Конспект по техническому творчеству

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Литовченко Элина Валерьевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Валуйки

Автор: Букреева Юлия Владимировна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Валуйки

Цель: создать условия для развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производства.

Задачи:

- стимулирование детского научно-технического творчества;

- развитие интереса дошкольников к моделированию и конструированию;

- повышение общественного значения занятий техническим творчеством.

- развивать физические качества, волевые качества. стремление выполнять задания быстро и точно.

Состав участников: подготовительная к школе группы.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: музыка, папки с заданиями, ноутбук, конструкторы, лабиринт, труба, обруч, мягкие блоки.

Ход игры:

Вос-ль:

А кто знает, что такое квест?

Дети: Квест – это поиск.

Вос-ль: Правильно. И вам сегодня предстоит найти приз. Вы готовы к поискам?

Дети: Да

Вос-ль: Все что нас окружает, создается руками человека, энергией, волей, выдумкой, фантазией, его умом и мастерством. Ребята, прежде чем начать поиск на вашем пути будут встречается преграды-задания, за правильно выполненные задания вы будете получать фрагмент карты, где спрятан приз. В конце игры, собрав карту вы найдете его.

Итак, желаю вам удачи!

1) загадка
Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимается до звёзд.

Дети: это (Ракета)
2 )Загадка

Отгадай-ка, кто имеет
Серебристых два крыла?
Быстро он летать умеет –
Не догонит и стрела.
Он летает высоко,
Он летает далеко.
И гудит, когда летит.

Дети: это самолёт.
Вос-ль: Верно, это – самолет и ракета. Какой это вид транспорта?

Дети: это воздушный вид транспорта

Вос-ль: Человек какой профессии проектирует, самолёты и ракеты?

Дети : Аэрокосмический инженер - это тот, кто проектирует в основном самолеты, космические корабли, спутники и ракеты.

Вос-ль: Сейчас вы тоже побываете в роли аэрокосмических инженеров . Вам нужно с проектировать самолёт и ракету. Для этого задания у вас есть ноутбуки.

После выполнения задания, вы получите часть карты.

Инстр-р по физ-ре: Юный техник должен уметь работать в команде.

Инстр-р по физ-ре: Ребята, вы ловкие. прошли это испытание и получаете часть карты.

Вос-ль: В этом задании вы- механики.

Вос-ль: Ребята, в чём заключается работа механика?

Дети: Он следит за тем, чтобы техника всегда была исправна и готова к работе.

Инстр-р по физ-ре: Что вам известно о профессии пилот?

Дети: Пилот занимается подготовкой к полёту и управляет летательными аппаратами.

Инстр-р по физ-ре: Прежде чем отправится в полет вы должны провести разведку. Для этого вам необходимо посовещаться и мысленно определить путь полета.

Ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Инстр-р по физ-ре: Первым полет начинает разведчик, а остальные летят за ним.

Инстр-р по физ-ре: Ребята, молодцы! Вы справились с этим испытанием и получаете часть карты.

Вос-ль: Юный техник должен уметь не только работать руками, но и много знать. И сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказочный транспорт! Я вам буду задать вопросы, а вы должны отвечать на них.

На чем ехал Емеля к царю во дворец? (на печи)

Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (вареньем)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)

На чем летал старик Хоттабыч? (на ковре-самолете)

Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа)

На чем летала няня Мэри Поппинс? (на зонтике)

Вос-ль: Вот ваша часть карты.

Инстр-р по физ-ре: Теперь ребята, вы будете авиаконструкторами.

Ребята, как вы думаете, в чем заключается работа авиаконструктора?

Дети: Авиаконструктор - это специалист по конструированию механических конструкций, летательных аппаратов.

Инстр-р по физ-ре: Ваше задание сконструировать ракету из мягких блоков. Для этого вам нужно взять блок и по очереди добежать до ориентира и построить ракету.

Инстр-р по физ-ре: Ребята вы справились с заданием. Вот вам последняя часть карты.

Итог:

(дети на столе собирают карту из частей)

Инстр-р по физ-ре: Ребята что у вас получилось?

Дети: у нас получился космический аппарат

Вос-ль: Что же дальше?

Дети: нам нужно найти космическую тарелку, мы думаем приз в ней.

(На пути к космической тарелке, дети проходят через туннель и внутри космического аппарата находят приз- конструкторы «Лего")

Используемая литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Методическая разработка

Данилова Татьяна Георгиевна

Актуальность данной работы.

Современных школьников и их родителей интересует, какие навыки следует развивать, чтобы стать востребованным специалистом в ближайшем будущем?

Одними из главных качеств, которые необходимо развивать являются: креативность, умение мыслить не стандартно и способность создавать новое.

Этот вопрос касается всех возможных направлений развития детей, в том числе и технического.

Разберём, что такое творчество — это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Но, как известно ничего из ничего не появляется – следовательно, чтобы создать что-то новое, нужно изучить вопрос, что было до этого.

Основная идея педагогической деятельности.

Работая педагогом по робототехнике с детьми 2-4 классов, я столкнулась с проблемой, что дети с радостью собирают робототехнические модели, используя готовые схемы, но с неохотой изучают теоретический материал о различных передачах и в последствии ленятся, применять эти знания, создавая свою собственную модель.

Следовательно, необходима систематизация информации и особая её подача, для более правильного восприятия детьми новых, сложных для их возраста знаний и навыков.

Новизна методической разработки.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки – сформировать интерес к техническому творчеству

- расширение технического кругозора,

- развитие логического мышления, творческих способностей,

- развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности.
Воспитательные:
- мотивировать для создания собственного механизма с применением множества передач.

-формировать навыки работы в команде: распределение между собой обязанностей, освоение культуры и этики общения.

Эта технология актуальна, потому что:

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Продолжительность: 40 минут.

Оборудование и инструменты: образовательные наборы LEGO Education WeDo 2 . 0 , ноутбук, телевизор.

Педагогические технологии: технология групповой деятельности, личностно-ориентированная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Методы обучения: элементы технологии групповой деятельности, метод обучения в команде, рассказ, беседа, практические методы.

План занятия:

Вводная часть. Организационный элемент (2 мин.).

- Основная часть. Объяснение нового материала (10 мин.).

- Основная часть. Практическая работа (18 мин.)

Заключительная часть. Подведение итогов (10 мин.).

Ход занятия

Вводная часть. Организационный элемент (2 мин.).

- Здравствуйте ребята, Вы любите рисовать красками. А сколько цветов в палитре ваших красок? А вам бы понравилось если бы у вас было только 2 цвета? Вы знаете, в робототехнике есть свои краски, и мы с вами можем нарисовать свою неповторимую картину используя возможности технического творчества. Сегодня мы с вами наполним нашу техническую палитру новыми необыкновенными красками. Только в робототехнике вместо красок мы будем использовать различные механические передачи.

(Основная часть и практическая часть проводятся совмещённо)

В робототехнике, довольно часто требуется передать вращение на некоторое расстояние или изменить его направление, например, на 180 или 90 градусов.

При всякой передаче существенную роль играет особая величина - передаточное отношение, которое надо научиться рассчитывать. Для этого необходимо знать число зубов у используемых в передаче шестерен.

Теперь рассмотри основные виды передач.

Если ведущее зубчатое колесо больше ведомого, то мы выигрываем в скорости, это будет повышающая передача (или мультипликатор).
Если ведущее зубчатое колесо меньше ведомого, то мы выигрываем в силе, это будет понижающая передача (или редуктор).

Ребята предлагаю, вам собрать механизм зубчатой передачи и проверить полученные знания на практике.

hello_html_m2b6f9ee6.jpg

Соответственно у каждой передачи, есть и минус. Мультипликатор быстрый, но теряет тяговые свойства, а редуктор имеет хорошие силовые характеристики, но очень медленный.

Начнем с передаточного числа – это отношение количества зубцов на ведомой шестерне к количеству зубцов на ведущей шестерне. То есть передаточное число у мультипликатора всегда будет, меньше 1.

Механическая передача может состоять не только из двух шестерен, но и из множества. Для того чтобы найти передаточное число многоступенчатых передач, необходимо перемножить передаточные числа всех соприкасающихся шестерен.

Вот вам две краски:

Повышающая зубчатая передача.

Понижающая зубчатая передача.

Следующая краска это – ременная передача.

С этой передачей мы познакомимся с вами сразу на практике.

Задание 1. Соберите модель ременной передачи.

hello_html_3ad7fec.jpg

модель ременной передачи

Задание 2. Запустите программное обеспечение LEGO WeDo, подключите модель к компьютеру и напишите для нее следующую программу.

Задание 3. Ответьте на предложенные ниже вопросы.

Что происходит после включения мотора?

Соотнесите номер шкива и его название.

hello_html_3ad7fec.jpg

2

Первый Ведомый шкив

Второй Ведущий шкив

Задание 4. Соберите модель перекрестной ременной передачи, составьте для нее программу.

hello_html_314dd9fe.jpg

Задание 5. Ответьте на вопросы.

С какой скоростью вращаются шкивы?

В каком направлении вращаются шкивы?

Вот мы познакомились с краской №3 – ременная передача.

Эта передача нас выручит тогда, когда надо передать движение на большое расстояние и нет возможности использовать зубчатые колёса, но у неё есть и отрицательный момент, в ременной передаче и скорость, и мощность существенно ниже, чем в зубчатой из- за того что ремень проскальзывает по шкиву.

hello_html_3600642a.jpg

Ещё одна замечательная особенность этой передачи — это то, что от работы одного мотора мы можем получить сразу 3 вращающиеся оси, то есть мы можем создать многофункциональный механизм.

Заключительная часть. Подведение итогов (10 мин.).

Ребята, вам было интересно сегодня? Вы узнали полезную для себя информацию? Спасибо вам, за то, что внимательно слушали, отвечали на вопросы и выполняли задания.

Максимова Антонина Викторовна,

педагог дополнительного образования

План-конспект занятия

первого года обучения

Раздел: Изготовление объемных макетов и моделей технических объектов.

Продолжительность занятия : 2 часа.

Цель: развитие образно-технического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

Воспитательная - способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, собранности при выполнении работы, самостоятельности;

Развивающая - развивать усидчивость, смекалку, внимание, эстетический вкус; моторные навыки в точности выполнения; осуществление самоконтроля;

Образовательная - дать первоначальные сведения о профессиях, связанных с авиацией, расширить представление у учащихся о назначении и устройстве самолетов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах;

Тип занятия : комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы проведения занятия :

- словесный (беседа, рассказ, объяснение);

- наглядно-демонстративный (демонстрация, показ);

Объект труда : бумажная модель одномоторного самолета.

Словарная работа: фюзеляж, шасси, стабилизаторы, винт, двигатель, аэродром, аэропорт, дирижабль.

Межпредметные связи: история, черчение, трудовое обучение.

Методическое и материально-техническое оснащение занятия :

1. Материально-техническая база : проектор, инструменты и материалы, картон, клей, ножницы, канцелярский нож, линейка, карандаши.

Ход занятия

1. Организационная часть (2 минуты)

1.1 Приветствие, психолого-педагогический настрой.

1.2 Контроль посещаемости.

1.3 Проверка готовности к занятию.

2. Этапы подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (8 минут)

- Сейчас мы оправимся в путешествие на транспортном средстве, а на каком? Узнаете, когда отгадаете ключевое слово кроссворда.

Вопросы для кроссворда:

1. Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга? (Ступа).

2. Это что там под луной?

Дыня с дом величиной?

В небесах парит корабль.

Под названием (Дирижабль).

3. Без этого не двинется в путь ни одно транспортное средство. (Мотор).

4. Без разгона ввысь взлетаю,

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это? (Вертолет).

5. Эта вещь функциональна: ею можно подметать.

Ну, а можно, ведь не тайна, на ней под облака летать! (Метла).

6. С виду это - самолет :

Крылья есть и есть пилот.

Хорошо летать умеет,

Но мотора не имеет. (Планер).

7. Транспортное средство для полета в космос? (Ракета).

Правильно. Итак, мы продолжаем с вами путешествие на самолете.

3. Изложение нового материала (20 минут)

Вопросы для беседы:

- Что вы знаете о самолете?

- Кто из вас видел настоящие самолеты? Где?

Знаете ли вы, какие бывают самолеты? ( Ответы: военные и гражданские, грузовые, пассажирские, спортивные, специального назначения, сухопутная и морская авиация).

- А для чего нужен каждый самолет?

- Откуда взлетают самолеты? (С летной полосы на аэродроме).

Аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки летательных аппаратов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также все необходимое оборудование.

Аэродром – главная часть аэропорта, включающая в себя летную полосу, рулежные дорожки, перрон, места стояния для ТО и хранения.

- Кто управляет самолетом? (Летчики, пилоты).

- Человек с древних времен мечтал полетать, как птица. И немало было попыток по изобретению летательного аппарата.

В семнадцатом столетии человек занялся полетами на аппаратах, которые были легче воздуха, и начались первые полеты на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом или водородом. Однако большим недостатком воздушных шаров было то, что его пассажиры целиком зависели от капризов погоды и постоянно сбивались с курса. Человеку все еще было далеко до настоящих полетов.

17 декабря 1903 года Орвил Райт завел самодельный двигатель своего самолета и поднялся в воздух. По нынешним меркам полет не особенно впечатляет: он пролетел всего тридцать шесть метров. Но этого было достаточно, чтобы сделать Орвила и его брата Уилбура первыми, кто построил аэроплан и смог пролететь на нём в управляемом режиме.

- Похожи ли старинные самолеты на современные?

- Давайте вспомним устройство современного самолета, об этом мы говорили на прошлых занятиях. Самолет — сложная машина, состоящая из большого количества отдельных, хорошо слаженных деталей. Детали эти группируются в пять основных частей самолета : фюзеляж, крыло, хвостовое оперение - стабилизаторы, авиационный мотор (двигатель) и шасси.

4. Этапы применения знаний на практике (60 минут)

4.1 Вводный инструктаж (2 мин)

4.2 Практическая работа учащихся, текущий инструктаж учителя (50 мин)

4.3 Заключительный инструктаж (2 мин)

Технологическая карта

по выполнению модели бумажного самолёта.

п/п Последовательность выполнения работы Изображение Инструменты и материалы

1 Переводим заранее готовые шаблоны со всеми линиями на картон с помощью копировальной бумаги

Картон, 16 шаблонов, карандаш

2 Выполняем все детали самолета в цвете Картон с чертежами, карандаши

3 Последовательно вырезаем все детали по контуру. Больше всего времени уйдет на вырезание фюзеляжа.

Картон с чертежами, ножницы

4 После вырезания деталей сборной модели самолета обводим тупым предметом по линейке все места изгиба деталей

Детали самолета, линейка, канцелярский нож тупой стороной

Приступаем к сборке модели. Сначала склеиваем фюзеляж. Для склеивания изгибаем центральную часть фюзеляжа и приклеиваем к ней боковые стенки. Детали самолета, клей

6 Держим фюзеляж 5 минут для склеивания Детали самолета, клей

7 Далее у фюзеляжу приклеиваем хвостовое оперение.

Детали самолета, клей

Затем приклеиваем к фюзеляжу крыло.

Детали самолета, клей

9 В заключение к модели самолета приклеиваем элементы шасси

Детали самолета, клей

10 Готовую модель выравниваем на поверхности Объемная модель, стол

11 К готовой модели привязываем две ниточки Объемная модель самолета, ниточки, ножницы

4. Подведение итогов (8 минут)

Рефлексия: что нового узнали на занятии, понравилось или нет, какие навыки приобрели, что чувствуете, уходя с занятия.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

7. Нельзя работать ножницами на ходу.

Список использованной литературы

1. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М. : Лирус, 1995.

2. Майорова И. Г. ; Романина В. И.. Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М. : Просвещение, 1986 – 96 с. ил.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Мой первый день на сайте МAAM С чего начать свой блог? Может быть с того, чтобы вспомнить, что говорили известные личности о познании мира, о человеке, о воспитании детей?.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока описаны основные приемы, используемые на уроках технологии.

План-конспект урока

По технологии

Разработал: Михайлов Александр Дмитриевич.

Дата проведения_4.12.2019г_

Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями:техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;

Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать;способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.

Методическое оснащение урока.

Материально – техническая база:

Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Проверка явки учащихся.

готовности учащихся к уроку.

Доведение до учащихся плана урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

Что такое машина?

3. Изложение нового материала

Во-первых, техника — это всё, что сделано чело­веком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, при­способления, а также устройства (утюги, холодильни­ки, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.

Во-вторых, это — совокупность приёмов, приме­няемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пи­анино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также назы­вают техникой. Обучаясь приёмам обработки различ­ных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.

В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.

Техника облегчает условия жизни человека. Разви­тие и совершенствование техники — от самой прими­тивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и куль­туры.

Все материальные объекты на Земле можно раз­делить на две группы:


Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.


Основная функция технического устройства— это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строга­ние древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.

Любое техническое устройство, будь то повоз­ка, книга, станок, телефон, кинофильм, создава­лось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для вы­полнения им строго определённой, или основной, функции.

Техническое устройство (ТУ) может быть простым, например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда.

К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные техни­ческие устройства называются техническими система­ми(от греч. systema— целое, составленное из частей, соединение).

Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.


Орудие — технический объект, при помощи кото­рого осуществляется какое-либо действие и произво­дится работа. К ним обычно относятся ручные инстру­менты и несложные приспособления.

Техническая система (ТС) — составной объект, со­стоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собран­ный из них самолёт обладает способностью летать.

Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.

Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.

Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.

Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас.

Машина – сооружение (перевод с латинского).

Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.

Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть ма­шина. Что же называют машиной и какое техниче­ское устройство можно считать машиной?

Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие опера­ции. В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — про­стейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибё­тесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.

— это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов, и свойство ма­шины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, ав­томобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не пере­везёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.Исторически машины про­изошли из орудий (инструментовприспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлиль­ных работ от орудия до машины. В историческом му­зее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники ко­пий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйст­венных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на де­ревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим обра­зом. Из прочного дерева вырезали стержень, один ко­нец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполнен­ное мелкозернистым песком. Стержень вращали меж­ду ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.

В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально за­кручивали тетиву лука. При приведении лука в дви­жение стержень начинал вращаться, ив камне про­сверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Лучковый привод является самым древним механиз­мом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.

Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.

Привод стал промежуточным звеном между инст­рументом и руками человека, он задал и передал дви­жение от рук человека к орудию.

Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом

Механизм – техническое устройство для передачи и преобразования движения

Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией. Пока стержень для сверления человек вращал ру­ками, стержень был орудием. Вместе с приводом, за­дающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необ­ходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.

Когда же техническая система становится маши­ной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рыча­ги, штурвалы), то получится машина — сложная тех­ническая система, где двигатель служит источником механического движения.

Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизирован­ным инструментом (от лат. instrumentum— орудие). Например, инструментом является ручная механиче­ская дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не при­кладывает физических усилий, а только управляет.

Таким образом, механическая машина как цель­ная техническая система включает в себя:

основные части машины:

органы управления;

двигатель – источник энергии;

трансмиссия – часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган;

рабочий орган – это орудие, которое выполняет работу.

Закрепление нового материала.

Приведите примеры простых и сложных технических устройств.

Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.

Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?

При выполнении каких условий техническая система становится машиной?

Что является признаком машины как технической системы?

Найдите четыре части машины в сверлильном стан­ке.

Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.

* Объясните, почему работоспособность машины зави­сит от полноты ее частей.

Повторение новых понятий:

Простые технические устройства (орудия),

Сложные технические устройства.

Разъяснение задач практической работы.

Инструктаж по ТБ и ОРМ.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверить организованность начала работы учащихся.

Проверить соблюдение учащимися правил ТБ и ОРМ.

Концентрация внимания учащихся.

Оказание помощи слабо подготовленным учащимся в выполнении задания.

Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

Разбор типичных ошибок.

Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

6. Подведение итогов.

Оценка результатов труда учащихся.

7. Уборка рабочих мест.

Используемая литература:

Технология. Технический труд: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой. –М.: Дрофа, 2012.

Самоанализ урока по технологии

Свой урок я старался построить в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Тип урока: комбинированный (повторение и систематизация учебного материала, применение знаний в новых условиях). Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Цель урока: Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;

Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств воспитывать интерес к предмету. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цель урока определяли (попытались определить) сами ученики. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и деятельностно -трудовой. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности.

Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, в том числе связанных с нашим регионом. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность, детям надо было использовать уже имеющиеся знания. Этапы урока традиционны для практического урока технологии. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывал индивидуальные особенности учеников, давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания практического задания, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Дети остались уроком довольны.Активность была100%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд оптимальны.

Читайте также: