Графическое представление движения 7 класс физика конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ График прямолинейного равномерного движения.docx

Урок физики в 7 классе

авторы Л. Э. Генденштейн и др.

Подготовила

учитель физики высшей

квалификационной категории

МОУ СОШ № 29

г. Ставрополя

Малышева Нина Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Графики равномерного прямолинейного движения

ФИО (полностью)

Малышева Нина Владимировна

Место работы

г. Ставрополь, МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность

Заместитель директора по УВР, учитель физики

Предмет

Физика

Класс

Тема и номер урока в теме

Базовый учебник

Цель урока: Изучение и первичное осознание понятий:

графическая зависимость пройденного пути от времени при равномерном прямолинейном движении;

график скорости равномерного прямолинейного движения.

9. Задачи:

- обучающие

научиться читать графики и по ним определять параметры равномерного прямолинейного движения (скорость, путь, время);

научиться сравнивать значения скоростей для различных тел

научиться определять путь, пройденный телом при равномерном движении используя график зависимости скорости движения тела от времени.

-развивающие

понимать смысл физических величин;

уметь описывать и объяснять механические процессы графическими методами.

-воспитательные

воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;

воспитывать умение самостоятельного составления задач по графикам.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся

самостоятельная,

коллективная.

Необходимое техническое оборудование

мультимедийный проектор,

Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например,

демонстрация)

Деятельность ученика

Организация начала урока

готовность класса к уроку

Подготовка учеников к восприятию нового материала

знания учеников по изученному ранее материалу

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Рассматриваются графики зависимости пройденного пути от времени и скорости от времени при

прямолинейном равномерном движении

презентации, строят графики s ( t ), v ( t )

Закрепление нового материала

Задача № 1 на определение скорости велосипедиста по графику зависимости пройденного пути от времени

задачи, оформление решения в

Задача № 2. Определение скорости пешехода по графику зависимости пройденного пути от времени

Задача 3. На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для четырех тел. Выберите правильное соотношение модулей скоростей этих тел. Укажите, какому из тел приблизительно может соответствовать каждый график.

Задача № 4. Определение пути, времени и скорости движения (черепаха, подъемный кран, автомобиль)

задачи, оформление решения в тетради

Задача № 5. По графику зависимости модуля скорости движения автомобиля от времени определите путь пройденный автомобиль за 7 с?

задачи, оформление решения в тетради

Задача № 6. Определение пути, пройденного телом по графику v ( t )

Подведение итогов

Обращает внимание на то, какие физические величины можно определить по графикам s ( t ), v ( t ); объявляет оценки, полученные за урок

Информация о домашнем задании

По учебнику: § 10, конспект урока, вопросы 3, 5, стр. 81, 82.

По задачнику №№ 9.35, 9.37

Дает указания по выполнению

Записывают д/з в дневники

Приложение к плану-конспекту урока

Графики равномерного прямолинейного движения

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

презентация

презентация

презентация

презентация

презентация

презентация

презентация

Организация начала урока

Подготовка учеников к восприятию нового материала

Фронтально (Слайд 2):

По какой формуле можно вычислить скорость тела при равномерном прямолинейном движении?

Чему равен путь и перемещение автомобиля?

Основная единица времени в СИ?

Когда тело можно считать материальной точкой?

3. Изучение нового материала

Равномерное прямолинейное движение можно представить не только в виде формул, его можно представить в виде графика.

График дает более полное представление о движении тела.

График зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении – это отрезок прямой, один конец которого совпадает с началом координат.

График зависимости скорости от времени при прямолинейном равномерном движении – это отрезок прямой, параллельный оси времени.

Закрепление нового материала

Задача 1. По графику, изображенном на рисунке, определите скорость движения велосипедиста.

S = 12 м ,

t = 4 c,

Ответ:  = 3 м/с.

– задача на определение скорости пешехода по графику зависимости пройденного пути от времени

Задача 3. На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для четырех тел. Выберите правильное соотношение модулей скоростей этих тел. Укажите, какому из тел приблизительно может соответствовать каждый график.

1 > 2

3 > 2

3 4

1 2

– задачи на определение пути, времени и скорости движения (черепаха, подъемный кран, автомобиль)

Задача 5. На рисунке дан график зависимости модуля скорости движения автомобиля от времени. Какой путь прошел автомобиль за 7 с?

График зависимости скорости от времени.jpg

t , с

2 4 6 8

Путь, пройденный автомобилем за 7 секунд можно разбить на два участка. Первый – когда автомобиль ехал со скоростью 25 м/с и потратил на это 3 с, второй – когда автомобиль ехал со скоростью 15 м/с и потратил на это 4 с.

S = S 1 + S 2 = 1 t 1 + 2 t 2

S = 25 м/с ∙ 3 с + 15 м/с ∙ 4 с = 75 м + 75 м = 135 м

– задача на определение пути, пройденного телом по графику v ( t )

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

По учебнику: § 10, конспект урока, вопросы 3, 5, стр. 81, 82.

По задачнику №№ 9.35, 9.37

Выбранный для просмотра документ График прямолинейного равномерного движения.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


Повторим изученное № Вопрос Варианты ответа 1 По какой формуле можно вычисли.

Зависимость пройденного пути от времени при равномерном прямолинейном движени.

Зависимость пройденного пути от времени при равномерном прямолинейном движении 6 клеток 6 клеток 6 клеток Х, клетки t, с 6 12 18 0 1 2 3 S = 6 t 6 кл/с S = υ t х, клетки, S, м061218 t, с0123

Зависимость скорости от времени при прямолинейном равномерном движении 6 клет.

Зависимость скорости от времени при прямолинейном равномерном движении 6 клеток 6 клеток 6 клеток υ, клетки t, с 6 4 0 1 2 3 6 кл/с 6 кл/с 6 кл/с х, клетки, υ, м/с6666 t, с0123

Определение пути при помощи графика зависимости скорости движения тела от вре.

Определение пути при помощи графика зависимости скорости движения тела от времени при равномерном прямолинейном движении 6 клеток 6 клеток 6 клеток 0 1 Х, клетки υ, м/с t, с 2 3 2 4 6 6 кл/с 6 кл/с 6 кл/с S = υ t Площадь прямоугольника численно равна пути при равномерном прямолинейном движении х, клетки, υ, м/с6666 t, с0123

Задача 1. По графику, изображенном на рисунке, определите скорость движения в.

Задача 3. На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от вре.

Задача 5. На рисунке дан график зависимости модуля скорости движения автомоби.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 277 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2015 9350
  • ZIP 4.5 мбайт
  • 238 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малышева Нина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Используя учебную презентацию к уроку легко организовать урок с использованием активных методов обучения.

ВложениеРазмер
Обучающая презентация 2.77 МБ
План и технологическая карта урока 952 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Организация проверки домашнего задания: Что называется механическим движением? Какие физические величины характеризуют механическое движение? Рассказать об этих физических величинах по плану. (Определение, обозначение, единица измерения в системе СИ) Какое движение называют равномерным? Приведите примеры . Что показывает скорость при равномерном движении? Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела? Какое движение называют неравномерным? Приведите примеры. Как определить среднюю скорость при неравномерном движении тела?

Организация проверки домашнего задания: Ехали медведи на велосипеде ( скорость υ = 10 м/с ), А за ними кот задом на перёд ( скорость υ = 36 км/ч ) , А за ним комарики на воздушном шарике ( скорость υ = 500 м/ч ). У кого скорость больше и кто кого может обогнать ?

Какие физические величины, характеризующие движение тела, могут меняться с течением времени ? По каким причинам это может происходить? Какими способами удобно отслеживать перемещение тела ?

ГРАФ (Монте – Кристо) + ИК График

Тема урока: Графическое представление движения. Цель: -научиться производить расчёт скорости, пути и времени движения тела по графикам.

Охота кошки за воробьём. Задача №1: S полное = 6 метров Дано: S полное= 6 м t 1 = 4 c S 1 =2 м t 2 = 4 с t 3 = 2 с ? ? S 2 = 0 S 3 = 4 м Построить графики зависимостей скорости , пути и координаты от времени. Оценивается работа микрогруппы .

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 S 1 S 2 S 3 1 участок 2 участок 3 участок t S υ υ м/с S м Х м t, c t, c t, c Какую величину можно определить? Постройте на координатной плоскости график зависимости скорости кошки пути, пройденного кошкой, координаты кошки от времени

υ м/с S м Х м t, c t, c t, c 1 участок 2 участок 3 участок t 4 с 4 с 2 с S 2 м 0 4 м υ 0,5 м/с 0 2 м/с 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 1 4 2 1 6 4 2 1

υ t 1 3 2 4 Задача №2: Каким графикам соответствуют следующие виды движения тел? Равномерное - Разгон - Торможение - Состояние покоя - Как изменяется скорость тел при каждом виде движения? 3 1 2 4 Графики зависимости каких величин Вам представлены ? Что показывают данные графики ?

t υ 5 10 15 0 2 4 6 8 1 2 Задача №3: Рассмотрите графики движения двух машин. Что у них общего ? Чем они отличаются ? Что произошло со вторым автомобилем в момент времени t = 8 с ? Как Вы думаете одинаковый ли путь проедут автомобили за указанные 8 секунд движения?

Задача №4: Дан график изменения скорости мотоциклиста с течением времени. По графику определите его скорость и время движения. Рассчитайте путь , который он проехал. Рассчитайте путь , который он проедет за 20 секунд при движении с той же скоростью. t, с υ , м/с Оценивается работа в парах

Задача №5: Графики зависимости каких величин Вам представлены ? Что показывают данные графики ? По этим графикам определите скорости тел . На сколько отличаются скорости тел? Оценивается работа в парах

10 20 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 υ м/с t , c На графике указана средняя скорость автомобиля на разных участках. Занести данные о движении автомобиля в таблицу на карточке. Определить среднюю скорость за 8 секунд движения. Нарисовать график зависимости координаты тела от времени. Самостоятельная работа в парах.

№ 1 участок 2 участок 3 участок t 2 с 2 с 4 с υ 0 10 м/с 20 м/с S 0 20 м 80 м t, c 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Х , м 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 Проверка самостоятельной работы. υ ср = 12,5 м/с

А В S – 4 километра t 1 – 10 минут t 2 – 4 минуты t 3 – 16 минут t 4 – 18 минут t 5 – 3 минуты t 6 – 9 минут Найти среднюю скорость дяди Бори !

Добираясь из пункта А до пункта Б , расстояние между которыми 4 километра , печальный дядя Боря имел ряд приключений . Первые 10 минут дядя Боря шёл не спеша и только изредка вздрагивал , предчувствуя опасность . Следующие 4 минуты дядя Боря мчался изо всех сил , спасаясь от дворняги Моськи и её верных подруг Жучки , Шавки и Клюквы . После того , как подруги , мечтавшие поближе познакомиться с дядибориными брюками , наконец отстали, дядя Боря еще 16 минут бежал трусцой , постепенно снижая скорость . Затем он 18 минут тихонько полз в густой траве мимо мирно пасущегося быка Ерёмы . И ещё 3 минуты очень быстро от вышеназванного быка убегал . Последние 9 минут Дядя Боря на всякий случай преодолел на четвереньках , перемещаясь по высокой траве . Вычисли среднюю скорость печального дяди Бори , прибывшего в пункт Б в невменяемом состоянии .

Рефлексия: Оцените по пятибальной шкале: Вам удалось на уроке показать свои знания . 2. Вы узнали интересные факты . 3. Ваше состояние на уроке было комфортным. 4. Как вы оцениваете свою готовность к выполнению проверочной работы. 5. Вам хочется выполнить домашнюю работу? Ответьте: ДА или НЕТ. Презентация помогала Вам усваивать материал? Она поддерживала вашу работоспособность на уроке?

Домашнее задание : Упражнение № 5 . Составьте тексты к задачам-графикам из упражнения № 5. Подготовиться к проверочной работе. В каких областях жизнедеятельности человека информация предлагается в виде графика. Подумайте о недостатках представления информации в виде графика.


Цель урока: знакомство с уравнением и графическим способом описания прямолинейного равномерного движения.
Задачи:
Обучающие :
Научить читать и строить графики прямолинейного равномерного движения для различных тел (движущихся с отрицательной и положительной скоростью, с начальной координатой и без таковой);
Развивающие :
Развивать понимание смысла физических величин;
Развивать функциональную грамотность, а именно: умение сравнивать, анализировать, пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты;
Воспитательные :
Воспитывать познавательный интерес к предмету, внимательность и наблюдательность,укреплять межпредметные связи,
Воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;
Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Прочитаем тему урока, подумаем, что сегодня на уроке нам предстоит делать? Как?
Ответы учащихся: знакомиться с графиками, сравнивать движение, строить графики.
С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.


Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодиться нам в дальнейшем.

2. Актуализация изученного материала.
Отвечаем на вопросы:
1. Что изучает наука физика?

Физика — это наука о природе, изучающая наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения
2. Что называют механическим движением?
Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
3. Что называется траекторией?
Линия, описываемая в пространстве этой точкой при ее движении.
4. Что такое скорость? Скорость - это постоянная величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое произошло перемещение
5. Расчетная формула
6. Назвать по рисунку виды движения
А) по траектории: прямолинейное или криволинейное Б) по скорости: равномерное или неравномерное


Наиболее простой вид движения: прямолинейное равномерное (путь равен перемещению, скорость постоянна) с которым мы познакомились на прошлом уроке.
На примере такого движения мы начнём работать с одним из способов описания и изучения физических процессов – графическим способом.

3. Изучение нового материала.
Сегодня мы вспомним из курса географии понятие координата.
Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Координата в физике также числовая величина, показывающая, где находится точка в заданное время.
Обозначается – Х, измеряется в метрах.


Уравнение прямолинейного равномерного движения позволяет решать главную задачу механики – находить положение тела в любой момент времени.
Обратите внимание, что скорость и начальная координата не меняются, в уравнении будет изменяться координата и время.
Из курса математики нам известно аналогичное уравнение - это уравнение прямой (линейная зависимость):
Следовательно, графически обе зависимости будут выглядеть одинаково.
Строим ось абсцисс и ось ординат. Учитель контролирует выполнение учащимися всех этапов работы в тетрадях.
Оси нужно подписать не только величинами, но и указать единицы измерения.
Для построения графика прямолинейного равномерного движения нужно знать не менее двух точек. Числовые значения принято записывать в виде таблицы рядом с координатными осями.

Пример 1
Построим график движения варана, если известно, что он движется из начала координат и его скорость 3м/с.


Далее учащимся выдается лист с выполненными осями и таблицей для быстроты выполнения дальнейшей работы.
( Приложение 1)

Пример 2
Построим график движения, если известно, что велосипедист движется со скоростью 5м/с из точки с начальной координатой 10 м.


Пример движения велосипедиста показывает нам, как важно правильно выбрать масштаб изображения на графике.
В географии это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительным размерам. В черчении и технологии - это соотношение размеров предмета на чертеже к его действительным размерам.
Для нас сегодня масштаб - это соотношение размеров физических величин на условном графическом изображении.
В одной клеточке мы можем принять и 1 м и 2 м и 5 м и 10 м по вертикали. По горизонтали можно принять 0,25с, 0,5с, 1с и более.



Пример 3:
Построим в этой же системе координат график движения вертолета, если известно, что он движется со скорость -20м/с из точки с начальной координатой 15м.



4. Закрепление изученного материала
Ученики объединяются в группы по 3 человека. Группы формируются учителем с учетом способностей и психологической совместимости. Задание предполагает обсуждение и совместное выполнение: построение графиков двух (а при наличии достаточного времени и более) тел на одном листе.
Один ученик выполняет графическую часть задания: строит оси, выбирает масштаб, находит точки и соединяет их, подписывает работу.


Два других ученика получают карточки с заданиями ( Приложение 2), выполняют расчеты и заполняют таблицы. После выполнения задания нужно дать оценку своей работе в группе каждому участнику.
Для сильных учащихся следует предусмотреть дополнительные задания. Например, если в группе были карточки №1 и 2, то в случае быстрого выполнения этим ученикам можно предложить еще карточки №3 и 4.

5. Подведение итогов.
Не всегда привычная для нас словесная или текстовая форма передачи информации самая эффективная.
Что мы это сегодня узнали и чему научились?
Ответы детей: На этом уроке мы научились описывать ПРД графическим методом, строить, сравнивать и понимать графики; пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты; правильно оформлять записи в тетрадях; работать самостоятельно и в коллективе, поняли взаимосвязь физики с другими науками.
А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою коллективную работу.



Выставьте свои оценки на коллективный лист.
Комментарии учителя о работе на уроке, выставление оценок за активность и правильные ответы на вопросы. За групповую работу оценка объявляется на следующем уроке после проверки объективности самооценки учащимися графических работ.

Рефлексия.
Охарактеризуйте наш урок тремя словами письменно на коллективном листе (если останется время, представители от групп могут пояснить, что они написали).
Ответы: интересный, познавательный, увлекательный, полезный, жизненный, нужный и т.д.


Конспект урока в 7 классе по теме "Исследование графиков движения" в соответствии с новым содержанием образования. Исследовательская работа учащихся в парах или группах.

Содержимое разработки

ФИО учителя: Рейхерд Т.А.

Класс: 7класс

Количество присутствующих: 24

Количество отсутствующих: 0

Цель обучения, которые необходимо достичь на данном уроке.

7.2.1.6 – определять по графику зависимости перемещения тела от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью;

7.2.1.7 – находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Определять по графикам виды движения тела.

Находить скорости движения тела.

Строить графики движения.

Большинство учащихся смогут:

Находить скорость тела по графику, зависимости перемещения от времени при равномерном движении.

Некоторые учащиеся смогут:

Сравнивать графики движения

Составлять задачи по данному графику.

Критерии оценивания

Знание: Знает физический смысл понятий: траектория, путь, перемещение, скорость. Знает правила построения графиков движения

Понимание: Понимает, как находить скорость тела по графику.

Применение: Определяет по графику скорость, координату, перемещение и время движения. Умеет использовать полученные знания для построения графиков движения.

Языковые цели

Учащиеся могут:

Объяснить друг другу в группе основные понятия и определения

Описывать движение, используя термины: траектория, путь, перемещение, скорость, график.

Устно формулировать свои ответы, точно давать определения, проговаривать основные термины.

Учащиеся могут описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования с помощью терминов

Ключевые слова:

орын ауыстыру

материялық нүкте

material point

Привитие ценностей

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса.

Создание условий для формирования познавательного интереса, активности учащихся;

Формирование коммуникативного общения учащихся; целеустремленности, настойчивости, терпимости;

Межпредметная связь

Знания по математике: координата, прямая, кривая, ломанная, длина

Предшетсвующие знания по теме

Измерения физических величин, скорость, координата, время, построение графиков движения.

этапы урока

Начало урока

2. Исходя из темы какие цели мы можем спланировать на урок?

Согласуем с целевым планированием

7.2.1.6 – определять по графику зависимости перемещения тела от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью;

7.2.1.7 – находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении

4. Помогать нам улучшать настроение будет веселый рюкзачек, он будет вам напоминать в трудную минуту, что все новое, и то, что вам понравиться на уроке вы можете унести с собой!


Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Поэтому одними из наиболее используемых способов описания физических явлений являются графики. Рассмотрим особенности графического представления движения.

График координаты

Движение тела состоит в изменении его координат с течением времени. У тела всегда есть некоторые координаты, на прямой – одна, на плоскости – две, в пространстве – три. А значит, для любой координаты можно построить график ее зависимости от времени. По оси абсцисс на графике откладываются единицы времени, по оси ординат – единицы расстояния. Точки на графике будут представлять координату тела в соответствующие моменты.

Равномерное движение

В простейшем случае тело равномерно движется вдоль прямой, для описания такого движения достаточно одной координаты. Формула перемещения при равномерном движении:

Используя эту формулу, строим график.

Допустим, в начальный момент времени тело имеет координату 5, скорость движения 2. Получаем точки:

t

x

Построенный график – это прямая. По нему можно найти координату тела в любой момент времени.

Графическое представление равномерного движения всегда представляет собой прямую, пересекающую ось ординат в точке, равную начальной координате. Наклон прямой характеризует скорость равномерного движения – чем она больше, тем круче поднимается график. Если скорость отрицательна – то график будет нисходящим.


Рис. 1. График координаты равномерного движения.

Неравномерное движение

Если тело движется неравномерно, и скорость его меняется, то график координаты будет более сложным.

Если тело сперва двигалось с одной скоростью, потом с другой, и так далее – он будет состоять из ряда прямолинейных участков, каждый из которых можно рассматривать, как отдельный график равномерного движения, при котором начальная координата участка равна конечной координате предыдущего участка. Например, пусть тело сперва двигается вперед (восходящая прямая), потом некоторое время стоит (горизонтальная прямая), а потом вернется (нисходящая прямая).

График координаты от времени в виде трапеции

Рис. 2. График координаты от времени в виде трапеции.

Наиболее сложный случай – когда тело постоянно плавно изменяет свою скорость. В этом случае график будет представлять собой плавную кривую. Например, если скорость равномерно увеличивается, то движение получается равноускоренным, и его графиком является восходящая парабола.

График скорости

Иногда удобно построить график скорости движения. Строится он точно так же, как и график координаты, но при этом по оси ординат откладываются значения скорости.

При равномерном движении скорость постоянна, а график постоянной величины представляет собой горизонтальную прямую. При нулевой скорости эта прямая совпадает с осью абсцисс.

График скорости равномерного движения

Рис. 3. График скорости равномерного движения.

Если движение равноускоренное – то прямая будет восходящей или нисходящей.

График координаты и траектория

Иногда путают траекторию и график координаты. Это – не одно и то же.

Траектория – это линия, вдоль которой происходит движение. График же показывает зависимость координаты от времени. Например, если тело движется прямолинейно с остановками – его траектория будет прямой линией, а график координаты – ломанной, состоящей из наклонных и горизонтальных участков. Если тело движется равномерно по окружности, его траектория будет представлять собой круг, а графики обоих координат – синусоиды.

Что мы узнали?

Удобным способом описания движения является построение графиков координат. Для графического представления прямолинейного движения достаточно одного графика, для описания движения на плоскости – требуются два графика, в пространстве – три. Скорость также можно представить в виде графика.

Читайте также: