Конспект по физике 9 класс перышкин параграф 23 реактивное движение ракеты

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: фрагмент выполнения закона сохранения импульса [3], демонстрация движения воздушного шарика, плакаты: устройство ракеты, многоступенчатая ракета, портреты: С.П. Королева, К.Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина, В.А. Терешковой, мультимедиа проектор.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

- Что называется импульсом?

- Почему импульс – векторная величина?

- Назовите единицы измерения импульса тела в СИ.

- В чем заключается закон сохранения импульса?

- Напишите формулу закона сохранения импульса в векторном виде.

- При каких условиях выполняется этот закон?

- Какую систему называют замкнутой?

- Кем и когда был впервые сформулирован закон сохранения импульса?

- Почему происходит отдача при выстреле из ружья?

3. Решение задач (самостоятельная работа, [2], стр. 75)

4. Изучение нового материала

Сегодня на уроке вы познакомитесь с явлением, в основе которого лежит закон сохранения импульса. В тетрадях запишите число и тему урока “Реактивное движение. Ракеты”.

Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих справедливость закона сохранения импульса.

- Фрагмент выполнения закона сохранения импульса [3].

- Демонстрация движения воздушного шарика. Многие из вас наблюдали, как приходит в движение надутый воздухом воздушный шарик, если развязать нить, стягивающую его отверстие. Объяснить это явление можно с помощью закона сохранения импульса. Пока отверстие шарика завязано, шарик с находящимся внутри него сжатым воздухом покоится, и его импульс равен нулю. При открытом отверстии из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. Движущийся воздух обладает некоторым импульсом, направленным в сторону его движения. Движение шарика является примером реактивного движения. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.

- Следующий пример основан на том же принципе реактивного движения, основано вращение устройства, называемого сегнеровым колесом. [1], Вода, вытекающая из сосуда конической формы через сообщающуюся с ним изогнутую трубку, вращает сосуд в направлении, противоположном скорости воды в струях. Реактивное действие оказывает не только струя газа, но и струя жидкости.

- Реактивное движение используют для своего перемещения некоторые живые существа, например, осьминоги, кальмары, каракатицы и другие головоногие моллюски. Движутся они благодаря тому, что всасывают, а затем с силой выталкивают из себя воду.

Принцип реактивного движения находит широкое практическое применение в авиации и космонавтике. Для космических полетов могут быть использованы только реактивные летательные аппараты – ракеты.

Рассмотрим устройство и запуск ракет-носителей (ракет), предназначенных для вывода в космос искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и других полезных грузов.

Определение: Реактивным движением называется движение, которое возникает в результате отделения от тела какой-либо части, либо как результат присоединения к телу другой части.

В любой ракете имеется оболочка и топливо с окислителем.

Рассмотрим ракету в разрезе рис.1 оболочка ракеты включает в себя полезный груз (космический корабль), приборный отсек и двигатель (камера сгорания, насосы и т.д.). основную массу ракеты составляет топливо с окислителем. Топливо и окислитель с помощью насосов подаются в камеру сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ высокой температуры и высокого давления, который мощной струей устремляется наружу через раструб специальной формы, называемый соплом. Назначение сопла – повышение скорости струи. От скорости выхода струи газа зависит скорость ракеты. Рассмотрим с помощью закона сохранения импульса. Будем считать, что ракета представляет собой замкнутую систему (не будем учитывать действие на нее силы земного притяжения). Так как до старта импульс ракеты был равен нулю, то по закону сохранения суммарный импульс движущейся оболочки и выбрасываемого из нее газа тоже должен быть равен нулю. Значит, импульс оболочки и направленный противоположно ему импульс струи газа должны быть равны друг другу по модулю. Следовательно, чем с большей скоростью вырывается газ из сопла, тем больше будет скорость оболочки ракеты.


В практике космических полетов обычно используют многоступенчатые ракеты, развивающие гораздо большие скорости и предназначенные для более дальних полетов, чем одноступенчатые. Рассмотрим схему трехступенчатой ракеты рис.2 После того как топливо и окислитель первой ступени будут полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени. Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. Затем таким же образом отбрасывается вторая ступень.


Если возвращение космического корабля на Землю или его посадка на какую-либо другую планету не планируется, то третья ступень, как и две первых, используется для увеличения скорости ракеты. Если же корабль должен совершить посадку, то она используется для торможения корабля перед посадкой. При этом ракету разворачивают на 180 0 , чтобы сопло оказалось впереди. Тогда вырывающийся из ракеты газ сообщает ей импульс, направленный против скорости ее движения, что приводит к уменьшению скорости и дает возможность осуществить посадку.

Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале двадцатого века русским ученым, изобретателем и учителем Константином Эдуардовичем Циолковским. Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева.

Cообщения о жизни и научной деятельности С.П. Королева, К.Э. Циолковского, о Ю.А. Гагарине, В.А. Терешковой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Познакомиться с практическим применением закона сохранения импульса.

Формирование навыка самостоятельной работы, умения видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Проверяю готовность учащихся к уроку).

- Цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с практическим применением закона сохранения импульса. (Слайд №1)

- Для этого мы сначала проверим ваши знания по данной теме.

II . Проверка домашнего задания.

- Проверка будет проходить в виде теста. Я попрошу вас закрыть тетради и учебники.

- У вас на партах у каждого есть листок. Напишите на нем своё имя и фамилию.

- И так, тест состоит из 8 вопросов, на каждый из которых вам отводится по 30 с. Внимание на экран начинаем тестирование. (Слайд №2-10)

- А теперь прошу вас обменяться листочками с соседом по парте и проверить работы друг друга. Ответы на тест и критерии оценки на экране. (Слайд №11)

- Давайте некоторые вопросы проговорим устно.

1. Что такое импульс?

2. Сколько тел участвует в законе сохранения импульса?

3. Как читается закон сохранения импульса?

4. Запишите формулу выражающую закон сохранения импульса.

III. Целеполагание и мотивация.

- У вас у каждого на столе лежит воздушный шарик. Надуйте его немного и удерживайте в руке.

- Теперь отпустите его. Что вы наблюдали?

- Почему он улетел?

- Потому, что из него выходил воздух.

- На что похож полет шарика?

- На полет (запуск) ракеты.

- Попробуйте сказать, какое движение связано именно с ракетами?

IV. Изложение нового материала.

- Наша задача с вами, сегодня на уроке понять принцип реактивного движения, узнать на каком законе основано данное движение, и разобрать устройство и принцип работы ракет.

- Давайте вернемся к нашему шарику. Полет шарика легко объяснить на законе сохранения импульса.

- Вспомним еще раз, сколько тел участвует, в законе сохранения импульса?

- Какие два тела в нашем случае взаимодействуют друг с другом?

- Воздух и резинка шарика.

- Чему равен суммарный импульс шарика и резинки, пока мы удерживали его в руке?

- Потому, что скорости этих тел равны нулю.

- Тогда чему равен суммарный импульс этих тел после взаимодействия?

- За счет чего он будет равен нулю?

- Потому, что скорость воздуха и резинки имеют разное направление.

- И так, давайте запишем, что же такое реактивное движение: реактивным называется движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части. (Слайд №13)

- На принципе реактивного движения основано еще достаточно много различных опытов. Рассмотрим некоторые из них.

- Какое движение вы сейчас наблюдали?

- Почему вы можете так утверждать?

- Потому, что пар отделялся с некоторой скоростью от яйца.

- Значит, какие два тела тут взаимодействуют?

- Пар и яичная скорлупа.

- На каком законе основано это движение?

- На законе сохранения импульса.

- А теперь попробуйте мне привести примеры реактивного движения у живых организмов.

- Кальмары, осьминоги, каракатицы и т.д. (Слайд №15)

- Давайте попытаемся объяснить, как же двигаются данные организмы? (Обсуждаем вместе с классом)

- Мы подошли ко второй части нашего урока – ракеты.

- Посмотрите на экран. Здесь вы видите основные части ракеты, которые беспорядочно разбросаны по всему экрану. (Слайд №16) Я попрошу одного ученика выйти к интерактивной доске и попробовать собрать эти части в нужном порядке, так чтобы получилась ракета.

- Откройте учебник на стр. 84, рис. 45. На данном рисунке нарисована ракета и подписаны основные ее части. Давайте посмотрим, правильно ли мы построили нашу ракету. (Если неправильно, исправляем)

- Назовите мне с помощью учебника основные части ракеты.

- Как вы думаете, для чего нужен бак с окислителем?

- В космосе нет кислорода, который поддерживает горение топлива.

- Какого назначение сопла?

- Повысить скорость газа выходящего из ракеты.

- Мы рассмотрели с вами устройство и принцип действия одноступенчатых ракет, под ступенью подразумевается та часть, которая содержит баки с горючим и окислителем и двигатель. На практике используют многоступенчатые ракеты. (Рис. 46 учебника)

- Как вы думаете, для чего нужны вторая и третья ступени?

- Для увеличения скорости ракеты. Для торможения корабля перед посадкой.

- Напомню, что в 2012 году исполнилось 155 лет со дня рождения К.Э. Циолковского; 105 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева; и 55 лет космической эры.

V . Закрепление знаний полученных на уроке. (Слайд №18)

- Какое движение называется реактивным?

- Приведите примеры реактивного движения.

- На каком законе оно основано?

- От чего зависит скорость ракеты?

- Как осуществляется торможение ракеты?

- В заключении я бы хотел, чтобы вы воочию увидели, как происходит запуск ракеты. Для этого сейчас я попробую запустить модель ракеты (выполнена из пластиковой бутылки) здесь в нашем классе. (Если полет прошел удачно, обсуждаем коротко увиденное)

VI . Домашнее задание: §23, вопросы к параграфу. Упр. 22 (3).

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.

Цели урока:

- обобщить ранее изученные знания о законе сохранения импульса;

- дать понятие реактивного движения, сформировать представление о движении ракет и их запуске;

- познакомить с особенностями и характеристиками реактивного движения, с историей развития реактивного движения.

ВложениеРазмер
urok_reaktivnoe_dvizhenie._rakety.doc 316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центра образования №170 Колпинского района Санкт-Петербурга

Разработала: Персашвили Наталья

Дата проведения: 24.11.2020г.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.

- обобщить ранее изученные знания о законе сохранения импульса;

- дать понятие реактивного движения, сформировать представление о движении ракет и их запуске;

- познакомить с особенностями и характеристиками реактивного движения, с историей развития реактивного движения.

- ввести понятие реактивного движения;

- распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;

- способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.

- способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

- активизировать деятельность учащихся на уроке.

- мотивация к учебно-познавательной деятельности;

- учащиеся учатся работать с формулой закона сохранения импульса, определять по известному значению массы и скорости импульс тел до взаимодействия и после взаимодействия;

- актуализируются ранее усвоенные знания, концентрируется внимание, раскрываются потенциальные и реальные возможности учащихся;

- развитие логического мышления, памяти, речи учащихся;

- повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

- возможность учащимся увидеть свои ошибки и не допускать их при выполнении домашнего задания;

- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплины;

- подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка ранее изученного.
  3. Постановка проблемной ситуации.
  4. Изучение нового материала.
  5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
  6. Домашнее задание.

(слайд №1) Реактивное движение. Ракеты.

Ученики: Импульс тела – это векторная физическая величина, которая равна произведению массы тела на его скорость. Обозначается р, имеет единицу измерения [кг м/с]. Направление импульса тела совпадает с направлением скорости. Синоним этого понятия – количество движения.

Учитель: сформулируйте закон сохранения импульса.

Ученики: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. (слайд 4)

Учитель: Какая система называется замкнутой?

Ученики: система тел называется замкнутой, если взаимодействующие между собой тела не взаимодействуют с другими телами. (слайд 5)

Демонстрация решённых задач обучающимися на доске. (упр. 20 (1,2,4))

Учитель: при каком условии изменяется скорость движения тела?

Ученик: скорость тела изменяется только при действии на него другого тела.

Демонстрация опыта № 1. Ученик встаёт на легкоподвижную тележку и спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону. Объясните такое движение с учётом закона сохранения импульса.

Ученики: согласно действующему в природе закону сохранения импульса суммарный импульс системы, состоящей из двух тел – ученика и тележки, - должен остаться таким же, как был до начала взаимодействия, т.е. равным нулю. Поэтому тележка начинает двигаться в противоположную сторону с такой скоростью, что её импульс равен по модулю импульсу ученика. Таким образом, пришла в движение потому, что от неё что-то отделилось (ученик).

Учитель: рассмотрим следующий пример (слайд 6, видеофрагмент реактивное движение).

(слайд 7) Шар Герона

Учитель: ребята может быть с помощью оборудования, которое лежит у вас на столе, можно показать данный вид движения.

Ученики: надутый воздухом шарик приходит в движение, если развязать нить, стягивающую его.

Учитель: объясните это движение с помощью закона сохранения импульса (слайд 8). Опыт № 2. Надуть резиновый шарик и отпустить его.

Ученики: пока шарик завязан он покоится, импульс шарика и воздуха равен нулю. При открытии из него с довольно большой скоростью вырывается поток воздуха. Движущийся воздух обладает импульсом, направленным в противоположную сторону его движения. В результате шарик движется с тем же самым импульсом, но в противоположную сторону.

Учитель: правильно. Движение шарика является примером реактивного движения.

Запишите в тетрадь:

Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, называют реактивным движением . (слайд 9)

Учитель: принцип реактивного движения был открыт очень давно, а в Китае его применили для создания ракет, которые использовались для демонстрации фейерверков.

(слайд 11) Но его аппарат должен был работать на прессованном порохе.

(слайд 12) Идея использования ракет для космических полётов была выдвинута в начале XX в. Русским ученым, изобретателем и учителем Константином Эдуардовичем Циолковским (1887-1935).

(слайд 13) Циолковский разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты.

(слайд 14) Рассмотрим принцип реактивного движения на примере ракеты. Будем считать, что ракета представляет собой замкнутую систему. Поскольку до старта импульс ракеты был равен нулю, то по закону сохранения суммарный импульс движущейся оболочки и выбрасываемого из нее газа тоже должен быть равен нулю. Отсюда следует, что импульс оболочки и направленный противоположно ему импульс струи газа должны быть равны друг другу по модулю. Значит, чем с большей скоростью вырывается газ из сопла, тем больше будет скорость оболочки ракеты.

(слайд 15) В любой ракете всегда имеется оболочка и топливо с окислителем. Основную массу ракеты составляет топливо с окислителем, которое с помощью насосов подается в камеру сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ высокой температуры и высокого давления. Благодаря большой разности давления в камере сгорания и в космическом пространстве, газы с камеры сгорания мощной струей устремляются наружу через сопло.

(слайд 16) Для увеличения скорости ракеты её делают многоступенчатой. После того как топливо и окислитель первой ступени будет полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени. Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. Таким же образом отбрасывается вторая ступень.

(слайд 17) Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева (1907-1966).

(слайд 18) 4 октября 1957 г. весь мир стал свидетелем выдающегося события - в СССР был осуществлен успешный запуск I искусственного спутника Земли.

Учитель: Прежде чем приступить к обобщению изученного материала проведем физическую паузу.

Представим, что мы с вами пассажиры автобуса…..

- автобус резко трогается с места- ученики должны наклониться назад

- автобус тормозит - ученики отклоняются вперед

- автобус поворачивает направо - учащиеся наклоняются влево

- автобус поворачивает налево - учащиеся наклоняются вправо

Учитель: Какое явление вы изображали?

Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

а) Решение задач (по карточке).

Учитель: Что общего у осьминога, кальмара, медузы, современного самолёта и космического корабля?

Ученики: Все они передвигаются с использованием реактивного движения

в) Выполнение теста.

Работа выполняется с использование копировальной бумаги и через несколько минут происходит проверка работы, а вторая часть собирается учителем для повторного контроля.

Учитель: Давайте ещё раз вернемся к целям нашего урока и выясним, достигли мы их или нет.

Ученики: Мы сегодня на уроке обобщили ранее изученные знания о законе сохранения импульса. Выяснили, что такое реактивное движение, на каких законах оно основано. Разобрали устройство и принцип работы ракеты-носителя.

Учитель: Справились ли мы с поставленной целью?

Ученики делают выводы о проделанной работе на уроке.

Учитель: Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, внимательно слушали и принимали активное участие на уроке. Как для каждого прошёл урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики.

(Учащиеся поднимают одну из трех карточек, лежащих у них на парте)

Красная карточка - удовлетворен уроком, урок полезен для меня, я работал и получил заслуженную отметку; я понимал всё , о чем говорилось.

Желтая карточка – урок был интересен, я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне на уроке достаточно комфортно.

Зеленая карточка – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, и к ответу на уроке я был не готов.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

  1. Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г. вылетают из неё со скоростью 800 м/с.
  2. Искусственный спутник движется вокруг Земли по круговой орбите. Как направлен импульс спутника?

Список используемой литературы

1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018;

1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018;

2. Даминов Р.В. Физический эксперимент. Это просто! Занимательные опыты с пластиковыми бутылками. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002.-129стр.

3. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы Физика 9 класс: учебно-методическое пособие Москва, Дрофа, 2013 г.

4. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. Е.А. Демченко



Формы контроля и оценки результатов урока (только для учителей ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок.


разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

Разработка конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". Куда входитят приложение1 (с тестом).


Конспект урока по физике для 9 класса "Прямолинейное равноускоренное движение"

Данный конспект урока предназначен для систематизации и обобщения знаний по решению задач на прямолинейное равноускоренное движение. рассматривается разные типы задач: составление уроавнения скорости.

Конспект урока по физике для 9 класса на тему "Реактивное движение. Ракеты."

Урок физики в 9 классе на тему "Реактивное движение. Ракеты".Автор: Галеева Лилия Мунировна, учитель физики МКОУ "Тайчинская ср.


конспект урока по физике в 7 классе "Механическое движение"


Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2).


Конспект урока по физике в 9 классе. Реактивное движение.Ракеты.

Цели урока:- Ввести понятие реактивного движения; рассмотреть это явление с помощью закона сохранения импульса; показать примеры применения закона сохранения импульса в технике и природе.Задачи:- Созд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с реактивным движе­нием, историей его развития; применить закон сохранения импульса для случая реактивного движения.

Образовательные:

ввести понятие реактивного движения;

распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;

способствовать развитию навыков учащихся самостоятельно приобретать информацию, уметь выделять главную мысль.

Воспитательные:

способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

активизировать деятельность учащихся на уроке.

Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проведем открытый урок знаний.

2. Актуализация знаний

А) фронтальный опрос

- Что называется импульсом?

- Почему импульс – векторная величина?

- Назовите единицы измерения импульса тела в СИ.

- В чем заключается закон сохранения импульса?

- Напишите формулу закона сохранения импульса в векторном виде.

- При каких условиях выполняется этот закон?

Человек массой 40 кг, бегущий со скоростью 5 м/с, догоняет тележку, движущуюся со скоростью 2 м/с в том же направлении, и вскакивает на неё. С какой скоростью они продолжают движение?

Два шарика массой 0,5 кг и 1 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 7 м/с и 8 м/с. Какова будет их скорость, если после столкновения они движутся как единое целое.

3.Изучение нового материала.

Учитель: ребята может быть с помощью оборудования, которое лежит у вас на столе, можно показать данный вид движения.

Ученики: надутый воздухом шарик приходит в движение, если развязать нить, стягивающую его.

Учитель: объясните это движение с помощью закона сохранения импульса Опыт № 2. Надуть резиновый шарик и отпустить его.

Ученики: пока шарик завязан он покоится, импульс шарика и воздуха равен нулю. При открытии из него с довольно большой скоростью вырывается поток воздуха. Движущийся воздух обладает импульсом, направленным в противоположную сторону его движения. В результате шарик движется с тем же самым импульсом, но в противоположную сторону.

Учитель: правильно. Движение шарика является примером реактивного движения.

Запишите в тетрадь:

Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, называют реактивным движением.

Учитель: принцип реактивного движения был открыт очень давно, а в Китае его применили для создания ракет, которые использовались для демонстрации фейерверков.

Но его аппарат должен был работать на прессованном порохе.

Идея использования ракет для космических полётов была выдвинута в начале XX в. Русским ученым, изобретателем и учителем Константином Эдуардовичем Циолковским (1887-1935).

Циолковский разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты.

Рассмотрим принцип реактивного движения на примере ракеты. Будем считать, что ракета представляет собой замкнутую систему. Поскольку до старта импульс ракеты был равен нулю, то по закону сохранения суммарный импульс движущейся оболочки и выбрасываемого из нее газа тоже должен быть равен нулю. Отсюда следует, что импульс оболочки и направленный противоположно ему импульс струи газа должны быть равны друг другу по модулю. Значит, чем с большей скоростью вырывается газ из сопла, тем больше будет скорость оболочки ракеты.

В любой ракете всегда имеется оболочка и топливо с окислителем. Основную массу ракеты составляет топливо с окислителем, которое с помощью насосов подается в камеру сгорания. Топливо, сгорая, превращается в газ высокой температуры и высокого давления. Благодаря большой разности давления в камере сгорания и в космическом пространстве, газы с камеры сгорания мощной струей устремляются наружу через сопло.

Для увеличения скорости ракеты её делают многоступенчатой. После того как топливо и окислитель первой ступени будет полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени. Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. Таким же образом отбрасывается вторая ступень.

Полвека спустя идея Циолковского была развита и реализована советскими учеными под руководством Сергея Павловича Королева (1907-1966).

4 октября 1957 г. весь мир стал свидетелем выдающегося события - в СССР был осуществлен успешный запуск I искусственного спутника Земли.

“Реактивное движение – это движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части”

Таким образом, скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов, и чем больше отношение mг/ Мр.

Ясно, что выведенная формула справедлива только для случая мгновенно­го сгорания топлива. Такого быть не может, так как мгновенное сгорание -это взрыв. На практике масса топлива уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используют более сложные формулы.

Закрепление

Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Какое движение называют реактивным?

- Верно ли утверждение: для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия с окружающей средой?

- Какому закону подчиняется реактивное движение?

- От чего зависит скорость ракеты?

- Когда и где был запущен первый искусственный спутник Земли, состоялся первый полет человека в космос?

Решают задачу:

Космический корабль массой 10 т движется со скоростью 9 км/с. Для торможения корабль выбрасывает в направлении движения 1450 кг продуктов сгорания со скоростью 3 км/с относительно корпуса. Какова скорость корабля после торможения?

Читайте также: