Конспект по истории 8 класс русско турецкая война

Обновлено: 07.07.2024

Поражение России в Крымской войне подтолкнула ее к череде реформ, которые были проведены Александром II в 1860-е годы. Сократив техническое отставание от Европы, а также воспользовавшись сложившейся политической обстановкой, Россия не могла не взять реванша у Османской империи.

Причины и условия войны

Основной причиной для начала новой войны стал подъем национально-освободительного движения на Балканах. В ходе Апрельского восстания в Болгарии турецкие войска подавили мятеж. Это дало повод Российской империи проявить к христианским меньшинствам Турции сочувствие.

Еще во время русско-турецких войн при Екатерине II, то есть в конце XVIII века, вынашивались планы по будущему Балканского полуострова в случае уничтожения Османской империи, так что грядущая война должна была обеспечить России господство на Черном море.

Еще одной причиной стало поражение Сербии в Сербо-черногорско-турецкой войне. В России начинали готовиться к сражениям.

которые читают вместе с этой




Стороны конфликта

Численное превосходство было на стороне русской армии. Военная подготовка и техническое оснащение османской армии так же уступала неприятелю. Участниками русско-турецкой войны 1877-1878 стали балканские союзники России – Сербия и Черногория.

Чеченцы и дагестанцы, хотя и проживали на территории России, но выступили против нее, поддержав Турцию в войне. На Кавказе был объявлен Малый Газават против России, продолжавшийся всю войну.

Перед Россией стояли задачи по возвращению утерянных в ходе Крымской войны территорий и поддержки местного населения. Ключевым регионом были Балканы, где можно было надеяться на дружественные народы. Турки же рассчитывали занять активно-оборонительную позицию и продержаться до подхода английской армии, которая обещала создать перелом в войне.

В состав русских войск входило порядка 700 тысяч человек, османы могли выставить лишь 280 тысяч. Однако у турок было более современное оружие и контроль над Черным морем. Можно было не опасаться побед русского флота, так как после Крымской войны он еще так и не был создан заново.

Ход боевых действий

Рассмотрим, как развивались основные события войны.

24 апреля 1877 года Россия официально объявила войну Османской империи. Уже в мае русские войска вошли на территорию Румынии, а затем организовали переправу через Дунай в его среднем течении, где проживали дружественные болгары. Речной флот турок не смог помешать переправе и вскоре вся русская армия начала разворачиваться на Балканах.

Добровольцами на войну отправились врачи Пирогов, Боткин и Склифософский, а также писатели Гаршин и Гиляровский.

20 июня 1877 года началась первая осада города Плевна, важной стратегической точки перед наступлением на Стамбул. 25 июня полусотня казаков случайно попала в город и, разоружив гарнизон, заняла его. Турецкие войска не хотели терять ключевую точку своей обороны и, опередив вступление в город основных русских сил, вновь установили над ней контроль. Затем почти две недели войска бездействовали, после чего последовал безрезультатный штурм Плевны. Генерал герой войны М. Д. Скобелев со своим отрядом в ходе штурма прорвался в город и держал оборону там несколько часов, однако так и не дождавшись подкрепления, вынужден был отступить. Русские войска перешли к осаде, блокировав их наступательные действия.

На узком отроге Балканского хребта находится Шипкинский перевал – узкое и единственно удобное место для перехода через хребет в тех местах. Именно этот перевал и заняли 6000 русских войск, которым помогали 7500 болгарских добровольцев. Выбить их оттуда и сковать продвижение противника на Адрианополь должны были 30000 турецких войск. Оборона узкого места позволила бы туркам выиграть время для подхода англичан. Но ни один штурм не увенчался успехом и когда подошли основные русские силы, перевал оставался за Россией. Путь на Адрианополь был открыт.

На Кавказском фронте, значение которого было в оттягивании турецких сил на этот театр войны, успех так же сопутствовал русским. Были заняты города Сухум, Батуми, крепости Баязет и Ардаган. Путь на главную кавказскую крепость русско-турецких войн Эрзерум был открыт.

В это время началась вторая осада Плевны. Турки с середины ноября находились в осаде и начинали испытывать недостаток пищи. На военном совете Осман-паша решил пробиваться из города, но после упорных боев был отброшен обратно в город, где принял 10 декабря 1877 года капитуляцию.

Хотя турками и были укреплены Стамбур и Эдирне, повлиять на оккупацию Балкан русской армией они уже не могли. 23 декабря 1877 года была занята София, а 8 января пал ключевой пункт во Фракии – город Эдирне.

Итоги войны

Победа России была очевидна, и 19 февраля 1878 года был подписан Сан-Стефанский договор. Его итогом стала передача России Бессарабии, а Болгария обрела независимость. Сербия, Черногория и Румыния подтвердили свою независимость, а так же увеличили свои территории. Туркам была назначена контрибуция за войну, а также выдвинуто требование предоставить независимость Боснии и Герцеговине, реформировать управление в Армении и Албании, а также отказаться от притязаний на земли Греции. Англия в обмен на помощь на Кавказе получила право оккупировать Кипр.

Что мы узнали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русско-турецкая война 1877 - 78 гг. 8 класс

Цель урока : создание условий для осмысления новой учебной информации о русско-турецкой войне 1877 – 1878 г.г.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучить причины, ход и последствия русско-турецкой войны 1877-1878гг.;

- узнать цели сторон и механизм развязывания войны,

Развивающие:

-развивать умение рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать;

-развивать умения выделять главное в тексте учебника, в тексте документов, ставить и разрешать проблемы;

-прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

-развивать умение работать с иллюстративным материлом.

Воспитательные:

-на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину;

-содействовать развитию интереса к предмету;

- повышать уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.

Тип урока: изучение нового материала

Примененные технологии:

-технология совместно-распределенной деятельности (групповая работа); проблемный метод;

Элементы ФГОСа: целеполагание, работа по маршрутному листу, рефлексия.

Основные понятия:

-Русско-турецкая война 1877-1878гг.

- Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878г.

- Берлинский конгресс июнь 1878г.

Оборудование урока.

1.Раздаточный материал: рабочие листы.

I . Вступление. Работа по маршрутному листу.

Смотрим видео "Памяти героев Русско-турецкой войны". Какие ключевые слова чаще всего повторялись в песне?

Турки, Шипка, Сулейман-паша, слава, стрелки.

Учитель. О каких событиях мы будем говорить? Где происходили события, о которых мы будем говорить? Кто был участниками этих событий. Интересы каких стран столкнулись на тот момент на Балканском полуострове?
Ученики. На Балканском полуострове столкнулись интересы Англии, России и Турции.
Учитель. Все верно, так вот русско-турецкая война - это одна из многочисленных страниц сложных взаимоотношений этих стран.
Итак, тема урока – русско-турецкая война 1877-78 гг.

Зная тему, какую цель вы перед собой ставите?
Ученики. Изучить русско-турецкую войну 1877-78 гг.
Учитель. Для достижения этой цели какие вопросы или задачи необходимо решить? По какому плану мы будем изучать тему?
Ученики. Мы будем изучать тему по обычному плану (алгоритму) изучения войны:

3) ход войны

4) итоги войны

5) значение войны

6) полководцы

7)причины победы или поражения.

II . Актуализация знаний

Назовите направления внешней политики Александра II? (Ближневосточное направление, Европейское направление, Среднеазиатское направление, Дальневосточное направление)

III . Изучение нового материала.

Этап формирования новых знаний проходит по плану урока проходит в форме совместно-распределенной деятельности (групповой работы). Учитель заранее делит обучающихся на группы. Названия групп: Историки, Хронисты, Мемуаристы, Дипломаты.

1.Распределение заданий. Учитель раздает задание группам. Каждая группа получает папку с необходимыми материалами. Руководитель группы распределяет задания, назначает выступающих. Каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос урока. На подготовку выступлений дается 10 мин.

Задания для групп.

Историки определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне.

Хронисты изучают военные действия по учебнику, заполняют таблицу, составляют рассказ по карте.

Дипломаты сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, показывают изменения по карте.

Мемуаристы составляют мемуары - рассказ о Скобелеве М.Д., заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны".

3.Выступления учащихся. Ответы выступающих сопровождаются электронной презентацией.

4. Ответы на проблемный вопрос.

-Согласно Сан-Стефанскому мирному договору, в Закавказье к России отходил занятый в ходе войны Карс, а также Ардаган, Батум и Баязет. Русские войска на два года оставались в Болгарии. Кроме того, в состав Российской империи возвращалась Южная Бессарабия. Болгария, а также Босния и Герцеговина получили автономию. Сербия, Черногория и Румыния объявлялись независимыми. Турция должна была выплатить России контрибуцию в 310 миллионов рублей. Однако на Берлинском конгрессе великих держав в июне-июле 1878 года достижения России были существенно урезаны. Турции возвратили Баязет и Южную Болгарию. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, а Кипр — Англия. Александр II и канцлер А.М.Горчаков считали Берлинский конгресс дипломатическим поражением.

- Победа России была достигнута благодаря численному превосходству и более высокой боеспособности русских войск.

- Победа была достигнута дорогой ценой. Потери при обороне Шипки- 9,5 тысяч человек и 6 полков болгарских ополченцев. Под Плевной погибло 32 тысячи русских солдат. В переходе через Балканы русская армия потеряла примерно 8 тысяч солдат. В ходе войны 60 тысяч человек умерло от ран, обморожений.

- Россия нанесла смертельный удар Османской империи, однако желанная цель гегемонии на Балканах и контроля над Константинополем и черноморскими проливами не была достигнута. Борьба за влияние на Балканском полуострове продолжалась.

IV . Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V . Домашнее задание.

Задание для историков.

1.Пользуясь материалами Рабочего листа № 1 и учебника стр. 197 - 199 раскрыть суть балканского кризиса, причины войны и цели России в войне.

Рабочий лист № 1.

• Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине, весной 1876 года в Болгарии вспыхнули крупные восстания против турецкого ига.

• Турки жестоко подавили восстания. Они жгли города и села, уничтожая восставших. Только в Болгарии турки вырезали более 30 тысяч человек, в их числе были женщины и дети.

• «По всей Болгарии сейчас

Одно лишь слово есть у нас,

Болгарский поэт Иван Вязов. Ноябрь 1876 года.

• 5 тыс. волонтеров поехали сражаться на Балканы. Общественность России стеной встала на защиту славян. Велась кампания сбора средств в помощь пострадавшим. Купец – миллионщик вносил тысячи рублей, вдовица полтинничек, гимназист – гривенник. Петербургский и Московский славянские комитеты собрали астрономическую по тем временам сумму 1,5 млн. рублей. На собранные деньги закупалось оружие, снаряжались полевые лазареты.

С.Ю Витте о русско-турецкой войне.

Как известно, русско-турецкая война началась с сербско-турецкой войны. Командующим сербской армией был наш известный генерал Черняев.В это время через Одессу из России в сербскую армию ехала масса добровольцев.В то время в Одессе было славянское общество. И так как мы очень увлекались "славянской идеей"- идеей взятия Константинополя, то очень усердно занимались отправкой туда добровольцев. Причем, я должен заметить, что жандармы и вообще администрация ко всем праспортным формальностям относилась вестма снисходительно, так как в это время все были заражены патриотическим духом, тем патриотическим напрвлением, которое в сущности говоря и вынудило императора Александра II объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотичекого самосознания именно в смысле славянского единения.

причины войны__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повод к войне__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

цели России в войне__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для хронистов.

1.Пользуясь картой и материалами учебника (стр. 199-201) рассказать об основных событиях войны, показать по карте места сражений.

2. Составить хронику военных действий 1877-1878 гг., заполнить таблицу в рабочем листе № 2.

3.Сформулировать ответ на проблемный вопрос.

Рабочий лист № 2.

Составьте хронику военных действий 1877-1878гг.

Событие

Россия объявляет войну Турции

Передовой отряд генерала И.В.Гурко захватил Шипкинский перевал

8, 18 июля и 30 августа

"Три штурма Плевны"

Переход русской армии под командованием И.В.Гурко через Балканы

Русские войска под командованием И.В.Гурко вступили в Адрианополь

18 января 1878г

Подписание Сан-Стефанского мирного договора

Задание для дипломатов.

1.По материалам рабочего листа № 4 и учебника на стр.201-202 сравнить условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров. Показать изменения границ.

2.Подготовить выступление от группы об изменениях границ.

Рабочий лист № 4.

Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19 февраля 1878г.

1.Сербия, Румыния, Черногория получили независимость, их территория увеличивалась.

2. Болгария обрела статус фактически самостоятельного княжества в составе Османской империи, со своим правительством и войском.

3. Турция обязана выплатить России контрибуцию в размере 1410 млн. руб., а счет 2/3 этой суммы уступала на Кавказе Карс, Ардаган, Баязет и Батум, а также Южную Бессарабию.

4.Босния и Герцеговина должны были образовать автономную область.

Вопрос к документу: были ли реализованы цели войны?

Берлинский трактат 13 июня 1878 года.

1.Подтверждена независимость Сербии, Румынии, Черногории. Территория Черногории уменьшена.

2.Болгария была расчленена на части, северная Болгария получила независимость, южная была обявлена автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.

3. Турция выплачивала России 300 млн. рублей контрибуции. Россия возвращала Турции Баязет.

4.Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

Вопросы к документам:

1.Что изменилось в содержании второго договора?

2.Как вы думаете, почему Россия подписала Берлинский договор?

Рабочий лист № 5.

а) положение народов Османской империи

б) на международный авторитет России

2.Напишите причины победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878гг.___________________________________________________________________

3. Прокомментируйте высказывания:

В одной из заметок к Александру II канцлер А.М.Горчаков написал: "Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной биографии". На что император в ответ заметил: "И в моей тоже".

Задание для мемуаристов.

1.Пользуясь материалами Рабочего листа № 6 составить мемуары -рассказ о Скобелеве М.Д. Рассказ должен состоять из 6 предложений.

Рабочий лист № 6.

Белый генерал М.Д.Скобелев.

СКОБЕЛЕВ Михаил Дмитриевич (1843—1882 гг.)-русский генерал, видный военный деятель, запомнившийся народу как Белый Генерал. В 1868 г Скобелев окончил академию Генерального штаба, в 1873 принял участие в походе против Хивы в Средней Азии, а в 1875-76 возглавлял карательную экспедицию против мятежа феодалов Кокандского ханства. После этого Скобелев в чине генерал-майора был назначен губернатором и командующим войсками Ферганской области, образованной на территории упразднённого Кокандского ханства.

Скобелев показал полководческий талант и личную отвагу. Он отличился при переправе русских войск через Дунай у Зимницы 15(27) июня 1877. Во время второго штурма Плевны 18 (30) июля в Болгарии Скобелев командовал казачьей бригадой. За блестящую победу при Ловче 22 авг. (3 сент.) 1877 Скобелев был произведён в генерал-лейтенанты.

Скобелев воспитывал войска в духе суворовских традиций, готовил их к трудностям горных походов и учил штурму турецких укреплений. Во время третьей атаки Плевны 30—31 августа (11— 12 сентября) Скобелев командовал отрядом из 13 батальонов, против которых действовали 14 батальонов турок. Отряд Скобелева успешно овладел редутами южной части Плевны, но 31 августа (12 сентября) отступил, т. к. не был поддержан остальными русскими войсками, штурмовавшими Плевну.

Всё это вместе с боевой славой создало большую популярность Скобелеву в России и особенно в Болгарии. На последнем этапе войны при преследовании отступавших турецких войск Скобелев, командуя авангардом русских войск, занял Адрианополь и в феврале 1878 местечко Сан-Стефано в окрестностях Константинополя.

По материалам § 28 заполнить таблицу "Герои русско-турецкой войны" в рабочем листе № 7.

Рабочий лист № 7. Заполните таблицу "Герои русско-турецкой войны".

Факты

Отставной генерал, участник обороны Севастополя, в 1876 г. возглавил сербскую армию

Русский генерал, создатель болгарского ополчения

Войска этого генерала в тяжелейших условиях перешли Балканы и заняли Софию

Его отряд вышел к местечку Сан-Стефано и был готов войти в Константинополь

Герой обороны Севастополя, в этой войне руководил осадой Плевны

Его войска на кавказском фронте в короткие сроки овладели крепостями Баязет,Ардаган, Карс.

Ответ. Хроника военных действий 1877-1878 гг.

Событие

12 апреля 1877г.

Россия объявляет войну Турции

Переправа русских войск через Дунай

Передовой отряд генерала И.В.Гурко захватил Шипкинский перевал

Занятие турками под командованием Османа-паши крепости Плевна

"Три штурма Плевны"

После осады гарнизон Плевны сдался

Переход русской армии под командованием И.В.Гурко через Балканы

Разгром турецкой армии Веселя-паши войсками М.Д.Скобелева в районе Шипки-Шейново

8 января 1878 г.

Русские войска под командованием И.В.Гурко вступили в Адрианополь

18 января 1878 г

Отряд под командованием М.Д.Скобелева занял местечко Сан-Стефано

Подписание Сан-Стефанского мирного договор

Берлинский конгресс. Подписание Берлинского мира.

Ответ. Таблица "Герои русско-турецкой войны".

Факты

Отставной генерал, участник обороны Севастополя, в 1876 г. возглавил сербскую армию

Русский генерал, создатель болгарского ополчения

Войска этого генерала в тяжелейших условиях перешли Балканы и заняли Софию

Его отряд вышел к местечку Сан-Стефано и был готов войти в Константинополь

Герой обороны Севастополя, в этой войне руководил осадой Плевны

Его войска на кавказском фронте в короткие сроки овладели крепостями Баязет, Ардаган, Карс.


Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами российской армии, положившим начало освобождению славянских народов на Балканах. Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России в борьбе славянских народов за освобождение от ига Османской империи и роль Запада в продлении турецкого владычества на Балканском полуострове.

Содержимое разработки

Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами российской армии, положившим начало освобождению славянских народов на Балканах.

Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России в борьбе славянских народов за освобождение от ига Османской империи и роль Запада в продлении турецкого владычества на Балканском полуострове.

Воспитательные: на примерах доблести и мужества воинов российской армии прививать чувство любви и гордости за свою Родину.

Дидактические средства: учебник, п.28.,карта "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.", атласы по истории России XIX в., раздаточный материал, ТСО (компьютер, проектор).

I. Организационный момент.

Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

Учитель. В русско-турецкой войне, о которой мы сегодня будем говорить, погибло около 200 тысяч русских воинов. Символом её стали Шипка и Плевна. Приложение 1. Рисунок 1.

Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков не существовавшего на политической карте мира.

Но европейские державы не желали усиления России и сделали всё для того, чтобы свести на нет её победу в этой войне, не допустить её доминирования на Балканах.

Победа России в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX века.

Итак, цель нашего урока: ознакомиться с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами русской армии, положивших начало освобождению балканских народов от османского ига.

Записываем тему и план урока.

1. Предпосылки русско-турецкой войны.

2. Силы и планы сторон.

3. Ход военных действий.

4. Сан-Стефанский мирный договор.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, давайте назовём основные направления внешней политики Александра II. Что такое внешняя политика?

Ученик. Это взаимоотношения с другими государствами.

Учитель. Правильно. Давайте вернёмся к направлениям. Какие направления?

Ученик. Это ближневосточное, европейское, дальневосточное и среднеазиатское направления, а также продажа Аляски.

Учитель. Давайте теперь по-порядку. Ответы учеников.

1.Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи. Приложение 1. Рисунок2.

2. Европейское направление. В 1870-е гг. после Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. Для России это был также способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение получило название "Союза трёх императоров".

3. Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под командованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. На этих территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 тысяч невольников. Были прекращены набеги на русские земли, началось более активное экономическое освоение края. Туда потянулись железные дороги из центра. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

4. Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем. В результате переговоров в Китае граница между двумя государствами устанавливалась по реке Амур (Айгуньский договор 1858 г), а Уссурийский край был объявлен владением России (Пекинский договор 1860 г).

5. Продажа Аляски. К середине XIX в. защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы на неё превосходили приносимые Аляской доходы. Эта территория превратилась в обузу для государства. Было принято решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США.

Учитель. Какое событие во внешней политике России в то время можно было назвать "триумфом российской дипломатии"?

Ученик. Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. Успех Пруссии в борьбе против Дании и Австрии, а затем разгром Франции привёл к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решилась единолично выступить против России. Турция без европейской поддержки этого не могла тоже. Пруссия же поддержала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех стран, подписавших договор 1856 г., собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Чёрного моря. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.

III. Изучение нового материала.

1. Предпосылки войны. Учитель. Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи?

Ученик. Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Ребята, всё внимание к карте и своим атласам. Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - критик Стасов, скульптор Антакольский, с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей.

Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы.Приложение 1. Рисунок 3.

Учитель. Вспомните, в каких военных действиях принимал участие генерал Черняев?

Ученик. Черняев в 1860-е гг. командовал русскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.

Учитель. Россия не была готова к войне. Почему?

Ученик. Потому что военные реформы были ещё не завершены.

Учитель. Именно так. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

Как вы думаете, что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? Смотрим на карты.

Ученик. Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.

Учитель. Совершенно верно. Что и было сделано. Путём негласных переговоров Россия обеспечила нейтралитет Австро-Венгрии. По Будапештской конвенции, подписанной в январе 1877 года, Россия соглашалась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины.

2. Силы и планы сторон.

Учитель. Итак, делаем записи в тетрадях:

12 апреля 1877 г. - манифест Александра II о начале войны с Турцией.

Приложение 1. Рисунок 4.

Русские -250 тыс.; турки -338 тыс.

Русские-55 тыс.; турки-70 тыс.

Учитель. Обратимся снова к карте. Стратегически важные пункты театра военных действий.

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

3. Ход военных действий.

Учитель.Сейчас ребята, давайте прочтём о ходе боевых действий и падении Плевны, с.199-201 учебника. Работа с учебником.

Учитель. Приведите примеры героизма русских и болгарских воинов, имена героев.

Ученик. Отряд генерала Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Его оборона началась в августе 1877 года. Турки имели пятикратное превосходство. Защитникам Шипки пришлось отбивать до 14 атак в день. Началась зима. Число обмороженных доходило до 400 человек в день. С сентября по декабрь 1877 года русские и болгары потеряли на Шипке 9500 человек обмороженными, больными и замерзшими. Они проявляли чудеса мужества и героизма; выстояли, и дождавшись подхода войск генерала Скобелева, сбросили турок с Шипкинского перевала. Приложение 1. Рисунок 5.

Учитель. Продолжим.

Ученик. Осада Плевны. Сходу взять эту крепость русским войскам не удалось. Потери составили 32 тыс. человек. Из Петербурга приехал герой Севастополя генерал Тотлебен. Осмотрев позиции, он посоветовал полностью блокировать крепость. В конце ноября в Плевне закончилось продовольствие. Осман-паша сделал попытку прорыва, но был отброшен назад. 28 ноября Плевна сдалась. В русском плену оказались 43 тыс. человек. В ходе войны произошёл перелом.

Учитель. Назовите основные сражения русско-турецкой войны на завершающем этапе.

Ученик. На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет и Ардаган. В конце октября 1877 года русские войска начали блокаду

Карс - ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд генерала Гурко в середине декабря занял Софию и, продолжая, наступление в сторону Андриаполя, в январе 1878 года овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула - местечко Сан-Стефано.

Только категорический запрет императора удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.

Приложение 1. Рисунок 6.

4. Сан-Стефанский мирный договор.

Учитель. Успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Записи на доске и в тетрадях: 19 февраля 1878 г. -подписание договора между Россией и Турцией.

Условия.

1. Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.

2. Болгария становилась автономией в составе в составе Османской империи.

Смотрим атласы и карту.

Согласно договору; Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.

Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи, т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.

Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Записи в тетради и на доске. Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.

Условия.

1. Автономия Болгарии уменьшалась на 2\3, остальная часть объявлялась турецкой провинцией.

2. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину.

3. Россия возвращала Баязет Турции.

4. Англия оккупировала остров Кипр.

Смотрим атласы и карту.

Учитель. Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. (Что они и сейчас делают, к слову сказать).

Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получавшая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

Почему же Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?

Ученик. Условия Сан - Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.

Учитель. Оцените коротко результаты русско-турецкой войны.

Ученик. Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобождённых Россией от турецкого ига. Его решения показали непрочность союза трёх императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.

Учитель. В одной из заметок к Александру II канцлер Горчаков написал: "Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной биографии". На что император в ответ заметил: "И в моей тоже".

IV. Закрепление материала.

Ребята, сейчас вы поработаете с текстом. Найдите в нём ошибки и напишите правильный ответ.Работа над текстом и ошибками, затем текст читается учащимися вслух с исправлением ошибок. Приложение 2.

V. Подведение итогов.

Учитель. Каждое крупное событие оставляет след в истории, живёт в памяти человечества. Героизм и мужество русских и болгар были увековечены в памятниках. Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружён на Шипке в Болгарии.

Несмотря на вынужденные уступки России, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки.

Мы должны всегда помнить о том, что герои Победы незримыми нитями были связаны с героями - гренадерами русско-турецкой войны 1877-1878гг., также как и с суворовскими чудо-богатырями, воинами Дмитрия Донского и Александра Невского и всеми нашими великими предками. И эта преемственность, несмотря ни на что, должна сохраниться в нашем народе навсегда. И каждый из вас, памятуя об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!

Выставление оценок.

Домашнее задание, п.28. Составить хронологическую таблицу войны 1877-1878 гг. Прочитать документы на с.203-204, ответить на вопросы.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

Я хотела бы начать наш урок, с одного из самых узнаваемых музыкальных произведений в России. Прослушайте фрагмент и назовите это произведение.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов.

изучить причины, ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;

выяснить, как Россия помогала братьям славянам в их освободительной борьбе с Турцией;

развивать навыки работы с картой;

развивать умения выделять главное в тексте документа, анализировать данные исторических источников;

выполнять проблемные задания.

Воспитывающие: на примере доблести и мужества российской армии воспитывать патриотизма.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

Силы и планы сторон.

Ход военных действий.

Сан-Стефанский мирный договор.

Приветствие.

Я хотела бы начать наш урок, с одного из самых узнаваемых музыкальных произведений в России. Прослушайте фрагмент и назовите это произведение.

Какова основная идея слов песни?

Что может объединять даты, которые Вы видите на слайде?

/1853 – 1856; 1877 – 1878; 1912 – 1913/

Звучит мелодия №2

Итак, какова же основная идея слов песни?

Давайте подумаем, а что же может объединять даты, которые вы видите на слайде?

1853 – 1856 годы? /Крымская война, её итоги/

1878 – 1878 годы – война, о которой мы будем говорить сегодня.

1912 – 1913 годы войны стран Балканского союза против Османской империи

Почему эти даты составляют единый хронологический ряд?

Раскройте сущность восточного вопроса?

А как между собой связаны основная идея песни и даты, представленные на слайде?

Цель: разобраться, как в очередной раз Россия пыталась помочь братьям славянам в их освободительной борьбе с Турцией.

А для этого мы должны выяснить:

Причины войны 1877 – 1878 годов.

Из материала прошлого урока вы уже знаете, что центральным направлением внешней политики Александра II было стремление приблизиться к решению восточного вопроса, но что именно толкнуло Россию на войну с Турцией. Давайте обратимся к видеоролику.(выявляют причины)

Причины:

Освободительная борьба балканских народов.

Обострение противоречий между западноевропейскими государствами на Балканах.

Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что главная причина русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов обострение восточного вопроса, проявившееся в балканском кризисе. После того, как Турция отклонила Лондонский протокол европейских стран и России, требующий изменить политику по отношению к славянскому населению империи война стала неизбежной. Давайте обратимся к карте. На скольких фронтах разворачивалась война?(Война разворачивалась на 2-х фронтах: Балканском и Кавказском.)

Насколько же стороны были готовы к войне. Перед вами таблица

Сравните силы сторон. Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне. Предположите ее исход. Каковы могли быть результаты войны

Ружье Бердана (1300 шагов)

Ружье Мартини (1800 шагов)

Ружье Снайдера (1300 шагов)

Ружье Генри (1500 шагов)

Стальные нарезные пушки

Чугунные гладкоствольные пушки

Стальные нарезные пушки

Чугунные гладкоствольные пушки

Ключевым театром боевых действий были Балканы, так как именно тут можно было рассчитывать на поддержку местного населения (ради освобождения которого война и велась). Кроме того, успешный выход русской армии к столице Османской империи Стамбулу (Константинополю) выводил Османскую империю из войны.

Две естественные преграды стояли на пути русской армии к Константинополю:

Дунай, турецкий берег которого был основательно укреплен османами.

Балканский хребет, через который существовало несколько удобных переходов, главным из которых был Шипкинский.

Русская армия по предварительной договоренности с Румынией прошла по её территории и в июне 1877 года в нескольких местах переправилась через Дунай. Турецкое командование не предприняло активных действий, чтобы воспрепятствовать форсированию Дуная русской армией. Первый рубеж на пути к Константинополю был сдан без серьёзных сражений.

Организация самостоятельной работы (Осада Плевны) рассказ обсуждения.

Перевалив через Балканы в конце декабря 1877 г., русские войска пошли на Константинополь. Турки попытались остановить их, но Скобелев и Гурко в битве под Филиппополем (нынешний Пловдив) 15-17 января 1878 г. разгромили и рассеяли турецкую армию. 11 февраля Скобелев занял местечко Сан-Стефано. Итак, русско-турецкая война 1877-1878 гг. окончилась.

19 февраля 1878 года, был, подписан Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. У вас на столах лежит документ № 1, содержащий его условия. Прочтите его и ответьте на вопросы.

Сан-Стефанский мирный договор.

Какие страны получили независимость?

Черногория, Сербия, Румыния, автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины

Что получила Россия?

Часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга

Условия Сан–Стефанского договора вызвали резкое недовольство европейских держав.

Поэтому условия Сан-Стефанского мирного договора были пересмотрены на европейском конгрессе в Берлине. Какие изменения в условия Сан-Стефанского мира внес Берлинский конгресс, мы с вами сейчас выясним, работая с документом № 2 и продолжая отвечать на вопросы.

1.Какие страны получили независимость?

Черногория, Сербия, Румыния, автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины

2.Что получила Россия?

Часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга

Россия присоединила часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум.

3. Что получили европейские страны и Турция?

Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. Турция вернула себе Баязет.

Читайте также: