Конспект по рене декарту

Обновлено: 05.07.2024

Тем не менее, Картезий уверен, что сомнение связано как раз с неясностью представления:

В дальнейшем прочтении трактата мы сможем убедиться, что высказанное нами теперь мнение о смысле истины очевидных представлений Декарта соответствует действительности. Пока же перейдём ко второму правилу метода.

Если вы допускаете, что все вещи связаны непрерывным логическим порядком, то речь может идти только о вещах, допускаемых данной логикой. Например, в евклидовой логике речь не может идти о кривой, длина которой короче прямой, соединяющей две точки. Если же вы думаете, что любые вещи могут быть связаны логической цепью, то это произвольное допущение.

Это означает только одно – вся система знания строится как формальный язык. Как можно охватить все вещи одним формальным языком? Только одним способом – определять вещи логически в этом языке, тем самым сужая или изменяя значение терминов, относительно естественного языка. Либо следует объявить все вещи, не находящие места в логике формального языка, непознаваемыми.

В свете замечаний, высказанных выше, такое заявление кажется не более чем фанфаронством. Но это – на современный взгляд. Вслед за Декартом Лейбниц развил учение о прирождённой способности ума к познанию высших категорий бытия, всеобщих необходимых истин логики и математики. В эту же лунку угодил и Эдмунд Гуссерль в конце XIX столетия, также положивший в основу своей гносеологии убеждение в возможности непосредственного усмотрения истинных сущностей.

Задолго до Гуссерля его учитель Декарт начал построение своей метафизики с открытия самой близкой умной очевидности. В четвёртой части своего Рассуждения, озаглавленной, как ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ, Картезий отталкивается от тотального онтологического сомнения в реальности существования чего-либо. Он говорит:

Последнее заключение представляется слишком смелым, так как мысленный эксперимент элиминации тела и физического мира, не равно их действительному отсутствию. Предположение не нарушает мыслительного процесса, так как само есть мысль, но откуда известно, что действительное отсутствие тела и мира не уничтожит также и мысль? На этом основании мы подвергаем сомнению и следующее заключение:

Сказано хорошо иллюстрируется способом существования Бога в системе Декарта. Он пишет:

Таким образом, совершенства принадлежат несовершенным существам, как пределы их усовершенствования. Но актуально сущий Бог не может мыслиться потенциально, как предел какого-то ряда. Таким образом, ты, либо знаешь бога, либо не знаешь. Совершенства тут никак не помогают. Фактически, Картезий просто предлагает нам заменить существующее у нас представление о боге на предел совершенствования человека. То есть, предполагается стремление и движение человека к совершенству присущих ему способностей, которое обнаруживается сознанием несовершенств . Предел этого стремления предлагается именовать БОГОМ. Вот и вся дедукция; и никакой метафизики, поскольку бог здесь величина математическая, – о чём сам Картезий свидетельствует в следующих словах:

Следует, впрочем, заметить, что представление о треугольнике никак не связано с необходимым заключением о фигуре, как о треугольнике, исходя из суммы углов. Точно так представление о боге никак не связано с получением предела, исходя из ряда приближений. Представления о боге и треугольнике существуют в уме как эмпирические. Но существуют они иначе, чем логические дериваты из суммы углов или из ряда приближений.

Другого существования для бога, кроме логического, мы и не ожидаем у Картезия, поскольку речь идёт о построении языка, пригодного для анализа представлений, в котором бог есть термин формального языка. Этот логический бог Декарта имеет мало общего с Богом церкви. Однако внешне говорение о нём может походить на говорение о Боге схоластического богословия. Это сходство и позволяет Картезию скрыть полный атеизм и формализм своего метода, как от публики, так и от самого себя. Ему хочется снискать лавры на поприще отыскания разумного доказательства существования Бога, и он думает, что получил такое доказательство, когда заявляет:

Увы! Как раз этой достоверности Декарту достичь не удалось. Его утверждение о существовании бога могло бы подвергнуться картезианской критике Д. Юма, поскольку сам Картезий не продемонстрировал здесь той логически безупречной цепочки умозаключений, которая привела бы от представления о совершенстве, к представлению о Боге. Демонстрации такой цепочки требовал Юм от своих оппонентов, для обоснования вводимых ими представлений осиле, причине и т.п. Кроме того, как уже сказано выше, совершенство, как предел, принадлежит несовершенному существу. И нисколько не доказывает существование совершенного существа.

Возвращаясь к доказательству бытия Божьего, мы находим, что к логическому указанию на Бога, как предел совершенства, Декарт присовокупляет довод от противного в парадигме: если бы бога не было, то его следовало бы выдумать. Именно, Декарт говорит, что бог необходим ему для обоснования первого правила метода:

В заключение темы приведём стихи Ибн Араби:

«Когда появляется мой Возлюбленный,

Какими глазами я вижу Его?

Его глазами, не моими,

Ибо никто не видит его, кроме Него Самого.

ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ РЕНЕ ДЕКАРТА

Беда лишь в том, что все эти истины находятся в другом трактате Декарта, который он к моменту написания этого ещё не решился публиковать. Здесь он лишь излагает его содержание. Это умозрительный генезис мира из хаоса, благодаря действию неизменных законов, открытых Декартом:

«…не будучи обязанным следовать мнениям, принятым учеными, или опровергать их, я решил предоставить весь этот мир их спорам и говорить только о том, что произошло бы в новом мире, если бы Бог создал теперь где-либо в воображаемых пространствах достаточно вещества для его образования и привел бы в беспорядочное движение различные части этого вещества так, чтобы образовался хаос, столь запутанный, как только могут вообразить поэты, и затем, лишь оказывая свое обычное содействие природе, предоставил бы ей действовать по законам, им установленным. … Потом я показал, как в силу этих законов большая часть материи хаоса должна была расположиться и упорядочиться так, что образовала бы нечто подобное нашим небесам, и как при этом некоторые ее части должны были образовать Землю, планеты, кометы, а другие – Солнце и неподвижные звезды. И здесь, распространяясь о свете, я подробно объяснил, каков свет, который должен быть в Солнце и звездах, как он оттуда мгновенно пробегает неизмеримые небесные пространства и как он отражается от планет и комет к Земле.

На этом Рассуждение о методе Декарта практически окончено. Чтобы продолжить знакомство с Картезием, следует обратиться к другим его трудам. Хронологически и логически за Рассуждением о методе следует Размышление о первой философии.

Как бы то ни было, Размышление о первой философии считается основной философской работой Декарта. Поэтому мы не можем пройти мимо неё, хотя и полагаем, что главное и эпохально значимое уже изложено Картезием в его Рассуждении о методе. Тем более что сам Картезий рассматривает Размышление в качестве автокомментария к Рассуждению.

Итак, ПРИЛОЖЕНИЕ: РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ Рене Декарта.

В ПРЕДИСЛОВИИ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ Декарт отвечает на два возражения, высказанные в адрес его Рассуждения о методе:

Замечательно! Разве это не феноменологическая редукция? В этом пункте становится очевидным, что Гуссерль стоит на плечах Декарта.

Если читатель помнит, мы также возражали против дедукции бытия совершенного существа из идеи совершенства. Как видим. Декарт не может ответить на это возражение, но отвечает на другое. Мы ведь не говорим о несовершенстве идеи как акте несовершенного существа, но требуем показать логическую связь между совершенством и существованием совершенного существа, которой мы не усматриваем. Декарт обещает сделать это ниже. Посмотрим.

ПЕРВОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О том, что может быть подвергнуто сомнению.

ВТОРОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Рене Декарта — О природе человеческого ума:

Пытаясь практиковать истину, или быть поистине, через воздержание от всего недостоверного, Декарт, разумеется, сталкивается с экзистенциальной трудностью:

Читавший Гуссерля может сравнить его изложение редукции с Картезиевым, и убедиться, насколько последний, бывший первым, более ясен:

«Возьмем, к примеру, вот этот воск: он совсем недавно был извлечен из пчелиных сот и еще не утратил до конца аромат меда; немножко осталось в нем и от запаха цветов, с которых этот мед был собран; его цвет, очертания, размеры очевидны; он тверд, холоден, легко поддается нажиму и, если ударить по нему пальцем, издает звук; итак, ему присущи все свойства, необходимые для возможно более отчетливого познания любого тела. Но вот, пока я это произношу, его приближают к огню: сохранившиеся в нем запахи исчезают, аромат выдыхается, меняется его цвет, очертания расплываются, он увеличивается в размерах, становится жидким, горячим, едва допускает прикосновение и при ударе не издает звука. Что же, он и теперь остается тем воском, что и прежде? Надо признать, что да, – никто этого не отрицает, никто не думает иначе. Так что же именно в нем столь отчетливо мыслилось? Разумеется, ни единое из тех свойств, кои я воспринимал при помощи чувств; ведь все то, что воздействовало на вкус, обоняние, зрение, осязание или слух, теперь уже изменилось: остался только воск.

Таким образом, изучая собственные восприятия, я изучаю себя, как мыслящего, как ум. Всё данное мне есть феномен меня же – моё сознание. Здесь отправная точка феноменологии Гуссерля.

ТРЕТЬЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Рене Декарта О Боге – что он существует:

На этом месте хочется захлопнуть книгу и спросить возмущённо: или он нас дурачит?! Сначала сомневается во всём, а потом дозирует сомнения и взвешивает реальность в согласии с общепринятыми пошлостями! Или он хочет одурачить не нас, а профессоров теологии, которым предназначен этот труд? Посмотрим. И, опустив путаные рассуждения о причинном возникновении идей, перейдём сразу к выводу:

Есть тут некая хитрость. Вопрос: какая? Куда он клонит? Почитаем дальше.

Вот и вся хитрость. Познавая себя, как следствие, или действие Причины, я познаю через это саму Причину, то есть Бога. Итак. Хочешь познать Бога – познай самого себя! Это старый гностический лозунг. В Евангелии Фомы читаем слова Учителя: если вы не познаете себя, то вы – в бедности…. А познать себя, вещь мыслящую, значит познать свой ум. В котором обнаруживают себя не столько мои родители и я сам, сколько Бог меня создавший. Вот вам программа интроспективной психологии и феноменологии.

Сказанное подтверждается в первых же слова следующего РАЗМЫШЛЕНИЯ:

ЧЕТВЕРТОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Рене Декарта — Об истине и лжи

Само собой! Ведь то, что в моей мысли есть от Бога, обладает наибольшей ясностью и отчётливостью, и, значит, наиболее доступно познанию:

Следующее РАЗМЫШЛЕНИЕ как раз посвящено разделению вещей имманентных уму, и потому истинных, и вещей трансцендентных уму, — и потому недостоверных.

ПЯТОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Рене Декрта: О сущности материальных вещей, и снова о Боге – о том, что он существует

Даже если так, то Бог как логический (математический) объект – это не Бог религии. И, так же, как треугольник, он не существует нигде, кроме математики. Поэтому бесполезно пытаться прилепить к математической достоверности трансцендентное уму существование Бога вне ума. Идея совершенства не позволяет этого сделать, как мы уже сказали в конспекте РАССУЖДЕНИЯ ОМЕТОДЕ. Декарт не знаком с нашими возражениями. Поэтому упорно пытается связать совершенство и существование:

Повторяя сказанное ранее, заметим, что совершенство имеет чисто логическое существование, как предел усовершенствования. Оно немыслимо позитивно, само по себе, поскольку получает смысл (значение) от приближения к-. Отсюда, существование не может мыслиться как совершенство. Вещь либо есть, либо её нет: она не приближается бесконечно к бытию по степеням небытия. Ложь не может усовершенствоваться до истины, в онтологическом аспекте. Такое движение мыслимо только в гносеологическом аспекте. Поэтому. Можно сколько угодно уточнять, расширять и исправлять своё мнение о Боге. Из этого процесса не возникает трансцендентного существования Бога – он остаётся моим представлением, и существует только в уме.

Далее Рене Декарт указывает, в противоречие первоначальным своим утверждениям, что сон не равен бодрствованию:

Здесь Декарт намеренно ошибается. Собственно, это уже другой Декарт – эмпирик, естествоиспытатель, реалист, доверяющий здравому смыслу. Но ссылающийся при этом на Бога, как источник своей уверенности во всей естественной наличности:

То есть, только наша леность в исследовании природы приводит к ошибкам. При желании мы всегда можем знать истину всякой вещи, поскольку нет ошибок или лжи в творении. Ошибки коренятся в нашей воле к познанию, в которой мы свободны. Таков гносеологический оптимизм Рене Декарта.

На этом закончено его РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ, и с ним – наше исследование взглядов Картезия.

Рене Декарт (1596–1649 гг.) — известный французский философ XVII века, математик, физик и механик. Он внёс огромный вклад в науку: заложил базу рационализма в философии, ввёл множество символов, которые до сих пор используются в алгебре, исследовал оптические явления. Научный подход Декарта положил начало переходу европейской науки того времени от устаревших правил к новым объективным и прогрессивным методам.


Детство и юность

Рене Декарт родился 31 марта 1596 года в городе Ла-Э-ан-Турен (который сейчас назван в честь философа — Декарт) в семье из старинного дворянского рода. Начальное образование Декарт получил в религиозном учреждении — иезуитском коллеже. Именно там зародилось и укрепилось его скептическое отношение к современным философским авторитетам.

Начало научного пути и военная служба

После кратковременного изучения права в городе Пуатье, Декарт переехал в Париж, где периодически уделял время математическим исследованиям. С 1617 года принимал участие в военных действиях: в революционной Голландии, затем — в битве за Прагу в период Тринадцатилетней войны.

Рене Декарт, биография которого была бы иной, если бы не он встретился с выдающимся учёным-физиком Исааком Бекманом, следующие годы жизни в Париже полностью посвятил научной деятельности. Тогда он совершил открытие принципа виртуальных скоростей, но научное общество было к нему не готово. Привычная жизнь была прервана англо-французской войной, в которой Рене Декарту пришлось участвовать.

Вынужденная эмиграция

Вернувшись в Париж после войны, 32-летний Декарт был обвинён в ереси: орден иезуитов узнал о его свободомыслии. Из-за этого Декарту пришлось переехать в Голландию, где он на протяжении следующих 20 лет занимался наукой. Именно в этот период, начиная с 1628 года, он создал значимые философские и математические труды.

Пребывая в Голландии, он вёл переписку с научными деятелями, изучал обширный ряд наук, включая медицину. Также в этот период у него родилась от служанки дочь Франсина. Она умерла спустя пять лет, что стало самым трагическим событием в жизни Рене Декарта, по его собственным словам.

Важные открытия и книги

Философские труды

В своей философии Декарт признавал двойственность души и тела, идеального и материального.

Учение Декарта о познании стало началом для последующего рационализма — метода, согласно которому разум занимает самое важное место в познании и действиях людей.

Окончание жизненного пути

Декарту нравилась размеренная жизнь в Голландии, но выносить травлю за вольнодумство было нелегко. В 1649 году Декарт принял предложение шведской принцессы Кристины переехать в Стокгольм. Но вскоре после переезда его настигла смерть. Предполагали, что причиной стала пневмония. Однако затем возникла гипотеза, что его отравили мышьяком, поскольку симптомы были схожи.

  1. Соображения, касающиеся наук.
  2. Основные правила метода.
  3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.
  4. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.
  5. Порядок физических вопросов.
  6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.

По мнению Декарта недостаточно иметь хороший разум – главное хорошо его применять. Хорошо направлять свой разум, увеличивать свои знания, доводить их до высшей степени позволяет метод. Декарт выделяет четыре главных правила метода:

  1. не принимать за истину то, что нельзя принимать таковым с очевидностью, избегать поспешности и предубеждения, включать в суждения ясное, отчётливое, несомненное
  2. делить трудности на части, чтобы лучше их разрешить
  3. руководить ходом мыслей, начинать с познания простого и постепенно переходить к сложному
  4. делать общие обзоры, чтобы ничего не пропустить

Таким образом, если не принимать за истинное то, что не является таковым, соблюдать порядок в ходе мыслей, не будет истин, которые нельзя было бы раскрыть.

Декарт не пытается научить обязательному методу, а показывает, как он сам направлял свой разум. Декарт приобрел опыт, изучив Великую книгу мира – путешествуя, впоследствии решив изучать самого себя. Из метода Декарт извлекает некоторые правила морали:

  • повиноваться законам и обычаям страны придерживаюсь религии
  • решительность в действиях
  • стремиться побеждать себя, а не судьбу, менять себя, а не мир
  • достаточно правильно судить чтобы правильно поступать

Первый принцип философии по Декарту: Я мыслю, следовательно, я существую. Из этого принципа он приходит к идее субстанции, которая не зависит от материального и сущность которой есть мышление; и к идее бога, являющимся совершеннейшим существом.

Метод позволил Декарту пользоваться разумом как можно лучше, представлять предметы ясно и отчётливо, легко разрешать вопросы сложных наук.

Декарт – выдающийся философ, естествоиспытатель, математик.

Философское учение Декарта в самых основных своих чертах воплотило в себе особенности и значение философии Нового времени: противостояние схоластической философии, стремление ориентировать философию на связь с практикой, и, главное, разработать метод познания, позволяющий достигать достоверное знание.

Наиболее известные философские произведения Декарта

Декарт о назначении философии

Проблема метода в философии Декарта

Итак, метод познания должен обеспечивать достижение достоверного и несомненного знания. Знание истины Декарт рассматривал как высшее наслаждение и, как он писал, единственное в этой жизни полное и ничем не омраченное счастье. Поэтому главные проблемы, над которыми размышлял философ, связаны с теми способами, которые позволяют достичь истины, избежать заблуждений. Учение Декарта о методе включает в себя ряд основополагающих, с его точки зрения, идей и правил.

Как же найти прочное основание знания, обладающее незыблемой достоверностью подобно аксиомам евклидовой геометрии?

Те идеи, которые остались в философии как результат средневековой схоластики не могут быть фундаментом настоящего научного знания. Вообще, по мнению философа, существовавшее многообразие философских мнений по одному и тому же вопросу, неприемлемо, так как истинным среди множества мнений может быть только одно. И потому, признавался Декарт, он стал считать ложным почти все. Прежние идеи отвергаются Декартом, и для отрицания их философ использует радикальное сомнение, которое позволяет усомниться во всем том, что не обладает предельной очевидностью и, следовательно, достоверностью.

Допуская возможность сомнения во всем, рассуждал Декарт, можно найти такое теоретическое положение, в котором невозможно сомневаться. Это сам факт сомнения. Но признание очевидности существования сомнения означает признание очевидности существования мышления, поскольку сомнение – это разновидность мышления. Отсюда знаменитый вывод Декарта о том, что я мыслю, поскольку я сомневаюсь. Но невозможно мыслить, если не существуешь. Значит, утверждает Декарт, я мыслю, следовательно, я существую. Способность мыслить выступает в трактовке философа как главная характеристика человека. Безусловно, это вывод, выходящий далеко за пределы рационализма Нового времени.

На основании этих заключений Декарт приходит к доказательству существования Бога как совершенства. Человеческое сомнение является признаком несовершенства, а несовершенство потому и несовершенство, рассуждал философ, что существует его противоположность – совершенство, воплощенное в Боге. Бог как совершенное существо является гарантом существования созданного им мира. Все эти выводы Декарт получает путем логически правильных рассуждений, в чем проявляются возможности мышления, способного познать очевидные, ясные, всеобщие истины. Эти истины носят, считал он, врожденный характер. Они не нуждаются в доказательствах. Они – основа познания. Таким образом, Декарт вводит в свою философию понятие врожденных идей.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

Таким образом, метод Декарта явился основой его теории познания, суть которой сводится к следующему. Познание включает в себя опыт и мышление, при этом определяющую роль играет мышление, поскольку основой достоверности являются врожденные идеи, в конечном счете, носители достоверности знания. Основополагающие врожденные истинные идеи, носящие аксиоматический характер, раскрываются с помощью интеллектуальной интуиции и сомнения, позволяющих определить подлинно достоверное в знании. Гарантом существования таких идей и, в конечном счете, окончательным критерием истины является Бог.

Причины заблуждений в познании, следовательно, – беспорядочный опыт и отклонение от логики в процессе рассуждений. В этом суть рационализма Декарта.

Картина мира по Декарту

На основе своего метода Декарт создает картину мира, согласно которой существует мир, существует Бог, в мире существует человек, способный познавать этот мир, поскольку наделен способностью сомнения и интеллектуальной интуицией и обладает врожденными, благодаря Богу, идеями.

Природа построена Богом из материи, обладающей протяженностью и способностью к вечному движению как перемещению в пространстве. Сотворенный мир существует по своим собственным законам. Эта позиция философа носит название деизма.

Учение Декарта о человеке и обществе

Для Декарта суть человека в мышлении. Поэтому для него особую важность приобретает проблема мировоззренческих принципов человека. Свою жизненную позицию Декарт определяет из принципов своего метода. Он писал о правилах морали, извлеченных из созданного им метода.

Итак, можно сделать ряд выводов относительно сущности и значения философских идей Декарта.

Прежде всего, Декарт обосновывал великое значение достижения истины в науке и философии для развития общества. Он показал, как много значит наука в жизни общества и человека, прекрасно понимая, что исторический прогресс неразрывно связан с развитием науки. Тем самым философ выразил в своих трудах отличительную особенность эпохи Нового времени. В трудах Декарта эта эпоха нашла блестящее выражение.

В рамках своего рационализма Декарт поднял на пьедестал человека, а в человеке – его разум. Разумные человеческие позиции и решения одни только способны привести к успеху, был убежден Декарт.

Декарт показал сущность и значение сомнения и интеллектуальной интуиции в познании, обосновав целый ряд аспектов этих проблем.

В рамках неоднозначной в постановке и решении проблемы врожденных идей, своих собственных взглядов на проблему критерия истины Декарт поставил целый ряд важнейших вопросов.

Безусловно, далеко за границы Нового времени выходят по своей значимости его мысли о науке, морали и человеческой жизни, понимание им назначения человека и проблемы счастья, как и ряд других вопросов, над которыми он размышлял и о которых писал.

Разумеется, Декарт был связан в своих обобщениях с интеллектуальными и историческими в целом особенностями своей эпохи, и эти объективные по отношению к нему условия нашли отражение в его творчестве, в том числе неизбежных упрощениях во взглядах на некоторые философские проблемы. В частности, господствующие механистические представления, ограниченность экспериментальных возможностей того времени не могли не повлиять на позиции Декарта, его абсолютизации в решениях проблем, а потому односторонности, а иногда и просто ошибочные выводы. Но, как правило, это были великие заблуждения, достойные серьезных над ними размышлений.

Философ, математик, логик и выдающийся мыслитель своего времени Рене Декарт явился одним из основателей философии Нового времени, когда от религиозности, искусственно принесённой в науку, последняя старалась избавиться. Так и Декарт, с отличием закончив иезуитский колледж, был неудовлетворён знаниями, там полученными. Мыслитель, как и большинство великих, обратился к самостоятельному поиску знания в окружающем его мире.

Усмотрев, в многом справедливо, в религиозной философии, например, схоластике спорность, Декарт подвергал её критике. Картезианская (по латинскому произношению Cartesius), читай Декартовская философия Нового времени искала знания твёрдого, достоверного, доказанного, то есть, Рене Декарт искал истины. А для достижения истинного знания, знания доказанного, достоверного мыслитель разработал собственные методы, подходы и принципы поиска, в этом заключается рационализм философии Декарта.

В основу философии Декарта легла математика как устойчивая к спекуляциям и своей неподкупной логикой изобличающая спорность из знания. Но, несмотря на рационализм философии Декарта, изображаемая им наука, которая должна была объять все грани мира и человеческого существования, в корне имела метафизику, развиваясь к физике и делясь на частные науки.

Выступая за развитие методологии науки как важнейшего инструмента исследования, Декарт критиковал философию прошлого в связи с тем, что в прошлом методу и его роли не уделялось должного внимания. В методологии прошлого зачастую использовалось лишь сложение подобного, отсутствовали поиск основ, источника, заявление тезисов и постулатов, а так же иерархия взаимосвязей. Последнее не позволяло выделять в научном поиске важное от несущественного, а критерий и признак от случайности, с этим рационалистическая философия Декарта мириться не могла.

Последнее зависимо от принципа философии Декарта, где в ходе познания интеллектуальной интуицией, к которой редуцируют все остальные виды познания, необходимо ставить под сомнение любое утверждение, ведя поиск очевидности, тогда исследователь не может говорить о истинности чего бы то ни было кроме самого факта сомнения. И это сомнение само в себе несомненно и очевидно, как форма мышления — это один из методов философии Декарта.

  1. В-первых, мыслитель сформулировал основные гносеологические и метафизические идеи, то есть общие принципы своей философии кратко.
  2. В-вторых, размышления о натурфилософии как философские основы картезианской физики, где отходит от основных категорий физики вроде массы, количества, пространства и свойств к движению, сформулировав закон инерции.
  3. В-третьих, мыслитель затрагивает космогонические вопросы, то есть рассуждает о происхождении мира и планеты Земля в частности.

Эти рассуждения, равно как и поиск Декарта на поприще методологии приводят к заявлению о доказательстве существования некоего бога или божественного как необходимого условия всякого эмпирического исследования и материального мира в целом.

Три упомянутых в этой статье произведения Декарта — не все его труды, а лишь основные и наиболее значительные. Например, последнее произведение является по самому признанию мыслителя компиляцией философии Декарта кратко. Важно также отметить, что переводя свой номинально финальный труд с оригинального латинского на родной французский, сам мыслитель переписал некоторые части произведения. Последнее не говорит о ошибках, а намекает на вечный поиск и всеобъемлющее проникновение метода Декарта — сомнения.

Рационалистическая философия Декарта оставляла место дуализму, например, телесного и разумного. Дуализм Декарта заявлял о пространственно протяжённой телесной субстанции и внепространственной метафизической мыслящей, если угодно – душе. А так же дуализм божественного и материального, где, сотворив мир и его организовав, божественное более не вмешивается в него, то есть не осуществляет управление миром. Это деистическая позиция философии Декарта, заявляющая полную независимость мира после акта его сотворения божественным, ставит некоторых исследователей в тупик, так как, в общем, мыслитель был сторонником рационализма и критиком религиозности.

Труды французского мыслителя объёмны и затрагивают обширные области знания, вследствие чего в одной статье трудно описать философию Декарта кратко, не говоря уже о детальном рассмотрении. Однако многие произведения этого философа сохранились и с его взглядами можно познакомиться из первоисточника, что я и советую, если тебя, читатель, заинтересовало то, о чём рассказано в этой статье.

(с) Algimantas Sargelas

Философия Рене Декарта

Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта.

Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи.

Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Врожденные науки – это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

• ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений,

• разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания,

• осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетних традиций аристотелевского философствования.

В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.

Философская система Р. Декарта

Жизнь и деятельность Р. Декарта

Одним из гениев эпохи Нового времени был Рене Декарт, который произвел в содержании науки, но особенно в западно-европейской философской методологии суперрадикальный переворот.

Р. Декарт, в латинском написании Картезий (1596-1650) — французский философ, математик и физиолог.

Р. Декарт родился в местечке Лаэ (департамент Турень) в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш (аристократическое среднее учебное заведении), после окончания которой служил вольнонаемным офицером в войсках различных европейских военачальников, принимавших участие в Тридцатилетней войне в Германии. В 1621г., покинув армию, Декарт много путешествовал, завязывал знакомства с известными европейскими учеными.

Вскоре он переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях, лишь ненадолго приезжая во Францию.

Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в 1649г. В Швецию, где он и умер.

Рационализм Р. Декарта

Р. Декарт в познании естественного Мира не отделял философию от науки.

Но, как справедливо отмечал при этом, и философии, и науке нужны новые методы познания, иные принципы и правила мышления. Причем совсем не важно, если затем они будут более структурированы в одном направлении и менее — в другом. Речь идет о методах, принципах и правилах, которые смогли бы обеспечить сооружение нового, современного здания науки и принципиально иной парадигмы философии.

У Р. Декарта, таким образом, философия как бы сцепляла воедино все теоретические и эмпирические знания. А всех их (философию, научные знания) объединяло стремление к истине, которая легче всего достигалась с помощью строго научного метода.

Таким образом, рационалистический метод Р. Декарта представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому знанию всеобщность и необходимость.

Суть рационалистического метода Р. Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная истина.

Интеллектуальная истина — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Р. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

1) Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2) Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3) В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Современная реакционная буржуазная философия подчеркивает в учении Декарта его идеалистическое учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистические черты его учения о познании.

Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Декарта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, новатора науки — математики, физики, физиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.

Учение Р. Декарта о сомнении

Рядом аргументов Р. Декарт доказал, что в составе знания, доставляемого нам ощущениями и мышлением, нет ни одного положения, в истинности которого нельзя было бы усомниться. Можно усомниться даже в существовании внешнего мира и собственного тела.

При этом единственным несомненным фактом, с точки зрения Р. Декарта, остается лишь акт самого сомнения, самого человеческого мышления.

«Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о Мире, мы можем легко допустить, — писал Р. Декарт, — что нет ни Бога, ни неба, ни Земли и что мы не существуем, в то время как сомневаться в истинности всех этих вещей.

Это положение представлялось Р. Декарту тем самоочевидным, неоспоримым принципом, исходя, из которого можно развить всю систему философии и построить достоверное знание.

Таким образом, достоверное познание внешних вещей и явлений природы может и должно осуществляться только разумом, а не чувствами. Однако, анализируя сам умственный процесс познания, мыслитель обнаружил удивительный факт: все, что дано познать мышлению человека, имеет место только в самом его мышлении.

Любые предметы, явления, схватываемые мыслью, всегда есть мыслимый предмет, явление, т.е. единственное, что прямо или непосредственно придано человеческому мышлению, — это и есть само мышление.

Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Поэтому мышление должно быть самостоятельным, уверенным. Всякая зависимость от чужих мнений и особенно позиций есть ложный шаг.

Теоретическое мышление требует системного порядка.

Открытие Р. Декарта означало революционный переворот в философии и стало важным вкладом в новую теорию познания (гносеологию). Оно, правда, противоречило предположению (со времени Платона), превратившемуся в одно из основных допущений философии и науки о том, что предметом познания всегда является объект, т.е. только то, что лежит вне сознания и трансцендентно по отношению к нему, обладает независимым от него существованием.

Расщепление же всей действительности на субъект и объект — это, то принципиально новое, привнесенное Р. Декартом в философию и науку в конечном итоге, как он сам квалифицирует, есть реальность особая, — субъективная, находящаяся внутри познающего субъекта.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Р. Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа.

Оригинальность же учения Р. Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сознанию, мышлению и бытию субъекта мышления, обратившись к самому себе, и сомнение по Декарту исчезает.

Декартово сомнение, призвано было снести прежней умозрительной философии или отменить прежний способ познавательного мышления, чтобы тем самым расчистить почву для построения нового здания философии, рациональной в самом истоке.

Р. Декарт был убежден, что сознание нового метода мышления потребует прочного и незыблемого основания, которое должно быть найдено не где-нибудь, а в самом человеческом разуме, т.е. в его внутреннем мире — самосознании.

Физиология Р. Декарта

Будучи родоначальником рационального познания, Р. Декарт стал и отцом научной механики, чьи принципы распространял на все, включая живую природу и человека — физиологию. Р. Декарт осознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений своих предшественников и проводил самостоятельные эксперименты.

Он подробно исследовал строение различных органов, а также строение зародышей на различных стадиях развития. Р. Декарт подчеркивал необходимость изучения эмбриогенеза животных.

Р. Декарт объяснял рефлекторным механизмом не только сокращение скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты. В понятии рефлекса у Р. Декарта выступает идея стимула и причиной связи между действием стимула и ответной реакцией.

Животное — простая машина, полагал Р. Декарт. В этом взгляде, имевшем прогрессивное значение в борьбе со средневековой схоластикой, отобразилась вместе с тем ограниченность науки в эпоху, когда жил Р. Декарт.

Принципы своей физиологии и психофизиологии Р. Декарт распространял и на человека. Значительная доля жизнедеятельности человека объяснялась им, в противоположность господствующим теолого-схоластическим представлениям, механико-материалистическими принципами.

Учение Р. Декарта о страстях заключается в том, что главное действие аффектов и страстей — располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело.

Однако с позиций механизма Р. Декарт не мог объяснить жизнедеятельности человека. Ни механическая физиология, ни идеалистическая метафизика не позволяли Р. Декарту распространить свою теорию на область «произвольных актов, характерных для человеческого поведения.

Таким образом, человек по Декарту, есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.

Р. Декарт убеждал, что состояние тела и телесных органов обуславливается состоянием души и наоборот.

Заключение

Р. Декарт считается основателем новой философии с точки зрения проблематики и методологии. Для нас сегодня важно, что он не столько открыл некие новые истины, сколько определил сам строй современного мышления, в котором философия и наука стали играть определяющую роль.

Знаменитый ученый — философ и наука стали играть определяющую роль. Знаменитый ученый-философ Б. Рассел (1872-1970) в связи учении апеллируя к разуму, стал основоположником рационализма — философского направления, признающего сугубо умственное познание как единственно верный путь к истине.

Читайте также: