Конспект по обж 5 класс 7 1

Обновлено: 06.07.2024

Основным виновником лесных пожаров является человек — его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в результате сельскохозяйственных палов, сжигания мусора, в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты.

Номер 2

По каким признакам осуществляется классификация лесных пожаров?

Лесные пожары классифицируются

— от характера возгорания на низовые, верховые и почвенные. Низовые и верховые пожары в свою очередь классифицируются

— по скорости распространения на слабые, средние и сильные.

Почвенный пожар классифицируется

— по глубине выгорания на слабый, средний и сильный.

— По площади распространения пожары делятся на загорание, малый, средний, крупный и катастрофический пожары.

Номер 3

Перечислите основные последствия лесных пожаров для населения и окружающей среды.

Основные последствия влияния пожаров на окружающую среду. Это, прежде всего, уничтожение лесной растительности, сжигание ее органической части, потребление кислорода, выделение углекислого газа, задымление атмосферы. Кроме того, пожары ослабляют способность фитоценозов улучшать состав атмосферного воздуха.

Номер 4

Почему пожары, на ваш взгляд, возникают чаще всего в зонах, прилегающих к населённым пунктам и транспортным путям?

Я думаю, что пожары происходят в населенных пунктах, потому что: во-первых в большинстве домах есть дети которые могут не по назначению обращаться со спичками. Вторая причина по которой может быть пожар, это проблемы с газом. А вот причина пожара в транспорте, это неполадки с двигателем или колодками.

После уроков

Номер 1

Большая часть лесных пожаров происходит по вине самих людей, которые оставляют непотушенные костры или разводят их в сильную жару да еще и при наличии сильного ветра. поэтому если человек будет соблюдать правила пожарной безопасности в лесу, это поможет сохранить большую часть лесных массивов

Практикум

Номер 1

Находясь в сельской местности, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?

«Пожары на полях могут возникнуть в любой период созревания зерна и, если это случается, действовать нужно незамедлительно, не забывая при этом о личной безопасности! — объясняет инструктор по противопожарной профилактике ВДПО Сальска Галина Несмачнова. Начинающийся пожар на хлебном поле необходимо тушить всеми подручными средствами: применять огнетушители, забрасывать очаг огня землей, затаптывать или захлестывать огонь ветками, метлами и пр., заливать водой.

Лесные пожары ежегодно возникают в лесах России на обширных площадях и нередко принимают характер стихийного бедствия, приводят к чрезвычайным ситуациям. По данным МЧС России, на территории лесного фонда Российской Федерации ежегодно регистрируется от 10 до 30 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 0,2 до 2,5 млн га.

Лесной пожар — это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Опасность возникновения пожаров в лесах существенно зависит от погодных условий и жизнедеятельности человека.

Лесные пожары при сухой и ветреной погоде могут охватывать значительные территории. При жаркой погоде, если дождей не было в течение 2—3 недель, лес становится очень сухим и пожароопасным. В это время любое неосторожное обращение с огнём в лесу (брошенный окурок, незатушенный костёр и т. д.) может вызвать пожар, который быстро распространится по лесной территории.

Установлено, что до 80% лесных пожаров связано с жизнедеятельностью человека — с нарушением населением мер пожарной безопасности в лесной зоне.

В отдельных районах Сибири и Дальнего Востока в весенний период основной причиной возникновения лесных пожаров являются палы, которые проводятся на сельскохозяйственных угодьях для уничтожения на полях прошлогодней сухой травы и обогащения почвы золой.

Пожароопасный сезон — это период времени года с момента таяния снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова. В общей сложности пожароопасный сезон длится с апреля по ноябрь. Пожароопасный сезон разделяют на пожароопасные периоды и периоды отсутствия пожарной опасности. Период, в который выпадает более 3 мм осадков, считается непожароопасным. Наиболее пожароопасным периодом считается июль — август.

Классификация лесных пожаров осуществляется в зависимости от характера возгорания, скорости распространения пожара и размера площади, охваченной огнём.

В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяются на низовые, верховые и подземные, или торфяные.


Виды пожаров: 1 — низовой пожар; 2 — верховой пожар; 3 — подземный пожар, или торфяной

Низовой пожар — это лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опавшим листьям и веткам деревьев и валежника. Почти все пожары в начале развития носят характер низовых и при определённых условиях переходят в верховые и подземные.

Верховой пожар — это лесной пожар, охватывающий полог леса. Такие пожары характеризуются распространением огня по кронам деревьев. При этом сгорают хвоя, листья, мелкие и крупные ветки деревьев. Переход низового пожара на полог происходит в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по склонам гор. В значительной мере возникновению верховых пожаров способствует сильный ветер.

Подземный, или торфяной, пожар — это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв. При подземных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами, при которых огонь проникает в слой торфа на наиболее подсохших участках, чаще всего у стволов деревьев, а затем постепенно распространяется в стороны. Подземные пожары начинаются во второй половине лета, частота их возникновения возрастает в засушливые годы, когда просыхают торфяные слои, расположенные под лесом.

Важными характеристиками лесных пожаров является скорость распространения низовых и верховых пожаров и глубина прогорания подземных пожаров. По этим причинам лесные пожары делятся на слабые, средние и сильные. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, среднего — свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний — до 100 м/мин, сильный — свыше 100 м/мин.

Слабым подземным пожаром считается такой пожар, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним — от 25 до 50 см, сильным — более 50 см.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары ещё подразделяются на устойчивые и беглые.

При низовом беглом пожаре сгорают живой и отмерший надпочвенный покров, опавшие листья и хвоя, обгорают кора нижних частей деревьев и обнажённые корни, хвойный подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью покрова. Беглые пожары чаще всего происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой лесной подстилки.

При устойчивом низовом пожаре прогорает лесная подстилка, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Обычно устойчивые низовые пожары начинаются в середине лета, когда просыхает подстилка.

При верховом беглом пожаре огонь продвигается по пологу леса скачками, иногда значительно опережая фронт низового пожара. При продвижении огня по кронам деревьев ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги низовых пожаров за несколько десятков и сотен метров впереди основного очага пожара. Во время скачка пламя может разноситься по кронам со скоростью до 25 км/ч (7 м/с).

При верховом устойчивом пожаре огонь распространяется по кронам деревьев по мере продвижения кромки низового пожара.

  1. Загорание — это неуправляемое горение растительности в лесу на площади 0,1—0,2 га.
  2. Малый пожар — это пожар на площади 0,2—2 га.
  3. Небольшой пожар — это пожар на площади 2,1—20 га.
  4. Средний пожар — это пожар на площади 21—200 га.
  5. Крупный пожар — это пожар на площади 201—2000 га.
  6. Катастрофический пожар — это пожар на площади свыше 2000 га.

Крупные и катастрофические лесные пожары обычно развиваются в пожароопасный сезон, в период чрезвычайной пожарной опасности в лесу, при длительной и сильной засухе, ветреной погоде и сильной захламлённости лесов.

Средняя продолжительность крупных лесных пожаров может составлять 10—15 сут., а выгоревшая площадь — 450—500 га.

Последствия лесных пожаров

Лесные пожары — это самый страшный враг леса. По оценкам специалистов, ежегодная площадь лесных пожаров может составлять от 2 до 5,5 млн га. На долю низовых пожаров приходится до 98% от общего числа возгораний, верховых — 1—2%, подземных (торфяных) — 0,2—1%.

Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы представляют чрезвычайную опасность для населения. Возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов экономики, расположенных в лесных массивах. Лесные пожары приводят к сильному задымлению и загазованности атмосферы на территориях, удалённых от кромки леса.

Это интересно

Последствия природных пожаров, охватывающих большие площади, могут быть очень тяжёлыми. Так, катастрофические лесные пожары в октябре 1976 г. в Хабаровском крае уничтожили полностью 11 посёлков и частично 19 других населённых пунктов. В пожарах 1989 г. практически выгорели все леса острова Сахалин.

В пожароопасный период 1990 г. на территории Иркутской области было обнаружено более 2000 лесных пожаров, а общая их площадь составила около 300 тыс. га.

Основной причиной лесных пожаров в 2010 г. стал именно человеческий фактор, в частности выброшенные из проезжающих автомобилей непотушенные сигареты.

Установлено, что очаги лесных пожаров возникают преимущественно в зонах, прилегающих к населённым пунктам и транспортным путям. Пожароопасные зоны, расположенные в 5—10 км от границ городов и посёлков, занимают весьма значительные площади.

Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу всем населением страны в пожароопасный сезон является основой профилактики лесных пожаров.

Проверьте себя

  1. Каковы основные причины возникновения лесных пожаров?
  2. По каким признакам осуществляется классификация лесных пожаров?
  3. Перечислите основные последствия лесных пожаров для населения и окружающей среды.
  4. Почему пожары, на ваш взгляд, возникают чаще всего в зонах, прилегающих к населённым пунктам и транспортным путям?

После уроков

Практикум

Находясь в сельской местности, вы увидели, что горит хлебное поле. Ваши действия по сохранению личной безопасности и безопасности окружающих в подобной ситуации?

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ОБЖ для учителя и ученика.

  • Все 3330
  • Уроки 1070
  • Презентации 907
  • Тесты 152
  • Планирование 302
  • Мероприятия 375
  • Прочее 524

Нажмите, чтобы узнать подробности








Данная разработка поможет педагогам провести мероприятие по пдд. В ходе игры, ребята повторят основные правила движения велосипедистов.


Разобрать последовательность в оказании первой помощи: рекомендации службы скорой медицинской помощи, в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь; .


Занятие разработано для учащихся 2-го года обучения (10-12 лет) в объединении "Школа безопасности". Является итоговым по теме «Орие.



Вводное тестирование для понимания общего уровня знаний школьников на момент начала курса. Этот же тест проводится в конце четверти для фиксации динамики развития. Оценка выставляется только за пов.



Игра помогает сделать урок боллее интересным и запоминающимся. В данной работе описываются виды игр для учеников с 5 по 9 класс по предмету "ОБЖ".



Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пож.


Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.


Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.




Комбинированный урок, призванный научить обучающихся различать участников дорожного движения, знать обязанности пешеходов и четко помнить алгоритм действий в самых разных ситуациях на дороге. Урок .

ОБЖ 5 класс Смирнов, Хренников

Подробнее о решебнике

В этом году школьникам придется вникнуть в следующие темы:

  1. Город как среда обитания.
  2. Жилище человека.
  3. Безопасность в повседневной жизни.
  4. Дорожное движение.
  5. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Как работать с ГДЗ

Опытные преподаватели и методисты не для того трудились над созданием решебника, чтобы школьники просто списывали верные ответы. Такой подход не поможет добиться высоких результатов. Ученикам придется сменить тактику, чтобы действительно вникнуть в суть предмета:

Работа одновременно с учебником и справочником позволит добиться максимальных успехов.

Плюсы качественного решебника

  • онлайн-формату, прекрасно работающему на мобильных устройствах;
  • круглосуточному доступу портала с ответами;
  • наличию решений к заданиям из актуальной версии решебника и т.д.

Стоит отметить, что на сайте с ответами реализована удобная система навигации, облегчающая поиск нужных номеров. Вспомогательное методическое пособие всегда будет под рукой у пятиклассников. При верном подходе оно позволит углубить знания по предмету и подтянуть отметки.

Читайте также: