Конспект по обучению грамоте буква а

Обновлено: 07.07.2024

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Правило поведения на занятии.

- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть

- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [А].

2. Развитие артикуляционной моторики. Включить слайды с артикуляционной гимнастикой.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

7. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]

У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.

8. Вывод, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Символ звука [А] - большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)

9. Определение места звука в слове.

Картинки и карточки со схемами звуков.

Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.

10. Соотношение звука с буквой.

- Ребята, звук [А] обозначасется буквой А. Посмотрите - это буква А (выставить карточку с буквой). Запомните, звук [А] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

Этот шарик не простой
Этот шарик не простой:
Весь колючий вот какой
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
(движения соответствуют тексту)

Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

11. Работа на листочках. Раздать листочки. Проверить листы с работой, поставить печатки. Похвалить.

Тема: Звук [а]. Буквы А, а.

Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения.

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

-Из чего состоят слова?

-Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

-Произнесите эти слова, чем они похожи?

-Какое слово лишнее? Почему?

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.

1. Создание проблемной ситуации.

-Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

-Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами, вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

2. Создание эмоционального фона занятия.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Не надо умолять сестрицу:

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и прочитать.

-Для чего нужно уметь читать?

-Что нужно знать, чтобы научиться читать?

-Кто из вас знает буквы?

-Кто немного умеет читать?

- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а], познакомитесь с первой учебной книгой – Букварём.

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Знакомство с Букварём.

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем (букварь).

-Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

-Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

-Рассмотрите обложку. Что вы видите?

- Для чего человек должен уметь читать?

-Вы знаете правила общения с книгой?

-Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

-Можно ли рисовать в книге?

-Как нужно переворачивать страницы?

-Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

Изучение нового материала.

- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

- Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а], узнаем, какими буквами обозначается этот звук. Откройте Букварь.

Знакомство с буквами А а.

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

- Эти буквы печатные. (показ букв в Букваре.)

Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая.

Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

- Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-На что похожа печатная буква А? (На ракету, на столбы,).

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

- Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

-Буква А, буква А –

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5).

- А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)

Посмотрите на первую страницу Букваря. Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

- Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

- Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

- Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

- Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

- Как в схеме мы будем обозначать звук [а]? (квадратик с чёрным кружочком посередине).

- Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].

Обучение чтению.

На доске: А – а – а

(чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

Чтение Букваря.

-Найдите в Букваре красную линию. Поставьте указательные пальчики на эту линию.

Учимся читать в строку букву а. Пальчик движется по горизонтали от красной линии.

Первым читает воспитатель, затем дети.

Посмотрите на вторую страницу Букваря.

- Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз).

- На какой звук (букву) начинаются слова: арка, аист, автобус, арбуз?

- Ещё раз читаем букву а.

Работа над загадкой:

Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

Как вы догадались, что это аист?

Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

Что вы знаете об аистах?

Аисты – безголосые птицы. Разговаривают они друг с другом треща клювом.

Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой.

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Звуковой анализ слова аист. Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

- Аист - слово или предложение? (Слово).

- Какой первый слог? (А).

- Второй слог? (ист).

- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).

- Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме.

- Какой следующий звук слышите? ([и]).

- Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда).

Покажем на схеме этот звук.

- Какой следующий звук слышите? ([с]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Как обозначим твёрдый звук?

- Этот звук сливается с другим звуком. Покажем на схеме этот звук.

- Какой следующий звук слышится? ([т]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Как обозначим твёрдый звук?

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук.

- Сколько согласных звуков? (2).

- Сколько гласных звуков? (2).

-Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а)

Ловим хлопками звук [а] в начале слова. Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

Ловим хлопками звук [а] в конце слова. Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам. Штриховка буквы.

Раскрасить рисунки – это задание на дом.

Упражнение в нахождении звука [а].

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. ( Дети приводят пример: арбуз).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. ( Дети приводят пример: флаг).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. ( Дети приводят пример: черепаха).

Самостоятельная работа (по желанию).

- Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.

- С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали?

- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

- Спасибо за урок! Молодцы!

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы уроков: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буква Аа.

Строчная и заглавная а А

Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в

Ход занятия.
I. Организационный момент.

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.(с.2)

II. Актуализация имеющихся знаний. (повторения опорных понятий, ранее усвоенных учебных действий.)

Повторение по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи?

Как образуются гласные звуки?

Как разделить слова на слоги?

Какова роль гласных звуков в образовании слога?

Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный?

Что мы называем слогом-слиянием?

Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный?

Могут ли быть согласные вне слияния?

Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Формулирование темы урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)

-Задачи нашего урока:

- познакомиться со звуком [a] и буквой Аа

- познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней,

- Почему мы разделяем звук и букву?

Это одно и то же или нет?

III. Работа по теме урока.

Знакомство со звуком А

-Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло? (А-а-а!)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Произносим хором а- а- а- а.

– какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.

Айболит принес девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов.

Какой цветок изображен на рисунке?

Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам.

Сколько в этом слове гласных звуков?

Как на схеме отражены эти звуки?

Первый [a] находится вне слияния или в слиянии? А второй?

Под ударением он или безударный?

Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?

Гласный звук А он может стоять под ударение а может и нет.

Чтение стихотворения на с.21. (учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.)

Подобрать слова, в которых звук [a] в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в конце слова (лиса, сова, белка), можно по рисунку на с.20.

Знакомство с буквой Аа

Звук а на письме обозначается буквой Аа.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Печатание буквы Аа

Определение буквы а в ленте букв.

IV. Закрепление.

Сюжетная картинка на с.20.

Назвать, какие дикие животные изображены (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц) и есть ли в названиях звук [a].

V. Рефлексия

Оцените себя на уроке, поднимите смайлик.

Освоение написания строчной буквы а

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Что поезд отправляется,

От станции Москва

До первой буквы – А.

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент – палочка с закруглением).

– Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

– Напишем сочетание аа.

– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Освоение написания заглавной буквы А

Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся ее писать. Это очень трудная буква, надо постараться.

– Обведите по контуру веточки с листочками.

– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон-
ной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам.

– Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

– Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.

– Зачем нужна заглавная буква? – Имена людей пишутся с большой буквы

С заглавной буквы, без сомненья,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно

Включение нового знания в систему знаний и повторений

– В словах пропущена буква а. Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова Анна.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов (Алик, мак)

Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?

Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?

Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.

Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

–– Буква А довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?





В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)




Читайте также: