Конспект по физике 7 класс перышкин параграф 25 явление тяготения

Обновлено: 07.07.2024

Мы рассмотрели множество примеров с различными телами, когда они взаимодействуют друг с другом. Мы рассматривали совсем маленькие предметы, физические тела больших размеров.

Но одно очень большое физическое тело, с которым каждый из нас взаимодействует каждый день, мы оставили на рассмотрение в этом уроке. Имя этому телу — наша планета Земля.

Закон всемирного тяготения

Начнем с самого простого. Если нет ветра, капли дождя падают вертикально вниз на землю. Если мы отпустим камень из руки, то он тоже упадет на землю.

Если пнуть мяч, то он не полетит в прямом направлении вечно. Его траекторией будет кривая линия (рисунок 1). В конце движения он все равно окажется на земле.

Рисунок 1. Траектория полета мяча

Искусственные спутники запускаю вверх, но они не улетают по прямой в неизведанные космические пространства. Они движутся вокруг Земли.

Все эти тела участвуют в некотором взаимодействии, на них действует сила — сила притяжения к Земле.

К Земле притягивается все, что на ней находится: люди, океаны, наша атмосфера, дома, животные.

Кроме этого, можно сказать, что она притягивает все тела — например, Луну, Солнце, другие небесные объекты. Но взаимодействие не бывает односторонним, значит, и Земля притягивается ко всем этим телам.

Рассмотрим Луну и Землю. Взаимодействие этих небесных тел (их взаимное притяжение) вызывает приливы и отливы вод на Земле (рисунок 4). Дважды в сутки огромные массы воды поднимаются и опускаются по всей планете.

Вся наша Солнечная система взаимодействует подобным образом. Планеты притягиваются к Солнцу и друг к другу (рисунок 5).

Рисунок 5. Солнечная система и время оборота планет вокруг солнца.

Всемирное тяготение — это притяжение всех тел Вселенной друг к другу.

Открытие закона всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном, когда ему было 23 года (в 1666 году), но опубликован позже — в 1687 году. Согласно этому закону,

Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расcтояние между ними.

Сила тяжести

Для всех нас, живущих на планете Земля, наиболее важное значение имеет сила притяжения всех тел к Земле, а не наоборот. Так мы подошли к определению силы тяжести:

Cила тяжести — это сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

Сила тяжести:

  • имеет численное значение, ее модуль обозначается как $F_$
  • это векторная физическая величина, т.е. имеет направление и обозначается как $\vec_$
  • сила тяжести приложена к центру тела и всегда направлена вертикально вниз

Земля имеет не идеальную форму шара, а немного сплюснута у полюсов (рисунок 7).

Рисунок 7. Схематическое изображение формы Земного шара.

Из-за этого сила тяжести на полюсах немного больше, чем на других участках планеты. По той же причине сила тяжести у подножья горы будет больше, чем на ее вершине.

Также имеется связь с массой тела:

Cила тяжести прямо пропорциональна массе рассматриваемого тела.

Деформация – это любое изменение формы и размера тела.

A picture containing text Description automatically generated

Результат действия силы зависит от числового значения, направления и точки приложения.

1 МН = 1000000 Н

1 мкН = 0,000001 Н

Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела.

Закон всемирного тяготения

Два тела притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз из центра тяжести тела.

A picture containing dirty Description automatically generated

Свободное падение тела – движение тела без начальной скорости, только под действием силы тяжести.

Ускорение свободного падения показывает, как меняется скорость тела при свободном падении.

g – ускорение свободного падения

Fт. = mg – сила тяжести

m – масса тела, кг

g – ускорение свободного падения, \(\frac\)

Вес тела – сила, с которой тело давит на опору или растягивает подвес.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 33 материала





















5763453 5534261 5528386 5426481 5409944 5374181 5026180 4956469 4560757 4504666 4474692 4466728 4322297 4200044 4180785 4096457 4006735 3976750 3974580 3860251

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

графически изображать зависимость одной величины от другой.

ВложениеРазмер
yavlenie_tyagoteniya.sila_tyazhesti.docx 30 КБ
urok_sila_tyazhesti.ppt 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Явление тяготения. Сила тяжести.

Цель урока: явление тяготения, сила тяжести,

установить зависимость силы тяжести от массы тела;

научить решать задачи по формулам Fт = mg и m =

графически изображать зависимость одной величины от другой.

Приемы и методы

1.Постановка задач урока. Вводная беседа.

3.Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала.

7.Проверка усвоения темы

Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание

Групповое решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.

Выставление оценок, записи на доске и в дневниках

3.Проверка домашнего задания:

1.В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.

2.Что такое сила?

3.От чего зависит результат действия силы на тело?

4.Как изображают силу на чертеже?

5. Используя план –памятку рассказать о силе .

1.В чем проявляется всемирное тяготение?

2.Какую силу называют силой тяжести?

II.Учитель: С явлением тяготения каждый знаком с детства. Примеры такого явления — падение капель дождя; падение мяча, подброшенного вверх; шарика после пережигания нити и т.д.

Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?

Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?

Почему падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев?

  • Падение тела подброшенного вверх;
  • Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.

Учитель: Долгое время люди верили в религиозное учение о твердыни небесной, на которой бог будто бы поставил небесные светила. Луна и звезды якобы потому и не падают на Землю, что прикреплены к чему-то твердому наверху. Наука доказала, что никакой твердыни нет на самом деле Луна движется вокруг Земли. Почему же Луна движется вокруг Земли, а не уходит от нее прочь. Ответ был дан после открытия закона всемирного тяготения.

Важно , что сила притяжения существует между любыми телами. Правда, эти силы в повседневной жизни практически себя не проявляют.

Тела притягиваются не только к Земле, но и к другим планетам, небесным телам.

Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт. (З апись в тетради)

Если сопротивление воздуха мало, то движение тел при падении на Землю, называется свободным падением. Таким образом, если тело движется только под действием силы тяжести, — оно свободно падает.

Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Как это можно определить?

III. Работа в группах

Оборудование: набор грузов по 0,1 кг; динамометр.

Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра.

Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг, 0,4кг.

Задание 3. Заполнить таблицу.

2.Ответить на вопросы:

1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?

2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза

3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза

4) Как называется такая зависимость в математике?

Вывод: между силой тяжести, действующей на тело, и массой тела существует прямая пропорциональная зависимость, т.е. чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него: Fт ~ m.

1.Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fт (m).

2.Ответить на вопрос:

Что представляет собой этот график?

Вывод: графиком является прямая линия, следовательно, сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна его массе.

IV.Демонстрация : Опыт с трубкой Ньютона.

Вывод: все тела, независимо от формы и массы за единицу времени увеличивают свою скорость на одинаковую величину.

Учитель на доске:

Image2753

= = =

= = = = 10 Коэффициент пропорциональности приблизительно равен 10 , обозначается буквой g: g = 10 .

Это приближенное значение, связанное с погрешностью измерений. Более точное значение g = 9,8 Н/кг. Этот коэффициент называется ускорением свободного падения. Точные измерения в разных точках земного шара показали, что значения постоянной g зависят от широты местности. Так, на полюсе g = 9,832 Н/кг, на экваторе g = 9,78H/кг. По мере удаления от Земли в космос сила тяжести ослабевает, т.е. уменьшается значение g.

V. Работа в группах

Задание 5. Записать формулу для вычисления силы тяжести.

Учитель: Из курса математики известно, что такая зависимость y от x, при которой увеличение x в некоторое число раз сопровождается увеличением y в такое же число раз, называется прямой пропорциональной зависимостью. В виде формулы она записывается так: y = kx. Величина k является некоторым постоянным числом, коэффициентом пропорциональности. В нашем случае таким коэффициентом является g. Сила тяжести зависит от массы тела. Следовательно, Fт = mg.

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется.

Сходят с гор лавины, оползни и сели, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

Кроме того, следует отметить, что не только Земля притягивает к себе тела, но и любое тело притягивает к себе Землю с такой же по величине силой.

5. Закрепление пройденного материала.

I. Работа в группах (все группы решают одинаковые задачи, проверка у доски )

1. Используя план –памятку рассказать о силе .

2.На мопед МП-047 действует сила тяжести, равная 392 Н.какова масса мопеда?

3.Определите силу тяжести , действующую на тело массой 600 г?

4.Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, волка, медведя, носорога, слона, если их массы соответственно равны: 6 кг, 40 кг, 400 кг, 2 т, 4 т?

II. Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какая зависимость называется прямой пропорциональностью?
  • Как она записывается в виде формулы?
  • Что представляет из себя величина k?
  • Под действием какой силы брошенный горизонтально мяч падает на землю?
  • Что такое сила тяжести?
  • От чего зависит притяжение тел к Земле?
  • Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?
  • Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно?
  • Сформулируйте вывод из опытов.
  • Как этот вывод записать формулой?
  • В каких единицах измеряется g?
  • От чего зависит значение ускорения свободного падения?

7. Контроль усвоения темы:

Тест “Хорошо ли вы знаете силу тяжести?” (Ответы “да, нет”)

А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.

Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения.

В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.

Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.

Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела.

А. Сила тяжести измеряется динамометром.

Б. Сила тяжести действует на любое тело.

В. Сила тяжести всегда направлена вниз.

Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова.

Д. Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается.

8. Домашнее задание: §24 учебника, вопросы к параграфу.

Если на уроке осталось немного времени, можно предложить ученикам разгадать кроссворд.

1. Причина изменения скорости тела или его формы.

2. Единица массы, содержащая 1000кг.

3. Наука о неживой природе.

4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.

5. Прибор для измерения объема тела.

6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.

7. Вещество, которое делается ластичным при небольшом нагревании.

8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Ответы: 1. Сила. 2. Тонна. 3. Физика. 4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока. 7. Пластмасса. 8. Температура.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Явление тяготения. Сила тяжести. Учитель: Шишкина Надежда Павловна, учитель физики и информатики, I квалификационная категория, МОУ Медяковская СОШ 7 класс

Контрольные вопросы 1.В чем проявляется всемирное тяготение? 2.Какую силу называют силой тяжести?

Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?

Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?

Почему падает вниз вода фонтанов и водопадов?

Почему падает вниз листья деревьев?

Наблюдения за природными объектами показывают, что все окружающие тела ощущают притяжение к Земле.

Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается как Fт.

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли.

Как зависит сила тяжести, действующая на тело , от массы тела? Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра. Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг, 0,4кг. Задание 3. Заполнить таблицу. Ответить на вопросы: 1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза? 2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза 3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза 4) Как называется такая зависимость в математике? Задание 4. 1.Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fт (m). 2.Ответить на вопрос: Что представляет собой этот график?

Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела – называют ускорением свободного падения.

Решение задач: 1.На мопед МП-047 действует сила тяжести, равная 392 Н.какова масса мопеда? 2.Определите силу тяжести , действующую на тело массой 600 г? 3.Чему равна сила тяжести, действующая на зайца, волка, медведя, носорога, слона, если их массы соответственно равны: 6 кг, 40 кг, 400 кг, 2 т, 4 т?

1 вариант А. Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела. Б. Сила тяжести зависит от места наблюдения. В. Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле. Г. Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду. Д. Сила тяжести не действует на плавающие тела. 2 вариант. А. Сила тяжести измеряется динамометром. Б. Сила тяжести действует на любое тело. В. Сила тяжести всегда направлена вниз. Г. Сила тяжести на Земле везде одинакова. Д. Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается . Тест “Хорошо ли вы знаете силу тяжести?” (Ответы “да, нет”)


Цель урока: создать условия для изучения понятий сила, явление тяготения, сила тяжести.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование понятий сила, явление тяготения, сила тяжести;

формирование умения решать устно задачи;

Развивающие:

развитие и формирование навыков работы с ЭОР;

развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

воспитание умения формулировать свои мысли;

воспитание и формирование информационной культуры;

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная.

I. Орг. Момент (2 мин)

Мне бы хотелось начать наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем. И пусть хорошее настроение сопровождает вас в течение всего урока. (Слайд 2) На экране вы видите список личностных целей. Выберите для себя одну-две цели и напишите ее номер в маршрутном листе. Постарайтесь поработать в течение всего урока на эту цель. В конце урока Вы проанализируете, смогли ли Вы достичь ее.

Личностные цели:

развивать способность иметь собственное мнение;

научиться анализировать и делать выводы путем своих рассуждений;

научиться признавать свои ошибки, обращая внимание на мнение окружающих;

получить хорошую отметку;

уметь точно и грамотно излагать свои мысли;

научиться контролировать процесс и результат своей деятельности;

развивать способность учиться, т.е. действовать самостоятельно;

развивать способность к совместной работе ради достижения цели, используя устные и письменные средства общения.

Владея опытом естественных наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире,

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И понимание человеческое шире.

Это стихотворение я прочитала неслучайно, ведь, изучая естественные науки (а физика – естественная наука) мы познаем мир, каждый день, открывая для себя что-то новое.

Вот и сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной но, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним уже знакомые величины

II. Проверка домашнего задания (4 мин)

(Слайд 3)

III. (Слайд 4) Ребята, посмотрите на слайд. Здесь представлены некоторые предметы. «Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к нашему уроку.

Посмотрите видео фрагмент (2 мин)

(Слайд 5)

Цель урока: приобрести знания о явлении всемирного тяготения и силе тяжести

(Слайд 6) Вопросы, рассматриваемые на уроке.

IV. Эксперимент (Работа по группам) (Слайд 7)

Наблюдение силы, действующей на скрепку со стороны магнита.

Оборудование: картинка на нити, магнит.

Ход выполнения работы:

Бабочку приложить к листу бумаги.

С другой стороны листа приложить магнит

Водить магнитом и наблюдать за бабочкой.

Что происходит со скоростью бабочки?

По какому направлению двигается бабочка?

Сделайте соответствующий вывод о действии магнита на бабочку со скрепкой.

Вывод:

Работа №2. (Слайд 8)

Наблюдение силы, действующей со стороны

Оборудование: лист картона, небольшая игрушка

Ход выполнения работы:

Положите лист картона на две книги

На середину листа картона положите игрушку. Обратите внимание на изменение формы картона.

Ответьте на вопрос

Что произошло в результате взаимодействия игрушки с картоном?

По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?

Вывод:

Работа №3. (Слайд 9)

Наблюдение действия сил.

Оборудование: штатив, пружина, груз.

Ход выполнения работы:

Повесьте груз на пружину;

Что произошло с грузом? Почему?

Что произошло с пружиной? Почему?

Ответьте на вопрос:

Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной?

По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами?

Вывод:

(Слайд 11) Во всех экспериментах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Вывод: сила - причина изменения скорости тел.

(Слайд 12) Сила, действующая на тело, может изменить скорость отдельных его частей – ДЕФОРМИРОВАТЬ ТЕЛО. Деформация - это любое изменение формы и размера тела.

(Слайд 13) В результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются. Сила — физическая величина, значит, её можно измерить.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. Сила обозначается буквой со стрелочкой, а её модуль той же буквой F, но без стрелочки.

Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке тела приложена действующая на него сила.

(Слайд 14) На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце.

Сила измеряется в Н (ньютонах).

Прибор, который позволяет измерить силу, называется динамометром.

V. Физминутка (2мин)

(Слайд 15) Я с детства падал столько раз.

С болью и ушибами подчас.

И у меня уж нет сомнения,

Что это сила притяжения.

Давайте попытаемся побороться с силой притяжения –

(Слайд 16) Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

VI. Доклад

(Слайд 17) Английский физик Исаак Ньютон утверждал, что все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Он установил также, что чем больше масса взаимодействующих тел, тем больше сила, с которой они взаимодействуют. Ньютон также установил, что, чем больше расстояние между телами, тем сила их взаимодействия меньше.

Таким образом, сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения

Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целых 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец отдан в печать.

Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.
И был открыт великий закон–
Всемирный закон тяготенья.

(Слайд 18) Знакомства с явлением тяготения (2 мин)

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется. Сходят с гор лавины и оползни, движутся ледники, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады.

(Слайд 20) Притяжение Луны

Любое тело притягивается не только Землей, но и любыми другими телами, в том числе Луной, Солнцем, другими звездами. Луна – ближайшее к Земле крупное космическое тело, поэтому она оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Именно Луна является причиной мощных приливных волн, заставляя перемещаться огромные массы воды. Особенно большие приливы бывают в узких бухтах, где приливная волна, идущая из океана, сильно повышается. Высота приливов может достигать до 20 метров; если берега океана достаточно плоские, такая волна может на многие километры затоплять сушу.

Приливные явления, вызываемые Луной, мешают Земле вращаться, уменьшая её скорость вращения.

Приливы и отливы бывают не только в океане, но и на суше. В результате влияния Луны происходят вертикальные смещения земной поверхности до 50 сантиметров.

Читайте также: