Конспект по музыке 3 класс образ праздника в искусстве

Обновлено: 05.07.2024

Форма урока: технология студийного обучения.

  • Личностные: формировать положительное отношение к учению, к художественно-творческой деятельности, к культуре и истории своего народа.
  • Метапредметные: формировать умения ставить цель предстоящей работы, оценивать свою деятельность.
  • Предметные: формировать умения исполнять русские народные песни, участвовать в обрядовых действиях, выполнять коллективную композицию на заданную тему.

Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению.

I. Пролог.

– Друзья! Мы рады приветствовать вас!
– Посмотрите на репродукцию художника и предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Русские народные праздники)
– Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? (Познакомимся с традициями русского народного праздника, поиграем в народную игру, разучим народную песню, познакомимся с картинами русских художников).
– Зачем нам надо говорить о русских народных праздниках? (Чтобы знать традиции и историю своей страны. Многие традиции народных праздников живы и сегодня)
– Какие праздники русского народа вы знаете?
– Какие из этих праздников мы отмечаем в наше время?
– Зачем людям нужны праздники?
У наших предков не было календаря, похожего на наш, с красными числами, но они отлично знали, когда и что происходит. Вот наступает весна, чем не праздник, ведь начнется посадка урожая. Прошло определенное время – сбор урожая и снова праздник. Под праздником всегда подразумеваются и даже ожидаются положительные эмоции, радость, надежда. Мы ждем хорошего, лучшего, так как это заложили в нас предки. Они веками, принося жертвенные дары, открепляя плясками, обрядами ждали, что боги услышат и изменят жизнь к лучшему.
– А чтобы наше состояние стало лучше, выпрямите спинки, сядьте удобнее, настройтесь на дальнейшую работу.

II. Этюд.

– Какое настроение оставил у вас фрагмент фильма?
– Какой русский народный праздник показан в фильме? (Масленица)
– А когда празднуют Масленицу?
– Участвовали ли вы в масленичном гулянье, в проводах масленицы?
– Какие песни, игры, забавы сопровождают этот праздник?

III. Экспликация

Масленица – древний славянский праздник. Это – весёлые проводы зимы и встреча весны.
– Почему праздник называется Масленицей? (Разрешалось употреблять в пищу сливочное масло, молочные продукты перед Великим постом)
– Что является символом масленицы? (Блины – символ солнца, круглые, румяные)
– Сколько дней народ празднует масленицу? (Семь дней.)
– Каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча

К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыш

Среда — лакомка

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг — разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресенье — проводы

Также называется последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

IV. Практикум

Все хором.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

2. Исполнение песни

3. Выполнение коллективной композиции.

Выполнение практической работы.

V. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Подведём итоги, сколько жетончиков вы накопили. от 5-ти и более – 5 баллов от 4-х до 3-х – 4 балла меньше 3-х – мы даём вам возможность накопить жетоны на следующем уроке.

– Что мы делали на уроке…
– Что было важным…
– За что вы себя можете похвалить…

ВложениеРазмер
Презентация 2.56 МБ
План-конспект урока музыки на тему: "Вербное воскресенье". 23.95 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вербы веточку сорви, В церкви в праздник освяти, Чтоб болезни и печали На пути не повстречались. Благодать пусть дом наполнит, Злопыхатели умолкнут. Пусть добро и красота Не покинут никогда!

Викторина В какой город въехал Иисус? Какое растение мы используем вместо пальмовых веток на праздник? На каком животном въехал Иисус в Иерусалим? В каком месте освещают ветки вербы? О каком празднике мы сегодня говорили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- А народные праздники или народные гулянья захватывают человека полностью и оставляют самые светлые, самые яркие впечатления и испокон веков отображались в картинах, стихах, песнях во всех видах искусства.

Например: о каком из русских народных праздников идёт речь в произведении русского поэта XIX века – Василия Андреевича Жуковского “Баллада о Светлане”

Раз в морозный вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали” - (Святки, гадание)

Посмотрите на картины русских художников:

Бориса Константиновича Кустодиева и Василия Ивановича Сурикова.

Изображён один и тот же праздник или разные? (один и тот же)

- Хорошо помогу немножко. Какое время года изображено на первой и второй картине? (зима)

- Что вы видите на первой картине Б. К. Кустодиева (эту картину он писал по памяти)? – (наряженные повозки с радостными, поющими, так как есть гармонь, людьми. Повозки мчатся наперегонки, взрывая сугробы снега.)

- Ребята это начало праздника или его разгар? (начало)

- На второй картине В. И. Сурикова мы видим этот праздник уже в разгаре. Как вы думаете почему? -

Совершенно верно: на картине изображена игра “Взятие снежного городка” Весь народ возбуждённо и взволнованно следит за происходящим, и конечно активно участвует в игре.

Люди молчат? (Они кричат, ликуют, стараются прогнать непрошенного гостя на коне)

- Что же это за праздник, изображён на обеих картинах? (“Масленница”)

- Ребята, какая музыка могла бы звучать на этих праздниках. Давайте вспомним виды (разновидности) русского фольклора, которые вы уже знаете. Все названия я зашифровала в этом письме их нужно расшифровать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ул. Сумская, № 11а, с. Партизанское, Симферопольский район, Республики Крым, РФ, 297566

ОКПО 00827082, ОГРН 1159102023134, ИНН 9109009671/КПП 910901001

Открытый урок по музыке в 3-А классе

Разработала: учитель начальных

классов Романчак Е.Н.

с.Партизанское

Дата: 21.11.2017

Урок музыки № 11

Учитель: Романчак Е.Н.

Тема урока : «Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Р/К. Праздники народов

Тип урока: открытие нового знания

Цели : Познакомить с праздником Вербного воскресенья, а так же с праздниками народов Крыма. Создать условия для восприятия и исполнения музыкального образа света и благодати.

Задачи: помочь учащимся погрузиться в атмосферу православного праздника через музыкальные произведения, способствовать пониманию детьми значения колокольного звона; развивать навыки анализа, вокально-хоровые навыки, творческие способности учащихся; воспитывать любовь к Родине, гордость за её музыкальное наследие.

Планируемые результаты:

Предметные : познакомиться с музыкальным театром, как жанром, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

Метапредметные : ;

Познавательные : знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь), песнями, балладами на религиозные сюжеты;

Коммуникативные : участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные : оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение

Личностные: приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины; развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, чувство сопричастности к культуре своего народа.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

-Что вы в ней слышали? (Колокольные звоны)

-Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное)

-Сегодня мы будем говорить о чудесном празднике, но чтобы понять о каком, прослушайте стихотворение, в последней строчке которого скрывается ответ. Вы можете вместе произнести его в рифму.

Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье!

- Я думаю, что вам теперь не трудно будет назвать тему урока?

3. Работа над темой урока

Многие из нас знают это название праздника. Но почему это воскресение и почему оно называется вербным? (ответы детей)

Этот весенний праздник справляется на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, в этот день Христос въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус торжественно въехал в ворота Иерусалима на молодом осле – символе кротости и миролюбия.

Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. (записать в тетрадь)

4. Работа в группах с текстом (объединившись в 3 группы ребята читают текст, находят ответ на вопрос:

- А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Текст (на листах для каждой группы)

- Мне бабушка рассказывала, что раньше люди венки из вербы плели, чтобы прибыль в доме росла, как весной верба. А дедушка говорил, что раньше если не хочешь быть трусом, то забей в стену своего дома колы­шек освященной вербы и не будешь никого боять­ся.

– На Вербное воскресенье вербой в шутку хлестали близких, потому что верба - это здоровье, сила, красота. Кого коснется верба в праздник, тот и будет здоровым, сильным и красивым. Поэтому в этот день был вербохлест.

Верба хлёст, бей до слёз, Верба синя, бьёт не сильно, Верба красна, бьёт напрасно, Верба бела, бьёт за дело,
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день.
Будь здоров, как вода,
Будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба– хлест, бей до слез!

Бьём, чтобы были здоровыми.

Как вербочка растет, так и ты расти!

- И конечно же не одно веселье не обходилось без праздничной песни. Мы тоже не будем отходить от наших народных традиций и споём песню, посвящённую этому празднику.

7. Танцевальная физкультминутка.

8. Знакомство с праздниками народов Крыма (Рассказ учителя по презентации)

- Какие праздники отмечают в вашей семье?

9. Подведение итогов урока. Оценивание.

- С каким праздником познакомились?

- Почему верба является символом праздника?

- С какими праздниками народов Крыма мы познакомились?

10. Рефлексия

- Вам понравился урок?

-Что нового вы узнали?

- Что бы хотели узнать?

11. Домашнее задание.

- А что перед Пасхой родители приносят в дом?
- Ребята! Прослушайте стихотворение и скажите, о каком празднике в нем говорится?


Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки.
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!

Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник ( дети все вместе)

- Какая тема урока? (вербное воскресенье)

- Какова цель урока? (Познакомиться с праздником)

- Совершенно верно. А еще мы рассмотрим, как образ праздника отражается в искусстве. праздник

Введение в тему урока

- Многие из нас знают это название праздника. Но почему это воскресение и почему оно


- Могут ли вербочки звучать? Сейчас вы послушаете песни и затем ответите на вопросы.

- Где в этих песнях самое яркое звучание?

- Как меняется смысл стихов у разных композиторов?

- Могут ли эти произведения звучать в храме?

- А что исполняется в храме?
- Может быть это произведение звучит в храме?

- Кто создатель и как вы его назовете?

- Как звучало небо?

- Какой был цвет на небе?

- Прислушайтесь к небу и к птицам.

- Какое настроение в музыке вы чувствуете?

- Как оно выражается?

- Какое настроение несет православная музыка?

- Какую роль выполняют колокола на Руси и за рубежом?

Мелодия хора легко запоминается, поэтому давайте выучим

Народ: Осанна, гей, санна, санна, санна,
о,Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Ты скажи – пусть чернь утихнет:

Мы боимся – смута вспыхнет.

Развязно сброд себя ведет.

Передай – умом плохи все,

Кто тут пел твои стихи.

Мы, как пить дать, велим их гнать.

Народ: Осанна, гей, санна, санна,санна, о,Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,
Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Иисус:Что ты ворчишь попусту на люд?

Вопли те унять ничто не в силах.
Позакрывай всем рты – с того не станет тише:

И камень, и скала подхватят гимн.

Народ с Иисусом вместе:

Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

Санна, гей, обратись сюда.

Иисус наш – положись, уваж,

Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Итог урока.
- Ребята,какая цель стояла перед нами? (Познакомиться с праздником и музыкой, рисующей Вербное воскресенье.
- Мы достигли этой цели?

- Какими качествами обладает духовная музыка?

- Зачем нужны колокола?

- Символ Вербного Воскресения?

- Какое еще название имеет этот праздник?
- Каким общим настроением вы были проникнуты?

Домашнее задание по выбору.

1. Сочинить стихотворение по теме урока

2. Нарисовать рисунок по теме урока

Цель: создать условия для единого интонационного пространства.

Что вы в ней слышите?

Какое настроение у колокольного звона?

Вопросы: где может звучать эта музыка?

Какие вы знаете церковные праздники?

А что перед Пасхой родители приносят в дом?

Как назывыется праздник, связаный с вербочками?

Представить себя на празднике в храме.

Учатся высказывать свое мнение

Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение

Читайте также: