Конспект по развитию речи в младшей группе на тему птицы весной

Обновлено: 07.07.2024

Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, с особенностями жизни птиц весной.

1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце)

2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов) .

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.

1. Развивать интерес к жизни птиц.

2. Развивать речь детей, обогащать их словарь; активизировать словарь: "гнездо",

"скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".

3. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать птиц, кормить крошками) ;

3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.

3. Прослушивание музыки "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

6. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.

7. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.

Материал к занятию.

1. Демонстрационный материал "Птицы".

4. Скворечник, макет птичьего гнезда с перепелиными яйцами.

5. Корм для птиц.

-Ребята, к нам в детский сад сегодня утром приходил почтальон и принес конверт. А в нем письмо:

-Вот конверт. Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберёмся! Ой, постой…

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет солнышко! Ждёт в гости!

Приходите в лес весенний.

Надо птичек покормить,

В лес обратно возвратить!

-Ребята, поедем в гости к Солнышку на весёлом автобусе?

-Здравствуй, Солнышко! Какое ты красивое, как весело светишь! Благодаря тебе весна наступила, как мы узнали об этом?

(Дети называют приметы весны: бегут ручьи, тает снег, тает лед на реках, ярко светит солнышко, прилетают птицы из теплых стран, погода становится теплее, листья появляются на деревьях)

-Да, весна наступила, но в лесу еще холодно, совсем недавно здесь лежал снег, земля еще не прогрелась. Вот и птички в лес еще не вернулись и песенок Солнышку не поют. Мы, Солнышко, тебе поможем! Мы с тобой сейчас поиграем, а наши ребята превратятся в птичек.

-Раз, два, три! (хлопнуть в ладоши)

На одной ножке повернись (вокруг себя,

И быстро в птичек превратись!

(Смотрим на фланелеграф, где представлены изображения птиц- воробей, ласточка, скворец, ворона, синица, сова, дятел) .

Отгадываем загадки о птичках и рассказываем о них.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Днем спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает,

В темноте горят глаза,

Всем мышам она гроза.

Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Загадка о скворце:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

-Какие птички живут в лесу, а какие в городе (Ответы детей)

-Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем.

-Лапка, раз! (выдвинуть одну ногу)

Лапка, два! (выдвинуть другую ногу)

Скок-скок-скок! (прыжки на обеих ногах)

Крылышко, раз! (одну руку в сторону)

Крылышко, два! (другую руку в сторону)

Хлоп-хлоп-хлоп! (машем руками, как крыльями)

Глазик, раз! Глазик, два! (закрываем ладошкой по очереди глаза)

Клювик есть! (потрогать нос)

А хвостик здесь! (повилять)

Вот какие птички, птички-невилички! (кулачки сжать)

Весело скакали, (скачут)

Зёрнышки клевали, (стучать пальчиками по полу)

И быстро улетали. (бегают, машут крыльями)

Дети садятся на стульчики.

-Ребята, посмотрите, что тут под деревом? (показать гнездо)

-А кто его сделал?

(Это гнездо. Его выстроила-свила птица свои клювом.)

(Ответы детей: здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина) .

-Верно. Вот такая птица-мастерица.

- А что лежит в гнезде у птички? (Ответы детей: в гнезде лежат яички, из них вылупятся маленькие птенчики)

-Ребята, а если мы нашли в лесу гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? (Ответы детей: Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)

-Отгадайте, что за птица построила это гнёздо?

Загадка: Угадайте, что за птичка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ответы детей) Это ласточка. (Показать изображение на фланелеграфе)

-Ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу. Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)

-Посмотрите, что еще есть в лесу? (Показать кормушку-скворечник) Что это?

(Ответы: Это скворечник-дом скворца.)

Показать изображение птицы скворец на фланелеграфе. Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца.

-Скворец сам его построил? (Ответы: Его построили люди.) У скворечника есть крыша, стены, и круглое отверстие-вход в скворечник) .

-Из чего сделан скворечник? (Ответы: Из деревянных досточек)

-А для чего люди строят скворечники скворцам? (Для того, чтобы у птицы был дом, когда она вернется весной из теплых стран) .

-Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.

Прослушивание аудио-записи-щебетание воробья.

-Узнали, кто это весело чирикает? (показать картинку на фланелеграфе) .

-Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения-жуков, гусениц. А еще птицы нас радуют своими песнями.)

-Ну что же, Солнышко, погостили мы у тебя в лесу, и отправляемся на нашем автобусе обратно в садик. Превращаемся из птичек обратно в ребят:

-Наши птички покружились

И в ребяток превратились!

-А чтобы, Солнышко, твои птички обратно в лес вернулись и стали петь тебе песенки, мы приготовили для них вкусное угощение. (Насыпаем в кормушку семечки, пшено, крошим хлеб) .

-До свидания, Солнышко!

-Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь!

-Дети, вам понравилось в весеннем лесу? А что понравилось больше всего? Понравилось ли вам пение птичек? И вы тоже, ребята, очень понравились Солнышку. Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.

Список использованной литературы:

1. Лучич М.В, Детям о природе.- М.: Омега, 2912.

2. Бондаренко А.К.. Словесные игры в детском саду. М.:Художественнаялитература, 2004

3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2003.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе

Цель : - Формирование у детей знаний представлений о птицах и о весне .

1. Расширять представления детей о птицах и весне .

2. Развивать связную речь , обогащать их словарь (предметный, глагольный)

3. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память

детей, мелкую и крупную моторику, речь.

5. Учить отгадывать загадки.

6. Воспитывать чувство любви к родной природе, формировать

ответственность за птиц .

Материал к занятию : Аудиозапись «пение птиц ; песенка про весну ; картинки с изображением птиц (сорока, синица, грач, воробей, голубь)

Предварительная работа : - Беседа о признаках весны

- Наблюдение за птицами во время прогулок

- Слушание аудиозаписей с голосами птиц .

1. Дети под музыку заходят в группу

- Для начала встанем в круг, сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Вы готовы поиграть? Будем встречу начинать!

Сегодня к нам пришло очень много гостей, давайте

Поздороваемся с ними.

- загадывает детям загадку о весне - Солнышко всё ярче светит,

Грач горластый прилетает.

Кто знает? Кто скажет, когда это бывает? ( Весной )

Правильно, весной !

А что ещё у нас происходит весной ? (ответы детей-тает снежок, бегут ручейки, солнышко припекает, прилетают перелётные птицы , появляются в лесу первые цветочки-подснежники, почки на деревьях набухают появляются первые листочки на деревьях и т. д.)

(дети сели на подушки)

- Ребята, кто это поёт? (птички) А как вы думаете, о чём они поют (ответы). Птицы радуются весне , солнышку, первым листочкам на деревьях! А я услышала песенку воробья…. «О чём поют воробушки в последний день зимы? Мы выжили, мы выжили, мы живы, живы мы!

Мы сегодня будем птичками! (развесили медальоны)

- Как воробей кричит? –чик, чирик, чик, чирик ( повторите за мной… .)

- А синица? – тень, тень, тень, тень, ….

- А голуби как разговаривают? –гули, гули, гули, гули!

- А как птеньчики просят еды? –чив, чив, чив, чив!

Молодцы!Хорошо у вас получается!

Вот летали птички , птички-невелички .

Все летали, все летали – крыльями махали

Дети бегают по залу и машут ручками, как крылышками.

На дорожку сели, зернышек поели.

Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю

Присаживаются на корточки стучат пальчиком по полу.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так и вот так, чтобы были чище!

Обеими руками справа и слева отряхиваются.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.

Прыгают, размахивая крылышками.

А собачка прибежала

И всех пташек распугала.

- А вы хотите полетать, как птички?

-А что же наши птички умеют делать? (. летать, клевать, щипать, ходить, пархать, скакать, зимовать, радоваться, прятаться, чирикать, ворковать, кормить) Молодцы!

А вам нравятся птицы ? Почему? (ответы детей-они разных размеров, пёрышки красивые, летают высоко, передвигаются по- разному, резвые, и поют весело)

- Вы сегодня кем были?

- Как вы думаете, а птиц нужно беречь? А как?

Когда мы с вами пойдем на улицу, то покормим птиц.

Вывод: Ребята вы молодцы. Вы теперь очень хорошо знаете про птиц, которые живут рядом с нами. А рисунками мы оформим выставку.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 942 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.03.2020 1445
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кулибекова Эльмира Сапиюллаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи:
Образовательные: формирование умения с помощью вопросов называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.)
Развивающие: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание картины "Весна", изображения перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах, разучить игру "Займи скворечник".
Словарная работа: скворец, скворечник.
Атрибуты: картина, изображающая мальчика и девочку, вешающих скворечник, магнитная доска, атрибуты к игре "Займи скворечник".

Воспитатель: Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?
(Предположения детей)
Воспитатель: А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало?
(Ответы детей)

Воспитатель:
Стало солнце пригревать
Поднять ладошки вверх
Стали капельки стучать

Капля - раз, капля - два,
Пальцем стучать по ладони медленно
Капли медленно сперва

Поскорей, поскорей,
Хлопать в ладоши быстрее
Все быстрее и быстрей.

А потом, потом, потом
Хлопки быстрее
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки
Их попробуй догони.

Воспитатель: А с весной к нам вернулись из теплых стран перелетные птицы: грач, ласточка, скворец.
Все теплее воздух вешний,
Светит солнце сквозь туман.
И скворец в свою скворечню
Прилетел из далеких стран.
Уж тает снег, бегут ручьи,
Уж солнце жарче греет.
"Весна идет", - поют скворцы,
Сверкая опереньем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?


Дети: Девочку и мальчика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Вешает скворечник.

Воспитатель: А что делает девочка?

Дети: Помогает мальчику, подает молоток.

Воспитатель: Правильно, мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.
Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?

Дети: Чтобы там жили птицы - скворцы.

Воспитатель: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?

Дети: Папа.

Воспитатель: А что это зеленеет на дереве?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья, Настя? прилетают скворцы?

Дети: Весной.

Воспитатель: Значит на картине изображена весна. Как одеты девочка и мальчик?

Дети: На девочке Тане - красная курточка, гамаши и ботинки, а на мальчике - зеленая курточка, синяя кепочка, брюки и ботинки.

Воспитатель: Почему дети одеты тепло?

Дети: Потому что холодно.

Воспитатель: Правильно, весной еще прохладно и нужно одевать курточки, шапки и ботинки. А кто летает рядом с детьми.

Дети: Скворцы.

Воспитатель: Они радуются, что скоро у них будет дом. А теперь, дети, послушайте рассказ как Миша и Таня вешали скворечник.
Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.

Еще зимой папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.

Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.

Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.

Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем с вами в игру "Займи скворечник"
(На полу разложены кружки. Это скворечники. Их должно быть на 2 - 3 меньше, чем детей. Дети сидят на стульчиках.)

Воспитатель:
Скворушки, скворушки,
Черненькие перышки!
Вы хотите полетать,
Свои крылья поразмять?

Дети: Да, хотим! Дети бегают врассыпную.

Воспитатель: Раз, два, три
Домик свой скорей займи!

- Ребятки, посмотрите, у меня красивый конверт.
- Давайте посмотрим что же в нем лежит?
- Это фотографии птиц.


- Давайте их рассмотрим и назовем? (показ детям картин с изображением птиц и выставление их на доску)
- Посмотрите, эта птичка маленькая, а эта большая.
- Кто мне поможет, как они называются?
- Это воробьи (показ картинки)




- Где мы с вами могли встречать этих птиц?
- Правильно, во дворе, на участке сада.
- Послушайте стихотворение про воробья
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик
А теперь послушайте стихотворение про ворону
Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!
- Чем отличаются эти птицы друг от друга?
- Воробей маленький, а ворона большая.
- Что можно сказать об окраске перьев?
- Воробьи серо-коричневые, а перья у вороны на крыльях и на хвосте темные, черные, а туловище светлое.
- Ребята, а как же птицы кушают?


- Воробьи прыгают или перелетают с места на место.
- Вороны важно шагают и не отдадут свою добычу. Они берут пищу своим большим клювом, отлетают и прячут.


- Давайте с вами поиграем в игру и будем маленькими воробушками.
- Сделали ручки в сторону и полетели за мной.
- Как воробушки чирикают?
- Чик-чирик, чик-чирик.
- А теперь покажите, как каркают вороны и как они важно вышагивают?
Дети изображают ворон.
- Вороны и воробьи не улетают в теплые края, они остаются зимовать у нас.
- К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее.
- К ночи птицы летят в парк и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и им становится теплее. Они так спасаются от мороза.
- Ребята, а чем же эти птицы похож?
- У них есть клюв, голова, туловище и лапки, а тело покрыто перьями.
- И воробей и ворона – обе эти птицы живут недалеко от людей.
Они от нас на зиму не улетают.
- Ребята, расскажите а чем мы с вами можем помочь птицам.
- Мы их можем покормить пшеном или белым хлебом.
- Птицам надо помогать, особенно зимой, когда у них в природе остается мало корма.
- Кто из вас уже кормил птичек?
- Молодцы ребятки.
- Вам понравилось наше занятие?
- О каких птицах мы с вами сегодня говорили?
- О воробьях и о воронах.
- Занятие окончено.
После занятия одна подгруппа детей будет лепить воробьев, а другая подгруппа ворон.

Читайте также: