Конспект по обществу 10 класс боголюбов параграф 12

Обновлено: 08.07.2024

Как проходят уроки по обществознанию в десятом

Ребята на занятиях в десятом классе изучат множество сложных понятий и определений. Остановимся на самых требовательных и содержательных параграфах из теоретической части учебно-методического комплекта гуманитарной науки:

  • Античная цивилизация;
  • выборы и референдум;
  • право в системе социальных норм.

Достоинства интернет-ГДЗ Обществознание за 10 класс Боголюбов

Решебник доходчиво объяснит любой затруднительный вопрос из учебника по обществознанию. Придерживается повествовательного стиля, присущего десятиклассникам, дабы убрать любые подозрения в списывании со стороны преподавательского состава. Другие полезные свойства пособия:

Решебник станет ценным дополнением к электронной библиотеке десятиклассника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Мораль.

-образовательная: сформировать представление учащихся о морали от возникновения ее до наших дней;

- развивающая : продолжение развитие способности сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, выделять главное в тексте;

- воспитательная: привитие уважение моральным принципам и нормам.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

В чём заключается цель науки?

В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки?

Что такое НТП, приведите три примера её влияния на общественное развитие?

В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?

Изучение нового материала.

Происхождение морали

2-я концепция – натуралистическая .

(Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой.)

Социал-дарвинизм – одно из направлений этой концепции. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе. А так как человек существо биологическое, бытие которого протекает по общим законам живой природы, то происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных.

– На примере жизни животных покажите, что у них есть чувства солидарности и коллективизма.

Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе.

– Согласны ли вы с Ч. Дарвином? Ответ обоснуйте.

Мораль человека неотделима от его общественной жизни.

Евгеника – направление натуралистической концепции, исходит из того, что социальные формы поведения являются свойствами, передающимися по наследству.

Согласно фрейдизму , поведение личности определяется не подвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальное – Эрос и влечение к смерти – Тонатос.

4-я концепция – культурологическая, связывает происхождение нравственности с конкретными социокультурными условиями.

Закономерности развития морали

1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).

2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).

3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.

4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.

5. Влияние морали на решение глобальных проблем.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

– Что значит единство духовного и практического? Что такое ценностно-императивное отношение к миру?

(С одной стороны, мораль служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.)

Мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни.

м ораль носит оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

Она вырабатывает предписания, требующие от людей морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.

Таким образом, сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.

Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы .

Моральные принципы – основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.

Важнейшими принципами являются принципы коллективизма и индивидуализма .

– Объясните эти принципы. Какой из принципов вам ближе и почему?

Согласны ли вы с Э. Фроммом?

Основные принципы морали проявляются в моральных нормах.

Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.

Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

– Приведите примеры образцов нравственного идеала.

hello_html_m452f2bba.jpg

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

– Что такое моральные отношения?

Приведите примеры, таких отношений. С кем человек вступает в отношения?

hello_html_47241ccf.jpg

hello_html_m4d346f1.jpg

hello_html_39d574ac.jpg

(См.: Этика: учеб. пособие / Т. В. Мишаткина, З. В. Бражникова, Н. И. Мушинский и др.; под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. – 3-е изд. – Минск: Новое знание, 2004. – ISBN 985-475-065-5).

Данные схемы можно рассмотреть в группах. Каждая группа, рассмотрев одну схему, объясняет ее (4 группы – 4 схемы).

Функции морали

2. Регулятивная (мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе).

3. Воспитательная (участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания).

5. Коммуникативная (мораль выступает необходимым условием, фактором и результатом человеческого общения).

I V . Закрепление изученного.

Ответить на в о п р о с ы:

2) Что, по вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?

– свобода действий и право на эту свободу;

– осознание человеком самого себя, открытость другим людям;

– когда тебе не указывают, что делать, ты решаешь сам;

– путь к одиночеству, порождающему страх, и желание заявить о себе любым способом;

– когда ты можешь жить как хочешь, а не бояться, что тебе за это что-то будет;

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Как и почему возникла мораль

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило, имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями её содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Как известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах является мораль.

О морали как части духовного мира личности и нравственных ценностях, входящих в духовную культуру общества, речь уже шла в предыдущих параграфах. Здесь мы рассмотрим мораль как целостное явление в единстве различных сторон и проявлений. Напомним вам, что мораль является особым типом регуляции поведения людей и отношений между ними. Это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения, мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). По мнению ряда исследователей, нравственность возникла в первобытном обществе на стадии его разложения, когда заметно снизилась роль кровнородственных связей как ведущего фактора общественной жизни и стали проявляться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества, упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.

Существуют и другие взгляды на то, как и почему появилась мораль.

Устойчивость и изменчивость моральных норм

Согласно историческому взгляду на происхождение морали, её обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени. Однако в силу укоренённости в общественном сознании они могут не только существовать, но и оказывать своё регулирующее воздействие на нравственные отношения уже в совершенно иную эпоху.

Другой, не менее важный аспект развития нравственного сознания заключается в том, что сложившаяся на определённом этапе развития общества система моральных норм — регуляторов — не остаётся неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только своим положением в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствующих нравственных норм. Из курса всемирной истории вы знаете, что в средневековой Европе, например, мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также демонстрировали различия в моральных представлениях разных социальных слоёв и групп. В то же время исторический опыт развития общества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Что заставляет нас делать выбор в пользу добра

В этике совесть, так же как добро, зло, справедливость, долг, честь, достоинство, относится к моральным категориям. Выделяют также моральные принципы, например принцип гуманизма. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием. Ещё одним компонентом выступают нормы морали — формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях.


Современная жизнь на каждом шагу ставит человека перед множеством разнообразных ситуаций, в которых ему приходится принимать решения. Важно, чтобы ответственные решения принимались на основании гуманистических нравственных принципов. Например, приоритет спасения человека вообще, готовность немедленно помочь женщине или ребёнку; рискуя собственной жизнью, предотвратить аварию, последствия которой могут быть катастрофичны для окружающих и повлечь за собой невосполнимые потери значительных материальных ценностей.

Прогресс морали связан с постепенной реализацией гуманистических установок в человеческом общежитии: совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться не только о личном, но и об общественном благе.

В смысле жизни сопряжены понятия высокого и низкого, благородного и подлого, любви и ненависти, храбрости и трусости, верности и предательства. Перечисленные категории, противостоящие друг другу, дают человеку возможность постоянно иметь в виду противоположные варианты поступков и линий поведения.

Побуждает людей к нравственным поступкам, помимо, говоря словами Канта, внутреннего закона внутри нас, и сила общественного мнения — внешний регулятор морального поведения. Социум поддерживает силой общественного мнения побуждение к полезной деятельности и одновременно осуждает негативные действия.

Большинством исследователей общественное мнение в наиболее общем значении толкуется как одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом. Оно представляет собой оценку значимых явлений общественной жизни.

Подобно тому, как в общественном мнении концентрируются мнения, настроения и эмоции представителей различного рода групп, общностей и даже всего общества, в нём отражается и общее состояние массового сознания, базирующегося на нормах культуры, общих представлениях людей о должном, справедливом и прекрасном.

В подавляющем большинстве случаев актуальные экономические, политические, правовые, религиозные и иные проблемы, по которым формируется общественное мнение, имеют морально-этическую составляющую. В своё время на нравственную природу общественного мнения обращал внимание Г. Гегель.

Таким образом, общественное мнение, осуждая одни поступки и одобряя другие, выступает одной из важных форм социального контроля. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития нравственной культуры, демократических институтов и свобод.

Значительное влияние на общественное мнение в обсуждении жизненно важных для социума проблем оказывают СМИ и гражданская позиция видных представителей отечественной интеллигенции, чей нравственный авторитет позволяет считать их совестью общества.

Словарь

Альтруизм — нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

Нравственность — внутренняя установка человека, побуждающая его действовать по совести, опираясь на нормы морали.

Практические выводы

1. Для того чтобы быть нравственным, недостаточно простого знания правил поведения и правильных нравственных ориентиров. Самое главное — следовать им в повседневной жизни, быть готовым к испытаниям противоречивыми ситуациями, а иногда и влияниями противоположной направленности.

3. Каждому, кто хочет уменьшить зло, имеющееся в жизни, следует способствовать утверждению своим поведением позитивных нравственных норм и принципов.

4. Проявление человеческого в человеке должно быть ориентировано не только на удовлетворение личных потребностей, но и на совершенствование своих внутренних качеств, их гармонизацию с нравственными и эстетическими основами жизни. Последовательное утверждение этих основ каждым — залог их торжества в обществе.

Документ

Конспекты по обществознанию 10 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя обществознания, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.

  • Все комплекты
  • Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года) 2020
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2020
  • Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС 2019
  • Обществознание 10-11 классы. Социальные отношения. Политика ФГОС 2017
  • Обществознание 10-11 класс. Экономика. ФГОС 2015


1. История Конституции России

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


2. Конституция Российской Федерации. Структура, функции и основные принципы

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


3. Основы конституционного строя

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


4. Права и свободы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


5. Гарантия прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


6. Федеративное устройство России. Основные принципы

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


7. Федеративное устройство России. Субъекты федерации

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


8. Президент Российской Федерации

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


9. Федеральное Собрание. Совет Федерации

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


10. Федеральное Собрание. Государственная Думa

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Читайте также: