Конспект по технологии 6 класс для мальчиков 7 параграф

Обновлено: 05.07.2024

Инструменты и оборудование: столярный верстак с набором ин-струментов, плакаты по технике безопасности в школьных мастерских.
Ход урока
I. Вводная часть.

1. Столярный верстак.
2. Стул.
3. Стеллажи, ящики, полки.
4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и
заготовок.
- Давайте вспомним из курса 5 класса, из чего состоит столярный
верстак. Рис. 1.


Рис. 1. Столярный верстак:
1 — предплечье; 2 - крышка с отверстиями; 3 - клинья лотка;
4 - передний зажим; 5 - выдвижные и поворотные пальцы.
Предложить учащимся рассказать о назначении каждой дета¬ли верстака.
1. Передний зажим для закрепления заготовок.
2. Отверстия и клинья для упора и крепления заготовок
при строгании.
3. Задний зажим для крепления заготовок при строгании и рас¬пиливании и т.д.
4. Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для
удобства работы?
5. Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на
его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку,
значит, верстак подобран правильно.

Далее разберем основные правила техники безопасности

1. Работы выполняются в специальной одежде:
 халат;
 комбинезон или фартук;
 берет.
2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.
3. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими
инструментам и. тд.
4. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
5. Не ударять молотком по крышке верстака.
6. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
7. По окончании работы очищать верстак только щеткой.
ПРАВИЛА внутреннего распорядка в мастерской

III. Практическая часть.
1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.
2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и меж¬ду клиньями.
IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 165 материалов





















5821036 5760757 5744663 5740889 5528474 5515132 5509602 5485614 5485598 5452397 5449910 5356383 5341265 5313208 5245125 5243927 5240739 5217410 5208999 5037196

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Чтобы потом из выстроганного восьмигранника сделать шестнадцатигранник и затем окончательно скруглить, это прием для получения круглых деталей.

3. Каким образом с помощью кронциркуля можно измерить диаметр детали?

Измерение кронциркулем делают при помощи линейки. Разведя ножку кронциркуля несколько больше измеряемого размера, легким постукиванием об обрабатываемую заготовку или о любой другой твердый предмет, сближают их концы так, чтобы те касались наружных поверхностей детали. Затем этот раствор ножек переносят на измерительную линейку.

4. В чём отличие технологии получения конической поверхности от цилиндрической? В чём сходство?

Для получения цилиндрической формы, делают разметки восьмигранника, и постепенно стачивают до скругления. Для получения конической формы делают четыре засечки ножовкой и спиливают рубанком излишки. Сходство состоит в том, что и цилиндрические и конические детали на стадии окончательной обработки сначала выполняют шлифовальной колодкой, а затем шлифовальной шкуркой круговыми и продольными движениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по технологии в 6 классе из раздела программы "Обработка древесины".План-конспект содержит подробное изложение хода урока по требованиям ФГОС.Четко поставлены цели, задачи урока.Подробно объясняется последовательность изготовления деталей цилиндрической формы ручными инструментами.

Предмет: технология.

- обеспечение усвоения учащимися приемов изготовления деталей цилиндрической формы вручную

- сформулировать у учащихся знания о графическом изображении деталей;

- научить правильному изготовлению цилиндрических деталей;

- воспитывать конструктивность и вариативность мышления.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деловая игра.

Наглядные пособия: образцы цилиндрических деталей, изготовленных с использованием ручных столярных инструментов ручка для молотка, топора, кувалды).

Инструменты и оборудование: столярный верстак, линейка, карандаш, рейсмус, рашпиль, ножовка, шлифовальная шкурка, технологическая карта изготовления черенка лопаты, компьютер.

Оформление доски: тема урока, новые слова (восьмигранник, шлифование, кронциркуль), задание на дом.

Объект труда: черенок для детской лопаты.

ТСО: мультимедиа

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости.

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель. Что такое шиповое ступенчатое соединение?

Какие виды ступенчатого соединения существуют?

Ученик. Изготовлений многих деталей из древесины бруски соединяют между собой. Самым простым является соединение в половину бруска (вполдерева), ступенчатое. Бруски соединяются врезанными на половину участками. Соединение может быть по длине, под прямым или другим углом.

Учитель. Как правильно разметить и выполнить соединение?

Ученик: Первым этапом является разметка, сначала размечают базовую линию длинны заготовки. Далее размечают, толщину вырезаемых участков, применяя для этого рейсмус. После этого размечают длину вырезаемых участков. После разметки приступают к пилению. Сначала делают пропил вдоль волокон, а потом пропил поперек волокон, для удаления части заготовки. Выполняется соединение, нужно стремится к тому, чтобы детали прямо из после пилы, без дополнительной подгонки плотно прилегали друг к другу. Но иногда все, же приходится исправлять погрешности в работе при помощи стамески и напильника.

Учитель. Что применяется для сборки соединения?

Ученик. Для того чтобы зафиксировать соединение применяют клей, можно воспользоваться гвоздями, шурупами. Более надежным получается соединение на нагеле. Нагель- это деревянный цилиндрический стержень диаметром 6-10 мм. Нагель устанавливается на клей в просверленное через соединение отверстие. Выступающие концы нагеля срезают и выравнивают наждачной бумагой. Соединение упрочнятся при применении двух нагелей.

Учитель. Где применяется ступенчатое соединение?

Ученик. Ступенчатое соединение нашло очень широкое применение из-за простоты соединения. С помощью такого соединения можно собрать рамки, подставки: для цветов, стендов, плакатов, новогодней елки.

III. Поисково-исследовательский этап.

Учитель. Какое время года у нас приближается?

Ученик: Зима.

Ученик. Новый год, мороз, метель, горка, снег.

Ученик. Снежки, снежные фигуры, уборка снега.

Учитель. Для уборки снега используют лопату. Какая деталь лопаты имеет округлую форму?

Ученик. Ручка лопаты.

Учитель. А как вы, думаете какая тема нашего урока?

Ученик. Изготовление цилиндрических деталей.

Из древесины каких пород изготавливают черенок и поему?

Ученик. Из древесины твердых пород, так как изделие будет прочным.

Учитель. Давайте откроем учебники на стр. 32 и прочитаем параграф.

(Один читает вслух, остальные следят).

Учитель. Какова последовательность изготовления изделия из древесины. И составим, сами маршрутную карту рассматривая рисунок 21 на стр. 32, а эту карту запишем в тетрадь.

Откроем, тетради запишем число и тему урока.

Учитель. С чего мы начинаем изготовление детали округлой формы?

Ученик. Берется заготовка квад­ратного сечения. Как правило, бруски сторона квадрата должна быть примерно на1-2 мм больше диаметра изготовляемой детали, а длина бруска на 20 мм больше длины требуемой детали.

Учитель. Да, это и будет первым этапом. Давайте запишем.

Подобрать брусок квадратного сечения.

Учитель. Что же мы с вами будем делать на втором этапе?

Ученик. Для того чтобы из заготовки квадратного сечения сделать цилиндрическую, необходимо на торцах заготовки пересечением диагоналей найти центр и циркулем вписать круг радиусом 0,5 деаметра. (рис. 4).

Учитель. Отлично! Записываем:

2. Разметить диагонали на торцах, начертить окружность.

Учитель. Нашим третьим шагом будет?

Ученик. Касательно к окружности с каждого торца с помощью линеек проводят стороны восьмигранника и очерчивают рейсмусом линии сострагиваемых гране по боковым сторонам заготовки.

Учитель. Технологическую операцию по разметке боковых граней осуществить рейсмусом, главное правильно установить его на размер 2/7 Диаметра.

3. Рейсмусом разметим грани.

Учитель. Какими столярными инструментами можно выполнять разметку боковых граней, если нет рейсмуса?

Ученик. Линейкой. Но это будет очень долго.

Учитель. Четвертое наше действие?

Ученик. Крепят заготовку на крышке верстака между клиньями и строгают до линии разметки рубанком, придавая заготовке восьмигранную форму, не выходящую за пределы разметки, выполненной на торцах детали.

Учитель. Проще сказать получаем восьмигранник.

В нашей мастерской лучше будет закрепить заготовку в зажиме верстака.

4. Сострогать ребра до получения восьмигранника.

Учитель. Пятым этапом мы будем делать, что?

Ученик. 5 - прострагиваем ребра до получения 16-тигранника.

Учитель. И это запишем!

Шестым шагом будет?

Ученик. 6шаг - обработка до круглой формы напильником.

Учитель. Записываем!

Седьмым этапом будет?

Ученик. Окончательно обрабатывают цилиндрическую поверхность шлифовальной шкуркой. При этом один конец заготовки надёжно закрепляют в зажиме верстака, а другой шлифуют по касательной окружности вдоль и поперек.

Учитель. Иногда заготовку обвёртывают шлифовальной шкуркой, обхватывая левой рукой, а правой вращают её и перемещают вдоль своей оси вращения. Аналогично шлифуют заготовку и с другого конца.

7. Зачистить изделие шлифовальной шкуркой. Сделайте соответствующую запись в тетрадь.

Учитель. Каким инструментом можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик. Кронциркулем.

Он состоит из двух дугообразных ножек, скреплённых посередине фиксирующим винтом похож на обыкновенный циркуль.

Учитель. Каким инструментом, кроме кронциркуля, можно измерить диаметр детали, имеющей цилиндрическую форму?

Ученик. Штангенциркулем.

Учитель. Для того чтобы изготовить деталь цилиндрической формы из бруска квадратного сечения с использование ручного инструмента, нами составлена маршрутная карта. В этой карте отображают последовательность всех технологических операций, начиная от выбора заготовки до готового изделия.(Приложение 1).

Каким инструментом мы с вами будем работать?

Ученик. Рубанок, рейсмус, циркуль, шлифовальной шкуркой, штангенциркуль и напильником.

Учитель. Вспомним правила техники безопасности.

Правила безопасности.

При строгании надёжно закрепляй заготовку в клиньях верстака или в зажиме.

Пальцы руки, обхватывающей колодку рубанка, не прилагай близко к подошве рубанка.

Класть рубанок в лоток острием повернутым от себя.

При шлифовании детали надёжно удерживай шлифовальную шкурку или колодку.

Кронциркуль или штангенциркуль при работе не держи в карманах халата.

Класть циркуль на верстак острием от себя.

Не захватывать пальцами носок напильника.

Не сдувать опилки, а сметать их щеткой.

IV. Практический этап.

1. Вводный инструктаж

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: столярный верстак;

инструменты - рейсмус, карандаш, линейка, рашпиль, кронциркуль, пила, рубанок, наждачная бумага, наждачная колодка;

материалы - заготовка из древесины квадратного сечения твёрдой породы древа (бук, дуб, ясень, клён, берёза).

Знакомство с изделием осуществляется в ходе беседы:

- Для каких целей предназначено это изделие?

- Какую породу древесины целесообразно для этого изделия использовать?

- От чего зависит форма и длина изделия?

Учитель выясняет, нет ли среди учащихся желающих предложить форму и размер изделия. Все предложения учитываются. Выбирается лучшая идея.

Ученики получают заготовки, инструменты и приступают к изготовлению изделия.

(Учитель осуществляет контроль, индивидуальная работа.

V.Рефлексивно – оценочный этап.

Учитель. Рассмотрим возможные ошибки и их причины.

Возможные ошибки и их причины:

Деталь при обработке получается с переменным диаметром по всей длине. (При обработке детали режущим инструментом был допущен выход за пределы границ разметки).

Контроль выполнения работы шерхебелем, рубанком, рашпилем.

При строгании происходят сколы древесного материала в плоскости обработки. (Строгание против волокон древесины или в кости сучков).

Уменьшить выход режущей кромки шерхебеля или рубанка; повернуть заготовку на 180°.

Перекос торца детали при отпиливании ножовкой. (Плохое закрепление детали; не использование при пилении стусла).

Выполнить разметку по всей окружности детали. Контролировать процесс пиления.

Закрепление изученного материала

Учитель. Попрошу выполнить тест.

Тест. «Изготовление цилиндрических деталей)

1. Какой инструмент необходим для разметки цилиндрической детали?

а) угольник, рейсмус, линейка;

б) линейка, угольник;

в) линейка, угольник, рейсмус, карандаш;

г) карандаш, линейка.

На сколько ширина бруска должна быть больше диаметра изделия?

а) на 5—7 мм; в) на 1 -2 мм.

Какой инструмент применяется для измерения диаметра?

а) линейка; в) рейсмус;

б) кронциркуль; г) угольник.

С помощью какого инструмента можно получить из квадрата восьмигранник?

а) с помощью напильника;

б) с помощью шлифовальной шкурки;

в) с помощью стамески;

г) с помощью рубанка.

Чем отличаются разметочный циркуль и кронциркуль?

а) длиной ножек (у кронциркуля они длиннее);

Учитель. Поменялись листочками. Выполняем взаимопроверку.

(Учитель называет правильные ответы, учащиеся проверяют )

Учитель. Оцените свою работу:

Технология: Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков./ Под ред. В. Д. Симоненко. 4- е изд., переработанное Просвещение, 2008.

Технология: Технический труд. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В. М Казакевича, Г. А. Молевой. М.: Дрофа, 2004.

Читайте также: