Конспект по инн тема микола и медведь марийская сказка заполните таблицу

Обновлено: 20.05.2024

Содержимое публикации

Приложение 8

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой "Маша и медведь"

Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать сказку,

запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Развивающие: Вызвать у детей желание эмоционально воспринимать новую сказку.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Подходите поближе. Какие у вас добрые лица! Какие вы все красивые! Давайте протянем, друг другу ладошки и познакомимся. Меня зовут Ирина Федоровна, а тебя как? (Знакомство с каждым ребёнком). Давайте повернёмся друг к другу лицом и улыбнёмся.

Воспитатель: А мне по секрету сказали, что вы очень любите сказки? Я приглашаю Вас в гости, в сказку.

А теперь глаза закроем, (дети закрывают глаза ладошками)

Сказку в гости позовем.

Скажем дружно: раз, два, три,

Сказка, в гости приходи!

Посмотрите, что у меня находится в корзинке? Возьмите книги со сказкой. Хотели бы вы послушать её. Ведь какие красивые иллюстрации, наверное, и сказка очень интересная?

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и послушать

Физкультминутка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками )

Улыбайся и садись.

Вопросы к беседе: Ребята я вам буду задавать вопросы, а вы слушайте внимательно и находите в книжке картинку

- Расскажите, как Машенька попала в лес?

- Что же случилось с Машенькой?

- Что сказал медведь, когда вернулся к себе домой?

- Что придумала Маша, что бы перехитрить медведя?

- Как бабушка и дедушка нашли свою Машу?

Воспитатель: Вот мы и в сказке побывали,

Как смогли ее вам показали.

Артисты и зрители были хороши!

Похлопаем в ладоши,

Друг другу от души!

Воспитатель: Понравилась ли вам сказка? С кем вы сегодня познакомились? О чём вы маме вечером расскажите?

Воспитатель: Ну и мне пора прощаться с вами ребята уже пора идти в свой детский сад. До свидания! (Выводит детей из группы)

Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.

Приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам: уважение и любовь к родителям, и почитание их

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

2 слайд-6 слайд Ребята посмотрите на экран, Что вы видите?

Все внимание на экран (слайд - картина природы Республики Марий Эл с применением устного творчества (поэзии)

У каждого листочка

У каждого ручья

Есть главное на свете -

Есть Родина своя.

A там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы, Марий Эл зовём. (Е. Карасёв)

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой – сказках родного края.

7 слайд Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать их. А вам читали марийские сказки? Я приглашаю вас в марийскую сказку.

Возьмитесь за руки,

Закройте сейчас глаза.

Повторяйте за мной такие слова:

8 слайд Гусли, гусли заиграйте

Гусли, гусли поиграйте

Гусли, гусли зазвените

В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).

Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу – сказительницу.

В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

  1. Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
  2. Беседа о нравственности по содержанию сказки.

Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.

Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).

А вы заботитесь о своих родителях?

Почему надо заботиться о своих родителях?

Так и в сказке говориться:

Кто забыл про долг и стыд

и отца и мать не чтит,

а печется о своем благе –

похож он с пауком

и презрен среди людей.

15 слайд - А об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.

Сейчас отдохнем ребята.

16 слайд Физминутка "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Ну а теперь нам пора в обратный путь.

Возьмитесь за руки, Закройте глаза. Скажем дружно мы слова: Повторяйте за мной такие слова:

17 слайд Гусли, гусли заиграйте

Гусли, гусли поиграйте

Гусли, гусли зазвените

В детский сад нас позовите!

Приглашаю за столы.

У каждого из вас на столе по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их я предлагаю вам нарисовать на одном листе зло, на другом добро.

18 слайд (дети рисуют)

Какой рисунок вам больше нравится?

19 слайд Да, ребята, вы правы. Добро – это свет, это тепло, это красота, это жизнь.

Добро всегда побеждает в жизни зло.

Ребята, вы молодцы, справились с заданием. И я хочу вам подарить на память

1. Систематизировать знания детей о марийских народных сказках.

2. Развивать образность речи детей: умения подбирать определения, сравнения к заданному слову.

3. Продолжать учить детей давать характеристики персонажам.

4. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству своего народа - любовь к марийским народным сказкам.

Предварительная работа: рассказывание марийских народных сказок; рассматривание картин, иллюстраций к марийским сказкам; разучивание марийских подвижных игр.

Ход занятия:

Во время вступительной беседы звучит марийская мелодия.

В: Дети, я вам расскажу о том, как создавались марийские народные сказки. Очень – очень давно, марийский народ жил в трудных условиях. Марийские помещики и богатые обирали простой народ. Только в сказках и в песнях могли бедные люди выразить свои мечты о лучшей жизни: они мечтали, чтобы поесть досыта, хотя бы черного хлеба, мечтали о свободе, земле, конечно, ждали с нетерпением, чтобы не было богатых. Марийские народные сказки любят и взрослые и дети.

В: - Как вы думаете, почему сказки называют народными?

Д: - Правильно, народными их называют, потому что сказки сочинил народ. В: - Народ передавал их из уст в уста (например, ваша бабушка рассказывала сказку вашей маме, мама рассказывала вам, а вы потом будете рассказывать своим детям). Мы с вами много читали марийских народных сказок.

- Вспомните и скажите, какие сказки сочинил марийский народ?

Д: - Сказки о животных, волшебные и бытовые.

В: - Кто являются главными героями и персонажами марийских сказок о животных?

Д: - Дикие животные: лиса, волк, медведь, заяц.

В: - Правильно, в-первую очередь дикие животные.

- Кого из птиц можете назвать?

В: - Правильно, сова, сорока, ворона. Реже встречаются домашние животные. Назовите их?

Д: - Собака, кот, баран, бык, лошадь.

В: - Правильно, а домашние птицы выступают еще реже. Назовите сказки о животных?

В: - Марийский народ очень талантливый. Талант марийского народа проявляется в придумывании разных интересных сказок.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете марийские волшебные сказки?

Д: - В волшебных сказках происходят волшебства, чудеса.

Д: В пять лет Чоткар стал богатырем – великаном, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда он подрос, то одним ударом кулака мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб; Чоткар – патыр оживает, встает из могилы.

В: - Все правильно. Назовите героев волшебных сказок?

Д: - Это Сереброзубая Памплче, Чоткар – патыр, Кокша – богатырь, Белая Лебёдушка.

В: - Правильно, такими же именами названы и марийские сказки.

- Вспомните, о чём писал марийский народ в бытовых сказках?

Д: - О жизни бедных и богатых, об умных и глупых.

В: - Правильно. Большинство бытовых сказок – высмеивают пороки богатых, а так же простых людей. Это сказки об умных и глупых поступках. Любимый герой – это бедняк, сирота, угнетённый или обездоленный человек. И победу он одерживает лишь собственной ловкостью, умом, а не волшебством и чудесами, как в волшебной сказке.

- Назовите, с какими бытовыми сказками мы познакомились?

В: - Чему учат марийские народные сказки?

Д: - Марийские сказки учат быть добрыми, умными, сильными, не бояться трудностей….

В: - Правильно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат жизни. Как хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает.

В: - А сейчас мы с вами проведём викторину по марийским народным сказкам.

В: - Молодцы, все сказки вы назвали правильно. Это марийские народные сказки о животных.

Одного птенца брось, тум – тум,

Как залезу – съем, тум – тум,

Как спущусь – съем, тум – тум,

Как срублю – съем, тум – тум,

В: - Вспомните, как отец ласково называл Пампалче?

Д: - Дочка, моя любимая деточка…

В: - Правильно, дочка, дорогая моя деточка, любимая моя дочь, моё сердечко, моя сердечная.

В: - Скажите, какой был Чоткар в сказке?

Д: - Сильный, большой, смелый, храбрый, отважный.

В: - Кого защищал Чоткар?

Д: - Чоткар защищал марийский народ, марийскую землю от врагов.

В: - Правильно, любил и защищал Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына.

В: - Вспомните, какие волшебства происходили в сказке?

Д: - Слезинка упала на Лебёдушку и птица стала девицей – красой с длинной косой. Собрала любимая перья и снова стала Лебёдушкой. Тойдемар превратился в белоснежного лебедя.

В: - Правильно. Посмотрите на картины и скажите, в каких костюмах изображены герои сказок?

Д: - В марийских народных костюмах.

В: - Правильно, марийские национальные костюмы очень красивые, яркие, богаты марийскими узорами.

В: - Кокша – богатырь, какой?

Д: - Сильный, большой, быстрый, смелый.

В: - Сереброзубая Пампалче, какая?

Д: - Красивая, любимая, очаровательная, ненаглядная, трудолюбивая.

В: - А чтобы победить врага нужно быть, каким?

Д: - Сильными, ловкими, храбрыми, сильными.

В: - Жадный купец, какой?

Д: - Скупой, глупый, ленивый.

В: - Водяная старуха, какая?

Д: - Старая, древняя, злая, некрасивая, грубая, сердитая.

Звучит марийская мелодия.

В: - Прекрасные марийские сказки красивые, простые,

А может непростые

Сегодня вспоминали мы.

Вы очень все старались,

Хочу сказать вам я!

Описание непо средственно об разователь ной деятельности по теме :

Ребята, приготовьте , пожалу йста, свои ладошки . Сейчас мы будем передавать друг

В се внимание на экра н (слайд - картина пр ироды Республики Мар ий Эл с

музыкальным со провождением и применением у стного творчества (п оэзии)

Здесь хвойны й лес хранит нар од мари, (слайд карти ны леса)

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае и о тайнах

Мар ийцы издав на жили в лесн ом краю. Жизнь п ростого марийца была тяжела .

Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эт у заветную мечту он

высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая

радость слушать их. А кто еще не слышал, тот может услышать сегод ня. Но перед

тем, как присту пить к сказке , я предлага ю вам вспомнить ст аринный обы чай.

Сюрпризн ый момент : перевоплоще ние вос питателя в марийскую сказочн ицу –

- Салам лийже , здравствуйте. Я сказительница Чук ай Тачана (сидит на пеньке с

Читайте также: