Какие жанровые черты вы услышали в музыке? Есть ли в ней песенность? Танцевальность? Маршевость?

Ответы детей.

- Действительно, это произведение уже большое в сравнении с небольшими музыкальными пьесами. Одновременно мы улавливаем в нём и различные жанровые черты в едином целом.

По строению эта музыкальная форма получается уже совсем не малая, а крупная: произведение написано в форме фортепианного концерта.

Фортепианный концерт — это сольное сочинение для пианиста, которое сопровождается оркестром.

Форма фортепианного концерта – сложная трёхчастная: охватывает разные жанровые области музыки. Мы с вами прослушали 1-ю часть концерта.

Вывод: Концерт Грига имеет крупную музыкальную форму.

исполнение всей песни учителем (или показ видеоролика);

- Какие слова непонятны?

- Какие тоны низкие? (Где низкие звуки – показывают дети на пианино.)

- О чём эта песня?

разучивание по фразам с разбором движения мелодии;

пропевание девочками и мальчиками отдельно;

исполнение песни всеми вместе – караоке.

6. Итог. Рефлексия

- Чем занимались сегодня? Что узнали нового?

- Что такое музыкальная форма? С какими формами музыки познакомились?

- Что такое фортепианный концерт? Какую музыкальную форму он имеет?

Ответы учащихся.

А теперь подумайте: если я сыграю какую-либо коротенькую мелодию, или просто несколько нот, или даже одну ноту, можем ли мы сказать, какую форму имеет сыгранная мною музыка?

Размышления детей.

- И да, и нет. Вы спросите - почему? Но ведь вы же слышали музыку! Не важно, в какой конкретной известной вам форме, но ведь нельзя сказать, что вообще никакой формы не было, так ведь? Так что всё, что звучит, — это уже форма.

И если бы смысл, который мы хотим выразить, не воспринимал­ся в каком-то виде, в данном случае — в звуковой форме, могли бы мы что-либо вообще сказать людям? Нет, конечно.

А форма уже будет зависеть от содержания музыки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока. 1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.

2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.

3.Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений.

2.Музыкальная грамота.

(На учительском столе кубики, мяч, пластинка.)

Ребята, посмотрите пожалуйста, что вы видите у меня на столе?

Скажите, все предметы на столе имеют одинаковую форму?

Перечислите формы предметов.

Хорошо, я приглашаю двоих ребят к доске, чтобы принять участие в нашем эксперименте. Эксперимент заключается в следующем: необходимо с помощью кубиков построить домики, а ребята из класса оценят ваши результаты.

(Работа детей по строительству домиков.)

Итак, ребята, подведем итоги. Обратите внимание, одинаковые ли домики построили наши строители? Нет. Есть одноэтажные, есть двухэтажные домики, значит форма у домиков одинаковая или разная?

-А как называют людей, придумывающих, проектирующих различные дома?

А можно ли сравнить композитора с архитектором?

Затрудняетесь с ответом, тогда давайте послушаем песни, споем их и сравним их, как сравнивали домики.

3. Слушание музыки.

Музыка В.Рубашевского, слова В.Степанова.

-Что вы скажете по итогам прослушивания?

Какой же мы сделаем вывод?

Композитор, как и архитектор, музыке придает форму, только это форма музыкальная. Она может быть двухчастная и одночастная.

Слушание музыки:

А теперь ребята, давайте сделаем вывод. Скажите, в одночастных произведениях сколько присутствовало образов? Верно, один.

А в двухчастных? Два. Что из этого следует?

В произведениях двухчастной формы – два образа, а в одночастной – один. Как архитектор планирует дом, строит его, так композитор придает своим произведениям одночастную или двухчастную форму в зависимости от образов, которые живут в его музыке.

Молодцы, ребята. А теперь внимание! Я раздаю вам вновь каждому цветные карточки. Обратите внимание, на двух карточках изображен цветок, а на третьей – речка. Наша с вами задача прослушать музыкальное произведение и так расположить карточки, чтобы они соответствовали услышанной музыке.

Слушание музыки.

(Дети выполняют задание)

- Сколько частей получилось у вас?

Замечательно, три. А как мы назовем такую музыкальную форму, в которой три части?

-Трехчастная. Молодцы ребята.

Давайте с вами послушаем еще одно музыкальное произведение и определим количество частей в нем.

Слушание музыки:

Сколько частей по-вашему в этом произведении? Верно, три. Как называется такое музыкальное построение?

-Трехчастная музыкальная форма.

Итог урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС.

Урок в 3 классе.

Цель урока: Знакомство с формой музыки – вариации.

Задачи:

1. развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса.

2. усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний; вводятся элементы пения по группам, что приводит к развитию навыков двухголосия.

овладение практическими умениями и навыками в различных видах

музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

Тип урока: освоение нового материала

Вид урока: уроки углубления и развития смысловых аспектов темы

Ход урока:

Повторение пройденного материала.

Учитель: Что такое музыкальные формы?

Обучающиеся: Это построение музыкального произведения.

Учитель: С какими музыкальными формами вы знакомы?

Обучающиеся: Одночастная форма, двухчастная форма, трехчастная форма, форма рондо.

Учитель: Мы сегодня продолжим знакомство с музыкальными формами.

II. Изучение нового материала.

Прослушивание аудиозаписи. Разучивание текста.

Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем вместе.

Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном.

Класс делится на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя.

Класс делится на три группы, третья группа декламирует третий голос.

1 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков

2 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом!

3 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили

Этапы повторного исполнения:

Декламирование первой строчки вместе.

Декламирование вместе, с прохлопыванием ритмического рисунка

Декламирование каноном, щелчки на сильную долю

Учитель: Как она исполнялась? (1 куплет – одноголосно, 2 куплет – с ритмическим рисунком одноголосно, 3 куплет – каноном)

А мелодия изменялась? (Нет)

Значит, мелодия повторялась, но в каждом куплете по-разному!? (Да)

А теперь ответим на вопрос. Может ли в музыке одна и та же тема (мелодия) по-разному исполняться и звучать? (Да)

Да, конечно, такое в музыке встречается. И такая форма музыки называется – ВАРИАЦИИ. Вариации – это форма музыки, в которой одна и та же тема, повторяясь, звучит по-разному, видоизменяется.

Читайте также: