Легенды и предания о граде китеже атаман кудеяр легенда о кургане конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

1. Вступительное слово учителя: чтение отрывка из повести М. Горького.

«Мне нравилось бывать в церквах; стоя где-нибудь в углу, где просторнее и темней, я любил смотреть издали на иконостас – он точно плавится в огнях свеч, стекая густозолотыми ручьями на серый каменный пол амвона; тихонько шевелятся тёмные фигуры икон; весело трепещет золотое кружево царских врат, огни свеч повисли в синеватом воздухе, точно золотые пчёлы, а головы женщин и девушек похожи на цветы.
Всё вокруг гармонично слито с пением хора, всё живёт странною жизнью сказки, вся церковь медленно покачивается, точно люлька, – качается в густой, как смола, тёмной пустоте.
Иногда мне казалось, что церковь погружена глубоко в воду озера, спряталась от земли, чтобы жить особенною, ни на что не похожею жизнью. Вероятно, это ощущение было вызвано у меня рассказом бабушки о граде Китеже, и часто я, дремотно покачиваясь вместе со всем окружающим, убаюканный пением хора, шорохом молитв, вздохами людей, твердил про себя певучий, грустный рассказ:

3. Анализ летописного источника

СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ КИТЕЖЕ – литературное воплощение народной легенды, дошедшей до нас в поздней (вторая половина XVIII в.) письменной обработке. Повествует о скрытом до времени святом граде, путь в который находят лишь праведники. Состоит из двух достаточно обособленных частей, из которых первая рассказывает о том, как возник невидимый Китеж в годы Батыева нашествия на Русь, а вторая представляет собой своего рода путеводитель к невидимому городу, наставление о том, как попасть туда.

Итак, что же узнаем мы на первых страницах летописи?

«Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович – правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.
А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: "Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище – Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину". И сказал ему благоверный князь Михаил: "Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба".

И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: "Дай мне грамоту, на Руси нашей по укрепленным местам церкви божий строить и города". И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: "Как хочешь, так и созидай церкви божий во славу и хвалу пресвятому имени божию. За такое доброе твое намерение награду примешь в день пришествия Христова".

И пировали они много дней. И когда решил благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

И поехал князь Георгий по городам, и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164). Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы. и приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в городе Ростове великий князь Андрей Боголюбский. И повелел благоверный князь Георгий в городе том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия, епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю боголюбскому, в город Муром и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии.

5. Просмотр презентации: выяснение исторических реалий повествования (Приложение 1, слайды 1-19)

6. Чтение летописного источника

«Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное; и по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно красиво, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста господня, а вторую церковь – во имя Успения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии, и третью церковь – во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников господних и богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину – двести сажен, а в ширину – сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу богу и пресвятой богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой богородице Федоровской, по совершении службы той, отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью; и, попрощавшись с ним, отпустили.

– Перечитаем еще раз строки рассказа бабушки Алеши Пешкова (в распечатке на каждом столе). О чем в них говорится.

– А как описано это событие в летописи?

Продолжение чтения отрывка:

«Было же в год 6747 (1239). Попущением божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города, и огнем пожигал их, и церкви божий тоже разорял, и огнем пожигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко господу и пресвятой божией матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие. В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

– Чем же отличается летописное изложение событий от того, которое мы находим у М. Горького?

А вот еще другое место есть:
Есть целый град, стоящий многи веки
Невидимый, при озере. И было
Сие вот так: егда на Русь с татары
Прииде лютый царь Батый, и грады
Вся разорял, и убивал людей,
И, аки огнь, потек по всей стране,
Против него великий князь Георгий
Ходил с полки свои, и был побит,
И побежал во славный Китеж-град –
Его же сотвори во славу божью;
И погнались татарове за ним;
И бысть во граде плач; и прибегоша
Во храмы люди, умоляя бога, –
И бог яви свою над ними милость
И сотвори неслыханное чудо:
Егда татары кинулись на приступ,
Внезапу град содеяся невидим!
И по ся дни стоит незрим, и токмо
На озере, когда вода спокойна,
Как в зеркале, он кажет тень свою:
И видны стены с башнями градскими,
И терема узорчаты, часовни
И церкви с позлащенными главами.
Пречудное то зрелище! И явно –
Всё на тени: как люди идут в церковь,
И старицы и старцы, в черном платье,
По старине одетые. И слышен
Оттуда гул колоколов. И тамо
Жизнь беспечальная, подобно райской!
А виден град всем жителям побрежным
Круг озера по утренней заре
Иль в тихие вечерние часы, –
Но внити в оный может токмо тот,
Кто путь прейдет, ни на минуту бога
Из мысли не теряя; бо сей путь,
"Батыева тропа" рекомый, страхи
И чудищи различными стрегом!
Претерпишь хлад и глад. Зверь нападет
И змии на тебя. Восстанет буря.
И бесы на тебя наскочут, с песьей
Главою, с огненными языками,
И эфиопы черные, как уголь!
Ты всё ж иди вперед и богомысли!
И победишь все дьявольские страхи,
Ни хлад тебя, ни глад не остановит,
Ни зверь, ни змий, ни сатанинский табор
Нигде тебе в пути не воспретит –
Тебе врата отверзнутся во граде,
И выйдут старцы друг за другом, с песнью
Приемлющи сподвижника и брата.

– Как видите, и этот литературный вариант заканчивается обещанием встречи с погруженным под воду городом. Но кто увидит его? Кто удостоится? Почему только праведнику откроется чудный град, в котором

И звон-то, звон колоколов послушать.
А звон у них серебряный и чистый,
И словно как не колокол гудит,
А ровно что небесная лазурь
Сама звенит.

9. Анализ летописного источника

10. Продолжение работы с презентацией (чтение одним из заранее подготовленных учащихся материала из книги Мельникова-Печерского на фоне слайдов №20-31 Приложения 1):

– А сейчас я предлагаю вам прослушать увертюру к опере Н.А. Римского-Корсакова, посмотреть несколько эскизов к опере, а затем подобрать аргументы в защиту качества, которое, по-вашему, должно царить в доме, чтобы его обитатели могли надеяться увидеть Китеж-град (на фоне слайдов 32-40 Приложения 1).

11. Выводы: проверка творческого домашнего задания, через которое выясняются основы русской духовности.

– Вспомните: когда Высшая Сила хотела наказать человека, она посылала землетрясения (Вавилонская башня), наводнения (Всемирный Потоп). Это были наказания. Наказан ли Китеж.

– Мысль о спасении (а не наказании!) города через погружение под воду является общей и для летописного источника, и для всех литературных его обработок. Потому что это мысль – основа веры русского человека в рай на земле. Рай, имя которому – Китеж.

12. Работа со строчками из стихотворения М. Волошина

– Итак, сказка или быль. Решать каждому из вас. Но разве не реальны те качества, которые, по-вашему, должны главенствовать в семьях, домах.

– В начале XX века нашу страну сотрясали революции и войны. И Максимилиан Волошин – один из очевидцев происходящего вокруг – восклицал:

Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешной
Подводный благовест церквей.

– В этом восклицании столько всего: и вера в Китеж, и осознание того, что через войны и смерть к нему уже не пробраться… Поэтому-то в заключительных строчках поэт говорит:

Молитесь же, терпите же, примите ж
На плечи крест, на выю трон.
На дне души гудит подводный Китеж –
Наш неосуществимый сон!

13. Заключительное слово учителя:

– Прошло время смут и треволнений; мужественно перенесла Россия все посланные ей испытания и осталась великой державой, которая по-прежнему опирается на веру, Бога, поэтому и рождаются в умах ее детей такие слова (чтение отрывка из произведения В. Крупина):

Цель урока:

-дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы

-формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-устанавливать следственные связи между поступками героев произведения.

Коммуникативные

-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

-формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

Регулятивные

-формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию.

ВложениеРазмер
rodnaya_literatura.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

-дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы

-формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-устанавливать следственные связи между поступками героев произведения.

-формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;

-формировать умение сотрудничества, работы в паре, малой группе.

-формировать умение принимать учебную задачу и планировать ее реализацию.

Ход урока:
I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках вы изучали мифы, а сегодня, мы проверим ваши знания по пройденному материалу.

-Подпишите листочки и выполните тест

1. Что такое миф:

а) произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий;

б) вымышленная история с приключениями, тайнами и где добро всегда побеждает зло;

в) небольшое прозаическое произведение повествовательного характера.

2. К какому мифу относится царь Мадас?

3. Герой Нарцисс к какому мифу относится?

4. Бог Нинурта, герой какого мифа?

-А теперь обменяйтесь работами и проверьте по эталону. Оцените работу и поставьте оценку.

  • если нет ошибок –5
  • одна ошибка - 4
  • две ошибки -3

2. Работа над эпиграфом : “Чтение- это то же, что физические упражнения для тела”

- Как вы понимаете значение этих слов? (Дети дают свои версии на поставленный вопрос)

- Вы должны помнить русскую поговорку, дополните её: “Кто много читает, тот ….” (много знает)

III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

-Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

-Все ли слова в названии произведения вам знакомы? (незнакомо слово – легенда)

-Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? (это жанр)

-В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

-Что для этого надо сделать?

-Сформулируйте учебные задачи для работы на уроке.

IV. Работа по теме урока

1.Беседа с элементами рассказа учителя

-Подумай, что такое легенда?

-Какие события находят отражение в легендах?

Люди стремятся сохранить события уходящих веков, дать объяснение произошедшему ранее. Сейчас этим занимаются учёные-историки, а в давние времена каждый мог внести свою лепту в увековечивание памяти. Одним из таких жанров, хранящих тайны старины, является легенда.

Легенда — жанр фольклора, назидательная история, которая носит исторический и религиозно-мистический характер.

Многие легенды записывались монахами-летописцами и входили в состав различных сборников. Легенды появлялись на основе религиозных текстов, часто представляли собой переосмысленные и дополненные народом сюжеты Священного Писания или изменённые исторические события.
Легенда близка к таким жанрам, как миф, предание, волшебная сказка, но обладает своими особенностями:

-от мифа легенду отличает самостоятельность в текстовом отношении, независимость от обряда;

-от предания — наличие мистического смысла, связь не только с событиями прошлого, но и актуальность излагаемого в настоящем и будущем;

-от волшебной сказки легенда отлична стилем изложения: чудо воспринимается реальным событием.

-Знаешь ли ты, что такое Китеж и какие события связаны с ним?

- Какова основная мысль произведения?

-Где происходили события?

-О каком историческом персонаже рассказывает легенда?

-О каком историческом событии?

-Как вели себя татары? Как вели себя жители Китежа? Почему?

-Случилось ли спасение? Спасение чего?

V. Закрепление материала

1.Работа в парах

- Можем ли мы сравнить легенду с остальными известными нам жанрами?

-Соотнесите определение жанров с их названиями. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из прочитанных произведений.

миф объяснение людьми в древние времена природных явлений, сотворения

мира, появление человека

сказка народное или литературное произведение с фантастическим

былина жанр русского фольклора, произведение о русских богатырях и их

легенда фольклорное или авторское произведение, в котором в сказочной или

фантастической форме повествуется о каком-либо историческом событии или известном историческом лице

Самопроверка по образцу

-Давайте подведем итог урока. Вернемся к нашим учебным задачам. Какие из них мы выполнили, что узнали сегодня на уроке.

Самооценка деятельности на уроке: Оцените свою работу.

Нарисовать иллюстрацию к легенде

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"


Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме И.Трубин "Сластёна"

Учитель представляет открытый урок по литературному чтению для 2 класса по рассказу Ивана Трубина "Сластена".


Урок литературного чтения на родном (русском) языке "Рассказы о природе"
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н.


"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.


Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер.


Формирование представлений о легендах, связанных с основанием города, его покровителях, традициях.

Развитие умений актуализировать знания, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Усилить мотивацию для изучения истории родной страны, родного села.

стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Оборудование урока.

Лекционный материал( можно в распечатке докладами)

1.Повторение

-Кто был основателем Городца Радилова?

-Год основания города?

-Что изображено на гербе города?

— На каком берегу реки Волга расположен город?

— Кто такой Прохор?

2.Лекция учителя. Записи в тетради.

Легенда о Китеж-граде на озере Светлояр

всегда являлась чем-то загадочным и непознанным. Любопытны были истории исчезнувших народов и городов..

Итак, я нашла кое-что:

Ки́теж ( Ки́теж-град , град Ки́теж , Большо́й Ки́теж , Ки́диш ) — мессианистический город, находившийся по легенде в северной части Горбатов Константин Китеж-град

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.

И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что

тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле.

Цели урока : -формировать у учащихся активную читательскую позицию, собственное суждение и высказывание по теме,

-создавать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

- определить основные отличительные особенности жанра легенда.

-воспитывать интерес к народному преданию;

Оборудование: тексты легенд, преданий, презентация.

1.Орг.момент ( проверка готовности, порядка наличие тетради, литературы; фиксация отсутствующих и вопросы по самочувствию)

2.Проверка Д/З

-прочитает запись с тетради –Ишемгулова Карина; Нарбулатов Динар.

-Какие сложности выполнения Д/З Вы испытали, давайте сейчас разберем о понятиях.

3Актуализация знаний.

Перечислите жанры фольклорных произведений?

Расположите их в хронологическом порядке возникновения?

Докажите свою точку зрения?

4Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Прочтите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Все ли слова в названии произведения вам знакомы? ( незнакомо слово – легенда)

Это слово стоит в начале заголовка. Как вы думаете, почему? ( это жанр)

В чем нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке?

Что для этого надо сделать?

Сформулируйте учебную цель для работы на уроке.

5.Словарная работа. Вспомним определения:

Предание- жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.

Отличия легенды от иных жанров:

Отличие В отличие от легенд, которые объясненяют происхождение природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена [1] , историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

5 Основная часть урока. Совместное исследование и решение проблемы.

1 Презенация о Граде Кутяже

Составление короткого плана:

1) в северной части Нижегородской области около села Владимирского на берегах озера Светлояр у реки Люнда находился город Китеж

2)основатель Князь Юрий Всеволодович Владимирский

3) легенда о рождении полуконь-получеловек Китоврас ( имя города)

4) культа Ярилы; после крещения Руси Китеж был превращен в центр православной веры.

5) 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары.

А) Придатель Гришка Кутерьма

6) святой ключ Кибелек

7) Кутеж не сломлен…он стоит по сей день…

2 Чтение об атомане Кудеяре

3 Составление образа Кудеяра.

Рисунок по любой теме (в начале урока –Индивид.задание Ивницкая Настя_______(оц) + по-желанию__________________________________________(оц)

Словарная работа языковое исследование Ершова Арина_________,

Д/З Самостоятельная работа Легенда о кугане: составление плана по боразцу презентации

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Урок знакомства с новым литературным жанром, сравнение его с известными литературными жанрами. На уроке предполагается индивидуальная работа, работа в паре и группе.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 4 класса

1 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015

2 lyudmiladammert • 12:03, 27.09.2015

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: