Конспект по литургике 1 курс

Обновлено: 05.07.2024

Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви.

В задачу курса Литургики 1-го курса входит:
1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными предметами, употребляемыми в православном Богослужении;
2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных элементов Богослужения (чтение Св. Писания, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).

Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, 2-й раздел после 1-го, практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахожде-ние Богородичных в приложениях Минеи и т.д.). Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей.

Виды Богослужения

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т.е. Церковь ), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих ( требы ).

Место церковного богослужения

Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (народное собрание), т.е. тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа. Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый xpам имеет свое осо¬бое название. Так, один из них называется храмом воскресения Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - Св. Иоанна Предтечи, четвертый - свв. Апостолов Петра и Павла и т.д., т.е. храмы построены и посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей . В таком случае один из них, центральный, называется главным алтарем , а другие - приделами . Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным , так как в особе торжественные дни в нем собирается для совершения богослужения духовенство из других церквей.

О Церковном уставе и требованиях неукоснительного его выполнения

Двунадесятые праздники

Общие понятия о них

Двунадесятые неподвижные праздники

(в хронологической последовательности событий)


Праздники Число и месяц Всего дней праздника Число дней предпраздн. Число дней попраздн. с отдан. Отдание Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября 6 1 4 12 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 6 1 4 25 ноября Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта 3 1 1 26 марта Сретение Господне 2 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3 февраля до 9 февраля Успение Пресвятой Богородицы 15 августа 10 1 8 23 августа Рождество Христово 25 декабря 12 5 6 31 декабря Богоявление 6 января 13 4 8 14 января Преображение Господне 6 августа 9 1 7 13 августа Воздвижение Креста Господня 14 сентября 9 1 7 21 сентября

Двунадесятые подвижные Господские праздники

Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники.

Основные особенности богослужения двунадесятых праздников

Праздники в честь Пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы

Господские праздники

Рождество Христово

Порядок отправления изобразительных

Краткая схема вечерни в Рождественский Сочельник

Краткая схема великого повечерия праздника Рождества Христова (и Крещения Господня)

Богослужение великопостное

(Период пения Постной Триоди)

Древность Великого поста и его значение

Понятие о Триоди Постной

Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

Триодь цветная

Содержание и происхождение Цветной Триоди

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Об авторе


Информации по Православному богослужению в сети предостаточно. Так что выложенные здесь лекции имеют не более чем конспективный характер для себя самого и тех учеников Воскресной школы "Веры, Надежды, Любови и матери их Софии", которые пропустили по каким-либо причинам занятия или будучи даже в классе, по неможению телесному вздремали, и не слышали урока. Итак.



Урок №3. Литургия оглашенных (Часть 2).

Урок №3. Литургия оглашенных (Часть 2).


Урок №4. Литургия верных (Часть 1).

Евхаристия - благодарение (греч.).
1. Сокращенная великая ектения+ тайные молитвы верных. Смысл: священник благодарит Бога о возможности служить перед Престолом. Просит даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное разумение и сподобить всех неосужденно п.

Урок №4. Литургия верных (Часть 1).


Урок №5. Богослужебные книги.

Этот конспект немного не по порядку, то так получилось, что нужно забежать немного вперёд.

Урок №5. Богослужебные книги.

Этот конспект немного не по порядку, то так получилось, что нужно забежать немного вперёд.

Служебник в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Служебником пользуйся священнослужители и диаконы. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т. е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т. д. Также в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.
Приложения: отпусты, месяцеслов, прокимны, некоторые другие чины и указания для священнослужителей.

Архиерейский Чиновник В целом он совпадает со Служебником, + таинство Рукоположения или хиротонии. Чин освящения антиминса.

Часослов - находится чинопоследование часов: это четыре службы дневного круга богослужения. Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга.
Приложения: - 17-я кафизма, употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.

Минея μην — месяц.
Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год начинается 1 сентября по старому стилю, это церковное новолетие. Минея содержит только одно приложение, это Богородичны.
Минея праздничная это удобный богослужебный сборник, выборка праздников из Минеи месячной в масштабе всего года: двунадесятые — Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых.
Минея общая -это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Минея общая построена по типу службы святому (служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам и т. д.) в Минее общей есть и господская служба — служба Господу общая и служба Богородице общая. Употребляется в том случае, если мы хотим совершить святому праздничную службу, полную, а в Минее месячной ему помещена служба одного из рядовых святых, где просто нет необходимых текстов для торжественного праздника. Недостающие тексты восполняются из Минеи общей.

Триодь (трипеснец) потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Состоит из двух частей - по времени употребления - Постной (от Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий) содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла и Цветной (от недели Ваий до недели Всех святых) содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода.

Типикон (греч. Τυπικον) содержит дисциплинарную и богослужебную части. О богослужебной части можно сказать, что она содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Таким образом, Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги.

Читайте также: