Конспект по географии 7 класс параграф 16 алексеев

Обновлено: 08.07.2024

Реки — постоянные или временные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа, питающиеся за счет стока с их водосбора. Нетрудно заметить, что река течет в понижении в рельефе, которое называется речной долиной. На дне ее есть углубление, по которому течет река. Это углубление называется руслом.

Река имеет исток – место, где она берет начало – и устье (место, где река впадает в море, океан или другую реку). Реки бывают равнинными и горными. Питание рек — это пополнение их поверхностными и подземными водами. Различают следующие типы питания: дождевое; ледниковое; смешанное.

Режимом реки называют характер ее поведения во времени: распределение и изменение величины расхода воды по сезонам года, колебания уровня, образование ледяного покрова. В режиме реки различают несколько периодов:

• половодье — ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон значительное увеличение водоносности реки, вызывающее на длительный срок подъем уровня реки и выход воды из русла, возникающее в результате таяния снега;

• паводки — внезапные кратковременные и нерегулярные подъемы уровня воды в реках, возникающие в результате обильных дождей;

• межень — период низких уровней воды во время сухой или морозной погоды, когда река питается лишь грунтовыми водами. На режим влияют падение и уклон реки.

Это я знаю

2. От каких причин зависит водность реки?

Водность реки зависит от климата и рельефа.

3. Приведите примеры рек с обширными дельтами.

Реки с обширными дельтами – Лена, Амазонка, Хуанхэ, Ганг, Волга.

4. Какими факторами определяется распространение озер на Земле?

Распространение озер на Земле зависит от климата, строения земной коры, рельефа территории.

5. Установите соответствие между океанами и реками, принадлежащими к их бассейнам:

1. Тихий океан А. Инд, Тигр

2. Индийский океан Б. Амазонка, Дунай

3. Атлантический океан В. Меконг, Хуанхэ

4. Северный Ледовитый океан Г. Енисей, Обь

6. Объясните зависимость рек и озер от рельефа и климата (на примере любой реки).

От климата зависит водность рек и озер. Самые полноводные реки находятся в экваториальных и умеренных широтах полностью, или в этих широтах расположена большая их часть (Амазонка, Лена, Енисей). При пересечении тропических широт реки практически не пополняются. Реки тропических широт имеют мало притоков. В тропических широтах на всех материках очень мало озер. Они чаще всего соленые (Чад, Эйр).

Это я могу

8. Рассмотрите помещенные в параграфе фотографии рек и озера в разных районах земного шара. Назовите самую яркую и запоминающуюся черту для каждого фото. Сравните цвет воды в реках и объясните различия. Составьте краткое описание одной из рек или озера (по выбору) на основе фото или уже имеющихся у вас знаний.

Рис. 39 – река Миссисипи – очень разветвленное устье.

Рис. 40 – один из притоков Амазонки – запоминающая черта – цвет вод и полноводность.

Рис. 41. Высокогорное озеро в кратере вулкана (Анды, Эквадор) – округлая форма и высокие и крутые берега.

Рис. 42. Мутные воды Меконга – быстрое течение, мутная вода.

Цвет воды в Меконге коричневые. Вода в притоке Амазонки тоже светло-коричневого цвета. Цвет воды связан к цветом мелких частиц, которые размывают водные потоки и увлекают за собой.

Использование вод суши и их охрана

Воды суши, пригодные для использования человеком в хозяйстве, относятся к водным ресурсам. Воды суши в основном пресные, необходимые для жизни, именно их человек использовал издавна, еще активнее использует теперь. Крупнейшим потребителем воды является промышленность. За 3 тысячи лет до нашей эры люди уже запасали речную воду на время засушливого периода, перегораживая русло реки, то есть создавали искусственные озера в долинах рек — водохранилища. В нашей стране построено много водохранилищ, на крупных и малых реках.

Водохранилища на реках создают:

• чтобы запасти воду для ее бесперебойного потребления;

• как дополнительную емкость для воды, чтобы во время половодья и паводков не происходило катастрофических разливов и затопления больших территорий;

• чтобы более эффективно использовать энергию текущей или падающей воды;

Волгоградское водохранилище • реки с системой водохранилищ становятся более широкими и глубокими, что необходимо для судоходства;

• чтобы в получившихся озерах разводить рыбу или использовать их как зоны отдыха

• Водохранилища — крупные водные объекты, особенно на равнинных реках. Кроме несомненной пользы они вызывают и многие проблемы: затопление больших пространств, подтопление и разрушение берегов, иногда со сменой всего природного комплекса, изменение климата прилегающей территории, постепенное заиление и превращение в болото самой чаши водохранилища.

Реки всегда использовали для передвижения и перевозки грузов. В те времена, когда речные суда были небольшими и плоскодонными, на них можно было ходить по рекам до самых истоков. Если надо было попасть в другую реку, суда перетаскивали волоком, то есть по земле. Современные речные суда волоком не таскают.

Реки Русской равнины соединены системой судоходных каналов, благодаря которым Москва стала портом пяти морей.

В районах сухого и жаркого климата, где есть все условия для выращивания больших урожаев теплолюбивых культур, зачастую не хватает воды для полива растений. В таких местах строят систему оросительных каналов. Эти каналы помогают подводить воду к полям. Орошение полей в сухих районах необходимо, но потери воды на испарение и просачивание в грунт очень велики. Подземные воды использовались издавна как источники питьевой воды, используются и сейчас. В каждой деревне или селе обязательно есть колодцы, из которых берут питьевую воду. В городах, расположенных вдалеке от рек и водохранилищ, питьевую воду берут из глубины. Например, 10-й район Москвы — город Зеленоград, получает основную часть водопроводной воды из артезианских скважин.

Лечебные минеральные воды — уникальное богатство природы. В местах, где происходят горообразовательные процессы, подземные воды в глубинах земной коры растворяют вещества горных пород, минерализуются.

В России есть несколько крупных районов, где источники минеральных вод встречаются часто. Эти районы расположены на Северном Кавказе (Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки), в Сибири вокруг озера Байкал. Кроме того, источники минеральных вод встречаются в некоторых местах и на Русской равнине.

Подземные воды могут быть не только минерализованными, но и подогретыми внутренним теплом Земли — геотермальными. Огромные ресурсы геотермальных вод есть на Камчатке и островах Тихого океана. Такие воды некоторые страны мира активно используют для получения тепла. Для России это пока будущее.

Воды суши — ценнейший ресурс России. Распределены они, правда, очень неравномерно: одни районы заболочены и страдают от избытка влаги, другие — от острой нехватки воды. Несмотря на обеспеченность водными ресурсами нашей страны, использование их требует разумного, рационального подхода. Воды рек и озер Русской равнины сильно загрязнены. Из-за вырубки лесов происходит заиление и обмеление малых рек. Водные ресурсы не бесконечны, пора срочно принимать меры по их охране и возобновлению: создавать водоохранные лесные зоны вокруг рек и озер, переводить промышленность на замкнутый цикл водопотребления, решать проблему утилизации отходов и загрязняющих веществ. Заниматься чистотой вод необходимо не только в России, а и в странах Европы и Азии, ведь мы связаны единым круговоротом веществ в природе.

Краткая запись уроков и текстов - полезная и эффективная работа. К тому же, ее польза не одномоментная. Конспектирование - основа обучения и после школы, например, в ВУЗе, техникуме, колледже. А также - база для освоения трудовых и бизнес-навыков впоследствии. Многие педагоги предусматривают в своей практике конспекты по географии за 7 класс - на уроках и в качестве домашних заданий ученикам. Научившись конспектировать, ребята проще запомнят сложные географические названия, глубже усвоят материал, получат более высокие оценки по дисциплине. Записи пригодятся им и впоследствии, например, при подготовке к ВПР, зачетам, коллоквиумам, экзаменам.

Плюсы грамотного конспектирования уроков в школе

Преимущества, которыми обладают конспекты по географии 7 класс, очевидны:

  • наглядность информации, представление даже больших по объему текстов в кратком виде, где базовые тезисы, основные моменты сразу же видны и понятны;
  • сжатый формат, позволяющий усвоить даже сложный текст, систематизировать многообразие данных по предмету;
  • возможность быстро найти по готовым конспектам нужный ответ и воспользоваться им в условиях ограниченного времени. Это не только сократит сроки поиска данных, но и в разы повысит эффективность работы, улучшит ее результат.

Основные трудности при составлении конспектов уроков

При всех плюсах материалов-конспектов, у подростков имеется и множество вопросов по ним. В частности, главной проблемой является неумение правильно, грамотно составлять конспекты. Это вызвано:

  • проблемами в работе с большими текстами;
  • незнанием правил определения главной мысли параграфа, раздела или ее самостоятельного формулирования из прочитанного;
  • отсутствием навыков анализа и составления вывода по тем или иным данным, географическим сведениям.

Преодолев трудности, семиклассники уверенно достигнут своей цели. Они научатся грамотно читать справочные и научные информационные источники, анализировать их, выделять главную мысль, четко формулировать идеи, которые лягут в основу будущей краткой записи, пополнят словарный запас актуальными географическими терминами и понятиями. А с помощью составленных или готовых конспектов ребята, в том числе - выпускники, смогут уверенно подготовиться к проверкам и испытаниям, хорошо их пройти, получить полные знания и высокие баллы.

ГДЗ по Географии за 7 класс А. И. Алексеев, В. В. Николина ФГОС 2016

ГДЗ - поможет Вам сверить ответы к домашнему заданию по Географии А. И. Алексеев, В. В. Николина 7 класс. Решения выполнены к издательству Просвещение 2016 ФГОС .

ГДЗ к тренажёру по географии 7 класс Николина В.В.можно скачать здесь.

ГДЗ к практическим работам по географии 7 класс Дубинина С.П.можно скачать здесь.

География 7 класс Алексеев

иконка короны

Премиум

ГДЗ возможность, легко и просто выполнить домашнюю работу. Ведь шпаргалка располагает итоговыми результатами к абсолютно любому педагогическому упражнению, с пошаговым объяснением. Благодаря этому, миллионы учеников выбирают только ГДЗ. Забудь про не выученные уроки, теперь ими будет заниматься сборник, который содержит только верные ответы и твой дневник наполнится исключительно положительными оценками. Списывай, отдыхай и наслаждайся замечательной школьной порой, которая должна приносить радость.

Читайте также: