Конспект по истории русская культура

Обновлено: 05.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_kulturoa_drevney_rusi.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древнерусское государство

Культура Древней Руси.

ФИО: Морозова Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ Верхнеобливская ООШ

Должность: учитель истории и обществознания

Тип урока: комбинированный (90 мин)

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМК : учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.
  2. Устное народное творчество.
  3. Письменность и грамотность. Литература.
  4. Зодчество.
  5. Изобразительное искусство.
  6. Художественное ремесло.
  7. Быт и повседневность.
  8. Военное дело.
  9. Жилище.
  10. Одежда.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Иларион.

  1. Изучение нового материала.
  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;
  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;
  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

Предполагаемые ответы учащихся

Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе?

На развитие русской культуры повлияло также то, что она впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии?

Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает : Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?
  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?
  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?
  4. Чем занимались простые горожане?
  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Древней Руси"

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали. Они создавали и культурные ценности.

Строили храмы, украшали их росписями, изготавливали ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире.

Основной древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции, искусство. Об особенностях культуры Древне Руси, влиянии, которое оказали на неё соседние народе, её достижениях мы поговорим на сегодняшнем занятии.

Древнерусская культура впитала в себя достижения других народов – финно-угров, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных и южных славян.

Большое влияние оказала Византия. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились книги. Благодаря Византии Русь познакомилась с христианской культурой.

Мастера Руси в своих произведениях отражали думы и чаяния народа. Главным их мотивом был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

На Руси развивалось устное народное творчество. Былѝны – сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Любимыми народными героями были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Её создали Кирилл и Мефо̀дий. Славянская письменность проникла на Русь во второй половине 9 – 10 веке.

Кирилл и Мефодий

Крещение Руси дало толчок развитию письменности и грамотности.

На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Были открыты церковные школы. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту.

Появились переводы греческих и болгарских книг. Переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из выделанной телячьей кожи – перга̀мента.

Каждая буква в них была тщательно выписана по правилам – уста̀ву. Книги украшались картинками – миниатю̀рами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С 11 века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.

Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой корой – бересто̀й.

В 11 веке на Руси появились письменные познавательные произведения. Первыми литературными произведениями были летописи.

Используя летописи, написанные ранее, и различные документы, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий.

Летопись повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими народами.

Нестор был одним из первых создателей житѝй – литературных описаний людей, причисленных к лику святых.

До Нестора жил другой литератор древней Руси – Илларио̀н – первый киевский митрополит. Он создал ряд произведений в жанре сло̀ва – торжественного и поучающего обращения.

На Руси было развито деревянное зо̀дчество – искусство постройки зданий из дерева. Оно имело свои традиции.

Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие пристроек – клѐтей, переходов, сенѐй.

Жилища бояр и князей – хоромы – состояли из нескольких соединённых между собой строений. В центре находился тѐрем – башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба и го̀рницы-клети. Рядом находились летние помещения. Их соединяли переходы – сени.

Зажиточные горожане жили в сру̀бах. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат.

Ремесленники обитали на городских окраинах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домов.

На Руси стали расти города. Они становились торговыми ремесленными и религиозными центрами.

В городах развивалось каменное строительство. На Руси оно появилось в конце 10 века после принятия христианства. Первые сооружения были построены византийскими мастерами.

В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь.

Первые русские храмы были выстроены в соответствии с византийскими традициями.

Построенный в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор уже сочетал в себе славянские и византийские традиции.

Внутреннее убранство Софии отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фрѐсками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной моза̀икой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Мозаики и фрески

На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей.

В 11 – 12 веках были построены каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде.

В храме всегда можно было увидеть ико̀ны – живописные изображения бога и святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии.

Русь славилась своими оружейниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами. Им пользовались и княжеские дружинники. Вооружены они были: копьями, мечами, саблями. Головы воинов защищали шишакѝ – остроконечные шлемы. Защитой были щит, броня или кольчуга.

Участники народного ополчения вооружались проще: лук, колчан со стрелами, нож, копье либо тяжёлый боевой топор.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду.

Особенной была и повседневная жизнь в Древней Руси.

Славяне жили большими семьями. Старший из семьи являлся её главой. Глава распоряжался имуществом, участвовал в городском вече, отвечал за выполнение повинностей.

Воспитание детей было трудовым. Мальчиков брали работать в поле, начинали приучать к делу, учить грамоте. Девочки присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству.

В знатных семьях до года дети находились на руках кормилицы. Мальчиков начинали учить грамоте с 5 лет. Воспитанием князя руководил его дядя.

Развлечением знати были охота (соколиная, ястребиная, псовая) и пиры. Гостей на пирах развлекали скоморо̀хи и гусляры̀. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты̀ – штаны.

Простолюдин носил холщовую рубаху до колен и шерстяные домотканые порты. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными нашивками. Украшал такое одеяние узкий пояс с металлическими бляшками. На ногах носили лапти.

Верхней одеждой были зипуны̀ – кафтаны. Зимой носили шубы – кожухи и войлочные шапки.

Богатые люди носили такую же одежду, только лучшего качества. Они могли позволить себе епанчѝ – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотом и серебром, кожаные сапоги.

У женщин главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась – понёва – юбка. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Зимой носили шубы.

Костюм знатной женщины отличался богатством материала.

В торжественных случаях женскую голову украшал коко̀шник.

Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью, украшали жемчугом. Богатые русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок относится к теме "Российское государсво в ХIV-XVII веках" .Учебник "Россия и мир" под редакцией О.В.Волобуева. Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XV-ХVII века.

Урок 24. Русская культура середины XV—XVII в.

Урок истории для 10 класса

Учитель: Феоктистова Елена Константиновна

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XV-ХVII века.

- Личностные:

развить у учащихся интерес к русской истории, культуре; воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность.

- Метапредметные:

сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы; продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами;

-Предметные: выявить характерные черты русской культуры ХV-XVII века

Фомы урока: проблемно – диалоговая.

Технологии: исследовательская деятельность, ИК технология .

Основные виды учебной деятельности:

• раскрывать причины подъема культуры России в XV—XVII в.;

• характеризовать основные направления развития русской культуры и ее отдельных выдающихся представителей;

• отмечать многонациональный характер формирования русской культуры изучаемого периода;

• выделять особенность русской культуры в XV -XVII в. — проникновение в нее светских элементов.

План изучения нового материала

1. Основные тенденции в развитии культуры.

2. Книжное дело и литература.

3. Архитектура: новые стили.

4. Живопись: от иконы к парсуне.

Средства обучения: учебник, § 23; видеофрагменты, иллюстративный материал.

Рекомендации по проведению урока

Данный урок позволит учащимся на основе обобщения материала темы определить особенности развития русской культуры в XV—XVII вв.

Главный вопрос урока

Как проявлялась проблема традиции и новации в русской культуре XV—XVII вв.?

Для решения поставленной проблемы целесообразно организовать практическую работу учащихся с текстом § 23, применив элементы творческой работы школьников по подбору наглядного и дополнительного информационного материала

Задача учителя — помочь группам сориентироваться в многообразии литературы по теме и правильно отобрать материал.

В начале урока ученикам следует предложить вспомнить сущность понятия культура. Обучающиеся должны определить, как соотносятся между собой материальная и духовная культура, в чем состоит их взаимосвязь, а также выявить факторы, оказавшие воздействие на подъем русской культуры в этот период ее истории, обусловливавшие своеобразие культурного развития (культура, материальные и духовные ценности, созданные человечеством в процессе трудовой деятельности).

Первая группа учащихся разрабатывает и готовит к уроку материал о развитии книжного дела и древнерусской литературы.

Основная задача подготовительной работы группы — дополнить материал параграфа по своему вопросу. На уроке представители группы работают с текстом п. 2.

Вопросы 1. Какие факторы влияли на развитие грамотности в русском обществе?

Как прослеживается взаимосвязь между историческими событиями и развитием древнерусской литературы?

Предполагается также составление карты памятников русской архитектуры XV—XVII вв. и ее пре- зентация.

Третья группа старшеклассников разрабатывает вопрос о развитии традиций иконописи в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, новых тенденциях художественного творчества XVII в. На уроке можно использовать красочный буклет произведений русского изобразительного искусства XIV—XVII вв., подготовленный учащимися.

Четвертая группа учащихся исследует вопрос о еретических движениях в России, который отсутствует в материале учебника (ересь стригольников-жидовствующих, вольнодумцы: Матвей Башкин и Феодосии Косой). Освещение этой проблемы необходимо, поскольку позволяет охарактеризовать общественное движение, его роль в развитии русской культуры, понять то, каким образом проникли в нее рационалистические идеи. Подготовленный учащимися материал может быть оформлен в виде жалобы-прошения митрополита царю

. Пятая группа учащихся анализирует тексты. Вопрос и задание

Прочитайте фрагменты текстов. На иностранцев, побывавших в России в XVI—XVII вв., большое впечатление производил быт московитов. Какие особенности жизни русских людей современникам показались необычными и почему?

Шестая группа учащихся — эксперты. Их задача — проанализировать и обобщить работу групп на уроке, а также сделать основные выводы по теме. В процессе подготовки к уроку они знакомятся с материалами, которые учащиеся из других групп подбирают по теме, советуют, подбирают дополнительный материал, который, по их мнению, необходим на уроке для полноты раскрытия вопросов, изучают различные точки зрения на проблемы духовного развития страны с позиций современника эпохи и человека нашего времени. После выступлений школьников от каждой группы слово предоставляется экспертам, которые делают выводы о развитии русской культуры конкретного направления, вносят необходимые дополнения, дают оценку представленной работе. При необходимости эксперты предлагают классу обсудить проблемы, которые не были затронуты представителями творческих групп либо не нашли достаточного освещения в выступлениях (часто при этом необходима помощь учителя).

На завершающем этапе урока эксперты вместе с учителем подводят итоги, делают общий вывод и отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.

Читайте также: