Конспект по истории политических и правовых учений

Обновлено: 17.06.2024

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.

Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы)

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

что такое государство, как оно создается : по воле людей или высшими силами

служит общему благу или отдельным социальным группам

компетентность правителей или наследственное право монарха

что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

Характер политических учреждений

Быт и традиции народа

Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

2. Философские методы (?):

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману . В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

Похожие страницы:

История политических и правовых учений (11)

. Б.Н.Чичериным), затем — "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г.Ф.Шершеневича, . по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений". Задачей учебного курса .

Политическое учение Ивана Тимофеева. Политико-правовое учение Ф. Ницше

. . 6 См.: Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. - Уфа: Полиграфкомбинат, 2009. С. 211. 7 См.: Утяшев М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. - Уфа: Полиграфкомбинат .

История политических и правовых учений (9)

История политических и правовых учений (12)

Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран

. силу своего значения в особый курс/, история политических и правовых учений, конституционное /государственное/ право, международное . лекции Источники, специфические черты и система древнеиндийского права. Право собственности и обязательственные отношений по .

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Примерная тематика рефератов
    • Библиографический список
    • Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
    • Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
    • Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
    • Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
    • Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
    • Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока
    • Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
    • Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.
    • Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.
    • Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.
    • Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
    • Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.
    • Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.
    • Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.
    • Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.
    • Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма
    • Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость
    • Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства
    • Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.
    • Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.
    • Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
    • Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.
    • Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья
    • Тема 24. Современные политические правовые идеи

    План

    1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
    2. Предмет истории политических и правовых учений
    3. Методы истории политических и правовых учений
    4. Периодизация истории политических и правовых учений

    1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

    Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это – упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

    Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

    2.Предмет истории политических и правовых учений

    Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

    История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

    Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

    История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

    3.Методы истории политических и правовых учений

    История политических и правовых учений – наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

    Для исследования политико-правовых учений применяются:

    • исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
    • сравнительный метод, позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
    • системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
    • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

    Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

    Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

    4.Периодизация истории политических и правовых учений

    Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

    1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

    Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока – Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

    2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений – домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

    3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера[1], который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

    4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

    Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

      Древний мир (Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим). Временные рамки – IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Это пора зарождения государственности и политико-правовых идей.

    В религиозно-мифологической форме выражаются понятия правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти, форм государства.

    В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

    Учебно-методическая литература

    Рекомендуемая литература:

    1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
    2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
    3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
    4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
    5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
    6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
    7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
    8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
    9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
    10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.

    Рекомендуемая дополнительная литература:

    1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
    2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
    3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
    4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
    5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
    6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
    7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
    8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

    Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

    1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
    2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
    3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
    4. Что такое учение, теория, доктрина?
    5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
    6. Какие виды периодизации вы знаете?

    [2] См., напр.: История политико-правовых учений. 2-е изд. / Под ред. В.С. Нерсесянца. С. 4–8.

    Бакунин М., "Государственность и анархия"

    Берк Эдмунд, "Размышления о революции во Франции. "

    Гегель Г.В.Ф., "Философия права"

    Гоббс Томас, "Левиафан" (на украинском языке)

    Кампанелла Томмазо, "Город Солнца"

    Кант И., "Метафизика нравов"

    Конт Огюст, "Общий обзор позитивизма"

    Конфуцый, "Луньюй"

    Лао-цзы, "Дао дэ Цзин"

    Макиавелли Н., "Государь"

    Маркс К., Энгельс Ф., "Манифест коммунистической партии"

    Мизес Людвиг фон, "Либерализм в классической традиции"

    Монтескье, "О духе законов"

    Мор Томас, "Утопия"

    Пестель П., "Русская правда. "

    Платон, "Государство"

    Руссо Ж.Ж., "Принципы политического права"

    Спиноза Б., "Богословско-политический трактат"

    Токвиль Алексис де, "Демократия в Америке", Книга I

    Токвиль Алексис де, "Демократия в Америке", Книга II

    Тоффлер Элвин, "Третья Волна" (на украинском языке)

    Хайек Фридрих фон, "Дорога к рабству"

    Хантингтон Сэмюэл Ф., "Столкновение цивилизаций"

    Шатобриан, "Замогильные записки"

    Штирнер М., "Единственный и его собственность"

    Конспекты:
    культурология, психология, философия, методология науки

    Вебер Макс, "Протестантская этика и дух капитализма"

    Вико Джамбаттиста, "Основания новой науки об общей природе наций. "

    Декарт Ренэ, "Рассуждение о методе"

    Кун Томас, "Структура научных революций"

    Паскаль Блез, "Мысли"

    Симонов П.В., Ершов П.М., основы информационной теории эмоций П.В. Симонова по книге "Темперамент. Характер. Личность"

    Тойнби Арнольд Дж., "A study of history"/ "Постижение истории", краткое изложение содержания I - VI тома

    Тойнби Арнольд Дж., таблицы и дополнения из книги "A study of history"/"Постижение истории"

    Франкл Виктор, "Человек в поисках смысла", "Плюрализм науки и единство человека"

    Хейзинга Йохан, "Homo ludens"/"Человек играющий"

    Юнг К.Г., "Архетип и символ"

    Конспекты: история педагогики

    Ушинский К.Д., "О народности в общественном воспитании"

    Ушинский К.Д., "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", Том 1

    Iсторiя полiтичної думки України

    Разное

    1. напоминаю, что скачивая из И-нета документы в Word-формате, не забывайте их проверить на макровирусы, а то мой AVP давно не обновлялся. Мне тоже жаль ;(

    Зарубежная литература: план анализа стихотворения и план анализа прозы

    Всемирная история: реферат "Общие тенденции развития мировой культуры во второй половине ХХ века"/"Загальнi тенденцiї розвитку свiтової культури в 2-й половинi ХХ ст."

    Политология:
    курсовая работа на тему "Проблема идентичности современного консерватизма"

    Неоконсерватизм vs. постмодерн : табличка-сравнение мировоззренческих основ

    Герменевтика как теория и практика истолкования текстов: библиопсихология Н.А. Рубакина


    Оглавление

    • 1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических.
    • 2. Кризис первобытного строя, возникновение государства. Становление и развитие политико-правовой идеологии
    • 3. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке
    • 4. Политико-правовые учения Китая

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политических и правовых учений. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

    1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

    2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

    3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

    1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

    2) категории и понятия, которые подразделяются на общепринятые и новые, введенные данным политико-правовым учением;

    3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

    4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

    5. Важнейшая черта любого политико-правового учения — зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

    6. Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

    7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

    8. История политических и правовых учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

    9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

    12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

    13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

    Читайте также: