Конспект по фэмп в старшей группе цифра 5

Обновлено: 05.07.2024

Цель: дать детям представление о числе 5, его составе, о письменном обозначении числа 5.

  • Знакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
  • Развивать навык устного счета в пределах 1 до 5.
  • Закрепить умение соотносить цифру 5 с количеством.
  • Закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения размеров.
  • Закрепить пространственные отношения: слева, справа, верх, низ, посередине, между. Уточнить представления о формах геометрических фигур - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал.
  • Развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать любознательность, самостоятельность, умение работать сообща, стремление помогать друг другу.

Тип занятия: комплексное.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости должен был прийти сказочный герой. Он так сильно к нам торопился, что упал и разлетелся на части.

Как вы думаете, кто этот герой?

Воспитатель: Снеговик пришел к вам не просто так, а посмотреть, как вы занимаетесь. И хотел нас познакомить с чем-то важным. Но с ним произошла вот такая неприятность. Ребята, что делать?

Дети: Давайте его соберем.

Воспитатель: Посмотрите на картинку, она поможет нам его собрать.

Возьмем большой снежный ком. Какую объемную геометрическую форму он имеет? Дети: Форму шара.

Воспитатель: Потом поменьше - это туловище. Еще меньше - это голова. Два самых маленьких - это руки. Сколько всего нам понадобится шаров? Посчитаем.

Воспитатель: Нам понадобится 5шаров. А у нас сколько?

Воспитатель: Я не нашла еще один, что делать? Нашли. Давайте построим снеговика.

Воспитатель: Сколько было шаров в начале? Было 4 шара.

А потом еще сколько принесли? Принесли еще 1.

На сколько увеличилось число шаров? На один.

Сколько их стало? 5.

Как это записать? 4 +1= 5.

Воспитатель: Собрали мы снеговика. Давайте с ним познакомимся.

Снеговика зовут так же, как называется пятый день недели. Догадались, как зовут снеговика?

Воспитатель: Так как вы думаете, с чем таким важным он нас хотел познакомить? С цифрой 5.

Воспитатель: Ребята, снеговик хочет с вами поиграть. Хотите?

Дети идут по кругу, в центре которого лежат перевернутые цифры, по сигналу воспитателя каждый берет себе цифру и находит свое место в ряду, расставив числа по порядку.

Игра повторяется 2 раза. Играют девочки, затем мальчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас получился числовой ряд.

Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6).

Посчитайте до 5 и обратно.

Воспитатель: Ребята, чем примечательно это число? Чем отличается от других и где встречается? (лучшая отметка в школе, пять лучей у звезды, пять пальцев на руке)

Кто из вас раньше видел цифру 5? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке)

Воспитатель: Снеговик просит меня показать вам, как писать цифру пять.

Показ образца написания цифры 5 на доске, сопровождающийся следующими пояснениями:

Воспитатель: Сегодня мы научимся писать цифру 5. Вот так она выглядит.

Ведем палочку наклонно, потом вправо пишем полуовал. Сверху от палочки вправо пишем волнистую линию.

Давайте вместе указательным пальцем в воздухе пропишем цифру 5.

А сейчас давайте изобразим цифру 5 из материала, который лежит перед вами на столах.

Пластилин, фасоль, шнурки, счетные палочки, мозаика.

Молодцы, у всех получились разные цифры, но у всех цифры 5.

Воспитатель: Выходите из-за столов. Сейчас вам надо разделиться на пары, но не просто так, а с помощью этих карточек. Сейчас каждый вытянет по одной карточке с цифрой. Вы должны найти свою пару, чтобы сумма чисел равнялась 5.

У детей карточки с цифрами от 1 до 4, дети должны найти свою пару, чтобы сумму чисел равнялась 5.

Давайте проверим, правильно ли вы нашли себе пару.

…, почему ты взяла себе в пару …. Потому что, если к 1 прибавить 4 получиться 5.

На доске воспитатель делает записи, раскрывающие состав числа 5:

Если дети не правильно выбрали пару, нужно предложить детям поискать другие варианты и обосновать их.

Соотнесение числа и цифры. Работа за столами.

Воспитатель: Разделились на пары, теперь парами проходите за любые столы.

Перед вами на столе у каждого лежит лист с заданием и у меня такой же лист с заданием только висит на доске.

Воспитатель вызывает к доске ребенка, для работы возле доски.

Снеговик спешил, сам разлетелся, и все цифры разлетелись.

Задание такое, вы должны посчитать, сколько точек изображено на карточке, и соотнести с нужной цифрой.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.

Молодцы! Справились с заданием.

У вас на столе у каждого лежит тарелочка с фигурами и лист белой бумаги.

Какие фигуры вы видите? Квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, звезда.

Для того чтобы выполнить следующее задание, вы должны будете вспомнить понятия: право, лево, верх, низ, между, посередине.

Положите в левый верхний угол – квадрат.

Положите в правый нижний угол – прямоугольник.

Положите в центр альбомного листа – звезду.

Положите в правый верхний угол – круг.

Положите в левый нижний угол – треугольник.

Положите между треугольником и прямоугольником – овал.

Воспитатель: Поменяйтесь листочками, на которых вы выполняли задание со своим соседом. Проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед.

После того, как дети проверили задание друг у друга, демонстрируется образец на доске.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как у вас должно было получиться.

Воспитатель: Назовите лишнюю фигуру. Звезда.

Почему? Это не геометрическая фигура.

Сколько концов у звезды? 5.

Сколько углов, вершин? Тоже 5.

Рефлексия: Педагог раздает листочки с заданием, дети выполняют: соединить все точки по порядку, начиная от единицы…до 5.

Должна получиться цифра 5.

Итог занятия: Ребята, с чем сегодня вас познакомил снеговик?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было для вас трудным?

Кто, по вашему мнению, работал сегодня лучше всех?

Что у вас получилось, когда вы соединили все точки?

Да, это цифра 5. Именно этой оценкой мы со снеговиком оценили вашу работу. Молодцы! Всем спасибо.

Описание: Материал будет интересен воспитателям детского сада. Его можно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в дополнительных занятиях с детьми.
Цель: Знакомство детей с количественным составом числа 5 из единиц.
Задачи:
- Познакомить детей с количественным составом числа 5 из единиц;
- Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9;
- Совершенствовать представления о треугольнике.
Материал для занятия: Разноцветные листья, цифры от 1 до 9, магнитная доска, математические наборы на каждого ребёнка, листы бумаги, цветные карандаши.




2. Работа с демонстрационным материалом.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас загадка. Если вы её отгадаете, то узнаете с каким числом вы сегодня познакомитесь.
На руке малышка Лиза
Любит пальчики считать.
У неё на, на удивление,
Каждый раз выходит… (пять)
Воспитатель: С каким числом мы сегодня познакомимся?
Дети: С числом пять.
На столе лепестки разного цвета.
Воспитатель: Составьте из лепестков число 4.
Один ребёнок работает у доски.
Воспитатель: Сколько всего лепестков?
Дети: Четыре лепестка.
Воспитатель: Сколько лепестков, какого цвета вы взяли?
Дети: Один лепесток коричневого цвета, один синего, один фиолетового, один красного цвета.
Воспитатель: Как мы составили число 4? (Ответы детей)



Добавьте к четырём лепесткам ещё один лепесток другого цвета. (показ у доски)
Воспитатель: Сколько лепестков, какого цвета у нас на доске?
Дети: Один лепесток коричневого цвета, один синего, один фиолетового, один красного цвета и один лепесток зелёного цвета.
Воспитатель: Сколько всего лепестков?
Дети: Пять лепестков.
Воспитатель: Как составили число 5? (ответы детей)
Воспитатель: Число 5 обозначаем цифрой 5 (показ).







5. Итог.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким числом мы сегодня познакомились? Что было самым интересным? Что у вас получилось сделать? Что было самым трудным?

Автор: Малярова Виктория Олеговна

Организация: МБДОУ д/с №15

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Автор: Святченко Светлана Александровна

Организация: МБДОУ д/с №15

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Цель: познакомить с числом 5 и цифрой 5.

Образовательная задача: прием прибавления единицы на предыдущее число, учить считать в пределах 5, закреплять знания о геометрических фигурах, изучить число 5, написание цифры5.

Развивающая задача: развивать у детей речь, память, внимание, мышление.

Воспитательная задача: воспитывать у детей интерес к математике, воспитывать у детей бережное отношение к наглядным материалам.

Методы и приемы: Словесный- художественное слово, вопросы , ответы, объяснение, указание Наглядный- показ и рассматривание картин Практический- дидактические упражнения Игровой- создание игровой ситуации Демонстрационный материал: карточки с изображением цифры 5.

Раздаточный материал: счетные палочки, математические наборы, карточки с цифрой 5.

Словарная работа : число пять, цифра пять.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

- Посчитайте до 10, обратно.

- Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

- Назовите соседей числа 2, 7, 4.

- Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Возьмите цифры из математического наборв и положите перед собой числовой ряд от 1 до 5.

На доске расположены цифры от 1 до 5. Дети хором называют цифры по порядку. А теперь закройте глазки и не подглядывайте. А я уберу одну из цифр. А вы должны угадать какой цифры не хватает. Будьте внимательны!

Далее воспитатель убирает незаметно одну цифру. Дети должны угадать какой цифры не стало. Упражнение повторяется несколько раз

Физкультминутка:

В понедельник- я купался.

А во вторник- рисовал.

В среду долго умывался

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, прыгал.

Очень долго танцевал.

А в субботу воскресенье

Целый день я отдыхал.

Основная часть

- Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек вы выложите. Сколько палочек вы выложили? (4)

- Что надо сделать, чтобы палочек стало 5? (добавить еще одну палочку)

- Как мы получили 5? (к 4 прибавили 1, получилось 5)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с числом 5-это тема нашего занятия.

Число 5 обозначается цифрой 5.

Цифра пять - с большим брюшком,

Носит кепку с козырьком.

В школе эту цифру пять

Дети любят получать.

А теперь давайте возьмем карточки которые лежат у вас на столах. и пропишем цифру 5

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: воспитатель Отрощенко Е.Г.

Воспитательно-образовательные задачи

Цель : познакомить с количественным составом числа 5 из единиц; с составом числа пять из двух меньших чисел.

Задачи:
Обучающие:
Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
Повторить состав числа 5.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур.
Закрепить знания о днях недели, временах года, месяцах.
Развивающие:
Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).
Развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Планируемые результаты:
считать предметы в пределах 5; имеет элементарное представление о составе числа 5; умеет уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т.д.); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточение действует в течение 15-20 минут.

Организационный момент. (Дети стоят у столов)

Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от ваших улыбок. Ребятки, давайте улыбнёмся друг дружке. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

А теперь задание на внимание. Если услышите, что звенит колокольчик, то садятся только девочки этих двух столов. Если металлофон, то мальчики…

Не зевай, быстро на вопросы отвечай

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Сколько всего дней в неделе? (семь)

Какой день идёт после четверга? (пятница)

Какой день идёт перед вторником? (понедельник)

Как называется третий день недели? (среда)

Счет в прямом и обратном порядке от 1 до 10

Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8 , от 5 до 9.

Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2

Назовите соседей числа 3, 5, 7, ….

Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3.

Какое число больше 3 или 4, 2 или 3.

Какое число меньше 7 или 6, 4 или 5.

Сколько ушей у двух кошек? (4)

Сколько лап у двух собак? (8)

Сколько пальцев на двух руках? (10)

Молодцы! Справились с заданием.

В: - Я вам приготовила сюрприз. Посмотрите, кто это? (на доске появляется клоун).

В : -Да, это клоун. Имя у этого клоун необычное – Угадайте сами как его зовут (подсказка – это пятый день недели - Пятница. Этот клоун живет вот в этом доме. (домик с числом 5)

В: - Сегодня клоун Пятница раскроет секрет числа 5 и мы узнаем, из каких чисел состоит число. А клоун нам будет в этом помогать и ещё он приготовил нам много заданий.

— Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей).

— Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух).

— Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).

— Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 — это 1.1.1.1 и еще 1).

Один ребенок на фланелеграфе выставляет пять 1. Остальные дети эту работу выполняют на местах с палочками. Вопрос: какой одной цифрой можно заменить эти единицы? Покажите её.

В заключение педагог уточняет, за какими цифрами идёт 5, и дети выкладывают все цифры от 1 до 5 - Молодцы! Хорошо справились с заданием.

В: -Перед вами у каждого наборное полотно. Давайте, вспомним, как мы работаем с наборным полотном?

В :- Продолжаем дальше разгадывать тайну клоуна и заселять жильцов в домик. Пятница приготовил вам зелёные и красные кружочки. С помощью металлофона я буду издавать звуки, а вы сколько услышите звуков, столько и выложите зелёных кружочков на верхнюю полочку? (4 звука)

В: - Сколько выложили?

Д: -4 зелёных кружочков.

В :- Сколько нам не хватает кружочков до 5?

Д : Одного кружочка.

В: - Кладем на нижнюю полочку 1 красный кружочек. Сколько всего кружочков получилось (всего пять кружочков)

- Как мы получили число 5? Из каких чисел?

Д: - С помощью чисел 4и1, а всего 5. Воспитатель записывает фломастером цифры в домике и говорит: Обозначим число 4 цифрой 4, число 1- цифрой 1….

В: -А теперь другой способ, как можно получить число пять. Выложите, сейчас столько звуков, сколько услышите. (3 звука). Сколько выложили кружочков?

Д: 3кружочка.

В:- А сейчас, сколько звуков будет столько и выложите красных кружочков на нижнюю полочку. Сколько красных? (2) А всего сколько? (5) Как получили число 5? (из чисел 3 и 2 , а всего 5)

В:- Хорошо. Продолжаем заселять домик. Сколько услышите, вы сейчас звуков столько и выложите зелёных кружочков на верхнюю полочку(2). Сколько кружочков красных не хватает до пяти? (не хватает 3). Хорошо. Сколько у вас зелёных? А сколько красных? Всего сколько кружочков 5? К 2 прибавить 3 будет 5

В: Ребята, посмотрите с помощью каких чисел, можно составить еще число 5? В: - Молодцы! Вот и заселили наш домик. Раскрыли мы с вами секрет числа 5? Из каких, чисел состоит число 5?Давайте назовем числа? (4 и 1, а всего 5, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4). В: - Я обозначу число пять , цифрой 5 и прикреплю её на доске.

В: - А, давайте клоуну покажем, как мы умеем отдыхать. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Влево, вправо повернулись ,

Руками коленей коснулись

Сели-встали, сели - встали

И на месте побежали.

Сели на места. Продолжаем наше занятие .

- Закрепим материал. Работа с демонстрационным материалом у доски над составом числа 5 из 2-х меньших чисел. (можно ребёнка вызвать и вкладывает цифрами примеры).

Посчитайте, сколько мячиков принёс клоун? (4)

- столько нужно добавить, чтобы всего стало 5. - (1) . Почему? (Потому что 4 и 1 - это 5) .

- Давайте покажем это на ваших пальчиках. А я обозначу обе части цифрами.

- Давайте покажем состав числа 5 своими пальчиками .

- Посчитайте, сколько зайчиков пришло к клоуну в гости на доске? (3) - столько добавим, чтобы всего стало 5 зайчиков? (2)

- Почему? (Потому что 3 и 2 - это 5) . Обозначу обе части цифрами.

Давайте покажем состав числа 5 своими пальчиками .

Следующее задание

Клоун захотел подкрепиться

-Сколько яблок? - Чего больше?

Сколько груш? -Чего меньше ?

-Что нужно сделать, чтобы стало поровну?

В: - а теперь клоун хочет у вас проверить, как вы знаете право, лево. Выполним графический диктант: Но прежде чем начать выполнять его, проведём упражнение для пальчиков

Даст она нам к вечерку - сжимать и разжимать пальцы рук

Молока парного .

- Клоун приготовил вам вот такое стихотворение Я пою, и ты поешь

Я иду , и ты идешь

Мы поем , и мы идем

Очень весело живем.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Карандаш вот так держу

Сяду прямо, не согнусь ,

За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях

Дети, у вас в тетрадочке у каждого стоит красная точка . От этой точке мы будем работать дальше . Рисование по точкам. Соедините точки по порядку и узнаете, что у вас получилось. (Звездочка)

Воспитатель : Ребята, клоун приготовил для вас вот эти домики, вы теперь должны сами заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа.

Я нашел в дупле у белки
4 лесных орешка мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель : Сколько орешков у белки?

Дети: всего 5 (4 и еще 1, дети заполняют домик).

Три синицы на веточку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: всего 5 (3 синицы и 2 галки, дети заполняют домик)

Две книжки у Павлушки,
Три – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.

Дети: всего 5 (2 у Павлушки и 3 у Андрюшки, дети заполняют домик)

Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят

Один уплыл далеко,

Четверо нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

Дети : всего 5 (1 уплыли и 4 нырнули, дети заполняют домик)

В лесную школу на урок

Бежит, торопится сурок.

А в классе том уже сидят

4 пушистеньких зайчат.

Я прошу вас отвечать,

Сколько зверей учиться хотят?

Дети : всего 5 (1 сурок и 4 зайчат, дети заполняют домик).

Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили!

В: Ребята, ну что, клоун Пятница помог вам раскрыть секрет состава числа 5? с чем вы познакомились? Из каких чисел состоит число 5? Что нового узнали? Что понравилось?

Читайте также: