Конспект по обучению грамоте в старшей группе на тему перелетные птицы

Обновлено: 07.07.2024

Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Развитие двигательной активности.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Дети: 11 октября, вторник.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход.

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А. Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети: Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Закреплять умение составлять предложения и схему предложения.

4. Совершенствовать умение делить слова на слоги .

5. развивать речь детей;

6. Закреплять знания о весне и перелётных птицах.

Демонстрационный материал : персонаж Ворона, картина весны на фланелёграфе, презентация, мнемосхемы.

Раздаточный материал : цветные квадратики (красные, синие, зеленые) ; полоски-схемы для составления предложения. Раскраска птиц

Организация детей : в кругу, за столами, перед манитором;

Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания, заучивание стихов, чистоговорок, составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Структура :

1. Организационный момент –2мин

3. Артикуляционная гимнастика (1 задание) -1мин

4. задание (Загадка о Весне.)3 мин

5. ФИЗМИНУТКА – Весна 1-2 мин

6. задание ( загадка о кукушке)-2-3 мин

7. задание (загадка о ласточке)-описательный рассказ 2 человека и хоровые ответы.-3мин

8. таблички по охране птиц, -1-2 мин

10. Итог занятия . 1 мин.(25 мин)

Ход занятия.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети входят в группу под негромкую музыку.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем но по особенному, стихами:

Здрaвствуй, небо голубое!
Здрaвствуй, солнце золотое!
Здрaвствуй, вольный ветерок!
Здрaвствуй, солнечный денек!
Я живу в родном крaю.
Всех я вaс приветствую!

(Дети встают в круг).

К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Плавно громко говорим

И, конечно, не спешим.

2. Основная часть.

-Ребята, сегодня в садик пришло письмо от Ворона Метра . В письме он жалуется на зиму, которая не хочет уступать свои права весне. Она спрятала весну. В лесу стало холодно. П тицы попрятались. Ворон просит помощи у вас. Верните птиц, а то мне даже не с кем поговорить. Ребята, поможем освободить весну?

-Ребята, меня срочно вызвали на лесной совет. Все задания я оставил вам в волшебной книге. Книга открывается задания выполняются. ( ворон ).

( На экране слайд книга.)

Садятся на стульчики. Перед экраном.

Воспитатель: первое задание. Мы с вами будем много разговаривать, и нам нужно размять наш язычок.

1. Артикуляционная гимнастика.

1. Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3–4 раза.

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6–8 раз.

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4–5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

II. Основная часть

Открываем первое задание.

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые.

Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

Вот и кончилась зима (топают)

Постучалась к нам весна (хлопают)

Солнца яркие лучи (руки вверх)

Превратят снега в ручьи.

Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)

Реки толстый лед ломать (поворот влево, вправо)

Ответы детей: кукушка

Как подаёт голос? кукует

Строит ли гнёзда? Не строит, яйца несет на земле и подбрасывает в другие гнёзда.

Перелётная или нет? Да, зимует на юге.

Стих: тихо громко. Про кукушку.

Высоко на суку сидит кукушка, и поет свое ку-ку. развитие тембра голоса.)

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста
Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину.

Описательный рассказ по схеме..

1) Кто это, величина (Это ласточка, она маленькая)
2) Внешний вид (У ласточки черная спинка, грудка белая; у нее короткий клюв, крылья длинные, хвост раздвоен и похож на рогатку)

3) Чем покрыто тело? (тело покрыто перьями)

6) Как передвигается? (Она умеет только летать)

7) Жилище (Ласточки вьют гнёзда под крышами домов)
8) Как выращивает птенцов. (Ласточка вьет гнездо высоко на деревьях или в горах. Ласточка откладывает 4 – 6 яиц и по очереди с самцом высиживают кладку в течение 15 дней)

9) Какая это птица. Где зимует? (Ласточка зимует на юге, она перелетная птица)

6.Воспитатель: Давайте посмотрим на таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

( Дети п составляют из картинок-символов ( фразы).

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Самая первая птица

А сейчас мы пройдём за столы и выполним ещё одно задание.

Пальчиковая зарядка ( птенчики, птичка,)-концентрация внимания.

Дети садятся за стол, для того чтобы сканцентрировать внимание и настроить на продолжение работы.

7. Разбор слова по составу.(на экране, звуковые человечки, обьяснить чем они отличаются).

Слово Грач -4 звука,1 гласный-красный,2 согласных твёрдых(синий-сердитых),1 согласный мягкий (зелёный-добрый,ч-правило всегда мягкий.) С какой стороны выкладываем квадратики( одежду звуковых человечков)

Предложение1 ребёнка к доске. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце точка. Выложить схему.

• О чём мы сегодня узнали сегодня? Что было самым трудным, что больше всего понравилось?

-Ребята, славно мы с вами потрудились, выполнили все задания Ворона . Надеюсь, мы помогли весне победить зиму.

Спасибо вам за работу. Мне было приятно с вами общаться. А вам? С каким

настроением вы уходите с занятия и почему?

Все так дружно вы играли

Здорово мне помогали

И хоть жалко расставаться

Но пришла пора прощаться.

-Ребята, чтобы на нас не обиделась зима скажем ей, что- нибудь хорошее, приятное.

(Дети вспоминают, что было хорошего зимой: санки, снег, лыжи, горка, ледяная дорожка, снеговик). Попрощаемся с зимой.

-Ребята, мудр ый ворон приготовил вам сюрприз: вот какие необычные птицы.

. Но на них нужно дорисовать части тела, которых не хватает у птиц.

Смотри от солнечного света

Так выгорела птица эта!

Дружок, бедняжку пожалей

Раскрась-ка ты её скорей!

Можно заменить на эти игры!

Дидактическая игра

Отвечать готов? Называй птенцов.

-У скворца- скворчата.

-У воробья- воробьята.

-У вороны- воронята.

-У галки- галчата.

-У грача- грачата.

-У голубя- голубята.

• Назови всю семью скворца.

Папа - скворец, мама - скворчиха, птенчик - скворчонок.

Пословица о птицах.

Пословица недаром молвится.

-Ребята, я начну пословицу, а вы её должны закончить.

• Плоха та птица, которая (своё гнездо марает).

• Слово не воробей (вылетит, не пйомаешь).

• Лучше синица в руках, чем (журавль в небе).

Как в капюшоне он смешон.

(Сначала проговаривается в медленном темпе, а затем- в быстром).

Педагог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Педагог: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Педагог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Педагог: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов.

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Обобщить представления о перелетных птицах.

Образовательные:

- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);

- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)

- Активизировать активный словарь детей по теме.

- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.

- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Использование современных образовательных технологий:

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).

Вводная часть

Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.

Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.

Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А почему их так назвали?

Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.

Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?

Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.

Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

Дети: Скворцы, грачи.

Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.

Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.

Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.

Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,

Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.

Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.

Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.

Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.

Дети подходят по очереди и соединяют линией.

Дети: Скворец – червяк

Цапля – лягушка, рыба.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.

Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.

Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.

Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?

Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.

Дети: Птица вылетела из гнезда.

Вокруг гнезда облетела.

Над гнездом пролетела.

К гнезду подлетела.

Через гнездо перелетела.

Под гнездом пролетела.

В гнездо прилетела.

До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.

Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.

(затем – меняются ролями).

Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.

Скворец, сорока, грач, ласточка.

Дети: зимующая птица – сорока.

Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.

Дети: индюк – домашняя птица.

Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.

Дети: Кукушка – не вьет гнезда.

Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.

Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.

Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.

Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.

Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?

Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.

Цель занятия: развитие звуковой грамотности детей подготовительной к школе группе.

Содержание.

(Воспитатель приглашает детей к окну полюбоваться природой.)

Воспитатель: – Кого мы с вами можем увидеть из окна?

Воспитатель: – А хотите мы с вами пригласим птиц в наше королевство Грамоты?

(Дети называют слова и садятся на свои места.)

Воспитатель: – Вот мы и в королевстве Грамоты. И птицы…(магнитная доска с картинками птиц и их названиями. Птиц почти полностью закрывает Клякса ).

рис.1

Воспитатель: – Ой, что же наделала эта вредина Клякса! Как же мы узнаем, кто прилетел к нам?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: – А давайте спросим у Слогуши. (Показ Слогуши ).

рис.2

Воспитатель: (Изменить голос) – Чтобы прогнать Кляксу, вы должны отгадать загадки про птиц. Слушайте и отгадывайте, а отгадки запишите у себя в тетради.

1. Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

4. Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (Сорока).

(Когда дети отгадают четыре загадки, воспитатель ставит Слогушу к фланелеграфу и снимает Кляксу.)

Воспитатель: – Посмотрите, мы правильно угадали! Проверьте записанные слова.

Воспитатель: – Дети, скажите, что любит делать со словами Слогуша?

Дети: – Любит делить их на слоги.

Воспитатель: – Я предлагаю вам в благодарность за помощь Слогуше поделить отгаданные слова на слоги, а Слогуша вас проверит.

(Дети делят слова на слоги, а затем воспитатель держа в руках Слогушу, прикрепляет на фланелеграф слоговую схему, состоящую из трех слогов.)

Воспитатель: – Мне кажется, что Слогуша что-то напутал. Четыре слова, а схема одна. Почему, дети ? Как вы думаете?

Дети: – Все слова состоят из трех слогов.

Воспитатель: – Точно схема одна, а слов – четыре. А давайте придумаем к этой схеме еще названия птиц.

(Дети придумывают. (Колибри, поползень, свиристель, курица, …)

Воспитатель: – Ну, молодцы, хорошо провели время со Слогушей?

Воспитатель: – Ой, ребята, птичек-то мы пригласили, но не угостили чем-нибудь вкусным. А что любят есть птицы?

Воспитатель: – Мы находимя в королевсте Грамоты и угощение для птиц принес нам Звукоша, только рассыпал его. (Воспитатель показывает Звукошу и незаметно рассыпает перед магнитной доской на пол звучки).

рис.3

рис.4

Воспитатель: – Давайте соберем горошки.

Шел Звукоша по дорожке
И рассыпал все горошки.
Мы Звукошу не ругаем.
Мы Звукоше помогаем.
Мы горошки собираем.

Воспитатель: – У Звукоши горошки не простые, они звуковые. Каждая горошина лежать над соответствующей буквой в названии птиц.

Воспитатель: – Чтобы правильно разложить горошины, Звукоша приготовил вам волшебные перчатки и правило-подсказку.

(Воспитатель обращает внимание детей на уголок королевства Грамоты, где висят волшебные перчатки и правило .)

рис.5

Воспитатель: – Вот и покормили мы наших птичек.

Воспитатель: – А хотите ли вы, ребята, вместе с птицами повеселиться?

Воспитатель: – Тогда все отправляемся к Лиллипуту и Великанше.Птицы полетят, а мы пойдем.

(Дети показывают пальчиками, как они идут. Воспитатель показывает картинку с изображением Лиллипута и Великанши .)

рис.6

Воспитатель: – Помните, ребята, мы уже были у них в гостях. У Лиллипуточки все уменьшается, а у Великанши – увеличивается.

Воспитатель: – Птицы будут показывать части своего тела, а Лиллипуточка и Великанша будут изменять их, а вы – показывать.

(Воспитатель подносит карточки с изображением частей тела птицы поочередно, то к Лиллипуточке, то к Великанше. И дети называют их.)

Воспитатель: – Ох и повеселились. Что-то я не замечаю еще одного жителя страны Грамоты. Догадываетесь?

Дети: – Словеши нет.

Воспитатель: – Куда-то он делся, но оставил нам записку.

(Воспитатель обращает внимание детей на меловую доску)

Им нужны кормушки.

Вы хотите помочь птицам?

Воспитатель: – Прочитаем записку. (Читают четыре человека).

Воспитатель: – Раз четвертое предложение вопросительное, то прочитаем его еще раз, но правильно. (Читает один ребенок.)

Воспитатель: – Как вы можете помочь пташкам?

Дети: – Сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель: – Давайте в выходной смастерим кормушки. Пусть родители помогут вам. И мы развесим кормушки на нашем участке.

Читайте также: