Конспект по информатике 8 класс семакин параграф 8

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по информатики 8 класс, базовый курс, по программе Семакина.

Учитель: Малета Виктория Викторовна

Вторая квалификационная категория

МОУ СОШ №2 г. Николаевска – на – Амуре

Оборудование: АРМ учителя, АРМ учеников, интерактивная доска Inter Write

Актуализация внимания детей:

- Что мы изучали на прошлом уроке?

Учащиеся приветствуют учителя

Проверим, как вы работали

Учащие отвечают на вопросы письменно на вопросы (слайд 1,2)

Объяснение нового материала.

Файл- это именованная совокупность данных (информации) на внешнем носителе.

А какая информация хранится в компьютере?

В файлах, на устройствах внешней памяти хранится всё программное обеспечение компьютера.

Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Даже для того, чтобы поиграть в компьютерную игру, нужно узнать, в каком файле хранится её программа, суметь отыскать этот файл.

- Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно:

1. Какое имя файла

2. Где хранится файл

- Практически во всех операционных системах имя файла составляется из двух частей, разделённых точкой. Lena.txt

- Слева от точки находится собственное имя файла (Lena). Точка и следующая за ней часть имени называется расширением или типом файла (.txt).

- В операционной системе Windows XP в именах файлов допускается использование русских букв; максимальная длина имени 255 символов.

Расширение – обозначает тип файла, задается программой автоматически.

Размер _ - выражается в байтах.

Дата – создания, дата последней модификации

расширение txt - текстовый файл (содержит текст); расширение pcx — графический файл (содержит рисунок), zip или rar — архивный файл (содержит архив — сжатую информацию), pas — программу на языке Паскаль.

Файлы, содержащие выполнимые компьютерные программы, имеют расширения ехе или соm.

Постановка проблемного вопроса

- Расширение какой операционной системы здесь представлены?

- Давайте, рассмотрим расширение ОС Lunix, подчиняются ли они принципу записи файлов Windows? ( собственное имя, разделительный знак, расширение)

Шаблон электронной таблицы

2.Файловая структура диска.

Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы.

Файловая система- это функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами.

- А теперь мы рассмотрим файлы, хранящиеся на дисках (магнитных, оптических). На одном компьютере ОС (Windows) может быть несколько дисководов- устройств работы с дисками.

- Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя: А, В, С. Часто на персональных компьютерах диск большой ёмкости, встроенный в системный блок, делят на разделы. Каждый из этих разделов называется логическим диском, и ему присваивается имя С, D, Е. Имена А и В относятся к сменным дискам малого объёма - гибким дискам (дискетам).

Дети рассматривают окно проводник в ОС (Windows)

Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows).

Каталог (директория) – специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

- Следующим по величине элемент файловой структуры называется Каталогом.

- Каталог может иметь имя, может содержать внутри себя множество файлов. Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

Путь к файлу - это последовательность состоящая из имён каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором хранится файл.

- Последовательно записанное имя логического диска, путь к файлу и имя файла составляет полное имя файла.

Файловая структура диска- это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

- Существует две разновидности файловых структур: простая или одноуровневая, и иерархическая - многоуровневая.

Одноуровневая файловая структура- это простая последовательность файлов.

Например: список, в котором каждый элемент определяется по его номеру.

- В классном журнале все ученики записаны по алфавиту, в результате чего их можно представить в виде списка:

Многоуровневая файловая структура- древовидный способ организации файлов на диске.

- Каждый элемент определяется, путём, который к нему ведёт, начиная от вершины.

- Определите, где файл, где папка.

- Структура какой операционной системы представлена?

4. Операционная система ALT Linux.

В операционной системе ALT Linux, очень важно хорошо освоить файловые операции, которые удобно выполнять с помощью специальной программы Konqueror - менеджера файлов (File Browser). Эта программа позволяет создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять папки и файлы,

просматривать содержимое папок и выполнять многие другие операции

Konqueror умеет отображать содержимое каталогов различными способами, а также показывать содержимое файлов. Кроме того, Konqueror позволяет легко определять и изменять свойства файлов и каталогов, а также запускать приложения.

В основной части окна Konqueror слева отображается Панель навигации (Navigation Panel), а справа находится область просмотра (View), в которой может отображаться каталог, веб-страница, документ или рисунок. С помощью меню Окно (Window) можно разделить область просмотра на две или более частей (что часто бывает удобно для перетаскивания элементов из одного окна в другое) или указать, что все окна должны отображаться во вкладках в одном окне Konqueror.

В левой части Панели навигации (Navigation Panel) расположены ярлыки вкладок для перехода в часто используемые каталоги и выполнения других действий.

В нижней части окна находится строка состояния, в которой отображается общая информация о выделенном объекте. Если вы разделили окно на несколько частей, у каждой из них будет своя строка состояния - в этом случае в строке состояния будет показан индикатор который становится зеленым, если панель активна. Щелчок на строке состояния правой кнопкой мыши вызывает контекстное меню для работы с частями Окна просмотра (View).

Программа Konqueror определяет тип файла по его расширению, а если таким образом тип определить не удается, то по содержимому файла.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 264 материала





















5800915 5783604 5777318 5774980 5761400 5752649 5749698 5737803 5714427 5668008 5665776 5656170 5656139 5655362 5651479 5651254 5542357 5542151 5520799 5505885

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока в 8 классе.

Образовательные компетентности

Дать представление о кодировании числовой информации;

Познакомиться с разнообразием СС, которые существовали раньше и используются в наше время.

Классифицировать СС на позиционные и непозиционные.

Дать определение понятиям алфавит СС (все цифры в данной СС используемые для записи чисел) , основание СС (количество знаков в алфавите СС).

Развивающая компетенция

Развитие познавательной деятельности при частично-поисковом изучении нового материала, совершенствование навыков поиска в сети Интернет

Воспитательная

Развитие творческой активности, коммуникативности.

система счисления

непозиционные системы счисления

позиционные системы счисления

основание системы

развернутая форма записи числа

Теоретические основы урока.

Система счисления - знаковая система, в которой числа записываются при помощи символов некоторого алфавита (цифр).

Системы счисления бывают: позиционные и непозиционные.

Непозиционные системы счисления - значение цифры не зависит от ее позиции в числе. Пример - римская система счисления.

Позиционные системы счисления - значение цифры зависит от ее позиции в числе. Пример - современная система записи чисел.

Основание системы - мощность алфавита знаковой системы. Разряд - позиция цифры в числе.

Свернутая форма записи числа - привычная форма записи числа цифрами.

Развернутая форма записи числа - сумма слагаемых, каждое из которых является произведением цифр на степени основания.

Этапы урока:

I . Организационный момент. ( Приветствие, подготовка тетрадей к работе) – 2 мин.

II . Объяснение нового материала.

Актуализация . – 8 мин.

Слайд 2 ( ответы учащихся основанные на имеющихся знаниях)

Учитель напоминает, что число - один из основных видов информации , и вводит понятие системы счисления.

Рассмотрим примеры (Деление систем счисления на позиционные и непозиционные на простых примерах - современная система счета и римская система счисления).

Пример 1.

XXX = 10+ 10+ 10 (Х- 10)

III = 1 +1 +1 ( I -1)

Пример 2.

IV= 5 - 1 = 4, VI = 5 + 1 = 6,
в обоих случаях V - 5, I - 1.

Пример 3.

333 = 300 + 30 + 3

Пример 4.

Сравни 12 и 21.

12=10 + 2, 21=20+1

Ответим на вопросы

1. Какую величину обозначает цифра 5 в числах 153, 534, 2465?

2 . Число состоит из трех десятков и трех единиц. Запишите его в римской системе счисления. ( XXXIII ), теперь сравните с числом 33 в десятичной СС

2. Основная мысль темы – 12 мин. (Самостоятельный вывод и поисковая деятельность учащихся. Затем зачитывание лучшего результата поиска. После чего просмотр слайдов презентации).

По проделанным заданиям сделайте вывод . Обсудите его по парам, найдите единое мнение: Все СС делятся на позиционные и непозиционные.

Запишите его в тетрадь в форме схемы.

Теперь разделитесь по 2 человека, сядьте за ПК. С помощью учебника и сети Интернет заполните схему максимальным количеством примеров.

СЛАЙД 3 (Познакомимся с разными СС) СЛАЙД 4 – 13.

3. Позиционные системы счисления. – 5 мин . (стр. 124 – 125 § 17)

Рассмотрим особенности позиционных систем счисления на примере десятичной системы счисления, введём понятие развернутой и свернутой форм записи. СЛАЙД 14

План рассмотрения может быть таким:

алфавит системы счисления (цифры);

пример числа в свернутой и развернутой форме;

значение числа в 10 с.с.

Десятичная система счисления:

алфавит - 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

2548,4 = 2000 + 500 + 40 + 8 + 0,4 =

= 2 • 10 3 + 5 • 10 2 + 4 • 10 1 + 8 • 10° + 4 • 10 -1

Знакомство с другими позиционными СС. СЛАЙДЫ 15 – 16 - 3 мин.

Систематизация по учебнику, образец таблица стр. 125

III . Закрепление и повторение. СЛАЙДЫ 17 – 19 - 6 мин.

- Что такое система счисления?

В чем отличие позиционных и непозиционных систем счисления? Приведите примеры.

Число состоит из четырех сотен и двух единиц. Запишите его в римской и десятичной системах счисления.

Во сколько раз изменится значение цифры при перемещении ее на один разряд влево? на два разряда влево? на один разряд вправо? на два разряда вправо?

IV . Оценивание работы - 2 мин.

V . Домашнее задание. СЛАЙД 20 - запись и объяснение – 2 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать у обучающихся первичные знания по применению изученного материала.

Развивающие:

научить анализировать, обобщать и систематизировать учебный материал;

обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

развивать информационную культуру обучающихся;

развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорный конспект, презентация

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Способы записи алгоритмов.

Базовые структуры алгоритмов.

Изучение нового материала.

Языком программирования называется фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных. Любой язык программирования имеет как бы 2 лица. Одно из них обращено к человеку, использующему язык для записи своих программ, а другое адресовано ЭВМ, которая должна понимать команды, поэтому языки бывают низкого и высокого уровня. Языки низкого уровня используются для написания системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием.

К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.
К языкам высокого уровня относятся: Бейсик, Паскаль, С++.

Языки программирования формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).

Языки высокого уровня позволяют писать программу с помощью условных обозначений, близких к языку человека.
Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные).

Алгоритмические – предполагают реализацию алгоритма в виде последовательности операций с данными. При этом программы имеют жесткую структуру, определенную форму записи.

Остановимся на языке Паскаль.

Язык программирования Паскаль назван в честь французского ученого Блез Паскаля. Разработан данный язык профессором Николаусом Виртом – директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы.

Текст программы, написанный на Паскале не понятен компьютеру, его нужно перевести в машинные коды. Такой перевод программы называется трансляцией, а выполняется он специальными программами-трансляторами.

Существуют следующие виды трансляторов: интерпретаторы и компиляторы.

Интерпретатором называется транслятор, производящий покомандную обработку и выполнение исходной программы.

Компилятор преобразует всю программу в машинные коды, записывает в память и исполняет.

Разработка на языке Паскаль включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста программы на языке программирования, ее трансляцию и отладку.

Основой Паскаля, как и любого языка, является алфавит — конечный набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов.

В качестве букв в Паскале используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, арабские цифры, специальные символы (арифметические знаки, знаки препинания, скобки и т.д.)

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

= больше или равно

Фигурные скобки <> в тексте программы можно использовать для написания комментариев к программе. Текст, записанный в таких скобках, компилятор не обрабатывает. Поэтому комментарии не влияют на решение задачи. В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.

Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, 'Пример текста на русском языке'.

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделённые друг от друга разделителями и несущие определенный смысл в программе. Разделителем могут служить пробел, символ конца строки, комментарий. Набор слов, используемый в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя. Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Зарезервированные слова версии языка Паскаль для персональных ЭВМ приведены ниже.

Читайте также: